Методическая разработка на тему: Цыганский народный танец

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы освоение основных движений цыганского народного танца, анализ его развития, определить значение цыганского танца в современной хореографии.
Задачи:
1) Изучить историю возникновения цыганского танца.
2) Проследить историческую основу цыганского народного танца.
3) Рассмотреть причины и особенности возникновения разновидностей цыганского танца

Оглавление

Введение………………………………………………………………..……....…..3
Глава 1. История возникновения цыганского танца………………..…..…..…..5
1.1 Истоки цыганского танца……………………………….……………….…....5
1.2 История развития цыганского танца в России………….....................….…...9
1.3 Современное состояние цыганского танца……………………..………...…10
Глава 2. Техника цыганского танца…………………………………………….13
2.1 Особенности исполнения основных движений цыганского народного танца……………………………………………………………………………………..13
2.2 Основные манеры исполнения и стили цыганского народного танца….....……………………………………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………….……..…………23
Список литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

tsygansky.doc

— 822.00 Кб (Скачать)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Алтайская государственная академия культуры и искусств»

Хореографический факультет

Кафедра хореографии

 

 

 

 

«Методическая разработка на тему: Цыганский  народный танец»

Курсовая работа

по дисциплине: «Народно-сценический танец и методика его преподавания»

 

Выполнил:

Галахова М.Г.,

студент 2 курса,

гр. ХГ-131з

 

Научный

руководитель:

Овчаренко Е.Б.,

доцент

 

Работа защищена

«___» _______2015г.

оценка _______

 

 

 

 

Барнаул 2015

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………..……....…..3

Глава 1.  История возникновения цыганского танца………………..…..…..…..5

1.1 Истоки цыганского танца……………………………….……………….…....5

1.2 История развития цыганского  танца в России………….....................….…...9

1.3 Современное состояние цыганского танца……………………..………...…10

Глава 2.  Техника цыганского танца…………………………………………….13

2.1 Особенности исполнения основных движений  цыганского народного танца……………………………………………………………………………………..13

2.2 Основные манеры исполнения и стили цыганского народного танца….....……………………………………………………………………………….16

Заключение……………………………………………………….……..…………23

Список литературы……………………………………………………..……..…..24

Приложения………………………………………………………………………..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

«Танец - это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его многовековой многообразной жизни», - говорил И. Моисеев

Актуальность темы в том, что в последнее время все больше стали обращаться к цыганскому танцу. Он с каждым днем захватывает все больше и больше поклонников. Этот красивый танец не оставит равнодушным даже закоренелого скептика, а также практически каждого ценителя искусства, кто хоть раз видел исполнение цыганского танца.

Проблемой исследования. Предоставлено много информации, но она разрознена, поэтому перед тем как работать с информацией, необходимо ее скомпоновать.

Цель данной работы освоение основных движений цыганского народного танца, анализ его развития, определить значение цыганского танца в современной хореографии.

Задачи: 

1) Изучить историю возникновения цыганского танца.

2) Проследить историческую основу цыганского народного танца.

3) Рассмотреть причины и особенности  возникновения разновидностей цыганского  танца

4) Рассмотреть проблемы сохранения и развития традиций цыганского танца в     современных условиях.

5) Исследовать основные особенности цыганского танца.

6) Изучить принципы исполнения базовых движений цыганского танца

Объектом данной работы является цыганский танец

Предметом курсовой работы является изучение техники цыганского танца

Гипотеза заключается в предположении о том, что изучение цыганского народного танца будет способствовать повышению хореографический культуры и профессионального уровня хореографов. 

В данной работе использовались такие методы исследования как теоретический и  исторический анализ, эмпирический. 

Структура курсовой работы состоит из введения, первой главы, состоящая из трех параграфов, второй главы, состоящая из двух параграфов, заключения, приложения. Глава 1 «История возникновения цыганского танца» состоит из трех параграфов: «Истоки цыганского танца», и «История развития цыганского танца в России», «Современное состояние цыганского танца». Глава 2 «Техника цыганского танца»  состоит из двух параграфов: «Особенности исполнения цыганского танца», «Основные движения и стили цыганского народного танца».

Степень изученности. К данной теме в своё время обращались многие знаменитые писатели, ученые, хореографы. Среди них можно отметить таких известных авторов произведений, связанных с изучением цыганского танца, как Август Фридрих Потт и Семен Михайлович Бугачевский . Август Фридрих Потт подробно рассматривал в своей работе историю цыганского танца. А Бугачевский Семен Михайлович, изучал цыганские народные песни и пляски.

Практическая значимость. Данную курсовую работу могут использовать преподаватели хореографических коллективов при создании хореографических номеров, а также танцоры-исполнители для получения необходимых знаний об исполняемом ими танце и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. История возникновения цыганского танца

    1. Истоки цыганского танца

 

История возникновения цыганского танца очень тесно, связана с историей возникновения этого народа. Долгое время считалось, что родиной цыган является Египет, пока в 1855 году немецкий академик Август Фридрих Потт не доказал их индийское происхождение. Он нашёл прямых предков современных цыган, которые сейчас разбрелись по всему миру, в Древней Индии. В то время существовала каста, называемая «дом». В неё входили бродячие певцы и музыканты, которые кочевали по северной части Индии. Эти предки современных цыган занимали в кастовой системе самое низкое положение и имели статус неприкасаемых. Интересно то, что эта каста не исчезла, и сейчас в Индии тоже есть «домы».

Первый исход цыган из Индии начался в V веке и был связан с начавшимися междоусобными войнами между мелкими княжествами. В этот нестабильный период спрос на цыганское искусство резко упал, голод и обнищание заставили бродячих артистов искать счастье в других землях. В дальнейшем исход цыган из Индии происходил по разным причинам и длился почти тысячу лет. Поиск случайного заработка не давал им засиживаться на месте. Цыгане двигались на запад, постепенно перенимая обычаи различных оседлых народов [7, с. 53].

Как правило, предпосылками появлению цыганских танцев была интерпретация танцев окружающих народов. Танцевальное искусство постоянно обогащалось культурными традициями народностей, где подолгу проживали цыгане. Так, испанские цыгане внесли свой вклад в культуру фламенко, венгерские цыгане создали неповторимый по красоте и темпераменту танец цыганская венгерка. Российские цыгане унаследовали традиции венгерских сородичей и на основе угорских мелодий и танцевальных движений придумали одновременно и проникновенный и темпераментный танец «Цыганочка с выходом».

Многие виды цыганских танцев изначально предназначались для зарабатывания денег. Всю жизнь, перемещаясь с места на место (зачастую из-за дискриминации со стороны властей и конфликтов с местным населением), цыгане не могли иметь стабильного постоянного заработка. Приходилось заниматься самым разным промыслом.

И хотя танцы не являлись основным способом заработка, а уступали место попрошайничеству и гаданию, они приносили определенных доход и по-своему привлекали внимание общественности к жизни и культуре цыган.

Различные разновидности танца возникли в разное время. Ранние формы цыганского танца многое позаимствовали (в частности работу ног) из катхака - сакрального танца северной Индии, связанного с культом Вишну. Танец был обязательной составляющей религиозного культа. Важная особенность этого танца состоит в восприятии тела, как инструмента для выражения божественной энергии.

Самой поздней формой цыганского танца является его русская разновидность. Иммигрировавшие в XVIII веке в Россию польские цыгане, обосновавшись, создали новый вид своего народного танца, впитавшего в себя особый русский колорит.

Несмотря на свою многострадальную жизнь, связанную с постоянной сменой места жительства, проблемами со способами заработка, помимо добывания хлеба насущного у цыган всегда находилось время, своего рода отдушину, которая нередко также становилась профессией. Речь идет о цыганском пении и танце. Музыкальная одарённость этой нации поражает, их вечный огонь и задор, заставляет нас забыть, какой сложной жизнью они живут, и окунает нас в мир вечной радости [12, с. 86].

Танцевальное искусство находится в тесной взаимосвязи с музыкальным искусством, поэтому стоит обратить внимание на музыкальное творчество цыганского народа.

Цыганская музыка включает таборные песни цыган, усвоенные и переосмысленные цыганами песни различных народов, живущих на территории стран, где кочевали цыгане, а также бытовую городскую музыку европейских традиции XVIII-XIX вв., вошедшую в репертуар цыганских капелл.

Цыганское пение отличают ритмичность, нерегулярность, свободная агогика, синкопы, пунктирные ритмы.

Таборная музыка бытует как вокальная, преимущественно одноголосная, без инструментального  сопровождения. Существует 2 типа таборных песен: локи-диля (медленная, протяжная песня) и кэлимашки-диля (быстрая, танцевальная песня).

Локи-диля, как правило, небольшая, состоящая из нескольких коротких четверостиший лирическая или бытовая песня, подчас социально окрашенная; характерные образы этого типа песен - шатры, кони, костры связаны с кочевым укладом жизни. Крупные формы локи-диля - эпические сказания, баллады на исторический или сказочный сюжет.

В плясовых песнях (кэлимашки-диля) текст обычно очень короткий, многократно повторяется и целиком, и по частям.

Для исполнения плясовых характерны вскрикивания и возгласы, часто заимствованные междометия: в Испании - "Оле!", "Лёли!", а также у трансильванских цыган - "Яй!", "Ха!", "Хэй!"; в России - "Ой", "Ай-да", "Ну!", "Нэ-нэ" .

В конце XVIII века в Венгрии сложился устойчивый тип инструментального цыганского ансамбля. Его основа – струнный ансамбль (в простейшей форме 2 скрипки и контрабас; в более развитых формах - струнный квинтет или секстет, кларнет и цимбалы). Первый скрипач был руководителем ансамбля и, как правило, умел играть на всех инструментах, входящих в состав капеллы. Участники капелл способствовали популяризации многих инструментов, в том числе цимбал и скрипок [13, с. 259].

Композиторы-цыгане, часто не знавшие нотной грамоты, аранжировали произведения бытовой музыки и сами их виртуозно исполняли (Янош Бихари, Пишта Данко). Цыганские музыканты усвоили ладогармоничные и структурные нормы европейского профессионализма, что во 2-й трети XIX века привело к формированию в цыганских капеллах специфического салонно-развлекательного стиля. Он был представлен романсом (со стереотипной любовной тематикой) и виртуозной танцевальной пьесой, предназначенной для слушания. Затем эти жанры были использованы в опереттах (И. Кальман и Ф. Легар). На этой основе возникла и широко распространилась цыганская эстрадная музыка, которую сочиняли и исполняли, в составе цыганских капелл, скрипачи Кароль и Андраш Бока, Ференц Патикариус, Кароль Фатьоль, Ференц Шаркёзи, а также цыганские династии исполнителей - Раж, Радич, Мадьяри, Коше, Бура, Лакатош.

В Испании песенно-танцевальное искусство цыган было неизвестно до середины XVIII века, хотя цыгане эмигрировали в Испанию в XV век веке. Искусство испанских цыган, вступив во взаимодействие с музыкальными традициями Андалусии, породило особый стиль фламенко. С начала XIX века в музицировании испанских цыган проникает гитара, тогда же появляются цыганские виртуозы-гитаристы, подобные венгерским странствующим цыганам-скрипачам и цыганам-певцам в России.

В России музицирование цыган стало популярным с конца XVIII века. В Петербурге и Москве распространение получили цыганские хоры (впервые такой хор был заведён графом А.Г.Орловым по примеру бессарабской и румынской знати). Внимание к цыганскому исполнительству объяснялось репертуаром цыганских хоров, включавшим русские песни, аранжированные по нормам, привычным для русского слуха, и романтизированные благодаря включению в них восточных элементов. В русские протяжные песни цыгане внесли не свойственные первоначально русскому фольклору увеличенные интервалы, мелизматику, глиссандирование, синкопированную ритмику. Некоторые детали цыганского исполнительства (ускорение движения в плясовой песне к концу) стали восприниматься как явления характерно русские. В свою очередь, на музыку русских цыган повлияла ладовая переменность русской народной песни. Натуральный минор, частый в песнях русских цыган, а также переменный и дорийский лады указывают на влияние русского фольклора [6, с. 51].

Русскому цыганскому хору аккомпанируют, как правило, 2 гитариста на 7-струнных гитарах, получивших популярность благодаря цыганским виртуозам, один в качестве солиста импровизирует с прихотливой агогикой, резкими тембровыми и фактурными контрастами, другой даёт гармоничный фундамент.

 

 

 

1.2 История развития цыганского танца в России

Информация о работе Методическая разработка на тему: Цыганский народный танец