Графический дизайн отечественного социального плаката (история и современные тенденции)

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:51, автореферат

Краткое описание

Цель исследования – определить принципиальные основы проектирования отечественного социального плаката, изучить и усвоить художественные традиции и современные проектные средства усиления образной выразительности социального плаката.
Для достижения цели, автором поставлены следующие задачи:
Провести анализ генезиса отечественного социального плаката. Дать характеристику исторических периодов развития социального плаката с позиций искусствоведения.
Охарактеризовать преемственность художественных традиций русского и советского плакатного искусства ХХ века в современном социальном плакате. Сопоставить характеристики и выделить отличительные черты современного «выставочного» и «массового» социального плаката. Проанализировать инновационные тенденции, связанные с расширением функционально-морфологических рамок массового социального плаката.
Выявить тематическую типологию социального плаката в соответствии с психологией личности и ее социальными проявлениями. Рассмотреть ценностные, эмоционально-образные и эстетические ориентиры, характерные для дизайна отечественного социального плаката.
Исследовать аспекты формирования выразительного художественного образа в дизайне социального плаката. Описать базовые принципы образно-метафорической, семиотической и композиционно-графической выразительности современного социального плаката.

Файлы: 1 файл

referat_igosh.doc

— 202.00 Кб (Скачать)


Министерство образования  и науки Российской Федерации

Всероссийский научно-исследовательский 

институт технической  эстетики

 

 

На правах рукописи

 

 

 

 

 

ИГОШИНА Татьяна Сергеевна

 

 

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН

ОТЕЧЕСТВЕННОГО  СОЦИАЛЬНОГО ПЛАКАТА

(история и  современные тенденции)

 

 

 

 

 

Специальность 17.00.06 –  Техническая эстетика и дизайн

 

 

Автореферат

диссертации на соискание  ученой степени 

кандидата искусствоведения

 

 

 

 

 

Москва 2009

Работа выполнена в Уральской государственной архитектурно-художественной академии и Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики

 

 

 

 

Научный руководитель:                          доктор искусствоведения, профессор

                                                                   Павловская Елена Эммануиловна

 

 

Научный консультант:                            кандидат искусствоведения

                                                                   Сазиков Алексей Владимирович

 

 

Официальные оппоненты:                      доктор искусствоведения, профессор

                                                                   Жердев Евгений Васильевич

 

                                                                   кандидат педагогических наук

                                                                   Желондиевская Лариса Владиславовна

 

 

 

 

Ведущая организация:  Оренбургский государственный университет

 

 

Защита диссертации  состоится «25» сентября 2009 года  в 11 часов на заседании Диссертационного совета Д 217.003.01 при  Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики по адресу: 129223, Москва, ВНИИТЭ (ВВЦ РФ, корп. 312)

 

С диссертацией можно  ознакомиться в библиотеке ВНИИТЭ.

 

Автореферат разослан «24»  августа 2009 г.

 

 

 

 

 

Ученый секретарь

Диссертационного совета

кандидат технических  наук                       М. М. Калиничева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность  темы исследования.

Отечественный социальный плакат имеет богатое историческое прошлое, он берет истоки в лубочной народной картинке и приобретает  черты «обособленного» плакатного жанра в период расцвета благотворительного плаката в дореволюционной России. В художественных афишах (позднее утвердился термин «плакат») того времени нашли отражение исконно русские формы духовности: сострадательное отношение к обездоленным слоям общества (инвалидам, сиротам, нищим, увечным солдатам), чувство патриотизма, гуманное отношение к животным, забота о детях, порицание пороков и безнравственности. Плакат, как специфическая форма социальной коммуникации, был невероятно популярен в прошедшем столетии. 

В формировании и становлении  советского авангардного искусства  и дизайна 1920-х годов важную роль сыграл графический дизайн, а именно – плакатная графика. Агитационные и пропагандистские плакаты социальной тематики известных советских художников-конструктивистов составили «золотой фонд» мирового дизайна. В последние два десятилетия ХХ века плакат стал излюбленным объектом разработки для многих дизайнеров-графиков, стремившихся выразить свою гражданскую позицию в этом жанре. В перестроечное время плакат был в авангарде профессии: «он всегда на острие, улавливает дух времени, а иногда и опережает его, заглядывая в будущее»1.

Современный социальный плакат – это непрерывно развивающийся  дизайн-объект, расширяющий свои функционально-морфологические границы. Он  даёт проектировщику широкие возможности инновационного поиска и обеспечивает высокий коммуникативный эффект в решении социальных проблем, остро стоящих перед современной Россией. В числе наиболее актуальных проблем, отражаемых в плакате: наркомания, алкоголизм, снижение рождаемости, положение инвалидов, ухудшение экологической ситуации, низкий уровень ответственности и социальной активности молодежи. В современных условиях возрастает необходимость углубленного научного изучения социального плаката как средства художественного воздействия на общественные интересы, доказавшего свою эффективность в ХХ веке.

Социальный плакат отвечает социальному заказу общества. Образный строй и основная идея плаката на социально-значимую тему находятся в прямой зависимости от господствующего в обществе социально-политического устройства и отношения «системы» к личности отдельного человека. В советское время отношение власти к народу носило «директивный» характер. Социальный плакат был неотделим от политического –  он носил отпечаток партийной идеологии и принадлежал к монополизированной сфере государственной пропаганды и агитации. В «постсталинский» советский период в обществе и культуре обозначилась тенденция иного осознания  роли человека в обществе: на первый план выдвигались общечеловеческие либеральные ценности, возрождалась высокая значимость суверенной человеческой личности. Эти изменения особенно отчетливо реализовались в авторском «перестроечном» плакате. Последовавшая за распадом СССР смена социальной парадигмы коренным образом поменяла облик отечественного «постсоветского» социального плаката. Сегодня социальный плакат – носитель новой идеологии демократии, гуманизма и толерантности, он причисляется к сфере социальной рекламы.

Российская социальная реклама, в качестве самостоятельного вида коммуникации, сформировалась не так давно – в постсоветский период начала  1990-х годов. Этот феномен стал предметом научной и профессиональной рефлексии лишь в последние несколько лет. К сожалению, несовершенство и размытость границ отечественной социальной рекламы не способствуют поднятию престижа и былого статуса социального плаката. Имеющиеся образцы плакатов отстают от западных аналогов по качеству творческого и технологического исполнения, что объясняет крайне скромные масштабы его применения в наружной рекламе.

В образовательной сфере  отчетливо ощущается дефицит  научно-теоретических и дидактических  разработок по социальному плакату, что опосредованно сказывается негативным образом на уровне выполнения массового социального плаката. Потребность современного общества в эффективном, ярком и убедительном социальном плакате велика как никогда, и роль дизайн-проектирования в повышении его эстетического качества является решающей.

Визуально-графическая  выразительность, воплощённая в художественном образе социального плаката, имеет большое значение для восприятия смысла, она является носителем художественной и эстетической ценности плаката. Это определяет актуальность искусствоведческого исследования социального плаката в контексте теории и методологии дизайна.

Степень научной  разработанности темы. Научная база, относящаяся к теме диссертации, представляет собой обширный, подчас разрозненный материал. Монографических работ на русском языке, совпадающих с темой исследования, не обнаружено. Частично тема и её отдельные аспекты рассматривалась представителями различных научных областей в разных контекстах. Этот материал можно условно разделить на несколько блоков.

Первый – это монографии и диссертационные работы российских исследователей по социальной рекламе, рассматривающих социальный плакат как неотъемлемую часть истории социальной рекламы. Данное направление характерно для работ представителей наук социологической направленности, среди них авторы: Л.Н. Федотова, С.М. Исаев, В.В. Учёнова, Н.В. Старых, А.В. Ковалёва, М.И. Пискунова, С.Э.Селивёрстов, Е.В. Степанов, Д.С. Кочергина, М.А. Доронина.

В широком перечне  источников, посвящённым эффективной  рекламной коммуникации, стоит выделить литературу по психологии воздействия  и восприятия визуальных рекламных объектов. Об этом писали: П.С. Гуревич, А.Н. Лебедев-Любимов, Е.Е. Пронина, Г.Н. Сартан, В. Ценев.

Следующий блок источников связан непосредственно с дизайн-проектированием. Важную роль в осмыслении методологии  проектирования и философско-мировоззренческих основ профессии сыграли исследования авторов: Н.В. Воронова, Е.В. Жердева, О.И. Генисаретского, В.Л. Глазычева, Е. Н. Лазарева, Э.П. Григорьева, И.А. Розенсон.

Графическому дизайну, его истории, художественно-эстетической выразительности и методологии проектирования посвящены работы отечественных авторов: Е.В. Черневич, Э.М. Глинтерник, С.И. Серова. Специфику графического дизайна, применительно к рекламной коммуникации, исследовали Е.Э. Павловская, В.В. Волкова, А.Б. Симонов, Р.Ю. Овчинникова, П.А. Пименов.

Искусствоведческие исследования в области плакатной графики  представляют непосредственный интерес для диссертанта. Среди них – научные труды С.И. Серова, К. Вашика, Н.И. Бабуриной, а также диссертационные работы последних лет, посвященные плакатному искусству, авторов: Ю.В. Ерохиной (отечественный киноплакат ХХ века), К. В. Лапиной (театральная афиша), Лю Цзянь (шрифтовой художественный плакат: китайский, европейский, русский), А. Ю. Спешиловой (жанры плаката времен Второй мировой войны). 

Рассматривались работы зарубежных исследователей и коллекционеров плакатных произведений, подчеркивавших значение российского плаката в  мировой истории плакатного искусства – М. Галло (Max Gallo) и Дж. Фостера (John Foster).

Объект исследования – социальный плакат, его становление как вида графического дизайна, процесс развития плакатного искусства, оценка современных тенденций в дизайне отечественного социального плаката.

Предметом исследования является синтез специфических составляющих проектного творчества в дизайне социального плаката, его образная  
выразительность.

Эмпирическим  материалом исследования являются наиболее характерные произведения отечественных мастеров социального плаката. Современный социальный плакат представлен в виде печатной листовой продукции различных форматов, к которым относятся и плакаты наружной рекламы. Диссертантом изучались социальные плакаты, опубликованные в различных источниках. К ним относятся: иллюстрированные книги и альбомы по плакатному искусству и графическому дизайну; специализированные печатные периодические издания; каталоги и сайты в Интернете с подборками плакатной графики российских и международных фестивалей, выставок, конкурсов плаката и графического дизайна.

Границы исследования. Хронологические рамки исследования охватывают период от начала XX века, связанного с бурным развитием социального плаката, до наших дней. Из рассмотрения исключены такие жанровые разновидности плакатного искусства как зрелищный (театральный, кино, цирковой) плакат, книготорговый и коммерческий (товарный) плакат. За границы исследования автор выносит тематику современного политического плаката.

В работе делается упор на специфику отечественного (русского, советского, российского) социального  плаката. Образцы зарубежного социального плаката рассматриваются в качестве примеров только в двух вопросах, характеризующих принципиальное отличие «российского» от «западного» социального плаката. Первое – это специфика использования шоковых образов в плакате; второе – по сравнению с зарубежной практикой, у нас считается неуместным демонстрировать «инновационный проектный поиск» в обозначенной сфере.

Цели и задачи диссертационной работы. Цель исследования – определить принципиальные основы проектирования отечественного социального плаката, изучить и усвоить художественные традиции и современные проектные средства усиления образной выразительности социального плаката.

Для достижения цели, автором  поставлены следующие задачи:

  1. Провести анализ генезиса отечественного социального плаката. Дать характеристику исторических периодов развития социального плаката с позиций искусствоведения.
  2. Охарактеризовать преемственность художественных традиций русского и советского плакатного искусства ХХ века в современном социальном плакате. Сопоставить характеристики и выделить отличительные черты современного «выставочного» и «массового» социального плаката. Проанализировать инновационные тенденции, связанные с расширением функционально-морфологических рамок массового социального плаката.
  3. Выявить тематическую типологию социального плаката в соответствии с психологией личности и ее социальными проявлениями. Рассмотреть ценностные, эмоционально-образные и эстетические ориентиры, характерные для дизайна отечественного социального плаката.
  4. Исследовать аспекты формирования выразительного художественного образа в дизайне социального плаката. Описать базовые принципы образно-метафорической, семиотической и композиционно-графической выразительности современного социального плаката.

Методы исследования. В диссертационной работе в качестве основных использованы следующие методы:

  • Метод исторического анализа – для изучения генезиса и этапов исторического развития социального плаката;
  • метод искусствоведческого анализа – для описания образной и композиционно-графической выразительности плакатных произведений;
  • метод сравнительного анализа – для выделения признаков, отличительных характеристик и плоскостей соприкосновения современного отечественного «выставочного» и «массового» социального плаката.
  • метод систематизации и типологизации объектов и феноменов – для построения типологий: тематических разновидностей социального плаката; принципов образно-графической выразительности плаката; видов плакатной метафоры; инновационных приёмов в плакатной сфере.

Научная новизна  диссертационной работы заключается в следующих положениях.

Информация о работе Графический дизайн отечественного социального плаката (история и современные тенденции)