Опытно-экспериментальная работа по изготовлению декоративных панно в технике витража

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 01:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной проблемы состоит в том, что роспись по стеклу является на современном этапе очень востребованным видом декоративно-прикладного искусства, среди профессиональных художников и людей увлеченных художественным и декоративным творчеством.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...……2
Глава I Художественное своеобразие витражного искусства………………….6
1.1 Исторические особенности росписи по стеклу…………………………..…6
1.2 Современные направления и приемы работы в технике витража………..18
1.3 Витраж в современной квартире…………………………………………....23
Глава II Опытно-экспериментальная работа по изготовлению декоративных панно в технике витража …………………….…………………………………29
2.1 Экспериментальная работа по освоению различных приемов росписи по стеклу.………………………………………………………………………...…..29
2.2 Технология изготовления декоративного пано «Единение» в технике росписи по стеклу……………………………………………………………………………..34
2.3 Методические рекомендации для организации кружковой работы в технике росписи по стеклу…………………………………………...................40
Заключение……………………………………………………………………….49
Библиография…….…………………………………………………………..…..52

Файлы: 1 файл

единение.АБАКУМОВА. Word (2).docx

— 73.19 Кб (Скачать)

Современный витраж рассчитан на электрическое  освещение, что значительно расширило  возможности его применения в  архитектуре - не только в окнах, но и в интерьерных перегородках и подвесных потолках. Широкое  применение стеклопакетов в современном  строительстве потребовало внедрения  новейшей витражной технологии на основе цельного стекла, специального цветного ламината и свинцового профиля различного сечения. Витражи, собранные по этой технологии, внешне ничем не отличаются от классических, и позволяют не только использоваться в реставрации, но и для создания эффекта старины.

Одними из самых популярных мест размещения витража в интерьере  квартиры, дома являются двери или  межкомнатные перегородки. Сейчас можно  говорить о том, что витраж является неотъемлемой частью интерьера, подчас даже ключевой. Поэтому местоположение и роль витража в интерьере лучше всего закладывать на этапе проектирования.

Одну из самых важных составляющих в расположении витража играет освещение. Помимо естественного дневного света  добавляются искусственные источники  освещения (ложные потолки, ложные окна.).

Дневной свет позволяет видеть все  преимущества витража – в течение  дня витраж переливается самыми разными  цветами, эффектно и красиво преображает  дневной свет, увеличивая зрелищность. Искусственный свет изменяет атмосферу  в комнатах до неузнаваемости –  от приглушенной, интимной, до более  эффектной и расширяющей пространство интерьера за счет новых источников света. Примерами являются лампы  из витража в стиле Тиффани. Палитра  стекла для витражных окон или  абажура лампы из витража выбирается в зависимости от интенсивности  освещения – для приглушения  света или увеличения его яркости  за счет оттенков цвета. Также часто  выбирается стекло, при котором в  помещение за витражом практически  не проникает взгляд – здесь витраж служит в качестве искусственных  перегородок или окон.

Применение витражей в дизайне  интерьеров всех стилей бесконечно в  своем многообразии. Это и великолепные дверные порталы, и ниши, где витражи  выглядят настоящими картинами в  стекле, и перегородки для разделения зон в интерьере, витражные фризы  в зимних садах, витражные вставки  в мебель и в кованую решетку  – и в доме, и в саду, всегда витраж прекрасен, неповторим, оригинален. Благодаря нашим высоким техническим  возможностям мы можем создать целые  объемно-пространственные декоративные композиции из стекла и металла с  применением горячих эмалей, великолепно  вписывающиеся в дизайн интерьера  и обогащающие его необычным  эффектным звучанием.

Таким образом, витражи к месту  не только в церквях или в ресторанах, клубах и магазинах. Уникальные характеристики витража особенно интересны именно в жилом интерьере. Им можно украсить окно, сохранив прозрачность, а можно  сделать ярким пятном, несущим  функции защиты от посторонних взоров. Благодаря своей светопропускной  способности, плоскость витража  может служить прекрасным приемом  зонирования, не нарушающим целостности  восприятия пространства.

Стоит особенно отметить, что только витраж способен создавать в интерьере  особую световоздушную среду, изменчивую и непредсказуемую игру цвета. Витраж немыслим без света, поэтому способность  стекла рассеивать свет, но не поглощать  его, позволяет создавать в интерьере  с помощью витража необычные  цветовые решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  РАБОТА ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ДЕКОРАТИВНЫХ ПАННО В ТЕХНИКЕ ВИТРАЖА

2.1 Экспериментальная работа по освоению различных приемов росписи по стеклу

Для того чтобы начать экспериментальную  работу по освоению приёмов росписи  по стеклу необходимо изучить материал и инструменты, которые нам понадобятся  для росписи.

Существует множество специальных  материалов, которые можно приобрести в магазинах, заказать по каталогу в  Интернете или сделать самим. Применение их в росписи по стеклу позволит мне достичь замечательных  результатов и открыть передо мной широкие возможности. Только тогда, когда я познакомлюсь с этими  материалами и научусь уверенно владеть ими, я смогу открыть  все новые способы их применения.

Для удобства и надежности нужно  разместить все принадлежности для  работы на плоской и чистой поверхности, а стекло, краски и острые инструменты  держать в местах, недоступных  для детей. Кроме основных красок и контура имеются и иные средства, позволяющие подчеркнуть форму  и колорит в росписи по стеклу. Использование штампов - это довольно легкий и эффективный способ перенесения  шаблона на поверхность стекла или  ацетатной пленки. С помощью резиновых  штампов можно перевести детально разработанный рисунок. Для перевода на стекло более схематичных композиций, которые покрывают затем разбавленными  водяными красками, лучше использовать резиновые штампы самого простого типа или штампы из пенопласта. В росписи  по стеклу или ацетатной пленке наряду с красками можно использовать и  рапидограф - стержень, заполненный  краской либо чернилами. Он станет прекрасной альтернативой краскам в том  случае, если вы хотите с максимальной четкостью передать цветовые детали.

По стеклу или пленке легко работать ручкой. Она содержит краску, которая  выдавливается медленно, точно дозированными  порциями.

Так же для работы по стеклу можно  добавить и другие элементы, подчеркивающие колорит и фактуру изделия. Некоторые  из них описаны ниже.

Отделка. Для усиления декоративного эффекта росписи по стеклу в нее можно включить некоторые предметные детали. Так, можно добавить крошечные бусинки или маленькие ракушки, пуговицы, блестки.

Листовое «золото».Так называемое листовое «золото» - фантастически привлекательное дополнение в декоре стеклянных изделий. Конечно, не следует использовать настоящее листовое золото: купите дешевую пластину металла, приближающуюся по цвету к золоту, или возьмите пленку золотого цвета. Тонкие «золотые» пластины или пленки прикрепляют специальным клеем. Следует разделить лист на маленькие кусочки и вставьте их в роспись по стеклу либо прикрепите на поверхность сосуда, предназначенного под роспись.

Самоклеящаяся свинцовая  лента. Она обычно бывает черной, цвета платины, серебра или золота и имеет ширину в 3 мм, 6 мм и 9 мм. Ее можно приобрести плоскую либо объемную ленту. Плоской лентой оборачивают края и углы стеклянного сосуда, объемную же используют, чтобы создать иллюзию рельефа.

Двусторонняя клеящая  пленка. Эта удобная в использовании пленка может быть применена, когда нужно прикрепить отделочные детали к изделию или отшлифовать уже законченную работу. Сняв защитную оболочку с пленки и приложив последнюю к поверхности стекла, затем, отогнув верхнюю часть и прикрепить либо свободно разбросать отделочный материал.

Расслаивающаяся бумага. Не покрывая этой бумагой сосуд, можно наметить на ней контурные линии рисунка и раскрасить его.

Когда расцвеченный рисунок высохнет, нужно отслоить его. Он сам, без дополнительного  применения клея, прикрепится на нужное место на поверхности стекла.

Шаблоны. Можно использовать шаблоны, еще не вырезанные по контуру. Взяв густые водяные краски и следует наносить их на шаблон. Шаблон поместить прямо на поверхность стекла или на самоклеящуюся пленку, предназначенную для росписи.

Разбавление. В зависимости от техники росписи, к которой обращаешься, требуется разбавить краски до необходимой консистенции. Водяная краска, выдавленная из флакона, бывает довольно плотной. Конечно, ее применяют и в таком виде, если работают с помощью губки или жесткой щетинной кисти. Но чтобы изменить консистенцию краски, нужно добавить к ней воды. Смешать их в равных количествах, и получится мягкую текучую краску.

Создание цвета. Можно получить необходимые цвета и оттенки, смешивая различные краски перед применением их в росписи по стеклу. Так, перламутрово-белый тон, добавленный к пурпурной основе, дает пурпурный тон с перламутровым сиянием. Чтобы добиться пастельных оттенков, смешивают белую с какой-либо другой краской. Если добавить к основной краске белый и перламутровый тона, то, высохнув, она станет матовой.

Смешивание на стекле. При росписи изделий из стекла можно также смешивать краски непосредственно на его поверхности. Этот часто используемый технический прием позволит добиться превосходных колористических эффектов в декорировании стекла.

Высветление. Можно частично высветлить колорит росписи, добавив на нужное место в еще не просохшие краски, основанные на растворителе, каплю более светлой краски, также основанной на растворителе.

Для высветления водяной краски обычно используют, светлую краску, разбавленную водой, или просто воду, капнув немного в нужное место  на еще не высохшую роспись.

Простейшая операция. Данный прием особенно подходит в тех случаях, когда нужно покрыть широкую поверхность стекла размашистыми движениями кисти.

Чтобы фактура живописи казалась более  гладкой, следует использовать мягкую кисть: чем мягче кисть, тем более  гладкой выглядит фактура. Чтобы  красочные мазки производили  впечатление единообразия и порядка, рекомендую накладывать их в одном  направлении, например, сверху вниз, или  же ориентировать скольжения кисти  от расписываемой поверхности к  себе.

Выписывание деталей. Для росписи деталей композиции, то есть небольших участков стекла, используют мягкую остроконечную кисть. Флакон с краской держат поблизости от расписываемой поверхности, если краска будет капать с кисти, она, вероятнее всего, попадет на эту поверхность. Четко прочерчивайте краской углы контура. Просушивать роспись следует на мягкой плоской поверхности и в тепле, предохраняя ее от вредного воздействия влажной атмосферы.

Использование губки. Работая губкой, можно создавать различные красочные фактуры и достигать множественных эффектов. Обмакнув губку в краску, следует снять с нее лишнюю краску бумажным полотенцем или тряпкой, а затем водить ею по поверхности стекла. Можно накладывать один слой краски на другой, а можно раскрашивать с помощью губки шаблоны. Чтобы получить более разнообразные фактурные эффекты, используют дополнительно скомканную бумагу, ветхие тряпки, зубные щетки и даже старые пластиковые мешки.

Раскрашивание пальцем. Раскрашивание пальцем - один из самых простых способов наложения водяных красок на поверхность стекла или самоклеящейся пленки. Такая техника позволяет быстро покрыть краской обширные пространства и создать впечатление витражного стекла.

Так же можно сделать проект более  интересным. Для этого достаточно усложнить фактуру, используя незамысловатые украшения: пуговицы, проволоку, ракушки, бисер, блестки из металла и других материалов. Например: Посыпать расписанную  поверхность стекла бисером и  распределите его в группы с помощью  острого кончика кисти.

Покрыть бисер слоем краски, что  обогатит поверхность росписи. Прозрачные бусинки будут выделяться на ярком  фоне. Если же, напротив, использовать цветной бисер, нужно применять  для нанесения верхнего слоя прозрачную краску.

Здесь представлены некоторые экспериментальные  работы по освоению приемов росписи  по стеклу/

 

 

 

 

 

 

2.2 Технология изготовления панно «Единение» в технике росписи по стеклу

 

Этапы изготовления

Наглядное изображение

Инструменты и материалы

1

Идеи, эскиз и картон

 

Любая работа начинается с эскиза, и  поэтому моя задача была - разработать  несколько вариантов, из которых  я выберу наиболее соответствующий  моему замыслу и пожеланию.

Я решила сделать панно  в классическом стиле. У меня было много идей, это – мыльные пузыри, маскарад и так далее, но все это  не меня не вдохновляло. Мне хотелось чего-то яркого и необычного. Я решила связать историческое возникновение  витража с появлением такового в  нашей  культуре . И я нарисовала маленький эскиз моей будущей  картины, и назвала ее «Единение»

После этого задуманный мною рисунок был перенесен на бумагу в натуральную величину и разделен на массу сегментов и  частей, так как композиция будет предполагать имитацию витража.

   

2

Подбор стекла

 

Творческий процесс продолжается, ведь подбор стекла сравним тому, как  живописец выбирает палитру, смешивая разные краски.

Естественно, в этом деле есть свои особенности: стекло должно быть достаточно качественным, без  трещин и других недостатков.

В одном случае нужно использовать лишь прозрачные стекла, чтобы создать  эффект легкости и воздушности. В  другом - глухие стекла, которые почти  не пропускают свет, но в отраженном свете выглядят эффектно. Но есть стекла, которые, пропуская световые лучи по-разному, преломляют их, что создает особенный, неповторимый эффект. Ну и, наконец, не исключена возможность комбинировать абсолютно разные и по структуре и по фактуре стекла. Для своей работы я выбрала листы с прозрачным стеклом.

   

3

Техническая часть

 

Теперь можно приниматься за работу. Для росписи своего пано я выбрала  технику «Тиффани». Особенность  данной техники заключается в  том, что для нанесения на стекло рисунка используют уже готовые  краски и контуры.

С помощью этих красок для  росписи по стеклу DECOLA стала возможна яркая роспись стекла без применения сложных высоко-температурных технологий. Краски великолепно подходят для росписи окон, стеклянных предметов освещения, а также для другой прозрачной росписи в интерьерах. Цветовая гамма представлена 9 тонами, некоторые цвета имеют кроющие свойства.

Для получения новых оттенков их можно смешивать друг с другом, а для высветления применить  бесцветное средство, имеющее тот  же состав, что и прозрачная краска. Краски имеют жидкую консистенцию, что обеспечивает получение ровной поверхности, устойчивы к выцветанию, не смазываются, погодостойкие (после  лакирования), выпускаются в пластиковых  флаконах 40 мл с завинчивающейся  крышкой.

Пред тем, как начинать наносить рисунок на стекло, я обезжирила и почистила поверхность. Для  этого я использовала обычное  средство для мытья стекол.

Далее я нанесла тонким желтым фломастером основные линии  изображения, по которым впоследствии я проводила специальным контуром по стеклу. Отставляем в сторону  первое панно и наносим линии рисунка контуром на второе, после окончания даем время высохнуть, около 2 часов.

Итак, приступаем к нанесению  краски на стекло, берем флакончики с теми цветами, которые нам понадобятся  и постепенно, наносим их на стекло, делая не большие растяжки с помощью  ресфедора от светлого к темному, чтоб создать ощущение мягкости перехода.

Таким образом, мы заполняем  все пространство на стекле, аккуратно, стараясь не заляпать краской контур.

Даем не много времени  подсохнуть. Для того чтобы ускорить процесс высыхания можно использовать фен.

То же самое мы проделываем  и с другим стеклом. Для того, чтобы  выделить какую-нибудь часть рисунка  на панно, можно повторно нанести  контур, жирной линией. Это придаст объема и натуральности изображения.

   

4

Итог

 
 

Итак, наша работа закончена, теперь осталось лишь найти то заветное место в  нашем интерьере, в котором эти  дивное панно будут радовать нас  и окружающих своей теплотой, радостью и красотой, всегда выигрывающие не только от яркого солнечного света, но и от мягких тонов заката и сверкающих вечерних огней.

   

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по изготовлению декоративных панно в технике витража