Осенний пейзаж. Батик

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Роспись ткани – очень древнее и всегда актуальное искусство. В последние десятилетия популярность батика особенно возросла. Об этом можно судить по многочисленным выставкам и показам, на которых можно увидеть изделия, расписанные мастерами батика. Это подтверждают обзоры текстильных выставок в блоге Ирины Дворкиной [13], а так же огромное количество других электронных ресурсов на просторах всемирной сети.
Это не удивительно, никогда не выходят из моды уникальные рукотворные наряды, аксессуары и предметы интерьера.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ РОСПИСИ ТКАНИ 6
1.1. Мировое развитие батика 6
1.2. Русский батик 11
1.3. Современный батик 12
Глава II. ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ БАТИКА 15
2.1. Оборудование, инструменты, материалы и их подготовка для художественной росписи 15
2.2. Основные способы росписи тканей 19
2.3. Выполнение творческой работы в технике горячего батика «Осенний пейзаж 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 29

Файлы: 1 файл

Батик. Осенний пейзаж. Мясникова Н. В-31.docx

— 3.88 Мб (Скачать)

Если  говорить о значении слова, то кракелюры  – это мелкая сеточка трещинок, очень напоминающая растрескивание краски от старины. Такое искусственное  состаривание ткани и в батике, и в декупаже, и в живописи и получило имя «кракле». Техника выполнения кракелюра не очень сложная и всегда интересна тем, что результат может получиться весьма неожиданным.

Этот  эффект применяют как в горячем  батике, так и в холодном

Для работы понадобится воск или сочетания  воска и парафина. Как и при  горячей технологии, воск необходимо расплавить и широкой кистью из натуральной  щетины аккуратно покрыть им все  полотно. Важно соблюсти равновесие – не покрывать ткань воском слишком  толстым слоем, но и избегать тонкого  нанесения.

Затем ткань сминается и воск ломается образуя красивую сеть трещинок.

Далее более контрастной по цвету краской  необходимо залить «морщинки» на ткани. Необходимо промокать лишнюю краску салфеткой, иначе при избавлении от воска она попадет на ткань  и произведет некрасивый эффект грязных  пятен.

После высыхания краски воск удаляется  утюгом, так же, как и после  росписи способом горячего батика.

 

Солевой эффект

Соль  — широко известное средство для  создания интересных эффектов при росписи  ткани.

Для создания живописного эффекта при  помощи соли ею произвольно посыпают влажную роспись. Кристаллы соли притягивают влагу, a вместе с ней и краску, благодаря чему ткань становится светлее, красители смещаются, а сложные красители нередко раскладываются на составляющие. На месте скопления кристаллов образуются темные пятнышки, т.к. здесь наибольшая , концентрация красителя.

При выборе соли обратите внимание на то, что  результат солевого эффекта напрямую зависит от величины использованных кристаллов. Так, например, крупные  кристаллы дают четкое смещение цвета  относительно крупными мазками, а мелкие кристаллы, в свою очередь, создают  оригинальный рисунок, оживляющий и  украшающий роспись.

    1.  Выполнение творческой работы в технике горячего батика «Осенний пейзаж

Платок  «Осенний пейзаж» выполнен по впечатлению, от осеннего пленэра в Новосибирской  области, в деревне Новососедово.

Была  написана серия этюдов на открытом воздухе (рис.1). Впоследствии  один этюд был стилизован, сделаны эскизы и выполнена небольшая работа в технике холодного батика (рис.2).

На  основе этих подготовительных материалов была сделана большая работа -  роспись платка «Осенний пейзаж».

Композиция  приближена к квадрату, формат  90x90.

Работа  выполнена в несколько приемов, слоев, в комбинированной технике (горячий батик, холодный батик, эффекты) что позволило добиться плавных  красивых переходов цвета, валёров. Роспись велась от светлого к темному.

Материал  – натуральный шелк, красители  – «Гамма», резервирующий состав – бесцветный парафин. Доработка сделана белым перламутровым контуром для ткани «Декола».

Композиция  подчинена традиционной схеме заполнения  плоскости с акцентированием  композиционного центра.  Основной мотив композиции платка – стилизованный  пейзаж (лес, отраженный в реке) расположен в центральной части изделия. Элементы рисунка расположены таким  образом, чтобы все четыре угла платка были композиционно интересны. По кайме работы выполнен простой несимметричный мотив из перетекающих друг в друга цветов (использованных в центральной части).

Вся композиция выполнена в золотисто-розовых тонах, напоминающих осенний закат.  Из всего многообразия цветовых сочетаний была выбрана сложная гамма, построенная на желтом, красном, коричневом, зеленом.

Язык  батика предполагает условность изображения  форм, которых выражается в плоскости, в условности использования цвета, обобщения характера формы.

Несмотря  на стилизацию и декоративность изображения  центральной части, в работе использованы законы воздушной перспективы. Передний план более четкий и проработанный, задний более легкий по тону, размытый, с отсутствием мелких деталей. Так  же воздушная перспектива проявляется  в использовании на заднем плане  более холодных оттенков.

Недосказанность и асимметричность композиции сближает работу с традиционной японской живописью.

 

Ход работы:

  1. Замысел.
  2. Выполнение небольших графических эскизов. Разработка композиционного решения.
  3. Выполнение эскизов в цвете (рис.3).
  4. Разработка цветового решения в материале (рис. 4).
  5. Отрисовка эскиза в натуральную величину (рис. 5).
  6. Выполнение в материале фрагмента  в натуральную величину (рис. 6).
  7. Выполнение итоговой  работы. Послойно, начиная с фона, от светлого к темному.
  8. Удаление воска, запаривание, доработка контуром, обработка края. Подведение итогов работы (рис.7-9).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Разработка  и выполнение творческой работы по созданию батика – это сложный  и трудоемкий процесс, требующий  большой самоотдачи, состоящий из множества этапов. Процесс создания картины захватывает художника  полностью, позволяет окунуться  в свой мир и воплотить часть  его на ткани.

История этого вида искусства началась давно, но с веками батик не потерял своей  самобытности, а лишь пробрел новые, качественно дополняющие его  черты.

Проанализировав выполненную теоретическую и  практическую часть курсовой работы можно сделать вывод, что  работы в технике батик очень актуальны  в данный момент. Важно, чтобы вновь  созданные работы отвечали понятиям красоты, эстетичности, гармонии. Для  этого необходимо изучение таких  дисциплин как рисунок, живопись, психология, отчасти философия. Необходимо глубокое исследование наследия,  которые  нам оставили талантливые художники  России и зарубежных стран.

Давая оценку проделанной работе, можно  сказать, что данная курсовая работа является подготовкой к выполнению более сложной задачи  – диплома. Рационально темы курсовых работ, выполняемых  за весь период обучения, подбирать  таким образом, чтобы они вместе с дипломной работой составляли единую систему последовательно  усложняемых и взаимосвязанных  работ.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гильман, Р.А. Художественная роспись тканей: учебное пособие для вузов: рек. М-вом образования и науки РФ / Р. А. Гильман. – М.: ВЛАДОС, 2005.

2. Давыдов, С. Г. Батик. Техника. Приемы. Изделия / С. Г. Давыдов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.

3. Синеглазова М. О. Распишем ткань сами. Ремесло и рукоделие / М. О. Синеглазова. – М.: ПРОФИЗДАТ, 2001.

4. Синеглазова М. О. Батик / М. О. Синеглазова. – М.: Издательский дом МСП, 2004.

5. Стоку, С. Батик: современный подход к традиционному искусству росписи тканей: Практическое руководство / С. Стоку. – М.:  Ниола, 21-й век, 2005

6. Техника художественной росписи тканей / Авт.-сост. В. И. Чурилова. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005.

7. Тропина Т. Н. Художественная роспись ткани: методические рекомендации для студентов ХГФ / Т. Н. Тропина. – Новосибирск: НГПУ, 1997.

8. Эрл, К. Роспись по шелку / К. Эрл. – М.: АРТ-РОДНИК, 2005.

 

Интернет-ресурсы по художественной росписи ткани

9. Блог Ирины Дворкиной. - Режим доступа: http://irinadvorkina.livejournal.com/

10. Мастерская красивых вещей Аллы Лойковой. – Режим доступа: http://allalo.ru/

11. Рукодельный форум «Осинка». Режим доступа: http://club.osinka.ru – Раздел о батике http://club.osinka.ru/forum-75

12. Страна мастеров. Режим доступа: http://stranamasterov.ru – Запрос «Батик» http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/916

13. Центр батика Сергея Давыдова. – Режим доступа: http://www.batik-center.ru

14. Ярмарка мастеров. – Режим доступа: http://www.livemaster.ru/ - Мастер-классы, публикации.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Рисунок 1 –  Осенний пейзаж. Этюд с натуры

Рисунок 2 –  Осенний пейзаж. Холодный батик

     

Рисунок 3 –  Эскизы композиции

 

 

 

 

Рисунок 4 –  Цветовые пробы

 

Рисунок 5 –  Выполнение эскиза в натуральную величину

 

Рисунок 6 –  Выполнение фрагмента в натуральную величину

 

 

 

Рисунок 7 –  Платок “Осенний пейзаж”

Рисунок 8 –  Итоговая работа. Фрагмент

Рисунок 9 – Итоговая работа. Фрагмент


Информация о работе Осенний пейзаж. Батик