Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 21:24, доклад
Каламкари – искусство рисования стилом или каламом на специально обработанной хлопчатобумажной ткани красками, получаемыми из растений, является древним промыслом, который ныне вполне процветает.
Прекрасное искусство каламкари – одно из самых совершенных. Когда художник непрерывным потоком выдавливает краску из своего стила, опущенного прежде в краситель, на обработанную хлопчатобумажную ткань, это выглядит волшебно. На темной поверхности появляются линии.
История батика из Индии
Каламкари
Платья батик
Список литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГАО ВПО «Российский государственный профессионально -
педагогический университет»
Институт искусств
Кафедра ДПО
Индийская роспись по ткани
Выполнил: студент
гр.ИД-204
Иванова Анна
Мулюкова Айсылу
Проверил:
Лемонова И.Б.
Пигарева К.Д.
Екатеринбург 2014
Содержание
Каламкари
Каламкари – искусство рисования стилом или каламом на специально обработанной хлопчатобумажной ткани красками, получаемыми из растений, является древним промыслом, который ныне вполне процветает.
Прекрасное искусство каламкари – одно из самых совершенных. Когда художник непрерывным потоком выдавливает краску из своего стила, опущенного прежде в краситель, на обработанную хлопчатобумажную ткань, это выглядит волшебно. На темной поверхности появляются линии.
В эпоху своей популярности настенные панно со сказочным «Древом Жизни» пользовались большим спросом в модных салонах и лучших домах Европы. В Южной Азии раскрашенные на Коромандельском побережье ткани служили для обмена подарками с королевскими домами Таиланда, на стенах которых до сих пор можно наблюдать индийские мотивы.
Искусство каламкари переживает постоянный эволюционный процесс. При самом простом варианте работа проходит на менее двадцати этапов, когда кусок ткани погружается в различные растворы, красится, припечатывается, чернится и сохнет, чтобы на выходе получить готовое изделие. В некоторых случаях ткань украшается золотой и серебряной краской (или кхади), прошивается люрексом и т.д.
Раньше изделия каламкари создавались для практических целей, это были молитвенные коврики и настенные панно. Сегодня они используются в качестве декорации в одежде, аксессуарах и обшивке мебели. Подобное разнообразие подразумевает, что стали доступны дешевые каламкари, имеющие простой дизайн, а также изделия высочайшего качества, каждый фрагмент которых является произведением искусства.
Если проехаться по сельской местности вблизи портового города Мачилипатнам (около 330 км к югу от Хайдерабада), можно легко увидеть только что изготовленные каламкари, сушащиеся на берегу канала или реки. Среди некоторых новейших изделий – тонкие ручного изготовления хлопчатобумажные маты, скатерти и занавески.
Один из основных центров изготовления каламкари – школа в Масулипатаме – сохранил персидский стиль цветочного орнамента, прекрасные бордюры, использование разнообразия прекрасно сочетающихся форм и элегантность в цветовой гамме. В своем лучшем виде работа наполнена мотивами персидских ковров, и помимо многочисленных растений и деревьев здесь присутствуют животные и птицы, как на сценах охоты из персидских миниатюр.
Спрос на продукцию Масулипатама в конце XVIII – XIX вв. способствовал использованию ручной штамповки. Вероятно, это привело к распространению искусства в регионе. В последние несколько десятилетий наблюдается оживление интереса к каламкари, а дизайнеры охотно изучают методы старых мастеров, что расширяет рынок спроса.
Школа Шри Калахастхи, если ее можно так назвать, находится вблизи знаменитого храма Тирупати. Интересно отметить совершенно другую эстетику художников, работающих в этой традиции. Здесь можно увидеть, как они обращаются к более раннему периоду, когда бродячие рассказчики надевали эти красочные ткани, путешествуя от деревни к деревне, исполняя песни и читая истории из «Махабхараты» и «Рамаяны». Некоторые местные каламкари представляют собой прекрасные панно, поражающие яркими красками и мелкими деталями.
Как бы то ни было, школа Шри Калахастхи использует жесткий набор цветов при иллюстрации своих персонажей: боги всегда имеют синюю кожу, женщины – золотую, демоны и злые духи – черную. Стоит отметить и экспрессивность создаваемых мастером, хранящим традицию, героев. Подобно ветвям «Древа Жизни», изображенного на панно, с их способностью привлекать к себе самые разные формы, сок воображения индийского умельца продолжает течь по тонкому бамбуковому стилу и пропитанному растительной краской хлопковому шарику на его конце.
История батика из Индии
Батик, как мы знаем, родом из Индонезии. Зарождался он одновременно в Китае, Индии, Яве, поэтому точного местоположения не скажут даже историки. Зато хорошо известно о технологии индийского батика.
Обычно окраска ткани осуществлялась двумя способами — с помощью печати штампами (их вытачивали из дерева) или расписывали вручную кистями, что считалось более трудоемким и длительным процессом.
Зато такой батик был более близок к искусству, нежели к ремеслу. Об этом писали известные исследователи индийского ткачества П. Шварц и Дж. Ирвин. Речь идет о Средних веках.
Еще одной ручной техникой считается метод узелковой окраски ткани (не шибори!). Называется такая технология бандхана. Узор на материи похож на мелкие неровные точки. Если вы когда-нибудь попадете в древний индуистский храм, то увидите там изображения людей именно в подобной одежде (украшенным этим точечным узором).
Зато в Гуджарате распространены иная техника батика, также доставшаяся им в «наследство» от предков. Она-то как раз очень похожа на шибори. Суть такова: ткань скручивают в тугой жгут, светлые места обматывают веревками или самой же тканью. После погружения материала в краску, естественно, в стянутых накрепко местах остается непрокрас. В индийском батике эта технология носит название лахерия.
То, что более всего похоже на привычную нам роспись ткани с помощью красок и резервирующего состава, называлось в Индии (особенно в городах Тамилнаде и Короманделе). Ремесленники при помощи этой технологии изготавливали на заказ ткани, расписанные сюжетами из мифологии и религиозными сценками. Это были балдахины, пологи, портьеры для храмов.
После эпохи Средневековья стал популярен метод «набивки» или «набойки». Европа стала скупать огромными партиями популярные индийские ситцы (голландское chintz от хинди «чхинт» ). Тогда же в самих европейских странах стали перенимать опыт мастеров Востока. Кстати, метод «набойки» практически вытеснил надолго ручной метод изготовления батика в Индии.
Платья батик
Расписанные
платья в технике батик
Список литературы
1. http://platie4you.ru/
2. http://irenabatik.ru/
3. http://indonet.ru/Statya/