Исторические этапы развития культурно-досуговой деятельностью в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 00:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Выявить и раскрыть исторические этапы развития культурно-досуговой деятельностью в России


Задачи исследования:

Изучить: Дореволюционную культуру в России и послереволюционную культуру в России.

Выявить: Культуру России в 90-хх и наши дни.

Обосновать: Методы и формы технологий культурно-досуговых программ.

Анализировать: Технология создания и проведения культурно-досуговой программы на 80 юбилей МГУКИ.

Оглавление

•Введение…………………………………………………………..…....3


•Глава 1“Исторические этапы развития культурно-досуговой деятельности в Росси ”.…...……………………………………..…..4


§ 1.1 “Дореволюционное культура в России и послереволюционное культура в России” ….……………………………………..……………………………....4



§1.2 “Культура России в 90-хх и наши дни ”…………………………….......22


•Глава 2 “Технологий и основы развития культурно-досуговой программы ”…………………………………………….….……..24


§1.1 “Методы и формы технологий культурно-досуговых программ ”….....24


§1.2 “Технология создания и проведения культурно-досуговой программы на 80 юбилей МГУКИ”…………….........................................................................29


•Заключение………………………………………………………32


•Список литературы……………………………………………………34

Файлы: 1 файл

Курсовая Исторические Этапы развития КДП в России.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

    В песнях радость, в песнях горе,

В песнях и весельице.

Только в песнях нахожу

Сердечку утешеньице.

    Введя систему праздников Петр I обязал дворян принимать в них активное участие. Однако уже в XVIII веке, а особенно в последующее время, дворяне  стремились "отгородиться" от "простонародья". В послепетровскую эпоху, общественные формы досуга дворян получили дальнейшее развитие. Они уже не вводились царскими указами, с применением административного нажима. Напротив, дворянская среда стала более "открытой" для различных заимствований, порождало и свои собственные формы развлечений и досуговых занятий.

    Конец XVIII века

    В годы царствования преемников Петра I, особенно Екатерины I, "ассамблей" (неотъемлемыми элементами которых  были музыка и танцы) постепенно стали  уступать место разного рода балам, которые устраивались по случаю больших торжеств или важных семейных событий. Конец XVIII века отмечен особо активной ролью императорского двора в проведении балов, маскарадов, ужино для дворянства.

    С конца XVIII века в России стали возникать  чисто клубные формы досугового времяпрепровождения дворян. В 1770 в Петербурге, а через два года в Москве появились первые Английские клубы, в число членов которых могли входить только потомственные дворяне. Эти клубы ставили своей задачей организацию отдыха, общения, развлечений для представителей дворянских кругов.

    Развитию  общественных форм дворянского досуга способствовало формирование в России системы культурно-просветительных  учреждений. Уже в XVIII веке стали  появляться первые музеи (например, знаменитая петровская Кунсткамера, основанная 1719 году в Санкт-Петербурге, создание в Зимнем Дворце при Екатерине II Эрмитажа и др.), публичные театры, которые я уже упоминала, организовываться художественные выставки.

    Конец XIX- начало XX веков

    В конце XIX-XX веков получили распространение  аристократические клубы и кружки по интересам различных направлений: художественные, литературные, музыкальные, любителей балета и др., которые объединяли узкий круг людей из высших слоев дворянского сословия.

    Со  второй половины XIX века в либерально настроенных дворянских кругах стало возрастать число людей, посвящавших свой досуг общественной работе, направленной на развитие народного образования. Их силами создавались бесплатные школы для бедных, организовывались народные чтения в парках и садах.

    К началу XX века хороводы у сельских жителей практически исчезали из летнего досуга молодежи, но гулянья, игры, беседы остались.

    Последние десятилетия XIX-XX веков были отмечены расширением сети образовательных  учреждений в сфере досуга: функционировали  воскресные и вечерне-воскресные школы, различные образовательные курсы и кружки, в конце XIX века появились первые народные университеты. Эти образовательные учреждения посещались малоимущими и не имеющими образования мещанами, особенно рабочими фабрик и заводов, которые в этот период представляли собой уже достаточно крупный слой в среде городского населения. В начале XX века в целях своего собственного просвещения рабочие стали создавать самодеятельные организации: "общества самообразования рабочих". На рубеже XIX-XX веков в России появились первые Народные дома, ставящие своей целью организацию разумных развлечений для народа.

    В связи с нарастанием революционного движения в начале XX века общественные формы просвещения все чаще стали  использоваться представителями различных  политических движений для пропаганды своих идей. Под прикрытием различных занятий в кружках, в вечерне-воскресных школах проводились беседы на политические темы или чтение политической литературы.

    Начало XX века также характеризовалось  развитием различных общественных организаций, в которые объединялись представители интеллектуальных профессий. Это общества врачей, краеведов, театральные и литературные общества. Как правило, подобные общества были многочисленны по количеству участников.

Довоенный период 1917 – 1941 

    Второе  и третье десятилетие XX века в России отмечены крупнейшими событиями. Революционные  события, гражданская война внесли существенные коррективы в процесс  развития культурно-досуговой деятельности, изменили её содержание. Первые шаги новой  государственной власти были направлены на лишение имущих слоёв общества и привилегий. Национализация затронула и сферу культуры: театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, коллекции произведений искусства.

    Государство контролировало содержание деятельности учреждений культуры, выделяло необходимые ассигнования.

    Культурно-просветительные  учреждения активно включились в  работу по обучению людей, не получивших начального образования. В библиотеках, народных домах, клубах, народных университетах  создавались пункты ликвидации неграмотности

    При клубах создавались полит кружки. В эти же годы в стране начала интенсивно развиваться художественная самодеятельность. Наиболее приоритетным жанром была театральная самодеятельность. В выборе репертуара театральные  кружки ориентировались в основном на классические пьесы революционного содержания, агитпьесы, написанные на острые злободневные темы.

    В связи с экономической разрухой, явившейся следствием гражданской  войны и начавшегося после  неурожая 1921 года голодом,  государство  вынуждено было перевести культурно-досуговые учреждения на местный бюджет. Эти меры привели к резкому сокращению учреждений культуры, особенно в сельской местности. Однако уже в 1922 году губернские власти вновь стали финансировать культурно-досуговые учреждения. В конце 20-х годов в городах были созданы первые Дома культуры, в начале 30-х годов - Дворцы культуры, в сельской местности - колхозные и совхозные клубы и библиотеки; с 1929 года стали появляться первые районные библиотеки и районные Дома культуры.

    С появлением колхозов и совхозов в быт крестьян начали входить новые формы массовых праздников "первой борозды", "урожая" и др.

    Русская эстрада, сформировавшаяся в самостоятельный  вид искусства на рубеже XX века, к 1917 году являло собой довольно пёструю  картину. В отличие от цирка, который имеет значительно более давнюю историю, эстрада - искусство молодое, но развившееся необыкновенно стремительно. Этот процесс был связан с распространением так называемой "массовой" культуры, с ростом населения городов, которое требовало развлечения и зрелищ.

    Одновременно  с эстрадой в начале века не менее  стремительно развивалось и другое молодое искусство - кино. В городах  один за другим открывались кинотеатры, или, как они тогда назывались, синематографы. На этом этапе, т.е. в предреволюционное десятилетие, два молодых искусства - кино и эстрада шли рядом, рука об руку, завоёвывая зрителей,   принадлежащих к самым разным общественным и социальным группам.

    Мода  на эстраду не могла не привести к штампованности продукции, рассчитанной на обывательский запрос и вкусы городского населения. Популярная тогда "рваные куплетисты", т.е. исполнители, выходившие на эстраду в костюме и гриме босяка, среди которых были и люди талантливые, развлекали аудиторию низкопробными куплетами. Примерно этот же процесс просматривается и в кино, которое Эл. Андреев называл "молохом", пожирающим литературу. Всё это не могло не породить презрительного отношения части интеллигенции к новым видам искусства - кино и эстраде, как низшим, рассчитанным на вкусы обывателя. Но если к кинематографу очень скоро, уже в 20-е годы, удалось завоевать авторитет одного из высших видов искусства, то эстрада продолжала вызывать, а порой и сей час ещё вызывает недоверчивое отношение, как "малая" форма, находящаяся где-то в периферии общего поступательного процесса художественного творчества.

    Однако  уже на дореволюционной эстраде  выступали крупнейшие актёры с высоко художественным репертуаром. В театрах  миниатюр и кинодиверсментах можно  было услышать и смелый сатирический куплет, и острую злободневную репризу конферансье. В творчестве лучших артистов давали себя знать демократические корни эстрадного искусства, которые, как и его ближайшие родственники, театр и цирк, рождалось на площади в выступлениях гистрионов, фокусников, жонглеров, скоморошьих играх, в нехитрых представлениях ярмарочных балаганов.

    Так на общем фоне серости и штампованности дореволюционной эстрады, серийности её продукции, что эстетики считают  типичными признаками "массовой" культуры, загорались огоньки, которые освещали дальнейший пуль эстрадного искусства, свидетельствовали о его потенциальных возможностях.

    Бурно развивающаяся советская действительность ставила перед всем искусством, и  в том числе перед эстрадой, интереснейшие творческие задачи. Руководствуясь указанием партии, советская эстрада стремилась решать эти задачи, активно участвовать в воспитании советских людей, в обогащении их духовной культуры.

    На ряду с  этим стало заметно тенденция  к уменьшению форм досугового времяпрепровождения, характерных для быта российского населения в прошлом: стало сокращаться число людей, посещающих церковь и отмечающих религиозные праздники. 

    1941 - 1945 года 

    Великая Отечественная война, длившаяся 1418 бесконечных дней и ночей и  унесшая почти 27 млн. жизней людей, была огромным испытанием и для культурно-досуговых учреждений.

    С началом войны резко сократились  ассигнования на содержание клубов, библиотек, Домов культуры, уменьшалась их сеть. Уже во второй половине 1941 года количество клубных учреждений и библиотек  уменьшилось на половину по сравнению с предвоенным периодом. На фронт и в партизанские отряды ушла значительная часть профессиональных работников учреждений культуры. Многие учреждения культуры стали базой военный госпиталей, воинских частей и эвакуированного населения.

    Деятельность  учреждений культуры была подчинена  организации масс на защиту Родины и решению насущных народохозяйственных  задач военного времени.

      Основным содержанием работы  домов культуры, клубов, библиотек,  музеев, изб-читален стало разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма, освещение различными формами и методами хода войны, ознакомление с международным и внутренним положением Советского союза. Учреждения культуры пропагандировали героические подвиги советских людей в тылу и на фронте; тема советского патриотизма стала ведущей в их деятельности.

    Были  созданы разнообразные передвижные  учреждения культуры - походные клубы, агитэскадрильи, агиткатера (на фронте), библиотеки -передвижки, агитпоезда, агитмашины, агитповозки, агитпункты. В полной мере использовался опыт передвижной работы времён гражданской войны.

    Особой  любовью у народа пользовались писатели-фронтовики: Н. Тихонов, К. Симонов, М. Шолохов и  др.

    Пожалуй, наиболее полно это время отразилось в таких эстрадных жанрах, как песня и танец. Песня героическая, патриотическая, массовая постоянно звучит с эстрадных подмостков и оказывает влияние на песню лирическую. В результате такого взаимопроникновения возникают песни, в которых лирика приобретает гражданскую окраску.

    Не  только песни, но и танец идёт на прямое, открытое сближение с современностью. Бурной жизнерадостностью мироощущения, стремительностью темпа, активным утверждением положительных начал нашей жизни  покоряли сюжетные композиции А. Редель и М. Хрусталёва, Н. Мирозоянц и В. Резцова.

    Несколько медленнее осваиваются новые  темпы разговорными жанрами. Трудности  усугубляются тем, что в это период, когда главным для художника  становится пристальное внимание к  разработке характера советского человека, к его психологии, изображение его жизни и борьбы, роль и назначение малых форм  в системе искусств ставится под сомнение.

    В ноябре 1944 года СНК РСФСР принял постановление "О мерах по улучшению  работы изб-читален, сельских клубов и  районных домов культуры". Предусматривались меры по восстановлению закрывшихся в годы войны учреждений культуры. Ставилась задача иметь в каждом сельском Совете клуб, в каждом районном центре - Дом культуры. Постановлением СНК в феврале 1945 года был создан Комитет по делам культурно-просветительных учреждений при СНК РСФСР. Такие же комитеты создавались в союзных республиках.

    Предстояло  так же расширить сеть средних  и высших учебных заведений, готовящих  кадры для клубов, библиотек, музеев и других учреждений культуры.

    1945-1990 года 

    В послевоенный период наметились изменения в культурных потребностях людей, способах проведения ими своего свободного времени. Это было обусловлено целым комплексом факторов: постепенным сокращением трудового дня для рабочих и служащих на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях, способствующем увеличению количества свободного времени; повышением образовательного уровня населения, улучшением его жилищных условий, ростом доходов; процессами урбанизации, развитием СМИ и, особенно, появлением и распространением телевидения.

Информация о работе Исторические этапы развития культурно-досуговой деятельностью в России