Исторические этапы развития культурно-досуговой деятельностью в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 00:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Выявить и раскрыть исторические этапы развития культурно-досуговой деятельностью в России


Задачи исследования:

Изучить: Дореволюционную культуру в России и послереволюционную культуру в России.

Выявить: Культуру России в 90-хх и наши дни.

Обосновать: Методы и формы технологий культурно-досуговых программ.

Анализировать: Технология создания и проведения культурно-досуговой программы на 80 юбилей МГУКИ.

Оглавление

•Введение…………………………………………………………..…....3


•Глава 1“Исторические этапы развития культурно-досуговой деятельности в Росси ”.…...……………………………………..…..4


§ 1.1 “Дореволюционное культура в России и послереволюционное культура в России” ….……………………………………..……………………………....4



§1.2 “Культура России в 90-хх и наши дни ”…………………………….......22


•Глава 2 “Технологий и основы развития культурно-досуговой программы ”…………………………………………….….……..24


§1.1 “Методы и формы технологий культурно-досуговых программ ”….....24


§1.2 “Технология создания и проведения культурно-досуговой программы на 80 юбилей МГУКИ”…………….........................................................................29


•Заключение………………………………………………………32


•Список литературы……………………………………………………34

Файлы: 1 файл

Курсовая Исторические Этапы развития КДП в России.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

    В течении 1945 - 1970 годов деятельность культурно-досуговых учреждений обогатилось  новым содержанием по всем направлениям. Стала развиваться лекционная работа. Тематика лекций охватывала вопросы  политики, экономики, науки, искусств, морали и т.п. В значительной степени оживлению лекционной работы способствовало возникновение в 1947 году Общества политический и научных знаний. Со второй половины 50-х годов в клубных учреждениях активно стало использоваться такая форма работы, как "тематический вечер". Это были вечера-встречи, вечера-чествования, вечера-портреты, вечера боевой и трудовой славы, вечера-митинги, вечера-репортажи, вечера вопросов и ответов. Получили распространение "устные журналы", "световые газеты", а с конца 50-х годов возродились "воскресные чтения".

    С середины 50-х годов получили распространение  агтационно-художественные бригады. Развитие на рубеже 50 - 60-х годов "авторской  песни" дало толчок возникновению  в 1970 году первых клубов самодеятельной песни. Со второй половины 50-х годов, в рамках художественной самодеятельности стали появляться эстрадные коллективы, оркестры народных инструментов, кружки сочетающие спортивные элементы с музыкальным искусством: акробатические художественной гимнастики, в 60-х годы - ансамбли бального танца, вокально-инструментальные ансамбли, эстрадно-цирковые ансамбли. Развитие технического творчества способствовало появлению новых видов самодеятельного художественного творчества: фотокружков, фотостудий, киностудий. Расширились масштабы изобразительного и декоративно-прикладного самодеятельного искусства в произведениях народных мастеров появилось больше самобытности, ощутимее стала связь с традиционной народной культурой, фольклором. Стимулом были проводимые смотры, конкурсы, фестивали художественной самодеятельности.

      Активизировалась работа клубных  учреждений по проведению массовых  праздников. С начала 50-х годов  в стране начинает складываться  традиция отмечать дни, посвященные  различным профессиям.

    Уделялось внимание работе с детьми. Во дворах жилых домов создавались детские  клубы, кружки художественной самодеятельности, детские "комнаты". Организацию  культурной работы брали на себя женсоветы  домоуправлений или домовые комитеты при содействии культурно-досуговых учреждений: Дворцов и Домов культуры, библиотек, кинотеатров  и др.

    В 70 - 80-е годы в отличие от предыдущего  периода  в структуре досуга изменилось соотношение общественно организованных форм и индивидуальных: прослеживалась тенденция к возрастанию последних. С наибольшей полнотой проявились процессы "одомашнивания" досуга, замедление темпов роста, посещаемости учреждений культуры, а по некоторым учреждениям её резкое снижение. Это коснулось в частности кинотеатров, концертных учреждений, музеев, клубов.

    В 70 - 80-е годы продолжал интенсивно развиваться туризм. Широкий размах получили его неорганизованные и  слабоорганизованные формы. Замечу, что развитию самодеятельного туризма  способствовало существенное увеличение транспортных средств, находящихся в личной собственности граждан.

    С середины 70-х годов начало развиваться  самодеятельное фольклорное движение, представленное фольклорными ансамблями, любительскими фольклорными объединениями.

    Несмотря  на  увеличившиеся масштабы социально-культурной инфраструктуры к концу 80-х годов в стране сохранялось значительная  региональная дифференциация в особенности населения учреждениями культуры. Сельские поселения по насыщенности учреждениями культуры значительно отставали от города. Практически были лишены базы культуры микрорайоны больших городов.

    Остро стояла проблема закрепляемости кадров. Текучесть кадров отличало клубные, библиотечные, музейные учреждения. Особенно плохо закреплялись специалисты  на селе. Основными причинами такого положения было отсутствие работы, соответствующей квалификации специалистов, плохие жилищные условия, низкая оплата труда. Для клубных работников особая трудность заключалась в нерегламентированности работы клубных учреждений, а также в моральном плане - падение престижа этих учреждений в глазах населения.

    Телевидение сыграло тоже немаловажную роль. Телевизионный  спектакль, телевизионный фильм  и др. сложились быстрее, чем телевизионный  концерт, специфика которого ещё  осваивается голубым экраном.

    И всё же такие завоевавшие завидную популярность передачи, как "Голубой огонёк", "Кабачок 13 стульев", "Бенефис", свидетельствует о тех органических связях, которые уже устанавливаются между искусством эстрады и телевидением. Свободное взаимодействие артистов с гостями на "Голубом огоньке" по-своему развивает традиции эстрадного театра, которые предстают в современном телевизионном варианте. 
 

    §2 “Культура России в 90-хх и наши дни ”

    1990 - по наши дни 

    События 90-х годов - изменения политического строя в России, переход к рыночным отношениям - оказали заметное влияние на сферу досуга. Наиболее ощутимыми они стали для системы учреждений культуры. В соответствие с новым законодательством учреждения культуры получали большую самостоятельность в организации своей деятельности: были сняты идеологические запреты, устранены ограничения в выборе  направлений работы, в формировании штата работников.

    Подготовка  кадров организаторов досуга в высших и средних учебных заведениях стала осуществляться с большим учётом особенностей экономического и социального развития общества, изменений, происходивших в культурных интересах и досуговых ориентация людей. Произошли преобразования в системе учебных заведений.

    Изменились  источники финансирования учреждений культуры. На ряду с государственными средствами они могли получать доходы за счёт расширения ассортимента платных услуг, осуществление коммерческой деятельности, пожертвований от частных лиц, предприятий и организаций. Стали появляться досуговые учреждения, функционирующие на основе полной самоокупаемости: театры-студии, многопрофильные творческие объединения, концертные залы, картинные галереи, клубы и т.п. Создавались частные досуговые учреждения, ориентированные преимущественно на получение прибыли: казино, ночные клубы, бары и рестораны с разнообразными шоу-программами.

    На  финансовом положении культурно-досуговых  учреждений сказывалось и отсутствие у их работников навыков развёртывании  платных услуг. К тому же, в силу ухудшение материального положения подавляющего большинства населения России, многие люди не могли воспользоваться этими услугами. Мало надежд давало и спонсорская деятельность. Ввиду этих обстоятельств материальная база учреждений культуры стало приходить в упадок, количество их сокращается. Снизился уровень зарплаты работников культуры.

    В таком плачевном состоянии находится  наша культура до сих пор. Жизнь выдвинула  много новых проблем в создании условий для осуществления населением России культурно-досуговой деятельности, решение которой предстоит искать в последующие годы… 
 

     
 

Глава 2

Технологий и основы развития культурно-досуговой программы 

§1 “ Методы и формы технологий культурно-досуговой программы ”

Технология

Технология вскрывает  активное отношения человека к природе, непосредственный процесс производства его жизни, а вместе с тем и  его общественных условий жизни  и проистекающих из них духовных представлений.

Изучение внутренней структуры технологии культурно-досуговой деятельностью, отдельных её элементов и связей между ними, выявление внутренних противоречий, свойственных объекту и определяющих процесс его развития, предполагает осуществление анализа внешних связей объекта с окружающей его средой.

Условия составляют ту среду, обстановку, в которой культурно-досуговая деятельность возникает, существует, развивается. Люди , познав законы функционирования культурно-досуговой деятельности, могут создать благоприятные и устранять неблагоприятные условия.

Существует прямая и обратная связь системы культурно-досуговой  деятельности  со средой. Внешнее  воздействие дает тот или иной психологический эффект, лишь преломляясь  через психическое состояние  субъекта, через сложившийся у  него строй мыслей и чувств. Внешнее причины формируются в результате внешних воздействий. Технология культурно-досуговой деятельностью не может функционировать без наличия социально-педагогических условий, когда устанавливается обратная связь между культурно-досуговой деятельностью и условиями, в которых она протекает.

Технология –это деятельность, но опредмеченная и  трансформированная специфическими средствами в определенную форму. Поэтому, функционируя по законам природы, она подчинена закономерностям общественной жизнедеятельности.

Технология культурно-досуговой  деятельности имеет следующие черты6 целостность, целесообразность,  функциональное единство составляющих её компонентов. Как целостная система технологий культурно-досуговой деятельности имеет соответствующую структуру, элементы которой функционируют согласно общему её назначению, подчиняясь при этом определенным принципам и объективным закономерностям общественного развития.

Структура технологического процесса в учреждениях культуры выглядит следующим образом:  социальный заказ, цель, содержание, форма, методы, средства достижения цели, субъектно-объектные, объектно-субъектные отношения, материально-техническое и кадровое обеспечение, корректировка цели, конечные результаты, которые чаще всего выражаются в программе.

Этим и обосновывается технология культурно-досуговой деятельности, определяемая целенаправленностью деятельности субъекта, способного к объективному соответствию содержания и формы, средств и методов таким образом, чтобы каждый элемент воздействия, “единица формы”, соответствовал поставленным целям. 

Методика

Для того чтобы  деятельность учреждения культуры была содержательной, интересной, эмоционально насыщенной, специалистам следует максимально  овладеть методикой культурно-досуговой  деятельности, то есть совокупностью методов, способов, приемов и действий целенаправленного достижения поставленной цели.

Методика культурно-досуговой  деятельности опирается на методологию, законы психологии и педагогики, имеет  свои внутренние закономерности функционирования как специфический вид деятельности. Методика представляет собой центральный блок в культурно-досуговой деятельности, который осуществляет прием, переработку информаций и преобразует её в художественно-образный, символико-аллегорический способ эмоционального воздействия. Другими словами, методика культурно-досуговой деятельности –это творческий, перцептивно-коммуникативный процесс, где перцепция –восприятие, а коммуникация –общение.

В основе методики культурно-досуговой деятельности лежат духовные потребности населения. Потребности в осуществлении культурно-досуговой деятельности отнюдь не ограничиваются лишь стремлением человека к саморазвитию или к удовлетворению его чисто рекреационных нужд. Культурно-досуговая  деятельность оказывает активное формирующее влияние на личность, что свидетельствует  о её достаточно высокой общественной значимости .

Методика культурно-досуговой  деятельности представляет собой диалектическое единство профессиональной деятельности организаторов и методистов (других специалистов) и участников культурно-досуговых программ и других посетителей учреждений культуры. Взаимосвязь культурных потребностей людей с возможностью и готовностью учреждения культуры их реализовать создает условия для раскрытия сущностных свойств учреждения культуры, слияние в их работе организующих воздействие “сверху” с широкой инициативой и самодеятельностью ”снизу”.

В культурно-досуговой  деятельности сложилась определения  классификация методики: общая методика, типовые методики и частные методики. Все они функционируют по своим законам, вбирая в себя все наиболее общее и существенное в построении технологического процесса. Закономерности методики тесно связаны с законами развития культурных процессов.

К закономерностям  методики культурно-досуговая деятельности можно отнести: неразрывную связь социальных и культурологических задач; соответствие содержания и формы; последовательность при подготовке и проведении программ от идеи до замысла и определения формы; активно –деятельностный подход в созданий программ;  активизация аудитории; постоянная смена эмоциональных состояний; постепенное вовлечение во все более сложную деятельность участников программы; единство и взаимопереход субъекта и объекта; соединение в культурно-досуговой деятельность развивающих, рекреационных и гедонистических функций.

Информация о работе Исторические этапы развития культурно-досуговой деятельностью в России