Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 00:16, курсовая работа
Цель исследования: Выявить и раскрыть исторические этапы развития культурно-досуговой деятельностью в России
Задачи исследования:
Изучить: Дореволюционную культуру в России и послереволюционную культуру в России.
Выявить: Культуру России в 90-хх и наши дни.
Обосновать: Методы и формы технологий культурно-досуговых программ.
Анализировать: Технология создания и проведения культурно-досуговой программы на 80 юбилей МГУКИ.
•Введение…………………………………………………………..…....3
•Глава 1“Исторические этапы развития культурно-досуговой деятельности в Росси ”.…...……………………………………..…..4
§ 1.1 “Дореволюционное культура в России и послереволюционное культура в России” ….……………………………………..……………………………....4
§1.2 “Культура России в 90-хх и наши дни ”…………………………….......22
•Глава 2 “Технологий и основы развития культурно-досуговой программы ”…………………………………………….….……..24
§1.1 “Методы и формы технологий культурно-досуговых программ ”….....24
§1.2 “Технология создания и проведения культурно-досуговой программы на 80 юбилей МГУКИ”…………….........................................................................29
•Заключение………………………………………………………32
•Список литературы……………………………………………………34
В песнях радость, в песнях горе,
В песнях и весельице.
Только в песнях нахожу
Сердечку утешеньице.
Введя систему праздников Петр I обязал дворян принимать в них активное участие. Однако уже в XVIII веке, а особенно в последующее время, дворяне стремились "отгородиться" от "простонародья". В послепетровскую эпоху, общественные формы досуга дворян получили дальнейшее развитие. Они уже не вводились царскими указами, с применением административного нажима. Напротив, дворянская среда стала более "открытой" для различных заимствований, порождало и свои собственные формы развлечений и досуговых занятий.
Конец XVIII века
В годы царствования преемников Петра I, особенно Екатерины I, "ассамблей" (неотъемлемыми элементами которых были музыка и танцы) постепенно стали уступать место разного рода балам, которые устраивались по случаю больших торжеств или важных семейных событий. Конец XVIII века отмечен особо активной ролью императорского двора в проведении балов, маскарадов, ужино для дворянства.
С конца XVIII века в России стали возникать чисто клубные формы досугового времяпрепровождения дворян. В 1770 в Петербурге, а через два года в Москве появились первые Английские клубы, в число членов которых могли входить только потомственные дворяне. Эти клубы ставили своей задачей организацию отдыха, общения, развлечений для представителей дворянских кругов.
Развитию
общественных форм дворянского досуга
способствовало формирование в России
системы культурно-
Конец XIX- начало XX веков
В конце XIX-XX веков получили распространение аристократические клубы и кружки по интересам различных направлений: художественные, литературные, музыкальные, любителей балета и др., которые объединяли узкий круг людей из высших слоев дворянского сословия.
Со второй половины XIX века в либерально настроенных дворянских кругах стало возрастать число людей, посвящавших свой досуг общественной работе, направленной на развитие народного образования. Их силами создавались бесплатные школы для бедных, организовывались народные чтения в парках и садах.
К началу XX века хороводы у сельских жителей практически исчезали из летнего досуга молодежи, но гулянья, игры, беседы остались.
Последние десятилетия XIX-XX веков были отмечены расширением сети образовательных учреждений в сфере досуга: функционировали воскресные и вечерне-воскресные школы, различные образовательные курсы и кружки, в конце XIX века появились первые народные университеты. Эти образовательные учреждения посещались малоимущими и не имеющими образования мещанами, особенно рабочими фабрик и заводов, которые в этот период представляли собой уже достаточно крупный слой в среде городского населения. В начале XX века в целях своего собственного просвещения рабочие стали создавать самодеятельные организации: "общества самообразования рабочих". На рубеже XIX-XX веков в России появились первые Народные дома, ставящие своей целью организацию разумных развлечений для народа.
В
связи с нарастанием
Начало
XX века также характеризовалось
развитием различных
Довоенный
период 1917 – 1941
Второе
и третье десятилетие XX века в России
отмечены крупнейшими событиями. Революционные
события, гражданская война внесли
существенные коррективы в процесс
развития культурно-досуговой
Государство контролировало содержание деятельности учреждений культуры, выделяло необходимые ассигнования.
Культурно-просветительные учреждения активно включились в работу по обучению людей, не получивших начального образования. В библиотеках, народных домах, клубах, народных университетах создавались пункты ликвидации неграмотности
При клубах создавались полит кружки. В эти же годы в стране начала интенсивно развиваться художественная самодеятельность. Наиболее приоритетным жанром была театральная самодеятельность. В выборе репертуара театральные кружки ориентировались в основном на классические пьесы революционного содержания, агитпьесы, написанные на острые злободневные темы.
В
связи с экономической
С появлением колхозов и совхозов в быт крестьян начали входить новые формы массовых праздников "первой борозды", "урожая" и др.
Русская эстрада, сформировавшаяся в самостоятельный вид искусства на рубеже XX века, к 1917 году являло собой довольно пёструю картину. В отличие от цирка, который имеет значительно более давнюю историю, эстрада - искусство молодое, но развившееся необыкновенно стремительно. Этот процесс был связан с распространением так называемой "массовой" культуры, с ростом населения городов, которое требовало развлечения и зрелищ.
Одновременно с эстрадой в начале века не менее стремительно развивалось и другое молодое искусство - кино. В городах один за другим открывались кинотеатры, или, как они тогда назывались, синематографы. На этом этапе, т.е. в предреволюционное десятилетие, два молодых искусства - кино и эстрада шли рядом, рука об руку, завоёвывая зрителей, принадлежащих к самым разным общественным и социальным группам.
Мода на эстраду не могла не привести к штампованности продукции, рассчитанной на обывательский запрос и вкусы городского населения. Популярная тогда "рваные куплетисты", т.е. исполнители, выходившие на эстраду в костюме и гриме босяка, среди которых были и люди талантливые, развлекали аудиторию низкопробными куплетами. Примерно этот же процесс просматривается и в кино, которое Эл. Андреев называл "молохом", пожирающим литературу. Всё это не могло не породить презрительного отношения части интеллигенции к новым видам искусства - кино и эстраде, как низшим, рассчитанным на вкусы обывателя. Но если к кинематографу очень скоро, уже в 20-е годы, удалось завоевать авторитет одного из высших видов искусства, то эстрада продолжала вызывать, а порой и сей час ещё вызывает недоверчивое отношение, как "малая" форма, находящаяся где-то в периферии общего поступательного процесса художественного творчества.
Однако уже на дореволюционной эстраде выступали крупнейшие актёры с высоко художественным репертуаром. В театрах миниатюр и кинодиверсментах можно было услышать и смелый сатирический куплет, и острую злободневную репризу конферансье. В творчестве лучших артистов давали себя знать демократические корни эстрадного искусства, которые, как и его ближайшие родственники, театр и цирк, рождалось на площади в выступлениях гистрионов, фокусников, жонглеров, скоморошьих играх, в нехитрых представлениях ярмарочных балаганов.
Так на общем фоне серости и штампованности дореволюционной эстрады, серийности её продукции, что эстетики считают типичными признаками "массовой" культуры, загорались огоньки, которые освещали дальнейший пуль эстрадного искусства, свидетельствовали о его потенциальных возможностях.
Бурно
развивающаяся советская
На ряду с
этим стало заметно тенденция
к уменьшению форм досугового времяпрепровождения,
характерных для быта российского населения
в прошлом: стало сокращаться число людей,
посещающих церковь и отмечающих религиозные
праздники.
1941
- 1945 года
Великая Отечественная война, длившаяся 1418 бесконечных дней и ночей и унесшая почти 27 млн. жизней людей, была огромным испытанием и для культурно-досуговых учреждений.
С
началом войны резко
Деятельность учреждений культуры была подчинена организации масс на защиту Родины и решению насущных народохозяйственных задач военного времени.
Основным содержанием работы домов культуры, клубов, библиотек, музеев, изб-читален стало разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма, освещение различными формами и методами хода войны, ознакомление с международным и внутренним положением Советского союза. Учреждения культуры пропагандировали героические подвиги советских людей в тылу и на фронте; тема советского патриотизма стала ведущей в их деятельности.
Были
созданы разнообразные
Особой любовью у народа пользовались писатели-фронтовики: Н. Тихонов, К. Симонов, М. Шолохов и др.
Пожалуй, наиболее полно это время отразилось в таких эстрадных жанрах, как песня и танец. Песня героическая, патриотическая, массовая постоянно звучит с эстрадных подмостков и оказывает влияние на песню лирическую. В результате такого взаимопроникновения возникают песни, в которых лирика приобретает гражданскую окраску.
Не
только песни, но и танец идёт на
прямое, открытое сближение с современностью.
Бурной жизнерадостностью
Несколько медленнее осваиваются новые темпы разговорными жанрами. Трудности усугубляются тем, что в это период, когда главным для художника становится пристальное внимание к разработке характера советского человека, к его психологии, изображение его жизни и борьбы, роль и назначение малых форм в системе искусств ставится под сомнение.
В ноябре 1944 года СНК РСФСР принял постановление "О мерах по улучшению работы изб-читален, сельских клубов и районных домов культуры". Предусматривались меры по восстановлению закрывшихся в годы войны учреждений культуры. Ставилась задача иметь в каждом сельском Совете клуб, в каждом районном центре - Дом культуры. Постановлением СНК в феврале 1945 года был создан Комитет по делам культурно-просветительных учреждений при СНК РСФСР. Такие же комитеты создавались в союзных республиках.
Предстояло так же расширить сеть средних и высших учебных заведений, готовящих кадры для клубов, библиотек, музеев и других учреждений культуры.
1945-1990
года
В послевоенный период наметились изменения в культурных потребностях людей, способах проведения ими своего свободного времени. Это было обусловлено целым комплексом факторов: постепенным сокращением трудового дня для рабочих и служащих на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях, способствующем увеличению количества свободного времени; повышением образовательного уровня населения, улучшением его жилищных условий, ростом доходов; процессами урбанизации, развитием СМИ и, особенно, появлением и распространением телевидения.
Информация о работе Исторические этапы развития культурно-досуговой деятельностью в России