Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:53, курсовая работа
Роспись ткани – очень древнее и всегда актуальное искусство. В последние десятилетия популярность батика особенно возросла. Об этом можно судить по многочисленным выставкам и показам, на которых можно увидеть изделия, расписанные мастерами батика. Это подтверждают обзоры текстильных выставок в блоге Ирины Дворкиной [13], а так же огромное количество других электронных ресурсов на просторах всемирной сети.
Это не удивительно, никогда не выходят из моды уникальные рукотворные наряды, аксессуары и предметы интерьера.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ РОСПИСИ ТКАНИ 6
1.1. Мировое развитие батика 6
1.2. Русский батик 11
1.3. Современный батик 12
Глава II. ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ БАТИКА 15
2.1. Оборудование, инструменты, материалы и их подготовка для художественной росписи 15
2.2. Основные способы росписи тканей 19
2.3. Выполнение творческой работы в технике горячего батика «Осенний пейзаж 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 29
Из синтетических тканей для росписи используют капроновые (отбеленные и светло-закрашенные). Линии резервом на них, как и на натуральном шелке, можно делать любой толщины. Однако краски на этих тканях растекаются плохо, кисть или тампон с краской следует подводить до самого края резервной линии, при этом могут быть пятна, ореолы, затекания краски и неравномерное покрытие плоскости рисунка краской.
Их перед росписью с ткани нужно удалить, предварительно замочив ее в воде на 1-2 часа, а потом, выварив в мыльно-содовом растворе (его можно заменить любым универсальным стиральным порошком) 30-40 минут. После этого ткань нужно тщательно прополоскать в теплой, потом в холодной воде. Следует учесть, что после вываривания и стирки ткань дает усадку. Перед работой ткань необходимо прогладить. После этого ткань закрепляют на раме.
Закрепляют ткань на раме кнопками. Сначала временно фиксируют углы полотнища на углах рамы, потом натягивают и закрепляют ткань посередине сторон рамы. Далее, последовательно закрепляя противоположные стороны ткани, продвигаются от центра сторон рамы к углам.
При необходимости удаляют кнопки, удерживающие углы, и перетягивают ткань заново, закрепляя углы. Ткань должна быть натянута без перекосов и нарушения взаимной перпендикулярности нитей.
Если
ткань меньше по размеру, чем рама,
кнопками закрепляют три ее стороны
(или две, если ткань размещают
в углу рамы). Оставшиеся стороны
крепят с помощью ниток. Для этого
продевают длинную нитку в
иголку, на конце делают крупный
узел. Продевают иголку с ниткой
снизу вверх через край ткани
на расстоянии около двух сантиметров.
Узел надо закреплять недалеко от края
рамы. По сторонам рамы на расстоянии пяти
сантиметров втыкают прочные
кнопки. Далее последовательно
Резервирующий состав
Для
приготовления резерва
Мастера
для приготовления резерва
Когда
парафин расплавится, необходимо уменьшить
мощность плитки и поддерживать температуру
необходимую для того, чтобы резерв
не застывал. Большую эластичность
резерву придают добавки
Другие материалы и инструменты
Холодный и горячий батик основаны на применении резервирующих составов, ограничивающих растекаемость краски по полотну. В холодном батике резервирующий состав наносится на ткань в виде замкнутого контура, в пределах которого специальными красками в соответствии с эскизом расписывается изделие. Художественные особенности этого способа росписи определяются тем, что наличие обязательного цветного контура и использование этого контура для разнообразных орнаментальных разработок придают рисунку графически четкий характер. При этом количество цветов, применяемых для росписи, практически не ограниченно.
В
горячем батике разогретый резервирующий
состав используется для нанесения
контура, им же покрываются отдельные
участки ткани для
Свободная
роспись производится без применения
резервирующих составов. Рисунок
наносят на ткань различными красками
свободными мазками, только окончательная
отделка рисунка иногда производится
при помощи холодного резерва. Здесь
больше, чем в ранее упомянутых
способах, индивидуального творчества.
Свободная роспись имеет очень
много самых разнообразных
Все три способа росписи тканей постоянно совершенствуются. Художники, работающие в этой области, находят все новые и новые художественные приемы, поэтому описанные здесь способы оформления тканей не могут считаться исчерпывающими. Они являются лишь основой, на которой может строиться дальнейшее овладение искусством росписи тканей.
Холодный батик
Холодный батик основан на том, что при этом способе росписи тканей все формы рисунка, как правило, имеют замкнутую контурную обводку (резервирующим составом), что придает своеобразный характер рисунку.
Для нанесения на ткань контура рисунка применяют стеклянные трубочки. Наиболее распространенная и удобная в работе трубочка с загнутым тонким концом и резервуаром, расположенным ближе к ее рабочей части. Резервуар представляет собой шаровидное утолщение и служит для запаса резервирующего состава.
Загнутый конец трубочки должен иметь тонкие стенки, так как ширина контура зависит не только от величины отверстия, но и от толщины трубочки.
Большое значение для качества наводки контура имеет наклон кончика трубочки: он должен быть загнут под углом 135°. Если он загнут под более тупым углом, то при работе трубочку приходится держать почти перпендикулярно к плоскости ткани. При этом напор резервирующего состава усиливается, что может привести к непредвиденному растеканию резервирующего состава по ткани (т. е. к браку).
В местах более замедленного движения и в начале линии обычно получаются капли. Поэтому вести трубочку по ткани следует равномерно, а в начале работы быстро опускать на ткань, не дожидаясь образования капли. Отнимая трубочку от ткани, ее переворачивают носиком вверх, и резервирующий состав уходит из кончика. Противоположный конец трубочки должен быть слегка приподнят, чтобы резервирующий состав не пролился на ткань.
После того как контур наведен, рисунку дают просохнуть. Более чем на 24 часа оставлять незакрашенным наведенный рисунок на ткани не рекомендуется, так как в этом случае резервирующий состав дает ореол вследствие выделяющегося жира и краска при заливке не подходит вплотную к контурной наводке.
Заливка рисунка краской производится ватными тампонами, кистями или трубочками. При заливке необходимо обратить внимание на то, чтобы большие и малые участки рисунка получали одинаковое насыщение краской, в противном случае они все будут разной светлоты или на них появятся ореолы и разводы.
Трубочку надо хранить отдельно от других инструментов, на специальной деревянной подставке с продольными делениями, один конец которой слегка приподнят (на 1,5—2 см). В перерывах между работой трубочку укладывают нерабочим концом в сторону приподнятой части подставки. Так поступают для того, чтобы резервирующий состав не выливался.
По окончании работы необходимо промыть трубочку в бензине и прочистить ватой, намотанной на упругую тонкую проволоку. После этого в носик трубочки рекомендуется вставить мягкую тонкую проволоку, для того чтобы он не закупорился от оставшейся капли резервирующего состава.
Горячий батик
В горячем батике различают следующие основные способы работы:
Простой батик. Рисунок по шаблону наносят на ткань при помощи кистей, штампов, ножей, воронок или каталок разогретым резервирующим составом. Получается контурный рисунок, геометрический или растительный орнамент.
Роспись способом сложного батика состоит из нескольких этапов, из которых каждый как бы повторяет роспись способом простого батика: после первого перекрытия фона и его высыхания снова наносят рисунок резервирующим составом и снова перекрывают всю поверхность натянутой на раму ткани. Такие перекрытия можно повторять до четырех раз. Перекрытия идут последовательно от светлого тона к темному.
Перед каждым новым перекрытием краской необходимо проверять качество покрытия резервирующим составом и заботиться о том, чтобы весь узор в соответствии с шаблоном был переведен на ткань.
Роспись
от пятна - самая сложная и интересная
работа по оформлению ткани. Этим способом
обычно выполняются изделия, украшенные
растительным орнаментом. Принцип работы
тот же, что и в сложном батике,
но вместо сплошных последовательных
перекрытий всей ткани здесь на полотно
в соответствии с эскизом наносят
расплывчатые пятна разных цветов.
По каждому из этих пятен идет соответствующая
эскизу первоначальная прорисовка орнамента
резервирующим составом, далее эти
же пятна или соседние с ними участки
фона перекрывают другим цветом, и
снова идет дальнейшая дорисовка
орнамента. Эту процедуру можно
повторять не более трех раз. Перед
последним перекрытием
При росписи необходимо следить, чтобы каждый слой краски, накладываемой на ткань, полностью просыхал, а резервирующий состав застывал.
После
того как работа полностью закончена,
ткань снимают с рамы, растягивают
по диагонали, с тем чтобы резервирующий
состав растрескался и осыпался с
ткани. Для дополнительного удаления
резерва ткань можно помять и
сильно встряхнуть. После этого нужно
на стол уложить два-три слоя газет,
сверху положить лист оберточной бумаги,
затем разрисованную ткань, поверх
нее снова положить оберточную бумагу,
газеты и прогладить горячим утюгом.
Под утюгом резервирующий состав
расплавится и впитается в
бумагу. Проглаживание следует
Свободная роспись
Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду.
Свободная роспись по тканям из натурального шелка и синтетических волокон производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустками), а также масляными красками со специальными растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.
Свободная роспись с применением солевого раствора. Сущность этого способа состоит в следующем: натянутую на раму ткань в зависимости от характера рисунка либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введен раствор поваренной соли. Все это ограничивает растекаемость краски по ткани, дает возможность выполнять рисунки свободными мазками, варьируя форму и степень насыщенности цветом.
Свободную
роспись красками с введением
в них солевого раствора можно
сочетать с обычной росписью холодным
батиком. Для этого некоторые
части рисунка выполняют
Эффекты
Кракле
Настало время рассказать о красивом эффекте, который называется «техника кракле». Другое его название, более знакомое тем, кто увлекается декупажем – «кракелюр».