Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:51, автореферат
Цель исследования – определить принципиальные основы проектирования отечественного социального плаката, изучить и усвоить художественные традиции и современные проектные средства усиления образной выразительности социального плаката.
Для достижения цели, автором поставлены следующие задачи:
Провести анализ генезиса отечественного социального плаката. Дать характеристику исторических периодов развития социального плаката с позиций искусствоведения.
Охарактеризовать преемственность художественных традиций русского и советского плакатного искусства ХХ века в современном социальном плакате. Сопоставить характеристики и выделить отличительные черты современного «выставочного» и «массового» социального плаката. Проанализировать инновационные тенденции, связанные с расширением функционально-морфологических рамок массового социального плаката.
Выявить тематическую типологию социального плаката в соответствии с психологией личности и ее социальными проявлениями. Рассмотреть ценностные, эмоционально-образные и эстетические ориентиры, характерные для дизайна отечественного социального плаката.
Исследовать аспекты формирования выразительного художественного образа в дизайне социального плаката. Описать базовые принципы образно-метафорической, семиотической и композиционно-графической выразительности современного социального плаката.
Диссертация является первым искусствоведческим исследованием, рассматривающим социальный плакат в нескольких смысловых плоскостях:
Впервые всестороннему рассмотрению в работе подверглись этические основы проектирования, специфика целеполагания и последовательность проектного процесса в дизайне современного социального плаката.
Дана типология современного
социального плаката в
В диссертационной работе
впервые в российском искусствознании
описаны тенденции
Практическая значимость исследования. Диссертационная работа может представлять теоретико-методологическую ценность для дизайнеров графики, практикующих в сфере социального плаката. Результаты исследования могут быть использованы для последующих научных изысканий в области истории графического дизайна и плакатного искусства. Теоретический материал диссертационной работы может быть адаптирован к преподаванию в дизайнерских, художественных и гуманитарных ВУЗах. Материалы и результаты исследования могут быть использованы для формирования научно-методологических основ специализированных лекционных курсов по теории и истории графического дизайна и отечественной социальной рекламы.
Апробация и
внедрение результатов
Методические разработки автора, непосредственно связанные с темой диссертации, активно используются в учебном процессе при подготовке студентов, обучающихся по специальности 052400 – Дизайн (квалификация 01 – графический дизайн) на кафедре графического дизайна УралГАХА. На основе теоретического материала исследования автором самостоятельно разработана Учебная программа и Учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине «Специализированный рисунок» и Учебная программа по дисциплине «Дипломное проектирование 4 курс».
Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, состоящего из 124 источников, иллюстративного приложения. Объем основного текста диссертации – 120 стр. Приложение к диссертации содержит 142 иллюстрации.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность избранной темы, показана степень ее научно-теоретической разработанности. Поставлены цели и задачи исследования, определены объект, предмет и границы, охарактеризованы методы исследования, сформулирована научная новизна и представлена общая структура диссертации.
В I главе «Отечественный социальный плакат в культурно-историческом и актуальном значении» социальный плакат рассмотрен как исторически сложившийся жанр графического дизайна, имеющий в России богатые художественные и проектные традиции.
В разделе 1.1 «Этапы исторического развития отечественного социального плаката» выявляются исторические истоки и особенности стилевого, образного и тематического развития социального плаката в ХХ веке.
Традиционно понятие «плакат» в научных источниках трактуется как тиражируемое произведение графики прямоугольного формата, разнообразных масштабов, выполненное полиграфическим способом на бумаге. Для того, чтобы выделить социальный плакат среди прочих жанровых разновидностей плаката (киноплакат, зрелищный, рекламный, политический), приводится краткое определение, которое выявляет смысловое и тематическое отличие социального плаката.
Определение: Социальный плакат – это плакат, пропагандирующий базовые социальные ценности. В социальном плакате отражены социальные проявления личности, специфика социальных взаимоотношений в обществе, значимые социальные проблемы, угрозы и бедствия.
Всё богатство художественного наследия российского социального плаката автор предлагает рассматривать по следующим четырем основным историческим этапам развития этого плакатного жанра:
Кроме того, автор уделяет внимание периоду «протодизайна», не относимому к числу «исторических». Такое поэтапное разграничение позволяет диссертанту чётче выявить особенности эволюции социокультурного и политического контекстов плакатного искусства, понять суть их трансформации в изучаемом историческом периоде времени.
В этом разделе рассмотрены формы социального плаката, относящиеся к протодизайну (периоду лубочных картинок) и первые три исторических (дореволюционный и два советских) этапа из четырех обозначенных.
Прототипами «исторически» возникших форм отечественного социального плаката, то есть образцами их «протодизайна» естественно считать народные лубочные картинки «простовики» (XVII-XIX века). Сюжеты русских лубков часто носили назидательный и просветительский характер. В ироничной, либо поучительной манере они внедряли в сознание широких народных масс «вечные» нормы жизненной целесообразности, заботы о здоровье, мудрости добропорядочного поведения. Примером непосредственного отражения социальной политики государства в области медицины может служить выпущенная в период царствования Елизаветы Петровны (середина XVIII века) сюжетная серия лубочных картинок, посвященная пропаганде прививки от оспы «О пользе оспопрививания» (описано Д.А. Ровинским). Широко известны лубки, демонстрирующие пагубность злоупотребления алкоголем и порицание разгульного образа жизни. Влияние художественного языка русского лубка на плакатное искусство ХХ века отмечали многие российские исследователи (Б.М. Соколов, Н.М. Тарабукин, Н.И. Бабурина, Э.М. Глинтерник).
Первый этап – «дореволюционный». Конец XIX века был периодом бурного развития рекламы и её печатных форм в Европе и в России. Плакаты и театральные афиши становились обычным явлением жизни. О возросшем влиянии плаката на жизнь российского общества свидетельствует факт открытия в Санкт-Петербурге (позже в Москве и Киеве) в 1897 г. первой в России «Международной выставки художественных афиш» – это событие дало необходимый стимул для развития русского плакатного искусства.
Значительная активизация
социально-благотворительной
Социально-благотворительный плакат характеризуется многообразием графических стилей, тематическим и сюжетным богатством. Художники, которым поступали заказы на создание этих плакатов, ориентировались на свое личное представление о том, каким именно должно быть плакатное произведение, чтобы оказать нужное информационное и эмоциональное воздействие на зрителя. Каноны жанра еще не были окончательно сформированы, каждый автор работал над плакатным произведением, опираясь на композиционно-графические приёмы и средства выразительности из области станковой живописи и прикладной графики, в частности книжной иллюстрации. Декоративность, разнообразие применяемых шрифтов и стилей, высокохудожественная иллюстрация – неотъемлемые признаки дореволюционных плакатных произведений в сфере социальной пропаганды и благотворительности.
Второй этап – «советский революционно-авангардный».
Наибольший интерес для нашего исследования представляют революционные плакаты, тематически близкие к современным социальным плакатам. В тематике революционного плаката отражена специфика социальных задач, остро стоящих перед новой властью: борьба за всеобщую грамотность (А.А. Радаков «Неграмотный тот же слепой», 1920 г.), утверждение женского равноправия (неизв. автор «Что дала Октябрьская революция работнице и крестьянке», 1920 г.), забота о здоровье и воспитании детей (А. Федоров «Долой избиение и наказание детей в семье», 1926 г.), пропаганда здорового образа жизни и спорта (В.С. Пшеничников «Всероссийский праздник физкультуры», 1927 г.).
Для плакатных произведений первых
революционных десятилетий были
характерны авангардные композиционно-
В целом отмечается, что для революционного социального плаката характерно использование одухотворенных героических персонажей, патетических сюжетов, ярких образных метафор и ёмкого символического наполнения.
Третий этап – «советский социалистический реализм» (с 1930-х г. по 1985 год). На определение начала этого этапа повлияли события связанные с утверждением культа личности Сталина с последовавшими репрессиями и кадровыми чистками в сфере плакатного искусства. Авангардные плакаты подверглись критике «за формализм». Начиная с 1932 г. во всех видах массового советского искусства насаждается стиль «социалистического реализма». Значимость плаката как инструмента пропаганды на этом историческом этапе не уменьшается, а наоборот – плакат укрепляется в статусе эффективнейшего средства суггестивного воздействия на широкие народные массы. Социальные приоритеты советской власти отражены в плакатах на темы: дружная многодетная семья (В.И. Говорков «За радостное цветущее детство, за счастливую, крепкую семью!», 1936 г.), социальная роль женщины (Б.Н. Дейкин «8 Марта – день восстания работниц против кухонного рабства», 1932 г.), пропаганда физкультуры и спорта (А.А. Дейнека «Работать, строить и не ныть!», 1933 г.).
В мировой истории искусства
ХХ века советский патриотический плакат
периода Великой Отечественной
войны считается ярким
В период послевоенного восстановления
хозяйства и налаживания мирной
жизни в советском плакате
нашли отражение следующие
В «период застоя» в плакатной
графике происходит сдвиг от достоверной
иллюстрации к более