Графический дизайн отечественного социального плаката (история и современные тенденции)

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:51, автореферат

Краткое описание

Цель исследования – определить принципиальные основы проектирования отечественного социального плаката, изучить и усвоить художественные традиции и современные проектные средства усиления образной выразительности социального плаката.
Для достижения цели, автором поставлены следующие задачи:
Провести анализ генезиса отечественного социального плаката. Дать характеристику исторических периодов развития социального плаката с позиций искусствоведения.
Охарактеризовать преемственность художественных традиций русского и советского плакатного искусства ХХ века в современном социальном плакате. Сопоставить характеристики и выделить отличительные черты современного «выставочного» и «массового» социального плаката. Проанализировать инновационные тенденции, связанные с расширением функционально-морфологических рамок массового социального плаката.
Выявить тематическую типологию социального плаката в соответствии с психологией личности и ее социальными проявлениями. Рассмотреть ценностные, эмоционально-образные и эстетические ориентиры, характерные для дизайна отечественного социального плаката.
Исследовать аспекты формирования выразительного художественного образа в дизайне социального плаката. Описать базовые принципы образно-метафорической, семиотической и композиционно-графической выразительности современного социального плаката.

Файлы: 1 файл

referat_igosh.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

Диссертация является первым искусствоведческим исследованием, рассматривающим социальный плакат в нескольких смысловых плоскостях:

  • как традиционный жанр графического дизайна;
  • как носителя художественно-эстетических, стилевых, композиционных и образно-семантических традиций русского дореволюционного, советского и постсоветского плакатного искусства;
  • как значимый дизайн-объект и структурный элемент современной «социальной рекламы», отличающийся исторически сложившейся спецификой более глубокого влияния на общественные интересы;
  • как объект графического дизайна, обладающий потенциалом «расширения» своих функционально-морфологических рамок. 

Впервые всестороннему  рассмотрению в работе подверглись  этические основы проектирования, специфика целеполагания и последовательность проектного процесса в дизайне современного социального плаката.

Дана типология современного социального плаката в соответствии с психологией личности и ее социальными проявлениями. Для каждой разновидности выявлена взаимосвязь с определённым эмоционально-образным, эстетическим и композиционно-графическим решением. 

В диссертационной работе впервые в российском искусствознании  описаны тенденции инновационного проектного поиска, связанные с необходимостью повышения выразительности художественного образа современного социального плаката.

Практическая  значимость исследования. Диссертационная работа может представлять теоретико-методологическую ценность для дизайнеров графики, практикующих в сфере социального плаката. Результаты исследования могут быть использованы для последующих научных изысканий в области истории графического дизайна и плакатного искусства. Теоретический материал диссертационной работы может быть адаптирован к преподаванию в дизайнерских, художественных и гуманитарных ВУЗах. Материалы и результаты исследования могут быть использованы для формирования научно-методологических основ специализированных лекционных курсов по теории и истории графического дизайна и отечественной социальной рекламы.

Апробация и  внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования были апробированы в докладах автора на двух межвузовских конференциях молодых ученых и студентов Уральской государственной архитектурно-художественная академии (2006 и 2007 гг.) по разделу «Актуальные проблемы архитектуры и дизайна». Материалы диссертации отражены в трёх статьях научного журнала, входящего в перечень изданий, рекомендованных ВАК РФ для публикации научных результатов диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук. Диссертант выступил с докладом на Всероссийской научно-практической конференции «Культурное наследие России и перспективы мирового социокультурного развития», «Культурологические чтения – 2008» (г. Екатеринбург). Автор принимал также участие в работе двух Международных научно-практических конференциях «Композиционная подготовка в современном художественном образовании: педагогический аспект» и «Художественное проектирование в дизайн-образовании» (г. Шадринск, 2008 и 2009 гг.). Имеются соответствующие публикации в сборниках материалов этих конференций.

Методические разработки автора, непосредственно связанные  с темой диссертации, активно используются в учебном процессе при подготовке студентов, обучающихся по  специальности 052400 – Дизайн (квалификация 01 – графический дизайн) на кафедре графического дизайна УралГАХА. На основе теоретического материала исследования автором самостоятельно разработана Учебная программа и Учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине «Специализированный рисунок» и Учебная программа по дисциплине «Дипломное проектирование 4 курс».

Объем и структура  работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, состоящего из 124 источников, иллюстративного приложения. Объем основного текста диссертации – 120 стр. Приложение к диссертации содержит 142 иллюстрации.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Во введении обоснована актуальность избранной темы, показана степень ее научно-теоретической разработанности. Поставлены цели и задачи исследования, определены объект, предмет и границы, охарактеризованы методы исследования, сформулирована научная новизна и представлена общая структура диссертации.

 

В I главе «Отечественный социальный плакат в культурно-историческом и актуальном значении» социальный плакат рассмотрен как исторически сложившийся жанр графического дизайна, имеющий в России богатые художественные и проектные традиции.

В разделе 1.1 «Этапы исторического развития отечественного социального плаката» выявляются исторические истоки и особенности стилевого, образного и тематического развития социального плаката в ХХ веке.

Традиционно понятие  «плакат» в научных источниках трактуется как тиражируемое произведение графики прямоугольного формата, разнообразных масштабов, выполненное полиграфическим способом на бумаге. Для того, чтобы выделить социальный плакат среди прочих жанровых разновидностей плаката (киноплакат, зрелищный, рекламный, политический), приводится краткое определение, которое выявляет смысловое и тематическое отличие социального плаката.

Определение: Социальный плакат – это плакат, пропагандирующий базовые социальные ценности. В социальном плакате отражены социальные проявления личности, специфика социальных взаимоотношений в обществе, значимые социальные проблемы, угрозы и бедствия.

Всё богатство художественного  наследия российского социального  плаката автор предлагает рассматривать по следующим четырем основным историческим этапам развития этого плакатного жанра:

  • первый этап – «дореволюционный благотворительный», хронологические рамки – конец XIX – начало XX века, до Октябрьской революции;
  • второй этап – «советский революционно-авангардный», хронологические рамки – с 1917 года по 1930-е годы;
  • третий этап – «советский социалистический реализм» – с 1930-х годов до середины 1980-х годов (начало перестройки);
  • четвертый этап – «современный», с середины 1980-х годов по сей день.

Кроме того, автор уделяет  внимание периоду «протодизайна», не относимому к числу «исторических». Такое поэтапное разграничение позволяет диссертанту чётче выявить особенности эволюции социокультурного  и политического контекстов плакатного искусства, понять суть их трансформации в изучаемом историческом периоде времени.

В этом разделе рассмотрены  формы социального плаката, относящиеся  к протодизайну (периоду лубочных картинок) и первые три исторических (дореволюционный и два советских) этапа из четырех обозначенных.

Прототипами «исторически»  возникших форм отечественного социального  плаката, то есть образцами их «протодизайна» естественно считать народные лубочные картинки «простовики» (XVII-XIX века). Сюжеты русских лубков часто носили назидательный и просветительский характер. В ироничной, либо поучительной манере они внедряли в сознание широких народных масс «вечные» нормы жизненной целесообразности, заботы о здоровье, мудрости добропорядочного поведения. Примером непосредственного отражения социальной политики государства в области медицины может служить выпущенная в период царствования Елизаветы Петровны (середина XVIII века) сюжетная серия лубочных картинок, посвященная пропаганде прививки от оспы «О пользе оспопрививания» (описано Д.А. Ровинским). Широко известны лубки, демонстрирующие пагубность злоупотребления алкоголем и порицание разгульного образа жизни. Влияние художественного языка русского лубка на плакатное искусство ХХ века отмечали многие российские исследователи (Б.М. Соколов, Н.М. Тарабукин, Н.И. Бабурина, Э.М. Глинтерник).

Первый этап – «дореволюционный». Конец XIX века был периодом бурного развития рекламы и её печатных форм в Европе и в России. Плакаты и театральные афиши становились обычным явлением жизни. О возросшем влиянии плаката на жизнь российского общества свидетельствует факт открытия в Санкт-Петербурге (позже в Москве и Киеве) в 1897 г. первой в России «Международной выставки художественных афиш» – это событие дало необходимый стимул для развития русского плакатного искусства.

Значительная активизация  социально-благотворительной деятельности и её плакатной пропаганды произошла  в связи с участием России в  Первой мировой войне. Практически все плакатные произведения того времени (1914-1917 гг.) отражали деятельность различных сил общества по сбору пожертвований в пользу раненых солдат, их семей, обездоленных сирот. В эту деятельность включались лучшие художники того времени: Л.С. Бакст, братья А. М. и В. М. Васнецовы, К.А. Коровин, Л.М. Браиловский, Л.О. Пастернак, А.Е. Архипов, С.А. Виноградов, которые считали работу над благотворительным плакатом своим гражданским и нравственным долгом (по В.В. Учёновой и Н. В. Старых).

Социально-благотворительный  плакат характеризуется многообразием  графических стилей, тематическим и сюжетным богатством. Художники, которым поступали заказы на создание этих плакатов, ориентировались на свое личное представление о том, каким именно должно быть плакатное произведение, чтобы оказать нужное информационное и эмоциональное воздействие на зрителя. Каноны жанра еще не были окончательно сформированы, каждый автор работал над плакатным произведением, опираясь на композиционно-графические приёмы и средства выразительности из области станковой живописи и прикладной графики, в частности книжной иллюстрации. Декоративность, разнообразие применяемых шрифтов и стилей, высокохудожественная иллюстрация – неотъемлемые признаки дореволюционных плакатных произведений в сфере социальной пропаганды и благотворительности.

Второй этап – «советский революционно-авангардный».

Наибольший интерес  для нашего исследования представляют революционные плакаты, тематически близкие к современным социальным плакатам. В тематике революционного плаката отражена специфика социальных задач, остро стоящих перед новой властью: борьба за всеобщую грамотность (А.А. Радаков «Неграмотный тот же слепой», 1920 г.), утверждение женского равноправия (неизв. автор «Что дала Октябрьская революция работнице и крестьянке», 1920 г.), забота о здоровье и воспитании детей (А. Федоров «Долой избиение и наказание детей в семье», 1926 г.), пропаганда здорового образа жизни и спорта (В.С. Пшеничников «Всероссийский праздник физкультуры», 1927 г.).

Для плакатных произведений первых революционных десятилетий были характерны авангардные композиционно-графические  и стилистические приёмы. Это – активное использование в изображении фотомонтажа, дополняемое шрифтовыми композициями и рисованными элементами фона; эксцентричные диагональные композиции, составленные из графической иллюстрации, букв, стрелок, растровых мотивов, восклицательных знаков. В социальных плакатах использовались доминантные фигуры в необычных ракурсах и позах, усиливающих призывность и эмоциональность плаката. Авангардные эксперименты художников-конструктивистов (А.М. Родченко, В.В. Маяковский, Л. Лисицкий, братья В.А. и Г.А. Стенберги, Д.А. Буланов, Г.Г. Клуцис, С.Я. Сенькин и другие) в плакатном жанре  обогатили мировую плакатную графику самобытными средствами художественной выразительности.

В целом отмечается, что  для революционного социального  плаката характерно использование одухотворенных героических персонажей, патетических сюжетов, ярких образных метафор и ёмкого символического наполнения.

Третий этап – «советский социалистический реализм» (с 1930-х г. по 1985 год). На определение начала этого этапа повлияли события связанные с утверждением культа личности Сталина с последовавшими репрессиями и кадровыми чистками в сфере плакатного искусства. Авангардные плакаты подверглись критике «за формализм». Начиная с 1932 г. во всех видах массового советского искусства насаждается стиль «социалистического реализма». Значимость плаката как инструмента пропаганды на этом историческом этапе не уменьшается, а наоборот – плакат укрепляется в статусе эффективнейшего средства суггестивного воздействия на широкие народные массы. Социальные приоритеты советской власти отражены в плакатах на темы: дружная многодетная семья (В.И. Говорков «За радостное цветущее детство, за счастливую, крепкую семью!», 1936 г.), социальная роль женщины (Б.Н. Дейкин «8 Марта – день восстания работниц против кухонного рабства», 1932 г.), пропаганда физкультуры и спорта (А.А. Дейнека «Работать, строить и не ныть!», 1933 г.).

В мировой истории искусства  ХХ века советский патриотический плакат периода Великой Отечественной  войны считается ярким художественным феноменом, демонстрирующим величие духа советского народа. Особую убедительность имели плакаты, демонстрировавшие трагедию войны – страдания мирного населения от немецких оккупантов, в них использовались образы солдатской матери, жены, детей – это работы: «Воин Красной Армии, спаси!» – В.Б. Корецкий, 1942 г.; «Смерть детоубийцам!» – В.С. Иванов, О.К. Бурова, 1942 г.; «За честь жены, за жизнь детей…» – Л.Ф. Голованов, 1942 г.

В период послевоенного восстановления хозяйства и налаживания мирной жизни в советском плакате  нашли отражение следующие социально-ориентированные  темы: борьба с алкоголизмом и табакокурением; безопасность на производстве; морально-нравственный облик строителя коммунизма; любовь к чтению; бережное отношение к хлебу; воспитание у детей тяги к знаниям, потребности к труду и уважения к старшим; пропаганда здорового образа жизни. Для периода первых двух послевоенных десятилетий характерна стабилизация стилистических и эстетических критериев плакатного искусства. Жанр плаката окончательно оформился и приобрел статичность внутри стиля «социалистический реализм», шрифтовая составляющая в общей композиции листа плаката утратила динамизм и былую эксцентричность.

В «период застоя» в плакатной  графике происходит сдвиг от достоверной  иллюстрации к более формализованной  и обобщенной графике (конец 1960-х, 1970-е  годы). Изображение человека утратило черты портретной проработанности, в некоторых плакатах превратившись в пиктограмму или карикатуру. «Реалистичную» плакатную иллюстрацию сменила техника сочетания линии и активного пятна, плакат стал выглядеть декоративнее.

Информация о работе Графический дизайн отечественного социального плаката (история и современные тенденции)