Исторические этапы развития культурно-досуговой деятельностью в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 00:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Выявить и раскрыть исторические этапы развития культурно-досуговой деятельностью в России


Задачи исследования:

Изучить: Дореволюционную культуру в России и послереволюционную культуру в России.

Выявить: Культуру России в 90-хх и наши дни.

Обосновать: Методы и формы технологий культурно-досуговых программ.

Анализировать: Технология создания и проведения культурно-досуговой программы на 80 юбилей МГУКИ.

Оглавление

•Введение…………………………………………………………..…....3


•Глава 1“Исторические этапы развития культурно-досуговой деятельности в Росси ”.…...……………………………………..…..4


§ 1.1 “Дореволюционное культура в России и послереволюционное культура в России” ….……………………………………..……………………………....4



§1.2 “Культура России в 90-хх и наши дни ”…………………………….......22


•Глава 2 “Технологий и основы развития культурно-досуговой программы ”…………………………………………….….……..24


§1.1 “Методы и формы технологий культурно-досуговых программ ”….....24


§1.2 “Технология создания и проведения культурно-досуговой программы на 80 юбилей МГУКИ”…………….........................................................................29


•Заключение………………………………………………………32


•Список литературы……………………………………………………34

Файлы: 1 файл

Курсовая Исторические Этапы развития КДП в России.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

Министерство  Образования Российской Федерации  

Московский  Государственный  Университет Культуры и Искусств   
 

Кафедра культурно-досуговая деятельность      
 
 
 
 

                Заведующий  кафедрой КДД: д.п.н.

                Профессор Жарков А.Д.

                                                                                              _____________________________       
 
 
 
 
 
 

Курсовая 

по  специальности "Сценарно-режиссерские технологий "  

на  тему:  

"Исторические  этапы развития  культурно-досуговой деятельностью в России"        
 
 
 
 
 
 

                Выполнил: студент Махмуди  О.Э гр-03302  

                ______________ 

                Научный Руководитель: к.п.н. Доцент кафедры КДД Киселев В.Ю.  _______________

     
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2010

      Оглавление:

  • Введение…………………………………………………………..…....3
 
  • Глава 1Исторические этапы развития культурно-досуговой деятельности в Росси ”.…...……………………………………..…..4
 

§ 1.1 “Дореволюционное культура в России и послереволюционное культура в России” ….……………………………………..……………………………....4

 

 §1.2 “Культура России в 90-хх и наши дни ”…………………………….......22 

  • Глава 2 “Технологий и основы развития культурно-досуговой программы ”…………………………………………….….……..24
 

§1.1 “Методы и формы технологий культурно-досуговых программ ”….....24 

§1.2 “Технология создания и проведения культурно-досуговой программы на 80 юбилей МГУКИ”…………….........................................................................29 

  • Заключение……………………………………………………32
 
  • Список  литературы……………………………………………………34

Введение

Актуальность  темы: Культурно-досуговая деятельность в нашем обществе является автономным образованием, в тоже время она тесно связана с другими видами деятельности: бытовой, религиозной, торговой, социальной, политической. В историческом и современном аспектах отчётливо просматриваются различия между организацией досуга в специализированном центре культурной деятельности (театр, концертный зал, картинная галерея) и в неком неорганизованном пространстве. Культурно-досуговая деятельность в этом случае сопутствует какому-либо другому процессу, а не является самоцелью.

Научная разработанность: В изучении и ведении основных положений развития досуга нам помогают книги Жарков А.Д., Жаркова Л.С., Генкин Д.М., Чижикова В.Н., Гагин В.Н., Стрельцов Ю.А.

Объект  исследования : культурно-досуговая деятельность

Предмет исследования: Исторические этапы развития культурно-досуговой деятельностью в России

Цель  исследования: Выявить и раскрыть исторические этапы развития культурно-досуговой деятельностью в России 

Задачи  исследования:

Изучить: Дореволюционную культуру в России и послереволюционную культуру в России.

Выявить: Культуру России в 90-хх и наши дни.

Обосновать: Методы и формы технологий культурно-досуговых программ.

Анализировать: Технология создания и проведения культурно-досуговой программы на 80 юбилей МГУКИ. 

Структура данной курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы. 
 

Глава 1

“Исторические этапы развития культурно-досуговой деятельности в Росси ” 

§1 “Дореволюционное и послереволюционное культура в России ”

 

XBVIII - XIX Века 

XVIII век для  России был переходным моментом, а для ярмарочной площадной  культуры стало и отправной  точкой, началом яркого и сложного, хотя и сравнительно короткого  пути, но об этом погодя.

Эпоха Петра I

Эпоха Петра I знаменовала  глубочайшие перемены в жизни страны. Становлению Российской империи способствовали глубокие сдвиги в экономике и политике: всё это сопровождалось изменениями в мировоззрении и психологии людей и, разумеется, влекло за собой социальные и культурно-бытовые преобразования.

Из многочисленных явлений культуры и быта, возникших  или начавших "новую жизнь" в Петровскую эпоху, обращу внимание на следующее.

 Развитие  промышленности и рост городов привели  к оживлению торговли внутри страны, к созданию единого общероссийского рынка. Резко увеличилось количество ярмарок и их товарооборот, усилился приток иностранных купцов. Уже к началу к 1830-х годов в России насчитывалось более тысячи семисот ярмарок с оборотом в сотни миллионов рублей, и к концу столетия в одной только Воронежской губернии устраивалось свыше шестисот ярмарок. На Нижегородской ярмарке в 1875 году в среднем в сутки бывало до 135398 человек. Любопытно, что число людей определялось по количеству выпеченного хлеба, "полагая по три фунта (примерно по 1.2 кг) на человека в сутки".

 Площадь, бывшая центром общественной торговли жизни  города, стала с XVIII века и местом проведения массовых празднеств.

 Многолюдные гуляния и праздники всегда входили  в городской быт, но на протяжении долгого времени они полностью  копировали крестьянскую традицию: устраивались в те же календарные сроки и в тех же формах (ряженные на святках, катание на лошадях и с ледяных гор на масленицу, качели на пасху, завивание венков и хороводы "на природе" на троицу и т.п.). Сами гуляния назывались в народе "под горами" или "под качелями".

 С XVIII века заметно  различается быт городов и  деревень. Перемещение традиционных земледельческих в новые, городские  условия на могло не сказаться  на их характере. В атмосфере промышленного  города нарушаются такие существенные черты крестьянского праздника, как его строгая регламентация и обрядность, перестаёт ощущаться магическая сторона действий и слов, уходят из памяти исконные матировки языческая предназначенность празднеств. Резко меняется также состав участников гуляний и ярмарок, здесь сталкивается огромное число людей, представителей всех сословий, многих местностей и национальностей. Гулянье становится открытой системой и легко впитывает в себя элементы и формы различных традиций, сфер быта, культуры, искусства.

 В.О. Ключевский отмечал, что ещё с середины XVII века на русское общество "стала  действовать иноземная культура, богатая опытами и знаниями", причём это западное влияние неравномерно протекало в разные слои населения, коснувшись прежде всего его верхних кругов. Произошло и социальное расслоение в сфере потребления искусства: в то время как крестьянское население по-прежнему хранило традиционную культуру, высшее сословие ориентировалось на Запад, перенимало обычаи, подражало людям европейской знати, городские же низы, непривилегированная часть жителей крупных городов ощущали необходимость в создании своего искусства - так начал формироваться городской фольклор.

 Слишком решительные  и смелые реформы не редко встречали  непонимание и отпор в различных  кругах патриархальной России, поэтому Пётр "настойчиво искал новые формы и методы поведения пропагандистской компании в поддержку своих начинаний".

 Так, в 1702 году Пётр I распорядился воздвигнуть в  самом центре Москвы,  на Красной  площади, "комедийную хоромину" - первый публичный театр, на представления которого могли приходить все желающие. Для популяризации своих преобразований Пётр I прибегал к таким публичным зрелищам, как уличные маскарады, торжественные шествия (обязательно предполагавшее возведение триумфальных ворот),  иллюминации, пародийные обряды и т.п. Здесь, с одной стороны, использовались традиции народного святочного и масленичного ряженья, с другой - символы и аллегории школьного театра.

 Пётр увлекался  фейерверками и часто принимал в  них непосредственное участие, не жалея на их устройство денег, поскольку фейерверки обладали огромной зрелищной эффектностью и доступны были широкому кругу зрителей. В то самый день, когда Петра  I торжественно провозгласили императором всероссийским, в небе Петербурга загорелся храм Януса, освещенный двадцатью тысячами разноцветных огней. Опыт фейерверочного театра, "огненных действ", как их тогда называли, позднее использовался и для создания сценических эффектов в театральных постановках и в балаганных феериях.

 XVIII век не без основания называют "играющим веком". Действительно, игровая стихия захватила многие стороны общественной жизни и быта, сама культура носила от части игровой характер. Однако, это столетие по праву считается и временем просвещения. Изменения в экономической, политической и культурной жизни России требовали всё большего числа грамотных, знающих людей. Развивалось книгопечатание, расширялся круг читателей, зарождалась и новая литература, отвечающая интересам демократических слоёв городского населения.

 Характерной чертой России XVIII века был и наплыв в страну иностранцев, в том числе  бродячих актёров, познакомивших население (прежде всего городское) с европейским  ярмарочным искусством.

 Формирующийся площадной фольклор вбирал в себя и традиционные народные зрелища: выступления кукольников, вожаков медведей, музыкантов и балагуров. Их года в год городская площадь впитывала, отбирала, перерабатывала весь разнообразный материал, выплёскивающийся сюда в различные дни, приспосабливала его к требованиям основного своего посетителя, и в тоже время формируя его вкусы и запросы. Всё это привело к тому, что на ярмарках и гуляньях возводились целые увеселительные городки, включавшие как старые, так и новые, не известные деревенской России развлечения и зрелища.

 Балаганы, качели, карусели, горы составляли, без сомнения, основу гуляний. Однако они были далеко не единственными объектами внимания гуляющей публики. Неповторимый колорит  и своеобразие площади придавала  также разнообразная реклама: устная, живописная, театрализованная. К первому виду следует отнести громкие зазывы торговцев и ремесленников, ко второму - всевозможные вывески и афиши. Под театрализованной рекламой понимаются выступления балаганных, качельных, карусельных "дедов", а также разыгрывавшиеся на балконах балаганов, специальных подмостках качелей, каруселей и цирков пантомимы, комические диалоги и целые сценки. Устная и зримая реклама на была исключительно ярмарочным или праздничным явлением. Широко распространённая в обычной, повседневной жизни горожан, она на площади во время веселья представала в концентрированном, более ярком обличии, иногда в особом, праздничном варианте. Театрализованная реклама существовала только на ярмарке, на гулянье, начинаясь и кончаясь с первым и последним взлётом качелей, поворотом карусельного круга, с открытием и завершением представлений в балаганах.

 В XIX веке возникает  новый по содержанию и форме жанр устного народного творчества. Новизна  содержания частушек - отражение в  них всего того нового в быту, хозяйстве и в сознании людей, что принесли в жизнь нашей страны богатые событиями конец XIX века.

 Частушки - главный  жанр крестьянской лирической поэзии в последнее столетие. Мир и  взаимоотношения людей в них  изображаются с точки зрения деревенского человека. Они исходят от крестьянина (преимущественно в образе девушки или парня), к нему же обращены.

 Сами частушки вполне определённо говорят о  своих возможностях и значении в  жизни людей. Вот одна из них:

Информация о работе Исторические этапы развития культурно-досуговой деятельностью в России