Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 01:39, курсовая работа
Актуальность данной проблемы состоит в том, что роспись по стеклу является на современном этапе очень востребованным видом декоративно-прикладного искусства, среди профессиональных художников и людей увлеченных художественным и декоративным творчеством.
Введение……………………………………………………………………...……2
Глава I Художественное своеобразие витражного искусства………………….6
1.1 Исторические особенности росписи по стеклу…………………………..…6
1.2 Современные направления и приемы работы в технике витража………..18
1.3 Витраж в современной квартире…………………………………………....23
Глава II Опытно-экспериментальная работа по изготовлению декоративных панно в технике витража …………………….…………………………………29
2.1 Экспериментальная работа по освоению различных приемов росписи по стеклу.………………………………………………………………………...…..29
2.2 Технология изготовления декоративного пано «Единение» в технике росписи по стеклу……………………………………………………………………………..34
2.3 Методические рекомендации для организации кружковой работы в технике росписи по стеклу…………………………………………...................40
Заключение……………………………………………………………………….49
Библиография…….…………………………………………………………..…..52
“Стеклянная архитектура” — манифест, написанный Паулем Ширбартом в 1914 году, также как небоскреб Бруно Таута и позже небоскребы Вальтера Гропиуса и Мис ван дер Роэ, дадут новое направление стеклу в архитектуре. Проекты, представленные Мис ван дер Роэ в Берлине в 1919 и 1922 годах, сделают этого архитектора, ранее занимавшегося домами для буржуа, одной из знаковых фигур современной ему архитектуры, принявшей стекло как “свой материал”.
Стекло, прозрачное и воплощающее идею открытости, стали считать социалистическим материалом, а также легким и “модерновым” заменителем тяжеловесности и помпезного характера предыдущих лет.
Такое применение, обесценивая стекло,
составляет один из презираемых обликов
архитектуры этого периода. Пренебрежение
сохранилось вплоть до внедрения
другого совершенно американского
понятия — остекленные фасады
с пассивной солнечной
В шестидесятые годы работа таких архитекторов, как Фред Кик на американском Среднем Западе, предвосхитила появление сорок лет спустя весьма выразительной стеклянной стены, поднимая в связи с этим вопросы энергосбережения.
Расцвет четвертого возраста стекла
пришелся на восьмидесятые и девяностые
годы, ему предшествовали достижения
шестидесяти предыдущих лет и
выдающееся изобретение в пятидесятые
годы Пилкингтоном флоат-стекла. Много
других процессов, связанных с облицовкой
и обработкой стекла, появилось с
тех пор, и сегодня стеклянная
архитектура царит на страницах
иллюстрированных журналов, начиная
с экологических покрытий и заканчивая
поражающими структурной
Рассвет новой эры: “умная” стена. Сегодня мы находимся на заре пятого возраста. Новые материалы, такие, как “умные” стекла, показатели которых можно менять, просто нажимая на выключатель (например, стекло по желанию может быть как прозрачным, так и непроницаемым для глаз), изолирующие материалы, и более прочные огнеупорные материалы, захватывают каталоги. Все, что мы знаем об этом пятом возрасте, — это всего лишь то, что трудно вообразить его плоды через пятьдесят лет и представить даже через двадцать лет. Но мы можем предчувствовать, что он будет отмечен красотой и магией, но при условии, что они будут правильно использованы, а не для того лишь, чтобы создать универсальное однообразие.
В тринадцатом столетии появились Аравийские стеклянные окна – отдельные части стекла были вставлены в мрамор или камень.
Однако развитие Аравийских витражей было медленным, потому что ислам не допускает никаких узоров, кроме геометрических или растительных.
В романской архитектуре витражи были более разнообразными и художественно богатыми. Развитие средневекового витража связан, главным образом, с соборами, которые являлись центрами общественной жизни. Величина зданий и толстые стены вынуждали делать громадные окна.
Типичный ансамбль состоит из трех
окон, символизирующих Святую Троицу.
Более ранние окна этого стиля
значительно проще и
В Средневековье церковь являлась основным представителем развития искусства, ярчайшим ее представителем являлся аббат Сугерий из аббатства Сен-Дени. Он был проницательным и гениальным политическим деятелем и поданным короля, занимался философией, включая и мистику, что повлияло на его решение увеличивать окна и украшать их витражами. Королевская церковь аббатства Сен-Дени стала совершенно новым художественным воплощением искусства.
Окна церкви Сен-Дени стали принципиально новыми в понятии художественного оформления.
В панно были включены жития святых,
жизнеописания Марии и Христа
и, возможно, первый крестовый поход.
Площадь окна заполнена рядом
вертикально расположенных
Окна стали эквивалентом рукописных текстов, описывающих жизненный путь христианских святых. К сожалению, окна Сен-Дени сильно пострадали во время Великой французской революции.
Цветовая гамма города не дает возможности представить, что когда-то во многих домах сияли цветные стекла витражей.
Многие чердаки, парадные и окна были украшены различными рисунками из художественного цветного стекла.
Со временем по различным объективным причинам в городе о них стали забывать: витражи старели, бились, их не восстанавливали... И действительно, Петербургские витражи можно назвать героями: они пережили революции, Великую Отечественную войну, годы советской власти.
Особое место в развитие витражного
искусства отводится
В соответствии с традицией монументального витража фигуры помещены на переднем плане и не занимают все доступное пространство.
До сих пор, за исключением окон
люнебургской ратуши, мы рассматривали
только витражи, украшавшие соборы и
роскошные постройки, связанные
с придворными кругами. Однако со
второй половины 14 века витражи все
чаще использовались и в декоре городских
приходских церквей. Витражисты стали
приезжать в города, где прежде
не существовало традиций витражного
искусства, — например в Ульм, где
в 1390 — 1420 годах был заново остеклен
хор собора. Около 1430 — 1431 годов были
изготовлены витражи для
Мастер, выполнявший заказ Бессерера, был, несомненно, знаком с произведениями фламандского художника Робера де Кампена (Флемальского мастера). Используя новейшие стилистические достижения, он превратил ульмскую мастерскую в одну из самых передовых в Южной Германии, что принесло ему немало заказов в других городах (например, в Констанце, Блаубойрене и Берне). [1, с 16]
С середины 15 столетия художественное
развитие французского витража определялось
фламандскими влияниями. В 1474 году герцог
Жан 2 де Бурбон отдал распоряжение
о постройке новой
В 1481 году Геммель создал великолепный цикл витражей для капеллы семейства Фольккамеров в хоре нюрнбергской церкви Санкт-Лоренц — одну из лучших своих работ, выполненных за годы совместной деятельности с другими мастерами. (Приложение)
В центре этой композиции изображено
«Мистическое бракосочетание Святой Екатерины».
Элегантный стиль изображения фигур
сочетается здесь с блестящей
техникой витражного искусства. К сожалению,
витражи Фольккамеров стали последним
шедевром, вышедшим из мастерских Геммеля,
— однако их можно назвать вполне
достойным финалом истории
В конце концов, гладких стенных поверхностей осталось так мало, что архитектура, по существу, свелась к каркасу для окон. Первым пиком развития этой тенденции стали возведенные в конце 12 столетия соборы в Суассоне, Бурже и Шартре (Франция) и в Кентербери (Англия).
Огромные окна этих зданий были украшены
пластинами цветного стекла, образующими
повествовательные циклы, многочисленные
эпизоды которых создавали
Средневековым сознанием свет воспринимался как олицетворение божества, а следовательно, сверкающие картины из цветного стекла казались ошеломляющими и неудержимо притягательными иллюстрациями Слова Божьего. Теологи приписывали витражам способность просветлять душу человека и удерживать его от зла. Излюбленным сюжетом витражей на рубеже 12 — 13 веков стала притча о блудном сыне. Из этой нравоучительной истории можно было извлечь несколько уроков. Во-первых, она предостерегала верующего от гордыни, роскоши, пьянства, азартных игр и женщин легкого поведения, ибо подразумевалось, что именно эти пороки, в конечном счете доводят человека до беды.
А во-вторых, поведение отца из этой притчи намекало на то, что свернувший с пути истинного, но затем одумавшийся и покаявшийся будет прощен и принят.
На витраже из собора в Бурже изображено начало притчи о блудном сыне. Герой библейской притчи представлен здесь в облике типичного аристократа 13 века. Он восседает на серой лошади и держит на запястье ловчего сокола. Его длинное фиолетовое одеяние струится мягкими складками, на плечи наброшен роскошный плащ с меховой подбивкой. Дальнейшие события притчи изображены в серии сцен, вписанных поочередно в большие квадрифолии и маленькие медальоны. Промежутки между этими сценами заполнены сплошным орнаментом, а весь витраж обрамлен бордюром из пальметок.
Данная трактовка библейской притчи рассчитана на восприятие представителя правящих классов. Аристократу той эпохи падение блудного сына до жалкой участи свинопаса должно было внушать ужас и отвращение.
Мир средневековой знати предстает перед нами и в сцене с витража «Святой Евстафий», украшающего окно северного нефа собора в Шартре. Этот витраж составлен из больших и маленьких медальонов, сгруппированных вокруг центральных квадратов. Как и в Бурже, в палитре декоративных областей этого витража преобладают красные и синие тона, а цветовая гамма сюжетных композиций основана на сочетании зеленого, фиолетового, белого и желтого. Первая сцена в квадрате изображает святого Евстафия, выезжающего на охоту. Бордюр, обрамляющий ее, одновременно служит опорой под ногами оленя, спасающегося бегством от охотников, которые как бы врываются в композицию слева. Создатель этой сцены, мастерски оперируя линиями контуров и сочетаниями тонов, добился того, что драпировка одежд не скрывает, а, напротив, подчеркивает мощное телосложение всадников.
Строительство соборов в Бурже
и Шартре началось в 90-е годы 12 века.
По-видимому, заказчики уже тогда
намеревались остеклить окна и открыли
с этой целью мастерские. Однако
оба описанных выше образца датируются
первым десятилетием 13 века. Ни имен, ни
биографий их создателей история
не сохранила. Предполагают, что мастер
«Святого Евстафия» приехал в
Шартр с севера Франции, возможно,
из Сен-Кантена. О буржском витражисте
не известно ничего. Высокое мастерство,
с которым оформлены изящные
складки одежд персонажей, позволяет
включить витражи из Буржа и Шартра
в контекст искусства Северной Франции
и области Мааса второй половины
12 века. Драпировки такого рода встречаются
на раннеготических витражах вплоть
до 30-х годов 13 века и представляют
собой отличительную
В наше время в некоторых парадных еще остались фрагменты былой красоты, но это всего лишь фрагменты, доживающие свой век.
Даже если начинать восстанавливать
какие-то рисунки, то для этого требуются
немалые средства. Плюс ко всему
наплевательское отношение
Таким образом, начиная с эпохи возрождения и заканчивая сегодняшним днем, стекло прошло не короткий и сложный путь. Начиная от готической архитектуры и заканчивая рассветом новой эры. За это время оно успело раскрыть человечеству свои великолепные свойства и ценность, побывало в разных ролях, и использовалось, не только, как защитное функциональное средство, но и как архитектурное, декоративное творение. Но на этом развитие стекла не останавливается, перед ним открываются новые возможности для роста и воплощения с помощью него многих задумок человечества, которые будут отмечены красотой, магией и правильным использованием. Художественный витраж – это особый вид монументально-декоративного искусства. Богато его прошлое, безграничны его перспективы. Роспись по стеклу прошла много веков и побывала во многих странах, применявшаяся главным образом для декорирования церковных зданий, но это не является границей витражного искусства. Много различных витражей сохранилось в мире, а именно во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Англии, Нидерландах, Чехословакии, Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге и других странах. Жаль, но не все они сохранились в прежнем состоянии.