Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:51, автореферат
Цель исследования – определить принципиальные основы проектирования отечественного социального плаката, изучить и усвоить художественные традиции и современные проектные средства усиления образной выразительности социального плаката.
Для достижения цели, автором поставлены следующие задачи:
Провести анализ генезиса отечественного социального плаката. Дать характеристику исторических периодов развития социального плаката с позиций искусствоведения.
Охарактеризовать преемственность художественных традиций русского и советского плакатного искусства ХХ века в современном социальном плакате. Сопоставить характеристики и выделить отличительные черты современного «выставочного» и «массового» социального плаката. Проанализировать инновационные тенденции, связанные с расширением функционально-морфологических рамок массового социального плаката.
Выявить тематическую типологию социального плаката в соответствии с психологией личности и ее социальными проявлениями. Рассмотреть ценностные, эмоционально-образные и эстетические ориентиры, характерные для дизайна отечественного социального плаката.
Исследовать аспекты формирования выразительного художественного образа в дизайне социального плаката. Описать базовые принципы образно-метафорической, семиотической и композиционно-графической выразительности современного социального плаката.
В 1970-е годы к утвердившимся социальным темам в плакате прибавилась тема охраны природы (Л.С. Тарасова «Берегите природу!», 1977 г.).
Характерной чертой советских социально-
В разделе 1.2 «Современный период: разделение социального плаката на «выставочный» и «массовый»» представлен четвертый, «современный» (новейший) этап развития социального плаката. Этим завершается историческая часть исследования. Внимание заостряется на разделении социального плаката на два обособленных феномена – авторский «выставочный» плакат и «массовый» безымянный, имеющих разнообразные плоскости соприкосновения и промежуточные формы существования в современной ситуации.
Четвертый, «современный» этап, начинается с середины 1980-х годов, и длится по настоящий момент. Поворотным моментом для истории России было крушение тоталитарного Советского государства (1991г.), но либерализация плакатной сферы и «сбрасывание оков» коммунистической идеологии произошли раньше, в эпоху «горбачевской перестройки» (1985 г.), с появлением перестроечного плаката. В плакате визуализируются веяния нового времени, «пережитые» и прочувствованные дизайнерами-графиками лично, предъявленные зрителю как собственная «боль души». Многие работы носили социально-политический характер: обличали негативные моменты в истории государства, лицемерие и бюрократизм власти, нищету и низкий уровень жизни людей в СССР. Современные исследователи (С.И. Серов, Н.И. Бабурина, К. Вашик) назовут плакат времен перестройки «критическим» и «разоблачительным».
В это время в социальном плакате появляются новые злободневные темы (на смену позитивно-показным советским плакатным сюжетам), например тема борьбы с наркотиками. Одними из первых в этом направлении были работы: «Наркомания – самоубийство» – С. Смирнов, конец 1980-х гг., плакат «Не попадись!» – А. Фалдин и А. Сегаль, конец 1980-х гг., «Наркомания – это смерть!» – А. Цыганок, 1988 г. Впоследствии проблема наркомании в России приобрела угрожающие масштабы, роль социального плаката в борьбе с употреблением и распространением наркотиков становится всё более весомой.
Распад СССР означал для российских плакатистов лишение главного заказчика в лице государства, отлаженная система создания и распространения плаката потерпела полный крах, многие дизайнеры-графики продолжали работать в плакатном жанре по собственной инициативе. В начале 1990-х годов рождается самобытный феномен, названный постсоветским «авторским» плакатом, он был малотиражным, или, буквально, единичным. Заказчиком такого произведения был сам автор. Снятие стилевых, тематических и идеологических ограничений с художника привело к появлению нового «авторского» «концептуального плаката» (по С.И. Серову) «в котором художник стремился раскрепостить свое зажатое правилами, догмами, комплексами мышление, призванное быть творческим»2. В жанре социального плаката работали многие известные дизайнеры: А. Чанцев, В. Чайка, Ю. Боксер, Э. Белоусов, Ю. Гулитов, Б. Трофимов, Э. Кагаров, В. Акопов, А. Логвин и другие авторы. Развитие элитарного, высокохудожественного авторского плаката стимулировалось плакатными акциями, профессиональными конкурсами и биеннале графического дизайна «Золотая пчела», проходившими под патронажем Союза дизайнеров РФ.
В первой половине 1990-х годов в России проходят первые федеральные кампании социальной рекламы (медиа-проект «Позвоните родителям!», 2002 г.), в которых социальный плакат являлся структурной единицей в большом комплексе рекламоносителей (приоритет был за телерекламой). Таким образом, обозначилась проблема отсутствия авторской идентификации в социальном плакате, как в поточно-массовом, «безликом» и «безымянном» дизайн-продукте. В 1995 году социальная реклама законодательно и организационно оформляется как обособленная деятельность, отвечающая общественным и государственным интересам. В составе социальных кампаний плакат занял своё место как второстепенный (поддерживающий) элемент в разветвлённой, диверсифицированной системе носителей (объектов). Массовые тиражи социального плаката в наружной рекламе стали обслуживать недолговечные, локальные социальные кампании, которые плохо финансировались, или производились на безвозмездной основе. Следствием этого явилось резкое ухудшение художественно-эстетического качества массового социального плаката, малохудожественные плакаты с невнятным смысловым посылом – печальная «норма» для российской социальной рекламы рубежа ХХ и ХХI веков.
Анализ тенденций, возникших в постсоветском социальном плакате, позволил диссертанту выделить две полярные разновидности этого феномена:
Обнадеживающими являются примеры того, как «выставочный» плакат становился «массовым». Например, студенческие плакаты, призёры конкурса социального плаката, при содействии административных структур были размещены в городской сети щитовой рекламы (опыт конкурса социальных плакатов против наркотической и табачной зависимости в УралГАХА, опыт Московского фестиваля социальной рекламы (МФСР)).
Диссертантом отмечается, что авторский «выставочный» плакат ближе к искусству. Зритель психологически предрасположен и подготовлен к восприятию персонального плакатного произведения. Контакт зрителя с «массовым» социальным плакатом носит спонтанный и кратковременный характер. «Выставочный» социальный плакат, по сравнению с «массовым», более «глубокий» и субъективный. В рекомендательном порядке автором обозначена мысль о сближении «выставочного» и «массового» плаката с целью повышения художественного и эстетического качества последнего.
Анализ современного состояния социального плаката в России и за рубежом позволил диссертанту сделать вывод о необходимости расширить функционально-морфологические рамки плаката за счёт применения новейших технологий печати и вторжения в консервативную сферу его морфологии инновационных веяний и нестандартных, порой радикально-альтернативных подходов. Это означает, что настало время скорректировать традиционное научное понимание плаката как бумажно-листового объекта графического дизайна. Сегодня массовый социальный плакат нуждается в более активной подаче социально-значимой информации. Принимая во внимание исключительно формальные характеристики социального плаката, автор предлагает поддержать и усилить следующие тенденции:
Таким образом, подобно «расширяющемуся» дизайну (по Н.В. Воронову), социальный плакат можно считать «расширяющимся» объектом проектирования в сфере графического дизайна.
Глава II «Социальный плакат в контексте проектной деятельности» посвящена рассмотрению разнообразных аспектов в проектировании плаката: методологических, тематических, образно-смысловых, эстетических.
Раздел 2.1 «Дизайн отечественного социального плаката: целеполагание и структура проектного процесса».
Анализ системы целей и функциональных задач в дизайне отечественного социального плаката позволил диссертанту выделить основополагающие аспекты проектного целеполагания.
В разделе представлена принципиальная модель проектного процесса в дизайне социального плаката. В её структуру, помимо основных проектных этапов, включены значимые элементы дизайн-процесса. Это – «социальная идея» (предмет коммуникации), «дизайнер» (субъект), «социальный плакат» (сообщение), «потребитель» (объект воздействия), «эффект воздействия». В качестве основных выделены и рассмотрены4 (применительно к специфике проектирования социального плаката) следующие этапы проектного процесса: «целеполагание», «концептуальный этап», «этап визуального воплощения».
Первый проектный этап – «целеполагание» соотносится с социальным заказом общества. Заказчик5 социального плаката определяет тематику и формальные требования к социальному плакату. В ситуации создания «выставочного» плаката доминируют творческие приоритеты и цели автора, при этом дизайнер должен «ощущать» связь со зрителем. Если на дизайнера возлагается ответственность за разработку «массового» плаката, на этапе целеполагания он должен чётко определить ограничения, связанные с массовым и недолговременным характером использования социального плаката, при этом недопустимо предумышленное «снижение» качества идейно-смысловой и художественной проработки плаката в угоду «универсальности».
На следующем «концептуальном этапе» происходит разработка базовой творческой идеи социального плаката, определяются принципы взаимодействия визуальной и текстовой составляющих плакатного произведения. «Этап визуального воплощения» – это результат деятельности по реализации замысла (воплощение всех авторских идей) и поиск средств визуально-графической выразительности (композиция, стилистика, цветовое решение, шрифты, графические техники). Визуально-графическое воплощение, воздействуя на потребителя через художественный образ, определяет эффективность социального плаката. Необходимо соблюдение общих принципов образно-графической выразительности плаката.
Дизайнер, разрабатывая идею и графическое решение социального плаката, выбирает сам: какие методы психологического воздействия уместно применить в данной теме, будет ли эмоционально-образное решение строиться в соответствии с концепцией «позитива» или «негатива», будут ли использованы выразительные приёмы «шока» и «гротеска»? Возможно, необходимо нейтральное, «спокойное» образное решение, соответствующее заданной тематике.
Раздел 2.2 «Типологические разновидности социального плаката: связь с образно-эмоциональным и эстетическим решением». Произведена типологизация социального плаката, основанная на психологии личности. Рассмотрены эмоционально-смысловые параметры дихотомии «позитивное» – «негативное» применительно к проектированию образного решения плаката.
Анализ большого массива эмпирического и научного материала позволил диссертанту вывести тематическую типологизацию социального плаката6 в соответствии с психологией личности и ее социальными проявлениями. Всё тематическое разнообразие социального плаката можно объединить в три блока: