Осенний пейзаж. Батик

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Роспись ткани – очень древнее и всегда актуальное искусство. В последние десятилетия популярность батика особенно возросла. Об этом можно судить по многочисленным выставкам и показам, на которых можно увидеть изделия, расписанные мастерами батика. Это подтверждают обзоры текстильных выставок в блоге Ирины Дворкиной [13], а так же огромное количество других электронных ресурсов на просторах всемирной сети.
Это не удивительно, никогда не выходят из моды уникальные рукотворные наряды, аксессуары и предметы интерьера.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ РОСПИСИ ТКАНИ 6
1.1. Мировое развитие батика 6
1.2. Русский батик 11
1.3. Современный батик 12
Глава II. ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ БАТИКА 15
2.1. Оборудование, инструменты, материалы и их подготовка для художественной росписи 15
2.2. Основные способы росписи тканей 19
2.3. Выполнение творческой работы в технике горячего батика «Осенний пейзаж 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 29

Файлы: 1 файл

Батик. Осенний пейзаж. Мясникова Н. В-31.docx

— 3.88 Мб (Скачать)

Из  синтетических тканей для росписи  используют капроновые (отбеленные и  светло-закрашенные). Линии резервом на них, как и на натуральном шелке, можно делать любой толщины. Однако краски на этих тканях растекаются плохо, кисть или тампон с краской следует подводить до самого края резервной линии, при этом могут быть пятна, ореолы, затекания краски и неравномерное покрытие плоскости рисунка краской.

Их  перед росписью с ткани нужно  удалить, предварительно замочив ее в воде на 1-2 часа, а потом, выварив  в мыльно-содовом растворе (его  можно заменить любым универсальным  стиральным порошком) 30-40 минут. После  этого ткань нужно тщательно  прополоскать в теплой, потом в  холодной воде. Следует учесть, что  после вываривания и стирки ткань  дает усадку. Перед работой ткань  необходимо прогладить. После этого  ткань закрепляют на раме.

Закрепляют  ткань на раме кнопками. Сначала  временно фиксируют углы полотнища  на углах рамы, потом натягивают и закрепляют ткань посередине сторон рамы. Далее, последовательно закрепляя  противоположные стороны ткани, продвигаются от центра сторон рамы к  углам.

При необходимости удаляют кнопки, удерживающие углы, и перетягивают ткань заново, закрепляя углы. Ткань должна быть натянута без перекосов и нарушения  взаимной перпендикулярности нитей.

Если  ткань меньше по размеру, чем рама, кнопками закрепляют три ее стороны (или две, если ткань размещают  в углу рамы). Оставшиеся стороны  крепят с помощью ниток. Для этого  продевают длинную нитку в  иголку, на конце делают крупный  узел. Продевают иголку с ниткой снизу вверх через край ткани  на расстоянии около двух сантиметров. Узел надо закреплять недалеко от края рамы. По сторонам рамы на расстоянии пяти сантиметров втыкают прочные  кнопки. Далее последовательно прокалывают  ткань, закрепляют нитку за кнопку, снова прокалывают ткань и  т.д.

 

 

Резервирующий состав

Для приготовления резерва понадобятся  маленькая электроплитка и кастрюлька или банка из толстой жести.

Мастера для приготовления резерва используют воск, но можно использовать и простые  хозяйственные свечи. Кусочки парафина нужно положить в банку и поставить  ее в миску с водой, стоящую  на плитке. Парафин и воск можно  разогревать только на паровой бане, если поставить его прямо на плиту, то от высокой температуры воск может  воспламениться.

Когда парафин расплавится, необходимо уменьшить  мощность плитки и поддерживать температуру  необходимую для того, чтобы резерв не застывал. Большую эластичность резерву придают добавки разогретой на паровой бане канифоли (1-4 г) или  воска (смешивают с парафином  в пропорции 1:2).

 

Другие  материалы и инструменты

  • Рамы – требуются для натяжения ткани, бывают самых разнообразных размеров и конструкций.
  • Кнопки, булавки, «когти» - различные приспособления для крепления ткани к раме
  • Оборудование для расплавления воска – специальная плавильня для воска, кружка для растапливания воска, либо две кастрюльки для паровой бани (одна поменьше, другая побольше) и электрическая плитка.
  • Воск (чаще всего обыкновенные хозяйственные белые парафиновые свечи)
  • Поролоновые и ватные палочки для проработки мелких деталей и исправления ошибок при работе с красителями
  • Палитра с глубокими ячейками и разнообразные баночки для красителей
  • Две банки для чистой воды
  • Оборудование для вытапливания воска (старые газеты или чистая газетная бумага, либо любая другая хорошо впитывающая мягкая бумага, утюг)
  • Оборудование для запарки изделий (емкость для запаривания, чистая газетная бумага или хлопчатобумажная ткань, синтетическая тесьма, фольга)

 

  • Материалы для эффектов (морская  или поваренная соль, мочевина, спирт)
    1.   Основные  способы  росписи  тканей

Холодный  и горячий батик основаны на применении резервирующих составов, ограничивающих растекаемость краски по полотну. В холодном батике резервирующий состав наносится на ткань в виде замкнутого контура, в пределах которого специальными красками в соответствии с эскизом расписывается изделие. Художественные особенности этого способа росписи определяются тем, что наличие обязательного цветного контура и использование этого контура для разнообразных орнаментальных разработок придают рисунку графически четкий характер. При этом количество цветов, применяемых для росписи, практически не ограниченно.

В горячем батике разогретый резервирующий  состав используется для нанесения  контура, им же покрываются отдельные  участки ткани для предохранения  их от растекающейся краски. Благодаря  тому, что контурные линии здесь  не обязательны, в рисунке возможны мягкие переходы тонов. Соединение различных  технических приемов нанесения  резервирующего состава позволяет  делать более тонкие и разнообразные  разработки орнаментальных форм, в  особенности цветочных 

Свободная роспись производится без применения резервирующих составов. Рисунок  наносят на ткань различными красками свободными мазками, только окончательная  отделка рисунка иногда производится при помощи холодного резерва. Здесь  больше, чем в ранее упомянутых способах, индивидуального творчества. Свободная роспись имеет очень  много самых разнообразных приемов, о которых будет рассказано ниже.

Все три способа росписи тканей постоянно  совершенствуются. Художники, работающие в этой области, находят все новые  и новые художественные приемы, поэтому описанные здесь способы оформления тканей не могут считаться исчерпывающими. Они являются лишь основой, на которой может строиться дальнейшее овладение искусством росписи тканей.

 

 

Холодный батик 

Холодный  батик  основан на том, что при  этом способе росписи тканей все  формы рисунка, как правило, имеют  замкнутую контурную обводку (резервирующим  составом), что придает своеобразный характер рисунку.

Для нанесения на ткань контура рисунка  применяют стеклянные трубочки. Наиболее распространенная и удобная в  работе трубочка с загнутым тонким концом и резервуаром, расположенным  ближе к ее рабочей части. Резервуар  представляет собой шаровидное утолщение  и служит для запаса резервирующего состава.

Загнутый  конец трубочки должен иметь тонкие стенки, так как ширина контура  зависит не только от величины отверстия, но и от толщины трубочки.

Большое значение для качества наводки контура  имеет наклон кончика трубочки: он должен быть загнут под углом 135°. Если он загнут под более тупым углом, то при работе трубочку приходится держать почти перпендикулярно  к плоскости ткани. При этом напор  резервирующего состава усиливается, что может привести к непредвиденному  растеканию резервирующего состава  по ткани (т. е. к браку).

В местах более замедленного движения и в начале линии обычно получаются капли. Поэтому вести трубочку по ткани следует равномерно, а в начале работы быстро опускать на ткань, не дожидаясь образования капли. Отнимая трубочку от ткани, ее переворачивают носиком вверх, и резервирующий состав уходит из кончика. Противоположный конец трубочки должен быть слегка приподнят, чтобы резервирующий состав не пролился на ткань.

После того как контур наведен, рисунку  дают просохнуть. Более чем на 24 часа оставлять незакрашенным наведенный рисунок на ткани не рекомендуется, так как в этом случае резервирующий состав дает ореол вследствие выделяющегося жира и краска при заливке не подходит вплотную к контурной наводке.

Заливка рисунка краской производится ватными  тампонами, кистями или трубочками. При заливке необходимо обратить внимание на то, чтобы большие и  малые участки рисунка получали одинаковое насыщение краской, в  противном случае они все будут  разной светлоты или на них появятся ореолы и разводы.

Трубочку  надо хранить отдельно от других инструментов, на специальной деревянной подставке  с продольными делениями, один конец  которой слегка приподнят (на 1,5—2 см). В перерывах между работой  трубочку укладывают нерабочим концом в сторону приподнятой части подставки. Так поступают для того, чтобы резервирующий состав не выливался.

По  окончании работы необходимо промыть  трубочку в бензине и прочистить ватой, намотанной на упругую тонкую проволоку. После этого в носик  трубочки рекомендуется вставить мягкую тонкую проволоку, для того чтобы  он не закупорился от оставшейся капли  резервирующего состава.

 

Горячий батик

В горячем батике различают следующие  основные способы работы:

  1. Простой батик (в одно перекрытие).
  2. Сложный батик (в два и более перекрытий).
  3. Работу от пятна.

Простой батик. Рисунок по шаблону наносят  на ткань при помощи кистей, штампов, ножей, воронок или каталок разогретым резервирующим составом. Получается контурный рисунок, геометрический или растительный орнамент.

Роспись способом сложного батика состоит из нескольких этапов, из которых каждый как бы повторяет роспись способом простого батика: после первого перекрытия фона и его высыхания снова  наносят рисунок резервирующим  составом и снова перекрывают  всю поверхность натянутой на раму ткани. Такие перекрытия можно  повторять до четырех раз. Перекрытия идут последовательно от светлого тона к темному.

Перед каждым новым перекрытием краской  необходимо проверять качество покрытия резервирующим составом и заботиться о том, чтобы весь узор в соответствии с шаблоном был переведен на ткань.

Роспись от пятна - самая сложная и интересная работа по оформлению ткани. Этим способом обычно выполняются изделия, украшенные растительным орнаментом. Принцип работы тот же, что и в сложном батике, но вместо сплошных последовательных перекрытий всей ткани здесь на полотно  в соответствии с эскизом наносят  расплывчатые пятна разных цветов. По каждому из этих пятен идет соответствующая  эскизу первоначальная прорисовка орнамента  резервирующим составом, далее эти  же пятна или соседние с ними участки  фона перекрывают другим цветом, и  снова идет дальнейшая дорисовка  орнамента. Эту процедуру можно  повторять не более трех раз. Перед  последним перекрытием окончательно прорисовывают орнамент и в заключение все полотно перекрывают каким-либо темным цветом. Как правило, такого рода рисунки всегда имеют темный фон, так как необходимо, чтобы он перекрыл краску, расплывшуюся за пределы рисунка. Происходит как бы работа сложным батиком на отдельных участках декорируемой ткани. Это дает возможность при небольшом количестве перекрытий добиться тончайших переходов цветов и их оттенков.

При росписи необходимо следить, чтобы  каждый слой краски, накладываемой  на ткань, полностью просыхал, а резервирующий  состав застывал.

После того как работа полностью закончена, ткань снимают с рамы, растягивают  по диагонали, с тем чтобы резервирующий  состав растрескался и осыпался с  ткани. Для дополнительного удаления резерва ткань можно помять и  сильно встряхнуть. После этого нужно  на стол уложить два-три слоя газет, сверху положить лист оберточной бумаги, затем разрисованную ткань, поверх нее снова положить оберточную бумагу, газеты и прогладить горячим утюгом. Под утюгом резервирующий состав расплавится и впитается в  бумагу. Проглаживание следует повторить  два-три раза, каждый раз меняя  бумагу. Окончательное удаление жировых  пятен, оставшихся после проглаживания, производится путем промывки в бензине (можно протереть изделие, вновь  натянутое на раму, ватным тампоном, смоченным бензином).

 

Свободная роспись

Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она  выявляет своеобразие почерка каждого  художника  и  индивидуальную  неповторимость  произведений, свойственную  ручному  труду. 

Свободная роспись по тканям из натурального шелка и синтетических волокон  производится в основном анилиновыми  красителями (иногда с различными загустками), а также масляными красками со специальными растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.

Свободная роспись с применением солевого раствора. Сущность этого способа  состоит в следующем: натянутую  на раму ткань в зависимости от характера рисунка либо пропитывают  водным раствором поваренной соли и  после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введен раствор поваренной соли. Все это ограничивает растекаемость краски по ткани, дает возможность выполнять рисунки свободными мазками, варьируя форму и степень насыщенности цветом.

Свободную роспись красками с введением  в них солевого раствора можно  сочетать с обычной росписью холодным батиком. Для этого некоторые  части рисунка выполняют свободной  росписью с доработкой графическим  рисунком, а фоновые перекрытия производят на участках, ограниченных резервирующим  составом. При росписи ткани, предварительно пропитанной солевым раствором, заливка участков фона каким-либо цветом исключается, так как в этом случае краска не может ровно растекаться  по поверхности ткани.

 

Эффекты

Кракле

Настало время рассказать о красивом эффекте, который называется «техника кракле». Другое его название, более знакомое тем, кто увлекается декупажем – «кракелюр».

Информация о работе Осенний пейзаж. Батик