Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 21:36, курсовая работа
Цель данной работы освоение основных движений цыганского народного танца, анализ его развития, определить значение цыганского танца в современной хореографии.
Задачи: 
1) Изучить историю возникновения цыганского танца.
2) Проследить историческую основу цыганского народного танца.
3) Рассмотреть причины и особенности  возникновения разновидностей цыганского  танца
Введение………………………………………………………………..……....…..3
Глава 1.  История возникновения цыганского танца………………..…..…..…..5
1.1 Истоки цыганского танца……………………………….……………….…....5
1.2 История развития цыганского  танца в России………….....................….…...9
1.3 Современное состояние цыганского танца……………………..………...…10
Глава 2.  Техника цыганского танца…………………………………………….13
2.1 Особенности исполнения основных движений  цыганского народного танца……………………………………………………………………………………..13
2.2 Основные манеры исполнения и стили цыганского народного танца….....……………………………………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………….……..…………23
Список литературы……………………………………………
Цыганское искусство танца и пения в России было явлением «для внутреннего употребления» вплоть до конца XVIII века. Цыгане пели и танцевали в таборе или в собственных домах, на своих семейных праздниках, пока романтикой цыганской жизни не увлеклась русская аристократия. Поездки А.С. Пушкина к цыганам и родившаяся в результате поэма «Цыганы» положили начало той моде, которая сделала цыганское искусство столь популярным. Именитые дворяне стали приглашать цыган, чтобы послушать их пение и посмотреть огневые пляски. Родилась идея создания так называемых цыганских хоров, покровителями которых выступали известные и богатые люди. Даже пестрый женский костюм был придуман графом А.Г. Орловым-Чесменским для его цыганского хора. Цыгане стали выступать в крупных столичных ресторанах. Без атмосферы беззаботного веселья, которую создавали цыгане, стал невозможен любой праздник. Именно с той поры и по сей день широкое, бесшабашное русское гулянье напрямую ассоциируется с цыганами.
 Спрос на цыганское искусство 
быстро рос, а соответственно, росла и 
конкуренция. Цыганским артистам приходилось 
постоянно повышать своё исполнительское 
мастерство, осваивать новые сценические 
приёмы, искать свежие формы. Так формировалось 
профессиональное цыганское искусство. 
Цыгане-артисты, выступавшие перед широкой 
публикой, помимо традиционного фольклора, 
стали включать в свой репертуар авторские 
городские песни, которые они исполняли 
в своей манере. Танец тоже претерпел определённые 
изменения. 
     Мужской цыганский танец во 
многом усложнился под влиянием чечётки, 
которая была очень популярна в дореволюционной 
России. Первым танцором, который соединил 
традиционные цыганские дробные проходки 
с приёмами чечётки, был Николай Чубаров. 
Он хлопал себя по груди, голенищам и подошвам 
сапог, придавая танцу взрывной и динамичный 
характер. Эта новая манера оказалась 
настолько привлекательна для зрителя, 
что после Чубарова уже все стали танцевать 
подобным образом.
В начале XX века стала меняться и женская пляска. Считается, что новатором в этой области стала Мария Артамонова, известная цыганская певица и плясунья, которая брала уроки хореографии у профессиональной балерины. Благодаря влиянию классического танца Артамоновой появилась широта и пластика движений, яркая постановка рук и корпуса, свободные и уверенные жесты. Созданный ею романтичный стиль женской пляски прижился и стал развиваться дальше благодаря таким прекрасным исполнительницам, как например, Ляля Чёрная.
1.3 Современное состояние цыганского танца
Цыганские танцы, а также цыганские песни в одно время стали очень популярны на постсоветском пространстве, благодаря целому ряду фильмов об этом удивительном народе – цыганах. Это и знаменитая история Будулая из фильма "Цыган", и "Табор уходит в небо", и множество других.
Цыгане – народ вольнолюбивый и непокорный. В их жизни главное – дорога, постоянное движение навстречу судьбе. Но нельзя не отметить тот факт, что народ этот ещё и творческий, одаренный. Их песни повествуют о нелегкой судьбе вечных скитальцев, о безумной любви и свободе, ценнее которой нет ничего. И даже не обязательно знать цыганский язык, чтобы понять, о чем они поют. Тоже самое можно сказать и про цыганские танцы. Они передают различные эмоции: страсть, любовь, боль, ненависть.
Современные цыгане уже не видят счастья в дороге, они живут обычной жизнью среднестатистических граждан. Но в других странах все же сохранились цыгане, соблюдающие свои традиции и обычаи. Сами же цыганские танцы отличаются эмоциональностью, энергичностью. Яркие платья, звон монисто, неповторимая музыка – все это придает танцу некий колорит. Всего же, выделяют три направления цыганского танца: пляски русских цыган, цыганскую венгерку и фламенко. Уже, наверное, многие заметили, что у цыган не принято танцевать коллективно или парами. Для их танца характерна сольность. Мужской танец, как правило, более эмоциональный, энергичный, сопровождающийся ударами ладоней о голени, бедра и подошвы, а также отбиванием ритма каблуками. Женский танец является более мягким и плавным. В любом случае, цыганский танец – это красиво, незабываемо.
Сегодня цыганские танцы переживают, так сказать, свое второе рождение. Интерес к ним сильно возрос за последние годы. Связано это с тем, что по телевидение активно стали показывать фильмы о судьбах цыган, об их быте, кочевой жизни. Поэтому те, кто раньше не был тесно знаком с цыганскими обычаями, традициями и культурой, заинтересовались этим. Кроме того, в цыганских песнях и танцах столько страсти, энергии и эмоций, что они не могут оставить кого-то равнодушным.
В наше время многие хотят научиться петь романсы или танцевать цыганские танцы. Сделать это можно на специальных курсах, которых великое множество. Но овладеть в совершенстве этими танцами удастся лишь тем, кто сможет прочувствовать их изнутри, вложить свою душу в танец. Техническая сторона должна волновать меньше всего, ведь в цыганских танцах главное – подача, выражение истинных эмоций и чувств. Конечно же, нужно соблюдать какие-то определенный правила, дабы не превратить танец в жалкое подобие.
Цыганский танец любили издавна. И для иранцев, и для англичан, и для русских, и для сербов «цыгане» прежде всего — весёлая музыка и танцы на праздник. Однако, если раньше звали любых подвернувшихся цыган, сейчас предпочитают приглашать цыганские ансамбли. Будучи напрямую связаны с родной танцевальной культурой, профессиональные артисты из поколения в поколение оттачивают танцевальное и певческое мастерство, усложняя его, делая более ярким и эффектным, более праздничным. Как ни странно, но это не приводит к отрыву от цыганской культуры: наблюдая за творческими находками цыганских ансамблей, простые цыгане — родственники и просто знакомые — перенимают их, исполняя уже на цыганских праздниках и свадьбах, гармонично встраивая их в общую ткань цыганской танцевальной культуры и тем самым обогащая её.
До сих пор звать цыган на свадьбу, встречу Нового Года, да и просто вечеринку — живая русская традиция, а само слово «цыгане» почти синонимично слову «праздник».
Глава 2. Техника цыганского танца
2.1. Особенности исполнения основных движений
цыганского народного танца
Цыганские танцы, песни и игра 
на гитаре прежде всего воспринимается 
как ослепительное шоу, яркий музыкальный 
спектакль. Звон гитар, гипнотический 
ритм дробей, вихрь резких движений – 
всё это завораживает. Но главный секрет притягательности, по моему 
мнению, в том, что под внешней красотой 
сценического действа скрывается глубокий 
внутренний смысл. 
     Настоящие цыганские танцы не 
имеют готового сценария, в танце есть 
всегда место импровизации, выражению 
живого, искреннего чувства. 
     Цыганское искусство – это целый 
мир, который имеет свою историю, свой 
язык.  
     Цыганская музыка по сути несет 
в себе больше грусти, чем радости. Это 
крик души, облеченный в форму песни. Нельзя 
исполнять «цыганское искусство» на одном 
лишь профессиональном мастерстве: артист 
должен быть вдохновлён, иметь особое 
внутренне состояние, и тогда танец станет 
– шаманством.
Цыганский танец имеет существенный плюс: в нем не существует никаких возрастных ограничений, его танцует и стар, и млад.
Вряд ли можно остаться равнодушным к этому искусству: помимо необыкновенной красоты, которая завораживает зрителя и слушателя, цыганские танцы подкупают внутренней глубиной, подлинным драматизмом, первобытной искренностью эмоций. Влюбившись в цыганские танцы, остаешься его поклонником навсегда.
Основная особенность танца – это сочетание выразительной пластики рук со сложными дробными выстукиваниями. Кроме этого множество красивых и завораживающих движений. В цыганском женском танце используются – работа с юбкой, с бубном, с шалью.
Движения рук танцовщицы необыкновенно чувствительны и разнообразны: они то обнимают и ласкают невидимого возлюбленного, то рассекают воздух подобно клинку, передавая любые эмоции исполнительницы.
Неотъемлемая часть цыганского 
танца – это подол юбки, с которым играет 
танцовщица. Держа её в одной или обеих 
руках, танцовщица делает широкие волновые 
движения, отчего юбка вздымается каскадом 
оборок. 
     Дроби – ещё один характерный 
признак этого танца. Дроби используются 
и мужчинами, и женщинами, хотя долгое 
время считалось, что резкие удары о пол 
не могут исполняться танцовщицами, так 
как они напрямую ассоциируются с мужской 
силой и удалью.  
Техника танца. Основные правила для начинающих:
1. Всё время следим за 
осанкой. Ни одно движение в вашем исполнении не будет 
выглядеть эффектным, если исполнять его 
с сутулыми плечами. 
      2. Чтобы ваши движения смотрелись 
грамотными и элегантными, необходимо 
применять главный принцип классического 
танца – выворотность. На практике это 
означает, что стопу надо ставить на пол, 
не косолапя, то есть носком не вовнутрь, 
а наружу. Идеальная балетная выворотность 
не требуется: носочки должны быть лишь 
слегка смотреть в стороны.
Главная сложность - это необходимость сочетать плавные движения рук с более быстрыми по ритму дробными выстукиваниями. Такие движения требуют большого опыта, их не учат за один день. Сначала необходимо разучить отдельные, базовые движения рук и ног, отработать их, а затем уже применять в различных связках и комбинациях.
Техника рук. Когда наблюдаешь со стороны за движениями танцовщицы, то в первую очередь восхищают и приковывают к себе её руки. Это похоже на колдовство: не останавливаясь ни на секунду, они изгибаются, как змеи, и плетут чудесные узоры. Руки кажутся бескостными, настолько гибки и пластичны их движения, в каждом из которых одновременно участвуют и плечевой сустав, кисть и все пальцы. Кажется, что повторить это невозможно. Но любая сложная вещь делится на более простые элементы, которые можно детально изучить и потом сложить воедино.
Какими бы замысловатыми ни были движения рук танцовщицы, всё же можно выделить несколько базовых позиций, которые в дальнейшем дают бесконечное число вариаций.
1. Круговые вращения, которые 
в целом можно разделить на перевороты 
«на себя» и «от себя». Руки разведены 
в стороны, на месте делаем перевороты 
кистями. Правая рука наверху, левая рука 
вытянута вперед, делаем перевороты левой 
и правой рукой, меняем руки. И бесконечное 
число вариаций. 
     2. Плавные тянущиеся движения 
кистями (опускаем вниз кисть и тянем наверх). 
Руки разведены в стороны, поднимаем тянущим 
движением руки вверх. И так же бесконечное 
число вариаций. 
3. «Рисуем» перед собой кистями восьмёрку. Одна рука тянется наверх, вторая рисует восьмерку. Повторить с другой руки.
4. Руки перед грудью, ладони смотрят 
вверх. Начиная от мизинца, загибаем поочередно 
палец за пальцем, приближая их к запястью. 
Выполняем движение, постепенно увеличивая 
темп, добиваясь эффекта веера. Руки разведены 
в стороны и поднимаем руки наверх: кистью 
делаем переворот и раскрываем «веер». 
     Варианты движений рук бесконечны, 
каждая хорошая танцовщица может привнести 
что-то своё. При выполнении любого из 
этих движений действуют следующие принципы:
1. Голова реагирует на движения рук. Должно быть ощущение, что ваш подбородок и работающая рука (руки) связаны невидимой нитью: если, например, руки поднимаются вверх, то подбородок тоже приподнимается, если рука уходит в сторону, то взгляд следует за рукой.
2. Движение кистей и пальцев должны быть амплитудными, выразительными, а не механическими. Нельзя «склеивать» пальцы, между ними должно быть ощущение воздуха.
Дроби. Невозможно остаться равнодушным, когда темпераментная танцовщица начинает всё быстрее и быстрее отстукивать дроби, сама отдаваясь этому ритму и вовлекая в трансовое состояние всех присутствующих. Дробь – своего рода трюк, который всегда привлекает внимание зрителя и говорит о высоком мастерстве исполнителя.
Особая сложность дробей состоит 
в том, что руки при этом «не молчат», а 
тоже танцуют, плетут узоры, двигаясь в 
своём режиме. И хотя со стороны кажется, 
что всё это совершенно недоступно пониманию простого смертного, научиться 
этому можно. Единственное и главное условие 
– наличие чувства ритма. 
    1. «Дробушка» - приподнимаем 
правую ногу, делаем удар ногой вперед 
о пол и убираем ногу назад, приподнимаем 
левую ногу, делаем удар ногой вперед о 
пол и убираем ногу назад. Перестук – удары 
– правая, левая, правая. Начинаем теперь 
с левой ноги- удар, с правой – удар. Перестук 
– левая, правая, левая и т.д..
Повороты. Красивые и грамотные повороты – украшение любого танца, вне зависимости от того, классика это или модерн, эстрадная или характерная хореография. В цыганском танце используются самые различные вращения, замедленные и стремительные, на месте и в пространстве. Для придания необходимой экспрессии и выразительности при поворотах используются разнообразные движения рук и юбки.
Творчество русских цыган само по себе достаточно сложное: исполнение песен требует незаурядных голосовых данных, танец сложен технически и требует основательной физической подготовки. Все-таки нужно отдавать должное технике и профессионализму и, конечно же вдохновению и актёрскому мастерству в танце, без которых это искусство становится невозможным.
2.2 Основные манеры исполнения и стили цыганского народного танца
Цыганскую пляску русские зрители выделяют как нечто замечательное уже в XVIII веке. При этом все употребляют слова: «буйство», «удальство», «огонь», и тому подобные выражения, подчёркивающие энергичный характер танца. Но понять, что это был за танец трудно. И.Дмитриев и А.Болотов в XVIII веке называли, к примеру цыганский танец «скачкой». Когда же современники становятся чуть конкретнее, перед нами возникает не цыганская, а всё та же русская пляска! Только так можно трактовать, например, упоминание о том, что цыган пляшет «Барыню», «горланя во всю мочь, притопывая и прищёлкивая, как весёлый русский крестьянин». Поэт Дмитриев обращается к цыганской плясунье со словами:
Информация о работе Методическая разработка на тему: Цыганский народный танец