Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 10:17, курсовая работа
Целью курсовой работы является проектирование базы данных по контролю успеваемости студентов, а именно просмотру текущих оценок за экзамены, зачеты и курсовые работы.
Введение 4
1 Анализ предметной области 9
1.1 Положение о промежуточной аттестации студентов 9
1.1.1 Общие положения 10
1.1.2 Допуск к экзаменационной сессии 11
1.1.3 Проведение экзаменов и зачетов 12
1.1.4 Оценка знаний, умений, навыков 13
1.1.5 Документация экзаменационной сессии 14
1.1.6 Подведение итогов сессии 16
2 Инфологическое проектирование 18
3 Выбор СУБД 23
4 Даталогическое проектирование 33
5 Физическое проектирование 36
Заключение 40
Список использованных источников 41
Приложение А 42
В настоящее время ЭВМ широко применяются во многих отраслях деятельности человека. Ни одна организация не может обойтись в своей работе без применения компьютеров, которые с успехом заменяют рутинную работу, выполнявшуюся ранее в ручную, повышая эффективность работы любой организации. Сфера использования ЭВМ в настоящее время настолько широка, что нет такой области, где применение ЭВМ было бы нецелесообразным. Особенно важна роль ЭВМ для развития науки, роста промышленного производства и повышения эффективности управления. В современных условиях компьютерные программы решают самые различные задачи по содержанию и по народнохозяйственному значению.
Актуальность автоматизации уровня деканата факультета заключается в учете, как индивидуальной студенческой успеваемости, так и в разрезе учебных групп, а также использовании системы отдельными преподавателями для учета успеваемости студентов по преподаваемым им предметам.
Целью курсовой работы является проектирование базы данных по контролю успеваемости студентов, а именно просмотру текущих оценок за экзамены, зачеты и курсовые работы.
В процессе разработки БД «Сессия» необходимо преодолеть следующие задачи:
Для решения поставленных выше задач нужно разработать БД, которая позволила бы:
При проектировании и эксплуатации БД «Сессия» она должна отвечать следующим требованиям:
Для разработки настоящей БД «Сессия» были проведены анализ деятельности Оренбургского Государственного Университета, и поиск информации о структурной организации учреждения из интернет-источников и литературных пособий.
Объектом исследования данной работы является информационная система для работы со студентами. Данная система должна поддерживать ведение базы данных групп, студентов, предметов, результатов сдачи сессий (успеваемости студентов), семестрового плана обучения группы в течение учебного года, а также обеспечивать ввод, удаление, хранение и редактирование информации, которая содержится в таблицах данных.
База данных должна быть спроектирована так, чтобы обеспечивать хранение всех необходимых данных, имея при этом максимально упрощённую структуру. Структура базы данных должна быть построена так, чтобы обеспечить устранение избыточности информации. В связи с этим требуется принять меры к обеспечению целостности базы.
Программа должна обладать развитым графическим интерфейсом. С данной программой должны иметь возможность работать пользователи различной квалификации.
В жизненном цикле БД одним из наиболее важных этапов является этап проектирования, от результатов которого зависит эффективность дальнейшего использования БД «Сессия» в решении задач предметной области. Главная задача, которая решается в процессе проектирования, это организация данных: интегрирование, структурирование и определение взаимосвязей. Способ организации данных определяется логической моделью, которая отражает основные сущности ПО и их взаимосвязи. Различные формы представления связей между объектами породили существование различных логических моделей данных, например: иерархическую, сетевую, реляционную. Наибольшую популярность к середине 1980-х годов приобрела реляционная модель в силу ее простоты и математической обоснованности. Как следствие большинство современных СУБД поддерживают эту модель [2].
Реляционная база данных представляет собой совокупность отношений, содержащих всю информацию, которая должна храниться в БД.
Несмотря на формальную строгость методов проектирования реляционных баз данных, им присущ ряд недостатков. При построении информационных систем, использующих большое число информационных элементов, логические структуры БД для данных систем ввиду многочисленных многозначных зависимостей между данными могут состоять из десятков и даже сотен таблиц, что делает такие БД плохо обозримыми и управляемыми. Более того, за счет разбиения объектов предметной области на плоские нормализованные отношения теряется семантика исследуемой предметной области, что усложняет сопровождение и модернизацию систем. Данные методы не позволяют также адекватно моделировать отдельные свойства данных [3].
Данная информационная система «Сессия» использует лишь необходимые информационные элементы, что делает ее не слишком большая по объему, поэтому использование реляционной модели представления данных наиболее целесообразное.
Для начала проектирования базы данных необходимо определить ее предметную область.
Предметная область - это часть реального мира, данные о которой мы хотим отразить в базе данных [4]. Например, в качестве предметной области можно выбрать бухгалтерию какого-либо предприятия, отдел кадров, банк, магазин и т.д. Предметная область бесконечна и содержит как существенно важные понятия и данные, так и малозначащие или вообще не значащие данные. Так, если в качестве предметной области выбрать учет товаров на складе, то понятия "накладная" и "счет-фактура" являются важными понятиями, а то, что сотрудница, принимающая накладные, имеет двоих детей - это для учета товаров неважно. Однако, с точки зрения отдела кадров данные о наличии детей являются необходимыми. Таким образом, важность данных зависит от выбора предметной области.
Модель предметной области - это наши знания о предметной области. Знания могут быть как в виде неформальных знаний в мозгу эксперта, так и выражены формально при помощи каких-либо средств. В качестве таких средств могут выступать текстовые описания предметной области, наборы должностных инструкций, правила ведения дел в компании и т.п. Модель предметной области описывает скорее процессы, происходящие в предметной области и данные, используемые этими процессами. От того, насколько правильно смоделирована предметная область, зависит успех дальнейшей разработки приложений [5].
Учебный год для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения начинается 1 сентября и заканчивается согласно рабочему учебному плану по данному направлению подготовки (специальности). Ученый совет университета вправе переносить сроки начала учебного года, но не более чем на два месяца. Сроки начала и окончания учебного года для студентов заочной формы обучения устанавливаются рабочим учебным планом.
Учебный
год делится на два семестра, каждый
из которых заканчивается
Для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения устанавливаются каникулы общей продолжительностью не меньше семи недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
Университет оценивает качество освоения образовательных программ путем осуществления текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации выпускников.
Промежуточная
аттестация осуществляется в форме: экзамена,
зачета, контрольной работы, коллоквиума,
тестирования.
Промежуточная аттестация студентов осуществляется в соответствии с учебными планами по направлениям и специальностям подготовки в форме экзаменов и зачетов по учебным дисциплинам и практикам.
Экзамены являются заключительным этапом изучения всей дисциплины или ее части и имеют целью проверку знаний студентов по теории и выявление навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Зачеты, как правило, служат формой проверки выполнения студентами лабораторных и расчетно-графических работ, курсовых проектов (работ), усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебной, производственной и преддипломной практик. В отдельных случаях зачеты могут устанавливаться по лекционным курсам или по отдельным частям курсов, преимущественно описательного характера или тесно связанным с производственной практикой, или же имеющим курсовые проекты и работы.
Экзамены
и зачеты проводятся в строгом
соответствии с утвержденными рабочими
программами дисциплин и
Все студенты обязаны сдавать экзамены и зачеты по дисциплинам, предусмотренным учебным планом, причем количество экзаменов, выносимых на каждую сессию, не должно превышать пяти, а количество зачетов за семестр, как правило, не должно быть более шести. Студенты, обучающиеся в сокращенные сроки и в форме экстерната, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 20 экзаменов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам.
Зачеты сдаются в последнюю неделю семестра в часы практических занятий, лабораторных работ и консультаций или в свободную от занятий неделю семестра (зачетную).