Своеобразие наследия группы Pink Floyd

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2015 в 23:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы — рассмотреть творчество группы Pink Floyd.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
• проследить генезис и эволюцию рок-музыки;
• выявить особенности развития рок-музыки в Великобритании;
• проследить историю становления и развития группы;
• рассмотреть музыкально-философскую специфику творчества группы.

Оглавление

Введение……….…………………………………………………………………..3
Глава 1. Жанр рока в музыкально-теоретическом контексте
1.1 Генезис и эволюция рока ………………………………………......................5
1.2 Особенности развития рок-музыки в Великобритании…..…………………9
Глава 2. Своеобразие наследия группы Pink Floyd
2.1 История группы Pink Floyd ….........................................................................16
2.2 Музыкально-философская специфика творчества Pink Floyd……………..24
Заключение……………………………………………...………………………..38
Библиографический список…………………………………...………………..42

Файлы: 1 файл

Пинк Флойд.docx

— 152.53 Кб (Скачать)

Чем ты обязан иллюзии, что опасность нереальна?

Кроткий и послушный, ты следуешь за вожаком

Вниз, по утоптанным тропинкам

Существуют еще люди-"псы", которые в жизни руководствуются лишь корыстными соображениями. Важнее всего для них собственное благополучие, которое "псам" обеспечивает соглашательская позиция:

Ты можешь казаться другим ненормальным

Или совершенно целеустремленным,

Ты можешь спать на ногах даже на улице

И подкрепляться с закрытыми глазами,

Отсидеться в тишине, в тени, вне поля зрения

И пойти в прорыв, когда настанет нужный момент. (Dog)

Мысль Уотерса проста: именно при попустительстве "псов" осуществляется всеохватывающая несправедливость в мире, которым управляют циничные и бездушные политиканы — "свиньи". Музыкально можно было выделить вторую сторону, где пьеса Pigs пульсирует, словно Welcome To The Machine, а убойные гитарные риффы в Sheep восходили от Echoes в диске Meddle. Вся сторона оказалась великолепной по выделке, наполненной изысканными стерео- и звуковыми эффектами.

Осенью 1977 года, сразу после окончания концертного турне "Животные", Уотерс приступил к сочинению первых фрагментов альбома The Wall. Свой самый интимный личный опыт, свою жизненную философию и взгляды на семью, конфликт поколений и проблемы выживания в "государстве атомного века" он вложил в песни, которые стали фундаментом грандиозного театрализованного представления и самого значительного события в роковой музыке конца 70-х годов. (Рассказ об этом альбоме, соединенный с репортажем из концертного зала находится в примечании).

Рок-опера и поставленный по ней фильм "Стена" с полуторачасовым звучанием снова оказался для слушателей сюрпризом, полным неожиданностей. Саунд совершенно новый, необычный, равно удаленный от всех столь разных между собой предыдущих программ, и одновременно сразу узнаваемый "флойдовский". Концепция похожа: место человека в современном обществе, о "стенах" между людьми, которые необходимо разрушить. В музыкальном отношении, как и положено рок-опере — разноплановая работа, но большее внимание уделяется лирике, собственно концепции. Неожиданно много вокальных номеров под "чистое" фортепиано. Среди других нововведений — привлечение детского хора. Программа стала последней в ряду революционных флойдовских шедевров, хотя аранжировок, собственно "игрового" арт-рока, тут меньше, чем на предыдущих альбомах. Так или иначе, музыкальная стилистика альбома "Стена" стала как бы "пиком" творчества группы, потому что все последующие диски выдержаны именно в подобной манере, а к экспериментам музыкантов больше не тянуло [4, с. 285].

Несомненным провалом, жалкой пародией на "Стену" стал очередной долгожданный проект "The final cut" с чрезмерно политизированными текстами, браться за которые вообще неблагодарное дело, так как нет ничего более спорного, чем политика. Пальба из пушек, взрывы, крики — этакий Bathory 70-х. Но музыки нет: чтение стихов под ритм-гитару с маниакально-однообразным подвыванием группы девиц. Все "новаторство" этого проекта заключено в приглашении бэквокальной группы, модной в царстве поп-музыки. К сожалению, эта традиция закрепилась и в дальнейшем [14].

В Pink Floyd нет ни феноменального певца, ни виртуознейшего инструменталиста, она не потрясала слушателей новациями в гармонии или ритме, не чаровала свою публику изысканностью артистического облика. Но без этой группы и ее альбомов невозможно себе представить лицо современной популярной музыки, нет убедительного доказательства того, что путь, пусть самого полного, самовыражения в роке, по которому Beatles дошли до "Клуба одиноких сердец", не зарос, что и в наше время, возникновение шедевров, которые одновременно удовлетворяли бы запросам и небольшой кучке гурманов, и широкой публики. Велики заслуг Pink Floyd и в их неустанной борьбе за справедливость — они тонко умеют чувствовать чужую боль. Видя грязь, ложь и несправедливость, они не могут пройти мимо. Их протест выражен доступными музыкальными методами и средствами. Альбомы Pink Floyd — камень правды, брошенный гневным обвинением в полицейское общество. "То, что вы предлагаете, мы не приемлем", — заявляют Гилмор, Райт, Мэйсон и Уотерс[11]. И не просто констатируют факт, а тщательно анализируют причины и привлекают к анализу своих слушателей. Влияние Pink Floyd  на современную музыкальную палитру от жесткого техно до гитарного индепендента вряд ли кто-либо сможет отрицать. Достаточно лишь назвать такие разноплановые группы, как ORB, OASIS, BLUR, U2, чтобы оценить спектр этого влияния. Pink Floyd навсегда вписан в историю рок-музыки, если угодно, как наше коллективное "повреждение мозга".

 

Заключение

 

 

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

1. Рок-н-ролл возник в начале 50-х гг. в результате слияния  элементов многих музыкальных  стилей. От ритм-энд-блюза — необработанной танцевальной музыки долины реки Миссисипи — музыканты переняли тяжелые синкопированные ритмы и эмоциональную насыщенность пения. А очаровательные и простые мелодии с их наивной сентиментальностью взяты у деревенской музыки белых жителей Апалачских гор. Этот сплав, в котором драматизм, темперамент и вокал и четкий ритм важнее музыкальной виртуозности, к середине 50-х стал не только самой распространенной музыкой в Америке, но и стилем, «учителем жизни» нескольких последующих поколений. Термин «рок-н-ролл» возник в 1951 году в музыкальных радиопрограммах американского диск-жокея Алана Фрида. Успех Элвиса Пресли воодушевил многих музыкантов, таких как Бадди Холли, Джерри Ли Льюис и других пионеров этого жанра. Рок, гибрид от рождения, с годами проявил чрезвычайную приспособляемость. Он впитывал в себя другие музыкальные стили, направления, заимствовал инструменты, используя все, что было способно усилить его воздействие. Среди тех, кто заложил основы рок-н-ролла как полноценного жанра, важнейшими исполнителями являются Фэтс Домино, Бо Диддли и Чак Берри. Чак Берри начал всерьёз заниматься музыкой в 1953 году, а в 1955 уже записал первый сингл. Чак Берри положил начало рок-стилю в текстах песен, имидже, игре на гитаре.

Среди других влиятельных афроамериканских музыкантов в жанре рок-н-ролла следует выделить Литтл Ричарда, который повлиял на последующее формирование гаражного рока и протопанка, поскольку его манера пения и игры на пианино была значительно более агрессивной и напористой, чем у конкурентов.

Поначалу рок-н-ролл считался специфической музыкой, характерной только для афроамериканской аудитории. Однако уже появлялись первые белые артисты, исполнявшие рок-н-ролл. Прорывом рок-н-ролла в мейнстрим стала песня Билла Хейли «Rock Around The Clock». Однако титул «короля рок-н-ролла» завоевал другой белый артист — Элвис Пресли. Он стал первым, кто записал рок-н-ролл на одном уровне с афроамериканскими артистами (когда диджеи ставили его первые записи в эфир, они специально предупреждали, что это поёт белый артист).

Другим знаменитым белым исполнителем рок-н-ролла стал Джерри Ли Льюис, получивший прозвище «Killer» за неистовую манеру исполнения и игры на пианино. Чуть позже стала появляться более мягкая форма «белого» рок-н-ролла, связанная прежде всего с именами Бадди Холли и Everly Brothers.

На основе синтеза рок-н-ролла и кантри (особенно его южного поджанра — хиллбилли) появился особый поджанр рок-музыки — рокабилли. Наиболее известные его представители в 50-х — Эдди Кокрэн, Джин Винсент и Карл Перкинс. Среди первых образцов рокабилли выделяются некоторые ранние записи знаменитого кантри-певца Джонни Кэша. Немалое влияние на жанр оказали первые синглы Чака Берри («Maybellene») и Элвиса Пресли («That's All Right (Mama)»). Музыка рокабилли вновь стала популярной в 80-х годах. Среди представителей нео-рокабилли — Stray Cats, The Cramps, Heavy Trash.

2. Первые британские рок-записи появились в середине 1950-х годов. Если в США рок-н-ролл развивался в тесном соприкосновении с корневыми жанрами — блюзом и кантри, — то на британский рок-н-ролл наибольшее влияние оказал скиффл. В частности, один из популярнейших исполнителей скиффла — Лонни Донеган. Среди множества появившихся в то время скиффл-групп была группа одного из основателей The Beatles Джона Леннона — The Quarrymen. Одними из первых британских рокеров были Томми Стил, Клифф Ричард, Билли Фьюри, Вилли Харрис. Первыми исполнителями, которые составил конкуренцию американским рокерам в английских чартах, стали Клифф Ричард и The Shadows, записавшие первый британский рок-н-ролльный хит — «Move It».

На основе ритм-энд-блюза, рок-н-ролла и соула не без влияния народной британской музыки в Англии стали появляться группы, игравшие новую форму танцевальной музыки — бит-музыку. Среди поджанров бита выделялся мерсибит, типичными примерами которого являются записи Gerry & The Pacemakers, The Searchers, Rory Storm and the Hurricanes и ранние записи The Beatles. Именно The Beatles со своим синглом «I Want To Hold Your Hand» смогли впервые потеснить в американских чартах американских же исполнителей, положив начало так называемому «британскому вторжению» (англ. British Invasion). Ряд групп «британского вторжения» в большей степени, чем остальные, подверглись влиянию ритм-энд-блюза. В частности, с исполнения ритм-энд-блюза начинали The Yardbirds. Сильное влияние ритм-энд-блюза испытали также The Animals, которые использовали в качестве лидирующего инструмента орган. Они записали ставшую «канонической» кавер-версию народной песни «House Of The Rising Sun», ставшей одной из самых часто исполняемых песен в рок-музыке.

Однако самой влиятельной группой, возникшей на основе ритм-энд-блюза и на протяжении всей своей карьеры возвращавшейся к блюзовым корням, стали The Rolling Stones. Их имидж был значительно более агрессивным, «грязным», чем у The Beatles и мерсибит-групп; звучание и проблемы, поднимаемые в песнях, также демонстрировали новый подход к музыке.

«Тяжёлая» музыка традиционно берёт начало с сингла группы The Kinks «You Really Got Me» 1964 года. Здесь впервые в рок-музыке были использованы «тяжёлые» гитарный рифф и соло прифуззованной гитары. Первые альбомы The Kinks отличались, наряду с утяжелённым бит-саундом, также остросоциальными текстами. Идеологически они стали одними из основателей субкультуры модов (наиболее популярна она была в середине 1960-х, придя на смену тедди-боям). Главными идеологами движения модов стала группа The Who. Также The Who считаются одними из первопроходцев использования нойза и фидбэка в роке, а некоторые их тексты были довольно вольными для своего времени. К более поздней музыке The Who впервые был применён термин пауэр-поп.

3. Pink Floyd — британская рок-группа. Знаменита своими философскими текстами, акустическими экспериментами, инновациями в оформлении альбомов и грандиозными шоу. Является одной из влиятельных и наиболее успешных групп в рок-музыке — 74,5 млн. проданных альбомов в США (седьмое место), в мире же было продано около 300 млн. (не считая сольных работ).

Группа была основана в 1965 году однокурсниками по архитектурному факультету лондонского политехнического института (Regent Str. Polytechnic) Ричардом Райтом (клавишные, вокал), Роджером Уотерсом (бас-гитара, вокал), Ником Мэйсоном (ударные), и их кембриджским другом Сидом Барреттом (вокал, гитара). В 1968 году к четверке присоединился Дэвид Гилмор, который заменил Барретта после того как последнему пришлось покинуть группу. После ухода Барретта доминирующими фигурами в группе вначале стали бас-гитарист Роджер Уотерс и клавишник Ричард Райт, но со временем Райт уступил позиции гитаристу Дэвиду Гилмору. Уотерс с каждым новым альбомом закреплял лидерство, постепенно придя к единоначалию. После ухода Барретта и вплоть до 1983 года Уотерс был автором подавляющего большинства текстов песен группы (начиная с 1973 года в течение десяти лет тексты писал только он один) и главным автором самого концептуального альбома группы The Wall. Последний альбом группы (The Division Bell), последний тур и негласный распад состоялись в 1994 году. Каждый из участников группы сделал в той или иной степени успешную карьеру, в основном опираясь на опыт альма-матер. Последнее выступление классического состава произошло в июле 2005 года на концерте Live 8.

4. Британская группа «Пинк Флойд» на протяжении более чем тридцати лет своего существования сохраняет почитателей во всем мире. Сложившись в рамках психоделического андеграунда, творчество группы развивалось в дальнейшем русле арт-рока — не случайно выработанный «Пинк Флойд» музыкальный стиль иногда называют психоделическим арт-роком. С течением времени творчество «Пинк Флойд» претерпело значительные изменения, однако лучшее из достигнутого всегда сохранялось, и группа никогда не утрачивала вкуса к дальнейшим экспериментам. Новаторство «Пинк Флойд» проявилось не только в музыке, но и в использовании последних технических достижений в студийной работе и на концертах. Так, группа одной из первых применила лазерную и квадрофоническую аппаратуру, демонстрировала слайды, кино, анимацию и т.д. Важную роль играли и тексты композиций, многие из которых были посвящены сложным общечеловеческим проблемам одиночества, отчуждения, безумия, страха смерти. Подобная тематика усиливала и без того мощное воздействие музыки.

От начала своей карьеры, когда они были всего лишь группой музыкантов-импровизаторов, играющих психоделический рок, основанный на блюзе, до периода, когда каждый журналист ошибочно называл их "электронными рокерами; от вездесущей "Темной стороны луны" и до того, как стать первой рок-группой, чья музыка прозвучала в космосе; от потери двух ключевых музыкантов своего коллектива до концертного турне, прошедшего на двух сотнях стадионов — "Пинк Флойд" всегда был больше, лучше и смелее других. Будучи пионерами в области техники освещения сцены, квадрофонических концертов, театральных концертных постановок и несметного количества технических и артистических инноваций, группа никогда не принимала ответ "невозможно" от своих сотрудников. Такое стремление объять новое было бы пустой бравадой, не будь оно подкреплено продуманной лирикой с глубоким контекстом, утонченным музыкальным талантом и не в последнюю очередь удивительно хорошими мелодиями. Нельзя сказать, что у них не было провалов, на их долю пришлось достаточно песен, довольно средних по качеству, но и они были записаны стильно. Как и многие из рок-музыкантов, чье творчество отмечено печатью истинного таланта и индивидуальности, "Пинк Флойд" стоит несколько особняком от всевозможных «течений» и «школ». Группе удалось совместить дух социального протеста, интеллектуализм и глубину музыкального мышления, что позволило ей создать произведения, ставшие заметным явлением как в искусстве, так и в общественной жизни.

 

 

Библиографический список

 

1. Акопян Л.О. Музыка XX века. Энциклопедический словарь / Л.О. Акопян. — М.: Практика, 2010. — 855 с.

2. Бычков, Е. Легенды рока: Пинк Флойд / Е. Бычков. — Караганда: ПЛЮС/МИКРО, 1991. — 163 с.

3. Козлов, А. Рок: истоки и развитие / А. Козлов.  — М.: Мега-Сервис, 1998. — 191 с.

4. Даллас, К. Кирпичи в стене / К. Даллас. — Омнибус Пресс, 1987. — 340 с.

5. Климовицкий, С. Pink Floyd / С. Климовицкий. — Вестник, 1998. — 352 с.

6. Куберский, Е.В. Энциклопедия для музыкантов / Е.В. Куберский. — СПб.: ТОО «Диамант», 1997. — 576 с.

7. Маббетт, Э. Полный путеводитель по музыке Pink Floyd / Э. Маббетт. — М.: Евразийский регион, Локид, 1997. — 60 с.

8. Мейсон, Н. Inside out. Личная история Pink Floyd / Н. Мейсон. — Амфора, 2009. — 519 с.

9. Музыкальный энциклопедический  словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 672 с.

10. Новгородцев, В. Рок-посевы: PINK FLOYD / В. Новгородцев. — 1999.

11. Троицкий, А. Пинк Флойд / А. Троицкий // Музыкальная жизнь. — 1980 — №8. — С. 5.

12. Шэффнер, Н. Блюдце, полное чудес. Одиссея Pink Floyd / Н. Шэффнер. — М.: Издательство Сергея Козлова, 1998. — 685 с.

13. Усманов, О.В. Герои рок-н-ролла / О.В. Усманов. — ОЛМА: Медиа Групп, 2004. — 288 с.

Информация о работе Своеобразие наследия группы Pink Floyd