Методическая разработка на тему: Цыганский народный танец

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы освоение основных движений цыганского народного танца, анализ его развития, определить значение цыганского танца в современной хореографии.
Задачи:
1) Изучить историю возникновения цыганского танца.
2) Проследить историческую основу цыганского народного танца.
3) Рассмотреть причины и особенности возникновения разновидностей цыганского танца

Оглавление

Введение………………………………………………………………..……....…..3
Глава 1. История возникновения цыганского танца………………..…..…..…..5
1.1 Истоки цыганского танца……………………………….……………….…....5
1.2 История развития цыганского танца в России………….....................….…...9
1.3 Современное состояние цыганского танца……………………..………...…10
Глава 2. Техника цыганского танца…………………………………………….13
2.1 Особенности исполнения основных движений цыганского народного танца……………………………………………………………………………………..13
2.2 Основные манеры исполнения и стили цыганского народного танца….....……………………………………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………….……..…………23
Список литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

tsygansky.doc

— 822.00 Кб (Скачать)

Пой, скачи, кружись, Параша!

Руки в боки подпирай!

Данное движение характерно для русского, а не для цыганского танца (в том виде, как мы его знаем).

Любой хореограф скажет, что для танца нужна соответствующая музыкальная основа. Поэтому цыганские плясуны и плясуньи не могли танцевать знакомый нам «таборный танец», когда не существовало ещё «таборной песни».

Цыганам в XIX веке была присуща особая манера исполнения русского танца, о чём свидетельствует сцена из дневника Жихарева за 1805-6 гг. Автор описывает лучшего в хоре танцора - самого Илью Соколова. «Он как будто и не плясал, а так просто, стоя на месте, пошевеливал плечами, повёртывал в руках шляпу, изредка пригикивая и притопывая по временам ногою, а между тем выходит прекрасно: ловко, живо и благородно».

Технической изощрённости ещё не было, но цыган уже «брал манерой». Так продолжалось до середины XIX века, когда, наконец, возникла «венгерка» (да и то лишь в песенной форме). Та цыганская пляска, которую мы знаем, могла появиться только к концу столетия. Судя по всему, это сплав творчества хоровых и кочевых цыган.

Никак нельзя согласиться с мнением некоторых исследователей, что цыгане принесли свой танец из глубины веков. Почти всё, что мы сейчас видим на сцене - результат переработки народных движений, которые цыгане видели на просторах Российской империи. «Тропак» - это тот же русский «трепак». «Проходка», «верёвочка», «хлопушки» и тому подобные движения переняты у русских крестьян. Свой танец русские цыгане не могли принести из Германии, а тем более из Византии и Индии (иначе и у других групп цыган по всему миру мы встречали бы сходные движения). Только одно в русско-цыганском танце может претендовать на роль наследия древней старины - это знаменитое умение поводить плечами в быстром темпе. Ещё в 1839 году Свиньин описывает, как цыганки подбегали к зрителям с «волнением груди, пожиманием плеч». Пожалуй, это - единственное движение многовековой давности. Оно входит в женский танец и на Балканах - у восточной ветви цыганского народа, которая с 1417 года развивалась отдельно от западной.

К сожалению, российскому зрителю фактически не известна танцевальная манера венгерских и румынских цыган. Этот стиль танца отличается от стиля русских цыган не меньше, чем фламенко.

Как правило, предпосылками к их появлению была интерпретация танцев окружающих народов. Некоторые виды цыганских танцев изначально предназначались для зарабатывания денег. По манере исполнения танцы можно разделить на таборный, сценический, уличный и салонный.

Таборную  манеру танца отличается бессистемность и разнообразие движений, расчёт на демонстрацию виртуозности перед соплеменниками. В такой манере танцуют в своём кругу: на семейных праздниках, дома, на дискотеках.

Сценическая манера рассчитана на эстрадное и театральное исполнение и, вследствие, большое расстояние до зрителя, зрелищность. Исполняется артистами.

Салонный танец — фактически вариация сценического, рассчитанная на отсутствие сцены, сравнительно небольшое замкнутое пространство. Исполняется артистами, в ресторанах, на дому у клиента и в тому подобных местах.

Уличная манера танца появилась при уличном исполнении танца и фактически является предшественником сценической манеры. В данный момент так называется импровизационная манера танца, сочетающая в себе элементы салонного и таборного танца, рассчитанная на возможность выбрать оптимальные движения с учётом сложившейся обстановки: количества зрителей и расстояния до них, доступного пространства, особенностей пола, покрытия улицы, почвы, и музыки. 

Танец русских цыган. Особенностью этого танца является композиция (которая в таборной манере может отсутствовать): постепенное нарастание темпа, от медленного в начале до очень быстрого, энергичного в конце. Особое внимание уделяется сложной игре ног.

В мужском танце характерное движение – быстрое, ритмичное обхлопывание себя. В женском — грациозные, выразительные движения рук, бой плечами.

Для сценической версии женского танца характерны также игра пальцами, заимствованная из фламенко и восточных танцев, широкие, фигурные взмахи юбкой, партер.

Во многих движениях до сих пор прослеживаются русские корни, например, в таких элементах, как тропак. Знаменитые цыганские танцоры России: Борис Санкин, Ляля Чёрная, Земфира Жемчужная, Ганга Баталова.

Цыганская венгерка. Цыганская венгерка также является танцем русских цыган, но более молодым. Он основывается на чечётке.

Парный танец балканских цыган. Парный танец балканских цыган неконтактен, он танцуется на заметном расстоянии партнёров друг от друга. Во время танца они несколько раз меняются местами, словно проходя по окружности лицом друг к другу. У румынских цыган женщина может во время танца провернуться на месте кругом. Из движений используются игра ног, чечётка, щёлканье пальцами при определённых положениях рук, у мужчин — «хлопушки», у женщин может добавляться небольшое потряхивание бёдрами.

Цыганский танец живота. Танец живота для заработка традиционно исполняют цыгане-рома (на Балканах и в Турции) и цыгане-дом.

По   мнению  очевидцев,   их   танцы   проще    и    несколько    резче    обычных   восточных   танцев и основаны на не слишком  сложном и разнообразном  потряхивании бёдрами. У балканских цыган  потряхивание   бёдрами    сопровождается    выразительной   игрой   рук,   может  также   сочетаться с щёлканьем пальцев, верчениями и типичными балканскими движениями ног. Турецкие цыгане танцуют несколько видов танцев, таких как роман хавасы, сулу, куле цифтетелли и другие. Их танцы часто включают в себя небольшие акробатические трюки и маленькие пантомимы на бытовые или романтические темы. По характеру танец кокетлив и задорен. Как и в других цыганских и восточных танцах, в цыганском танце живота есть такое движение, как дрожь плечами. Возможны также варианты танца с шарфом или шалью, как с покрывалом.

У цыганского танца живота в мусульманских странах есть своя мужская партия, более мужественная и агрессивная.

Фламенко. Имея, в том числе, мавританские и еврейские корни, фламенко долгое время считалось сугубо цыганским искусством.

Исполнитель танца фламенко называется байлаор. Фламенко является, прежде всего, профессиональным цыганским искусством и потому существует преимущественно в сценической и уличной форме.

Среди знаменитых исполнителей цыганского фламенко — Хоакин Кортес, Кармен Амайя.

Танец польских цыган. По свидетельству цыгановеда Ежи Фицовски, танец польских цыган выглядит так: характерной чертой цыганского танца является его сольность; цыгане не танцуют ни парами, ни коллективно. В мужском танце, быстром, маневренном, стремительном, танцор отбивает ритм каблуками, сопровождая ударами ладоней о бедра, голени и подошвы. Танец женщины менее угловат, мягче, более плавный. Танцовщица дробит ногами почти на месте, незначительно подвигаясь вперед и в сторону, стан остается в вертикальном положении, а подвижны, собственно, лишь плечи, руки, ладони, воздеваемые над головой, симметрично опускаемые, складываемые вместе и разрываемые выбрасыванием вперед. Цыганские танцовщицы сосредоточенное внимание обращают на игру ладоней и пальцев, собирая их, расправляя и создавая из них разные фигуры, знакомые нам из индийских статуэток. Одна из типичных фигур цыганского танца женщин следующая: по мере возрастания темпа мелодии, движения рук становятся все более быстрыми, пока, наконец, в кульминационный момент не останавливаются и не опадают вниз, а плечи танцовщицы, при этом начинают дрожать, как в экстазе.

Танец цыган-мадьяр. Танец цыган-мадьяр отличается экспрессивной, богатой движениями мужской партией и скудной, маловыразительной женской.

Мужской танец состоит из игры ног, хлопков по ногам, прищёлкивания  пальцами.

Цыганская ора — танец цыган балканских групп, заимствованный у окружающих народов. Может быть, как в виде простого хоровода, отличающегося однополостью участников, так и с разными вариациями. В любом случае, танцуют, как правило, только девушки и женщины, иногда — только юноши и мужчины.

По манере исполнения эти танцы можно разделить      на таборный, сценический, уличный и салонный.

Таборная – это манера танца в своём, цыганском, кругу, независимо от того, настоящий ли это табор в чистом поле или день рожденья в городской квартире. Во-первых, такая пляска обязательно состоит из массы движений, сменяющих друг друга весь танец бессистемно и рассчитанных на то, чтобы показать свою виртуозность, а не на зрелищность. Во-вторых, в нём нет таких вольностей, как в сценическом танце, например, взмахов юбкой возле плеч или обнажения ног взрослыми женщинами. В-третьих, в случае, если в таборе ортодоксально одеваются, то в танец добавляются движения, учитывающие специфику одежды, вроде поддержки и поправки головного убора. При парном танце (обычно мужчина + женщина либо мужчина + мужчина) партнёры зорко следят друг за другом, чтобы импровизировать в унисон. Расстояние между партнёрами традиционно весьма приличное, что очень практично с учётом того, что мужчина может вскидывать ногами в танце, махать руками (обхлопывая себя) или подпрыгивать.

Сценический танец, соответственно, рассчитан на зрелищность и на то, что его смотрит большое количество людей и с большого расстояния. Отсюда более широкие, свободные движения (вроде расправления юбки в виде полукруга), повторяемость наиболее зрелищных элементов, постановочность, большая вольность в нарядах и их непрактичность (изобилие оборок, воланов, широкие юбки и манжеты, просторные рубашки, в то время как «таборный» танец танцуется в обычной одежде).

Салонный танец – этот фактически тот же сценический вариант, но который уже рассчитан на ограниченное количество людей, собранных в относительно небольшом замкнутом пространстве – на дому клиента, ресторане и подобных заведениях.

Наконец, уличный сочетает в себе приметы сценического и «таборного» танца. Прежде всего, это импровизация. Движения, рассчитанные на большое расстояние до зрителя (чтобы привлечь внимание прохожих) сочетаются с адресным танцем на близком расстоянии. Многие сценические и таборные движения не используются в силу излишней при долгой работе на улице трудоёмкости. Танцовщица всячески старается наладить контакт со зрителем, улыбаясь ему и протягивая к нему руки. Из-за того, что зритель может в любой момент подойти близко, приходится избегать «механической» мимики, пригодной для сцены, и приводить себя в особый эмоциональный настрой – веселье, кураж, чувственность, – чтобы лицо было естественным. Считается, что наиболее традиционная манера женского танца – босиком (даже фламенко изначально исполнялся босыми цыганками), но за последние сто лет появилось немало движений, рассчитанных на применение подошвы и каблука обуви, та же дробь. Так что, если в афише был указан цыганский танец, а на сцене вдруг девушка вертит бёдрами или сурово вбивает в пол каблуки с грозным выражением лица, будьте уверены, ошибки нет. Просто вам достался «нерусский» вид цыганского танца.

Итак, подводя итог можно сказать, что цыганский танец, как искусство, изначально зародившаяся с целью заработка, постепенно, расширяясь и развиваясь, в сочетание с колоритной, самобытной музыкой, занял достойное место на пьедестале танцевального искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной курсовой работе рассмотрена тема «цыганский народный танец». Предметом, которого стал один из самых распространенных видов – цыганский танец. Как танец появился приблизительно в V веке в Индии. Во всех странах и во все времена цыгане сохраняли традиционные кастовые занятия, вынесенные из Индии, которые кормят их на протяжении веков. Кстати, попрошайничество связано с индийским религиозно-философским учением о карме: для улучшения кармы нужно быть щедрым, давать подаяние, а это значит, что должны существовать те, кто его принимает. Сохранение цыганами кастовых обычаев – феномен, достойный отдельного внимания.

Цыгане очень вольнолюбивы, и эта черта отражается в их песнях и танцах. Цыганские танцы гармоничны по своей природе, и неразрывны с музыкальным сопровождением.

Темы танцев разнообразны, и отображают различные события из кочевой жизни цыган.

Цыганские танцы несут в себе дух свободы личности и народа в целом.

В танце выражается весь трагизм нации, и в то же время он полон жизнерадостности. В настоящее время выделяют несколько видов цыганского танца: танец русских цыган, венгерку, а также фламенко.

Также показано, как цыганский танец развивается в других странах, на примере России. Определено, что общего и различного в подходах изучения цыганского танца между, к примеру, балканскими цыганами и русскими. И рассмотрели современное состояние цыганского танца в мире.     

Вступая в дивный новый мир цыганского танца, будьте готовы открыть в себе совершенно новые грани вашей души, ранее вам неведомые. «Вертикальное выражение горизонтального желания», когда танец сублимирует все Ваши нереализованные мечты и фантазии. Цыганочка - не схема, это - жизнь в миниатюре.

 

 

 

Список литературы

 

1. Бугачевский С. Цыганские народные песни и пляски. - М., 1971.

2. Виды цыганского танца [Электронный ресурс]. –  Электр. дан.  – Режим доступа: http://fidelio.com.ua/2013/11/vidy-cyganskix-tancev/

3. Гольдберг А. Теперь — перестройка... На собрании цыган-эстрадников. новый зритель. М., 1928. № 38.

4. Деметр Н. Г. История цыган: Новый взгляд / Н. Г. Деметр, Н. В. Бессонов, В. 5. К. Кутенков. - Воронеж: Воронеж, 2000.

6.  Деметер-Чарская О. Судьба цыганки. М., 1997.

7. Немцов Ф.И. Цыгане — Природа и люди. СПб., 1892, № 28

8. Образцы фольклора цыган кэлдэрарей. М., 1981. С. 96.

9. Пантеон: Петербургский вестник. СПб., 1853. № 3.

10. Ром-Лебедев И. От цыганского хора к театру «Ромэн». - М., 1990.

11. Страницы истории [Электронный ресурс]. –  Электр. дан.  – Режим доступа:

http://www.svenko.net/history/genesis.htm

12. Сказки и песни, рожденные в дороге: цыганский фольклор. - М.: Наука, 1985.

13. Щербакова Т. Цыганское музыкальное исполнительство и творчество в России. - М., 1984.

14. Щербакова Т. Цыганское музыкальное исполнительство и творчество в России. М., 1984. С.25

15. Цыганские танцы [Электронный ресурс]. –  Электр. дан.  – Режим доступа:  http://welovedance.ru/site/styles/tsyganskie-tantsy

16. Цыганские танцы [Электронный ресурс]. –  Электр. дан.  – Режим доступа: http://www.svenko.net/dance/teatro.htm

Информация о работе Методическая разработка на тему: Цыганский народный танец