Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:51, автореферат
Цель исследования – определить принципиальные основы проектирования отечественного социального плаката, изучить и усвоить художественные традиции и современные проектные средства усиления образной выразительности социального плаката.
Для достижения цели, автором поставлены следующие задачи:
Провести анализ генезиса отечественного социального плаката. Дать характеристику исторических периодов развития социального плаката с позиций искусствоведения.
Охарактеризовать преемственность художественных традиций русского и советского плакатного искусства ХХ века в современном социальном плакате. Сопоставить характеристики и выделить отличительные черты современного «выставочного» и «массового» социального плаката. Проанализировать инновационные тенденции, связанные с расширением функционально-морфологических рамок массового социального плаката.
Выявить тематическую типологию социального плаката в соответствии с психологией личности и ее социальными проявлениями. Рассмотреть ценностные, эмоционально-образные и эстетические ориентиры, характерные для дизайна отечественного социального плаката.
Исследовать аспекты формирования выразительного художественного образа в дизайне социального плаката. Описать базовые принципы образно-метафорической, семиотической и композиционно-графической выразительности современного социального плаката.
Для плакатов каждого вида характерно преобладание определённого образно-эмоционального решения, которому соответствует специфический набор средств визуально-графической выразительности.
Социальный плакат первого типа воплощается в негативно окрашенных образах, рассчитанных на вызов у зрителя отрицательного (вплоть до шокового) состояния. Как правило, образные решения таких плакатов мотивированы эстетическими категориями «безобразное», «трагическое», «низменное». В них демонстрируются социально-неодобряемые действия. Нередко это плакаты-«страшилки» с элементами запугивания зрителя. Используется мрачная цветовая гамма, с контрастными, тревожными цвето-тоновыми сочетаниями.
Второй тип плакатов, наоборот, чаще воплощается в позитивно-окрашенных, жизнеутверждающих образных решениях. Дизайнер строит композицию и образ плаката, мотивируя своё решение эстетической категорией «прекрасное». В таких плакатах демонстрируется социально-одобряемое действие как волевой (преднамеренный) отказ от социально-неодобряемого действия. Ему соответствует светлая, яркая и комфортная для зрительного восприятия цветовая гамма, используется статичная горизонтальная композиция.
Третий тип
призывно-созидательных
Принципы построения плакатов трёх типов были отработаны длительной практикой развития плакатного искусства, они остаются верными и сегодня.
В разделе
описаны следующие технологии психологического
воздействия в дизайне
В разделе 2.3 «Специфика использования шоковых приемов в образном решении отечественного социального плаката» актуализируется вопрос о моральной ответственности проектировщика в вопросе обеспечения психологической безопасности зрителя в случае использования шоковых и эпатажных образных решений в социальном плакате.
В социальных плакатах «проблемного» типа (первая разновидность из нашей типологии) речь идет о тревожных и нелицеприятных явлениях. Для того, чтобы привлечь внимание зрителя к социальном плакату, проектировщики стремятся создать шокирующий, экспрессивный образ, отражающий суть проблемы в самых трагических, «крайних» её проявлениях. Художественный образ этих плакатов, как правило, базируется на «эстетике безобразного», или носит ярко выраженный характер гротеска. При этом реализуется фантастическое, противоречивое единство «прекрасного» и «безобразного», «трагического» и «комического» в неоднозначном образе плаката.
Современные российские проектировщики в своем творчестве нередко обращаются к подражанию образцам западного социального плаката, в котором в изобилии присутствуют примеры использования шоковых приёмов. В зарубежной практике социальной рекламы традиции использования шокирующих образов сформировались давно и вошли в проектную культуру в качестве оправданного и эффективно функционирующего выразительного метода. В современном отечественном социальном плакате эти традиции еще не сформированы.
Чувства, вызываемые шоковыми, устрашающими образами в плакате, относятся к разряду «сильных», травмоопасных для психики зрителя. Многие ученые поднимают проблемы психологической безопасности подобного воздействия. Так, Е.Е. Пронина считает, что реклама (в том числе и социальная), в первую очередь, должна быть корректной, а это значит – этичной.
Использование «шоковой терапии» в социальном плакате требует контроля за адресным, локальным применением плаката только для обращения к определенным возрастным сегментам аудитории. Например, молодежь и студенты более лояльны (по сравнению с пенсионерами) к восприятию шокирующих и гротесковых образов в плакате. Пример – довольно удачная антитабачная плакатная акция «Кури, детка!», использовавшая в качестве мест адресной расклейки плакатов вузы и студенческие общежития. Образно-эстетическая система этих плакатов знакома молодежной аудитории по компьютерным играм и фильмам в стиле «триллер» и «ужастик», она не вызывает психологического отторжения и воспринимается как игровой момент.
Диссертант делает вывод о том, что социальный шок, в той «жесткой» форме, в которой он реализуется в западных плакатах, не соответствует культурным традициям отечественного социального плаката и менталитету нашего потребителя, сформировавшемуся благодаря позитивному настрою советского плаката и искусства в целом. Одновременно отмечается высокий потенциал шоковых образных решений, который при грамотном и уместном применении способен значительно повысить убедительность социального плаката.
Третья глава «Дизайн социального плаката: принципы формирования выразительного художественного образа» посвящена проектным особенностям и способам создания выразительного художественного образа плаката, формирующегося в условиях, когда необходимо создать массовый социальный плакат, прямо отвечающий запросам и ожиданиям потребителя.
Раздел 3.1 «Роль метафоры и символа в формировании художественного образа плаката».
Метафора, как средство образной выразительности, усиливает восприятие объекта. Это свойство метафоры, как и других тропов, основывается на способности человеческого сознания осуществлять акты сравнения, мыслить ассоциативно, то есть схватывать аналогию, схожесть одних воспринимаемых объектов с другими объектами. Диссертантом предпринята попытка изучения художественных, эстетических и образно-смысловых свойств метафоры, применительно к социальному плакату.
Метафора, воплощенная в изобразительном жанре плаката, не может противопоставляться вербальной речевой метафоре. Задача состоит в том, чтобы продемонстрировать единство изобразительно-иллюстративной (иконической) и текстовой (вербальной) составляющих на основании их неразрывного взаимодействия в плакате. Плакат принадлежит к особому виду текстов (если следовать общепринятой междисциплинарной трактовке текста как знаковой системы), а именно – является «креолизованным текстом»7 (по А. Ю. Спешиловой). Вербальный и визуальный (иконический) текст в плакате активно взаимодействуют, взаимно дополняя и усиливая друг друга, создавая сложносоставную семиотическую систему в структуре плакатного произведения. Это обеспечивает целостность восприятия образа плаката, его связность и выразительность. «Креолизованный» характер плаката предоставляет проектировщику широкие возможности использования метафоры в качестве выразительного художественного приема.
Изучение большого массива образцов плакатного искусства ХХ века дало возможность обобщить содержание основных плакатных метафор в социальном плакате. Их можно классифицировать по признаку «донорства» или заимствования метафорического сравнения из определенных сфер окружающей действительности. В работе различаются три вида плакатной метафоры:
Благодаря преемственности художественных традиций плакатного искусства ХХ века образность большинства современных социальных плакатов характеризуется метафоричностью и символической «насыщенностью». Семиотический подход в анализе примеров социальных плакатов позволил сделать вывод о том, что современные дизайнеры-плакатисты используют в качестве метафорического сравнения как «вневременные» символы и эмблемы (укоренившиеся в культуре плакатного искусства), так и метафорические символы из современной жизни. Символический «арсенал» социального плаката все время пополняется актуальными значениями из жизни (отображениями событий, социальных бедствий и глобальных проблем). Использование в плакате символики современности требует взвешенных проектных решений, в массовом социальном плакате целесообразно использовать уместные, однозначно декодируемые зрителем символы, подчеркивающие основную идею. В работе рассмотрена символика современных плакатов на тему защиты детства (традиционный плакатный символический знак «плюшевый мишка»), а также символы, используемые в плакатах антиалкогольной тематики (символический знак алкогольной зависимости – «бутылка»), и в антитеррористическом плакате (здесь актуальны образы террористической угрозы и символы, заимствованные из антивоенного советского плаката).
Метафоричность и символизм художественного образа социального плаката активизируют у зрителя рассудочную деятельность, а также усиливают воображение и эмоционально-чувственное восприятие, наделяя плакатный образ поэтичностью и ёмким точным смыслом.
Раздел 3.2 «Традиционные принципы выразительности художественного образа социального плаката» посвящен рассмотрению исторически сложившихся принципов образной и композиционно-графической выразительности массового социального плаката.
Современная урбанистическая
среда характеризуется
«Принцип однозначности», реализуемый в социальном плакате, обусловлен необходимостью четкого, недвусмысленного (однозначного) толкования созданного образа для адекватного декодирования смыслового посыла и достижения максимального коммуникативного эффекта. Известно, что достоинством художественного произведения является возможность свободной интерпретации зрителем (или читателем) воспринимаемых смыслов и образов, что может порождать их «многозначность». В массовом плакате это свойство произведения считается нежелательным (в противоположность авторскому выставочному плакатному произведению, где «многозначность» допустима и даже желательна). Проектно-художественный образ в массовом плакате должен быть «внятным»; недопустимо, чтобы он «запутывал» или раздражал зрителя множественностью смысловых трактовок. В конечном итоге, плакат должен однозначно сказать зрителю о том, где положительный, а где отрицательный полюс, то есть сформировать и усилить нужное оценочное суждение с точки зрения существующей социальной проблемы. Согласно этому принципу, в плакате должны использоваться только однозначно-воспринимаемые типажи героев, сюжеты, символы, метафоры.
«Принцип визуального лаконизма» плаката, предполагает целесообразность использования в плакате только лаконичной, быстро считываемой графики, он соотносится с этапом визуально-графического воплощения и достигается композиционными средствами. Графический и шрифтовой лаконизм плаката способен не только усилить эмоциональное воздействие, но и сократить время восприятия. Дизайнер обязан знать современные эргономические требования в области визуального восприятия графики (шрифт, цвет, контраст между доминирующим изображением и фоном) в плакатах наружной рекламы.
«Принцип синхронности» или актуальности плаката выражается в использовании в плакате современной, по отношению к адресату, эстетической системы. Выразительные композиционные приёмы и графические техники должны соответствовать визуальному языку массовой культуры, которые легко опознаются потребителем и привлекают его внимание.
Социальный плакат является актуальным объектом графического дизайна. В работе приводятся примеры и перечисляются некоторые наиболее популярные графические приёмы и техники, формирующие богатый визуальный язык современного социального плаката. Среди них – компьютерный фотоколлаж, стили уличного искусства (граффити, стенсил-арт), векторная графика, трехмерные эффекты, комикс, «трэш»-коллаж и другие. Остаются популярными традиционные виды «ручной» графики.
Отмечается, что, в отличие
от зарубежного социального
В разделе 3.3 «Инновационные методы повышения образной выразительности социального плаката» рассмотрены предпосылки инноваций в дизайне социального плаката, обусловленные общей тенденцией, характерной для современной массовой коммуникации, выражающейся в кризисе традиционных способов распространения информации.
Проектная деятельность
– это творческий процесс, характеризующийся
единством новаторства и
Диссертант проводит анализ зарубежного опыта разработки и использования инновационных методов повышения образной выразительности в дизайне социального плаката (к сожалению, в российской практике удалось обнаружить лишь несколько разрозненных примеров). Этот анализ позволил проследить пути инновационного проектного поиска и методы повышения образной выразительности в дизайне социального плаката. Особого внимания заслуживают следующие выразительные приёмы: