Опытно-экспериментальная работа по изготовлению декоративных панно в технике витража

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 01:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной проблемы состоит в том, что роспись по стеклу является на современном этапе очень востребованным видом декоративно-прикладного искусства, среди профессиональных художников и людей увлеченных художественным и декоративным творчеством.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...……2
Глава I Художественное своеобразие витражного искусства………………….6
1.1 Исторические особенности росписи по стеклу…………………………..…6
1.2 Современные направления и приемы работы в технике витража………..18
1.3 Витраж в современной квартире…………………………………………....23
Глава II Опытно-экспериментальная работа по изготовлению декоративных панно в технике витража …………………….…………………………………29
2.1 Экспериментальная работа по освоению различных приемов росписи по стеклу.………………………………………………………………………...…..29
2.2 Технология изготовления декоративного пано «Единение» в технике росписи по стеклу……………………………………………………………………………..34
2.3 Методические рекомендации для организации кружковой работы в технике росписи по стеклу…………………………………………...................40
Заключение……………………………………………………………………….49
Библиография…….…………………………………………………………..…..52

Файлы: 1 файл

единение.АБАКУМОВА. Word (2).docx

— 73.19 Кб (Скачать)

Оглавление.

Введение……………………………………………………………………...……2

Глава I Художественное своеобразие  витражного искусства………………….6

1.1 Исторические особенности росписи по стеклу…………………………..…6

1.2 Современные направления и приемы работы в технике витража………..18

1.3 Витраж в современной квартире…………………………………………....23

Глава II Опытно-экспериментальная  работа по изготовлению декоративных панно в технике витража …………………….…………………………………29

2.1 Экспериментальная работа по  освоению различных приемов росписи  по стеклу.………………………………………………………………………...…..29

2.2 Технология изготовления декоративного  пано «Единение» в технике  росписи по стеклу……………………………………………………………………………..34

2.3 Методические рекомендации для организации кружковой работы в технике росписи по стеклу…………………………………………...................40

Заключение……………………………………………………………………….49

Библиография…….…………………………………………………………..…..52

Приложение………………………………………………………………………54

 

 

 

Введение

Художественный витраж – это  особый вид монументально-декоративного  искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность  в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности. В последнее  время дизайнеры интерьеров в  своей работе все чаще применяют  витражные элементы.

Художественные витражи, применявшиеся  главным образом для декорирования  церковных зданий, сегодня все  глубже проникают в жилые и  общественные здания. Религиозную тематику витражей все больше дополняет светская, отражающая современные течения  в культуре и искусстве. Витражи  в виде узоров, различных композиций или картин выполняются из цветных  или бесцветных стекол, с росписью отдельных деталей или всей плоскости, с применением красок или же без  них. Витражи, состоящие из отдельных  деталей, усиливаются свинцовой  лентой, монолитные стекла арматуры не требуют. Витражи выигрывают не только от яркого солнечного света, но и от мягких тонов заката и сверкающих вечерних огней.

Много различных витражей сохранилось  в мире, созданных выдающимися  живописцами, художниками и мастерами. Немало красивейших витражей создано  руками мастеров, чьи имена остались неизвестными. Художник принадлежит  своей эпохе, но произведения искусства  часто перерастают свою эпоху, становятся вечными. Подобные витражи-шедевры  сохранились во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Англии, Нидерландах, Чехословакии, Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге и других странах.

Для знакомства с техникой и художественными  приемами росписи по стеклу нами были рассмотрены следующие источники  таких авторов: Саламатов Ю.П. ,Майкл Виггинтон,Игорь Клисов,СИ. Козлова, Е.Л. Козлова, Гусарчук Д.М., Корчинова О.В., Павловский В.В.

Данные авторы свидетельствуют  о том, что с помощью красок для росписи по стеклу DECOLA  стала возможна яркая роспись стекла без применения сложных высоко-температурных технологий. Краски великолепно подходят для росписи окон, стеклянных предметов освещения, а также для другой прозрачной росписи в интерьерах. Цветовая гамма представлена 9 тонами, некоторые цвета имеют кроющие свойства. Для получения новых оттенков их можно смешивать друг с другом, а для высветления применить бесцветное средство, имеющее тот же состав, что и прозрачная краска. Краски имеют жидкую консистенцию, что обеспечивает получение ровной поверхности, устойчивы к выцветанию, не смазываются, погодостойкие (после лакирования), выпускаются в пластиковых флаконах 40 мл с завинчивающейся крышкой. Для работы желательно использовать кисти высокого качества или ресфедор.

В педагогике существует проблема освоения школьниками современных направлений декоративно-прикладного искусства, результаты которых могут быть использованы в интерьере собственного дома.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что роспись по стеклу является на современном этапе очень востребованным видом декоративно-прикладного искусства, среди профессиональных художников и людей увлеченных художественным и декоративным творчеством.

Это направление очень интересно  разнообразием своих техник выполнения и приемов работы. Изделия, выполненные  художественной росписью занимают почетное место в наших домах среди  других творений человека, потому что  они являются уникальными, оригинальными  и неповторимыми. Назначение витражей и изделий из стекла разнообразно: они являются богатым декоративным украшением зданий и отдельных помещений, заменяют оконные стекла и дверные филенки, пропускают свет и дают возможность изолировать помещения первых этажей от посторонних взглядов.

В наше время очень популярны  витражные вставки для мебели, а также декорирование витражным  стеклом ниш, перегородок, дверей и  потолков. Очень часто в интерьере  наших домов стали появляться и другие декоративные изделия в  технике росписи по стеклу. Это  все возможные вазы для цветов, посуда, люстры и бра выполненные  в этой технике, фоторамки с элементами художественной росписи и многое другое.

Тема работы: Витражное искусство. История и современность.

Основная цель работы заключается в освоении технологии изготовления витражных панно для интерьера. Для реализации цели нами решались следующие задачи:

-изучить особенности витражного  искусства в историческом аспекте;

-рассмотреть современные направления  и виды в технике витраж;

-ознакомиться с вариантами использования  техники витража в современном  интерьере;

-провести эксперимент по освоению  различных приёмов росписи стекла;

-разработать методические рекомендации  по организации внеклассных занятий  с детьми в технике росписи  по стеклу;

-разработать технологическую документацию  к изготовлению декоративных  панно в технике витража;

Предмет исследования: процесс изготовления панно «Единение»  в технике росписи по стеклу.

Объект исследования: Декоративно-прикладное искусство.

Были использованы следующие методы исследования:

-Теоретические: Была проанализирована  и изучена специальная и методическая  литература.

-Эмпирические: были рассмотрены  и освоены технологические приемы  росписи по стеклу, что позволило  выявить выразительность изделия  и изготовить панно «Единение»  Теоретическая значимость исследования заключается в том, что изучены исторические и современные особенности витражного искусства.

Практическая значимость в том, что разработаны методические рекомендации кружковой работы в технике мозаика, которые позволят овладеть учащимися интересным и увлекательным декоративно-прикладным направлением.

Работа состоит из: введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. В первой главе раскрываются исторические аспекты витражного искусства, современные  приемы и техники росписи по стеклу а так же применение витража в  интерьере. Во второй главе проводится опытно-экспериментальная работа по изготовлению панно в техники росписи по стеклу.

 

 

 

 

Глава I Художественное своеобразие  витражного искусства

1.1 Исторические особенности росписи по стеклу.

Впервые витражи появились в  католических храмах, в первом тысячелетии. Стекло было не совсем прозрачным. Один из самых первых и известных витражей был обнаружен в монастыре  Святого Павла в Англии. Он датируется 686 годом нашей эры. В двадцатом  веке археологи обнаружили стеклянные фрагменты изображения Иисуса Христа с крестообразным нимбом, дата изготовления которого относится примерно к 540 году нашей эры.

Флаконы, найденные в египетских гробницах, остекления богатых римских  домов, витражи готических соборов, оранжереи дворцов начиная с  эпохи Возрождения и до XIX века, здания из металла и стекла, облицовки  современных зданий, залитое внутрь гончарных изделий, дутое, отлитое  на столе, вертикально-тянутое, изготовленное  флоат-способом на расплаве олова.…  Таков путь стекла в истории людей  и их архитектурных творений.

Готическая архитектура, первый возраст. Этот расцвет гения зодчих, позволила создавать широкие проемы благодаря каркасной системе, обеспечившей перенос веса конструктивных элементов на основание. Для формирования архитектурно-пространственной среды небывалых по высоте и обширности интерьеров соборов требовались легкие ограждения, пропускающие свет. Именно таким образом стеклянная архитектура вошла в историю человечества. В это время стекло было известно уже в течение трех веков. Оно было открыто в восточном Средиземноморье, вероятно, вследствие случайного смешивания кремнезема со щелочной золой под гончарными печами, расположенными на песчаных берегах рек. Люди сразу заметили особенную красоту стекла, также как и его главные физические свойства, и научились их использовать.

Это вещество, образованное из песка  — наиболее распространенного материала  планеты, — имело почти волшебные  качества (зернистая масса могла  быть преобразована в тягучую  жидкость, которая при охлаждении превращалась в твердый материал, прозрачный и сверкающий) и бесчисленные возможности применения: от изготовления сосудов до создания декоративных предметов.

Манипуляции с этим странным веществом  были сложными, но люди мало-помалу приобрели  необходимые навыки, научившись вытягивать горячую массу, пока она не охладилась, и придавать ей сферическую или  цилиндрическую форму путем выдувания.

От изделия римского ремесленника до готического витража, второй возраст. Идея делать из стекла плоские, и просвечивающие листы воплотилась в жизнь значительно позже. Разумеется, римляне изготавливали листовые стекла и строили оранжереи, в которых выращивали растения независимо от сезона, но именно потребности готических архитекторов Северной Европы вызвали появление первых реализаций стекла в архитектуре — начиная с круглых витражей французских соборов и заканчивая огромными оконными проемами нефов английских церквей.

Достижения мастеров Римской империи  в сочетании с умением производителей стекла и стекольщиков, пришедших  из Средиземноморья, дали рождение новой  форме архитектуры, характеризующейся  огромным пространством витражей из окрашенного стекла. Витражи, украшающие восточный фасад собора в Йорке, например, имеют размер теннисного корта, сделаны из тысяч кусков стекла и представляют собой картины, переливающиеся всеми цветами радуги (эффект прозрачности здесь не был важен: ничто не требовало  видимости снаружи или изнутри). Хотя прозрачность не была обязательной в большинстве готических соборов, совершенно иначе обстояло дело с большими домами аристократов европейского севера в XVI веке.

Такие здания, как, например, Хардвик  Холл (о котором его современники говорили, что в нем “больше  стекла, чем стен”), построенный  Робертом Смитсоном в 1591–1593 гг., являются светскими наследниками великой  готической стеклянной архитектуры.

Зимние сады: третий возраст  стекла. Конец XVI века был отмечен популярностью зимних садов. Экзотические растения, привезенные европейскими исследователями, нуждались в специальной защите и теплицах, включая большие оранжереи.

Задуманные как обычные пристройки к домам и учреждениям, их использовавшим, именно зимние сады в течение последующих  двухсот пятидесяти лет дали импульс  новому взлету стеклянной архитектуры. Зимний сад, который до сих пор  был только “служебным пространством”, получил признание и вошел  в большую архитектуру. Это был  второй возраст стекла. Палм Хаус, построенный  в 1845 году в Кью Ричардом Тернером и Децимусом Бартоном, является одним  из самых красивых в мире. Французские  оранжереи также отличаются большой  элегантностью — например, великолепные оранжереи Сада растений Музея естественной истории, построенные в Париже Роо  де Флери. Однако самым красивым сооружением  этого времени, построенным из стекла, стал Хрустальный дворец, возведенный  в Лондоне в 1851 году.

В Чикаго в ходе реконструкции после  большого пожара 1871 года появились  небоскребы со стальным или чугунным каркасом и стеклянным фасадом. Такие  здания, как Гэйдж Билдинг, построенный  в 1898 году (фасады проектировал Луис Салливен, который ввел в обиход понятие  “сосед по лестничной площадке”), были практически немыслимы для “академичных”  европейских архитекторов, несмотря на то, что такие сооружения, как Гарднерс Стор архитектора Джона Баирда, построенный в Глазго в 1855–1856 гг. и л’Ориель Чемберс Петера Эллиса, построенный в Ливерпуле в 1864–1865 гг., были тому отчетливыми предвестниками.

Эти здания использовали потенциал  листового стекла (полученного в  процессе “отливки на столе”), изобретенного  во Франции в 1687 году. Этот метод  положил начало серьезной промышленности, а в 1693 году Кольбер учредит Королевскую  зеркальную мануфактуру во дворце Сен-Гобен  в Пикардии.

Четвертый возраст стекла: материал, символизирующий модерн. Несмотря на расцвет американской архитектуры во второй половине XIX века, третий этап стеклянной архитектуры разворачивается в Европе.

Главпочтамт Отто Вагнера, построенный  в Вене с 1904 по 1912 гг., с его чудесными  стеклянными крышей и полом показал  возможности применения в общественной архитектуре техник, использованных для строительства промышленных зданий. Но решающим фактором стал пробудившийся  в двадцатые годы XX столетия интерес  к стеклу у архитекторов и немецких теоретиков.

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по изготовлению декоративных панно в технике витража