Все члены группы выпустили собственные
сольные альбомы, достигшие различных
уровней популярности и коммерческого
успеха. Amused to Death(«Доразвлекались
до смерти») Роджера Уотерса был принят
публикой наиболее тепло, но всё-таки был
встречен неоднозначными отзывами критиков
[14].
С 1994 года и альбома The Division Bell «Пинк Флойд» не выпускали студийных
материалов. Единственными результатами
работы группы стали:
Концертный альбом 1995 года P*U*L*S*E («Пульс»);
Живая запись «Стены», скомпилированная из концертов 1980 и 1981 годов Is There Anybody out There? The Wall Live 1980—81 («Есть ли кто там снаружи? Стена вживую, 1980—81») в 2000 году;
Двухдисковый набор, содержащий
наиболее значимые хиты группы Echoes: The Best of Pink Floyd («Отголоски», «Эхо») в 2001 году;
Посвящённое 30-летнему юбилею
альбома переиздание Dark Side of the Moon в 2003 году (пересведенное Джеймсом Гатри в SACD);
Переиздание The Final Cut 2004 года с добавленным синглом «When the
Tigers Broke Free» («Когда тигры вырвались на
свободу»);
Переиздание дебютного альбома
группы в моно и стерео варианте, с добавленными
песнями, некоторые из которых нигде раньше
не издавались;
Юбилейный бокс-сет Oh, By the Way («О, кстати»), включающий в себя репродукции всех студийных альбомов группы в виде мини-винилов.
Альбом Echoes вызвал множество споров из-за того, что
песни перетекают друг в друга в другом
порядке, чем на оригинальных альбомах,
из некоторых вырваны значительные части,
а также из-за самой последовательности
песен, которая, по мнению любителей, не
соответствует логике [15].
Дэвид Гилмор в ноябре 2002 года выпустил DVD своего сольного концерта «David Gilmour in Concert» («Дэвид Гилмор на концерте»). Он был
составлен из записей шоу с 22 июня 2001 года
по 17 января 2002 года в Королевском фестиваль-холле
(англ. Royal Festival Hall) в Лондоне. Ричард Райт и Боб Гелдоф были приглашены на сцену как гости.
Из-за того, что члены группы занимаются
по большей части собственными проектами — например, Мэйсон написал книгу «Inside Out: A Personal History of Pink Floyd»
(«Наизнанку: Личная история „Пинк Флойд“»),
из-за смерти Стива О’Рурка 30 октября 2003 года — менеджера группы
на протяжении многих лет, из-за сольного
проекта Дэвида Гилмора (альбома и одноимённого концертного тура) и смерти Ричарда Райта 15 сентября 2008 года — будущее группы неясно [14].
2 июля 2005 года, на один вечер отбросив прошлые разногласия,
«Пинк Флойд» в последний раз выступили
в своём классическом составе (Уотерс,
Гилмор, Мэйсон, Райт) на всемирном шоу Live 8, посвящённом борьбе с нищетой.
Это выступление на время увеличило в
13 с лишним раз продажи альбома Echoes: The Best of Pink Floyd.
Гилмор пожертвовал все вырученные средства
благотворительным фондам, что отражало
цели концерта Live 8. Группа сыграла всего
четыре песни: «Breathe» («Дыхание») (впервые в истории группы
к этой композиции была добавлена миниатюра
«Breathe Reprise», в оригинале являющаяся концептуальной
добавкой к композиции «Time»), «Money» («Деньги»), «Wish You Were Here» («Жаль, что тебя здесь нет») и «Comfortably Numb» («Приятное оцепенение»), при этом фонограммой были проиграны трек «Speak to Me», открывающий альбом «The Dark Side of the Moon», за которым на альбоме как раз следовал
«Breathe», а также звон монет и звуки кассового
аппарата из «Money» и фрагменты радиопередач
из «Wish You Were Here» [14].
После концерта Live 8 Pink Floyd было предложено
150 миллионов фунтов стерлингов за тур
по США, но группа отклонила предложение.
Позже Дэвид Гилмор признался, что дав
согласие на выступление на Live 8, он не
позволил истории группы закончиться
на «фальшивой ноте» [15].
2.2 Музыкально-философская
специфика творчества Pink Floyd
В истории Pink Floyd можно выделить четыре
отчетливых периода, каждому из которых
присущи собственные неповторимые черты.
На начальном этапе музыку группы отличает
характерный для андеграунда свободный
стиль в сочетании с наивной барреттовской
психоделией. Затем идет наиболее успешный
в творческом плане период, для которого
характерно гармоническое равновесие
между поэтическим даром Уотерса и музыкальным
гением Гилмора. Ему на смену пришел период
доминирования Уотерса, который завершился
уходом последнего и воссозданием группы
под руководством Гилмора. На каждом из
этих этапов музыка группы претерпевала
значительные изменения, однако ее концептуально-тематическая
преемственность сохранялась. Все четыре
периода объединены, прежде всего, общей
гуманистической направленностью, развернутым
исследованием таких экзистенциальных
категорий, как добро и зло, любовь и ненависть,
безумие, страх смерти, отчуждение, одиночество
и так далее. Конечно, в песнях Барретта
все это выражено не столь явным образом,
как в зрелой лирике Уотерса, однако именно
в их эмоциональной насыщенности черпали
свое вдохновение и Уотерс, и позднее Гилмор
[8, с. 27].
Основоположник, первый лидер,
поэт, композитор, певец и гитарист Pink
Floyd Роджер Сид Барретт писал стихи, в которых
так или иначе, варьировался сюжет "о
ниспослании высшими космическими силами"
своих посланников на Землю — не то для
того, чтобы спасти, не то для того, чтобы
разрушить этот плохо устроенный мир.
5 августа 1967 года вышел их первый альбом The Piper At The Gates Of Dawn
(название было взято Барретом из известной
книги Чарльза Кингсли "Ветер в ивах").
В него вошли 11 песен, 10 из которых были
сочинены Сидом. Он же сделал рисунок на
тыльной стороне обложки. Альбом этот,
появившийся одновременно с "Оркестром
клуба одиноких сердец" Beatles и вариациями
на тему Баха группы Procol Harum (Whinter Shade Of Pale),
сделан очень профессионально и сегодня
еще поражает своим мастерством. Мелодия
Interstellae Overdriver, великолепная импровизация,
постоянно меняющая размер и тональность,
совершенно не дает почувствовать разделяющую
нас дистанцию во времени. Она очень отличается
от будущих творений Pink Floyd, бескомпромиссных
в своем движении вперед, с сильным контрастом
между светом и тьмой. И другие композиции,
например, Astronomy Domine, Poc R.Toc H., или The Scarecrow,
вдохновляли многие прогрессивные британские
группы. Электронно-космическому звучанию
соответствовала и лирика Барретта:
Известность и прозрачная
зелень второго плана
Сражения небес,
что знал когда-то
Сползающие отраженным
звуком
Вокруг холодных
вод подземных
С уходом Баррета группа потеряла
чувство юмора, так заметное во многих
отличных песнях, например, Arnold Layne. Но
основа творчества ансамбля — крупноформатная
работа — осталась. С этим стабильным составом
и их первой, по настоящему протяженной,
работой Saucerful Of Secrets,
они смогли снова сконцентрировать свои
сила на концертных выступлениях. Светошоу
были отставлены и Pink Floyd затратили огромные
деньги на оборудование, которое с годами
становилось все сложнее и сложнее [12,
с. 19]. Со своей новой техникой, какой не
владел ни один другой коллектив, они могли
создавать на сцене наиболее сложные звуки
без особых хлопот. Изменился сам способ
представления. Теперь светошоу применяли
для своих представлений многие музыканты,
а Pink Floyd стали почти невидимыми, играя
в темноте, а зрителю оставалось наблюдать
за разными эффектами. Иногда казалось,
что группа на сцене и не нужна; с равным
успехом они могли играть за кулисами
или включить фонограмму. В этом был свой
смысл: походило все это на радио, где слушатель
сам формирует свои умственные узоры,
а Pink Floyd давали аудитории достаточно визуальных
ключей для образа, выстраивающегося в
разуме. На апрельском выступлении в лондонском
фестивальном зале с программой More Furious
Madness From The Massed Gadgets Of Auximenes они впервые использовали
свой панорамный звуковой регулятор, так
называемый азимут-координатор, позволяющий
изменять характеристики звукового поля
внутри помещения. Теперь там, где они
выступали, кричали чайки, плескалась
вода, трещали автоматы, гудели реактивные
самолеты, взрывались бомбы. Благодаря
100-ваттным громкоговорителям, установленным
во всех концах концертного зала, координатор
делал возможными утонченные эхо-эффекты
и совершенный квадро-эффект. По словам
критика Тони Палмера, музыка, "казалось
исходила от твоего соседа, с потолка,
из-под сиденья, иногда даже из твоего
собственного мозга" [12, с. 76].
Основным сочинителем в ансамбле
стал теперь Уотерс, который написал почти
все тексты к этому альбому, с темами летающих
тарелок и прочими загадками природы.
В музыке осталось и пространственное
звучание, и "космический" колорит,
но вместо искаженных гитарных звуков,
теперь забился гипнотический пульс бас-гитары,
скрытый динамизм Барретта уступил место
мощному дыханию уносящегося вверх звука
церковного органа, на фоне которого отчетливо
слышно каждое слово, тончайшие голосовые
нюансы певца, эмоциональные гитарные
пассажи. Гармоничность и монументальность — вот
первые эпитеты, которые приходят на ум
в адрес этого альбома. Pink Floyd остался верным
подчеркнуто-спокойному, где-то холодному,
но четко очерченному звуку. Во многих
композициях заметно влияние классических
произведений Баха, Генделя, Монтеверди.
Но влияние это глубинное — ни одной цитаты
из композиторов-классиков заимствовано
не было. "Блюдце" уже содержало все
то, чем группа впоследствии прославилась
[12, с. 119].
В музыкальной программе Pink
Floyd того времени появились, кроме старого
материала, экстравагантные инструментальные
пьесы, давшие простор экспериментам со
звуком и длящиеся порой до часа. Со временем
их музыку стали называть "космической".
31 декабря Pink Floyd , Пит Дженнер и Эндрю Кинг
организовали сообщество Blackhill Enterprises
для руководства ансамблем. В ноябре Брауны
вернулись в Америку и светом стала заниматься
Джо Гэнкон. 23 декабря открылся клуб UFO,
ставший популярнейшим местом сборищ
подпольных кругов. Группа переходит в
этот клуб, где начинает работать рядом
с Soft Machine, The Crazy World Of Arthur Brown, Tomorrow, и становится
вместе с ними, прототипом групп "новой
волны" психоделического рока. Здесь
они обзавелись своей, довольно широкой,
публикой, а их эксперименты со светозвуком
становятся более смелыми. Как и у групп
Западного побережья, песни были у Pink Floyd
не самоцелью, а плацдармом для более широких
экспериментов.
Эксперимент. Это слово стало
ключевым для творчества Pink Floyd. Ранние
классики психоделического жанра The Electric
Pruners сочинили типовые, для них, мелодии:
Get Me To The World Of Time, Great Banana Hoax I Had Too Muck To Dream
Last Night, но на компиляциях их творения уже
через пять лет воспринимались как курьезы,
достойные того, чтобы после прослушивания
их надолго забыли на полках хранилища.
Главным отличительным знаком и единственным
достоинством Monk была их серьезность,
Kaleidoscope интересовала только чистая психоделика,
а Lemon Pipers представила смесь довольно скверную — слишком
много поп-музыки и мало эксперимента.
Pink Floyd пошли дальше [5, с. 100].
Несомненным лидером группы
в то время был Барретт. Звучание его гитары
было неподражаемым, он писал почти всю
музыку репертуара группы, а его насмешливая,
сюрреалистическая лирика и заметная
склонность к космическому мистицизму
стали сердцевиной британской психоделики
в 1967 году. 28 апреля они играют на знаменитом
"14-часовом" бесплатном фестивале
в Северном Лондоне. Звезда ансамбля начинает
высоко подниматься. 18 мая они выступили
со сценическим представлением под названием
"Майские игры" в Зале Королевы Элизабет.
Во времена, когда другие знаменитые музыканты
играли на сцене не более получаса, их
обещание дать полнометражное представление
казалось довольно претенциозным. В выступлении
были использованы все творческие и технические
достижения группы той поры — одновременная
демонстрация фильмов и слайдов, цветные
дымы, сюрреалистические тексты, звуковые
волны, валящиеся на слушателей с разных
сторон; здесь впервые была использована
квадрофоническая система. Впечатление
усиливали множество раздаваемых даром
воздушных шариков и нарциссов [8, с. 135].
Затем последовал двойной альбом, Umagumma (Harves)t вышедший в октябре 1969 года.
Его особенностью было то, что две стороны
были записаны на концертах в клубе "Матери"
в Бирменгеме и в манчестерском коммерческом
колледже. Концертные версии хорошо известных
вещей ничего нового к ним не добавили,
но второй диск представлял определенный
интерес. Каждый из членов группы на пол-стороне
делал все, что хотел, — в итоге получилось
интересное проникновение в составляющие
силу ансамбля четыре творческих начала.
Sysyphus Рика Райта открыл слушателям современного
авангардного музыканта. Начиная мелодией,
являющей из себя экстракт из фортепианного
концерта, он быстро перешел в выдающееся
произведение электронной музыки. Роджер
Уотерс, чье имя обычно стояло за короткими
спокойными песнями Pink Floyd, выразил здесь
свою склонность к причудам.
Дэйв Гилмор и Ник Мэйсон строят
свой произведения The Narrow Way и The Grand Vizier's
Garden Party соответственно на использовании
своих инструментов. Несмотря на разнообразие
выразительных средств, легко было выделить
то общее, что присутствовало в музыке
всех членов группы. Это статичность. Пьесы
представляли собой какие-то коллажи без
начала и ясного конца, последовательность
внутренних состояний, безболезненно
переходящих одно в другое, чтобы затем
вернуться к исходной точке. Пассивная
музыка, ведущая в область раздумий, размышлений...
И вот такая, именно углубленная, самосозерцательность
стала, по выражению одного критика, "краеугольным
камнем наиболее передовой роковой музыки".
Французская музыкальная академия присудила
альбому титул "Лучшая пластинка года
в области современной музыки". Знаменитый
кинорежиссер Микеланжило Антониони,
автор фильма "Забриски Пойнт", для
которого они наиграли массу мелодий,
отнесся к ним чрезвычайно придирчиво
и выбрал относительно не много.
В записывающей практике было
наглядным стремление к более укрупненным
и объемным формам, которое приводило
к почти классическому стилю. Начало было
положено альбомом Atom Heart Mother, впервые
представленном на суд публики в трехчасовой
программе фестиваля поп-музыки в Бате.
Сам альбом вышел на рынок в октябре 1970
года и привлек огромное внимание аудитории,
достигнув первого места в английских
списках. Благодаря этому успеху Pink Floyd
добиваются статуса суперзвезд роковой
музыки. Одну сторону диска занимает медленно
развивающаяся пьеса, сделанная внешне,
с индиферентным настроением, как это
было в Set The Controls For The Heart of The Sun — откровенная
инструментовка, построенная на простых
риффах и увенчанная приятным звучанием
хора и симфонического оркестра. В центре
звучания находилась электронная секция,
причем манера исполнения Pink Floyd на синтезаторе
меньше всего походила на обычный стиль
роковых музыкантов. Позже один из критиков
напишет, что вся музыка Pink Floyd звучит не
иначе, чем, если бы скрипичную сонату
прошлого века проиграли на органе Хэммонда.
Это наблюдение более всего приемлемо
к альбому Atom Heart Mother.
Наследие Барретта в этом диске,
как и в следующем, проявляется, пожалуй,
только эмоционально. В то время как Барретт
легко и непринужденно развивал в текстах
свои самые удивительные и в чем то антимузыкальные
идеи, его порыв в ранние времена группы
колебался между страстью первооткрывателя,
авантюриста и экспериментатора и между
страхом потерять свой дом и тепло дружеской
руки. Именно альбомы группы, созданные
в 1969-72 годах, отличались этим настроением
и тягой к пространству от всех остальных
творческих творений. Потому-то группе
и довелось служить великолепным фоном,
эмоциональным и музыкальным, в кино, театре,
балете, телевидении. В частности, по мотивам
музыки из альбома Atom Heart Mother французский
хореограф Ролан Пети написал партитуру
к балету по Марселю Прусту "В поисках
утраченного времени" [2, с. 92].