Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 09:04, реферат
Немногие знают, что существует еще и Российская. Точнее, можно сказать, что существовала до революции 1917 года, хотя сейчас и предпринимаются попытки по ее возрождению. А было время, когда российскую парфюмерию уважали и ценили не только в нашей стране, но и за рубежом. Всему миру были известны такие имена, как Константин Веригин и Эрнст Бо. Честно говоря, российская парфюмерная отрасль всегда немного отставала от европейской. Это было связано с тем, что Россия долгое время оставалась аграрной страной, в которой большинство населения жило в деревнях и не нуждалась в предметах роскоши, в частности, в парфюмерии.
История отечественной парфюмерии
Немногие знают, что
существует еще и Российская. Точнее, можно
сказать, что существовала до революции
1917 года, хотя сейчас и предпринимаются
попытки по ее возрождению. А было время,
когда российскую парфюмерию уважали
и ценили не только в нашей стране, но и
за рубежом. Всему миру были известны такие
имена, как Константин Веригин и Эрнст
Бо. Честно говоря, российская парфюмерная
отрасль всегда немного отставала от европейской.
Это было связано с тем, что Россия долгое
время оставалась аграрной страной, в
которой большинство населения жило в
деревнях и не нуждалась в предметах роскоши,
в частности, в парфюмерии.
Расцвет российской
парфюмерии пришелся на конец XIX — начало
XX века, тогда как в Европе парфюмерная
промышленность зародилась еще на рубеже
XVII-XVIII веков. Основной особенностью российской
парфюмерии являлась ее тесная связь
с аптекарским делом. С давних
пор различные косметические
средства (белила, румяна, благовония)
продавались бок о бок с
травами и лекарствами. Позже
в этих же «зеленых лавках» стали
продавать и парфюмерию. Из среды
аптекарей появились и многие
«громкие имена» российской парфюмерии.
Например, Алексей Митрофанович Остроумов,
который начинал свою деятельность
как врач и провизор.
Синтетическим сырьем
для производства парфюмерии стали
пользоваться только во второй четверти
XX века. До этого использовались только
натуральные компоненты, в первую
очередь цветы, поэтому первые духи
и одеколоны носили незамысловатые
названия — «Сирень», «Нильская
лилия», «Гелиотроп», «Васильки», «Дивный
ландыш». Кроме моноароматов создавались
и сложные композиции — «Букет
Ниццы», «Флорентийский букет», «Любимый
букет императрицы» (прообраз знаменитых
духов советского времени «Красная
Москва»). Как и сейчас, парфюмеры
того времени не ограничивались всего
лишь духами, а выпускали разнообразные
сопутствующие продукты — мыло,
лосьоны, саше и др.
Кроме того, развитие
парфюмерии дало толчок к развитию
стекольного производства, ведь нарядный
аромат требовал и нарядного флакона.
В начале XX века в России производством
«парфюмерной посуды» занимались 15
стекольных заводов. Самыми известными
из них были заводы И. Ритинга, С. Глинского
и братьев Грибковых.
Большой вклад в
российскую парфюмерию внесли и иностранцы,
пожелавшие связать свою судьбу с
Россией. Таков был потомственный
парфюмер Генрих Брокар. Он начал свою
деятельность в 1861 году на одном из
московских парфюмерных заводов, но
уже через три года основал
собственное дело — фирму «Брокар
и Ко», которая через 10 лет удостоилась
звания поставщика Великой Княгини
Марии Александровны. Именно «перу»
Брокара принадлежит знаменитый
аромат «Любимый букет императрицы»,
созданный к трехсотлетию Дома Романовых.
Еще раньше, в 1843 году,
Альфонс Ралле основал в
Необычная судьба была
у другой известной «парфюмерной»
личности — Адольфа Су. Начинал
он как кондитер — его фабрика
располагалась в Москве сразу
за Тверской заставой, недалеко от сегодняшнего
Белорусского вокзала. Имея довольно приличный
доход от кондитерского бизнеса,
Су имел возможность
После революции
все предприятия были национализированы,
большинство из них перепрофилированы,
а те, что остались, переименованы.
Хотя в первое время на этикетках
можно было найти надпись вроде
«бывшее товарищество Брокар и Ко».
Но постепенно парфюмерная отрасль
пришла в упадок, заводы закрылись.
В настоящее время
российская парфюмерия гораздо менее
развита, чем в начале прошлого века.
Крупнейшая российская парфюмерная
фабрика «Новая заря» пошла по
наиболее легкому пути — основой
ее ассортимента являются аналоги популярных
духов. Например, «Кузнецкий мост» (вечерний
вариант) похож на Climat от Lancome, «Русская
красавица» — на Mademoiselle от Chanel, «Талисман
любви» — на Angel от Thierry Mugler, «Злато скифов»
— на Coco Mademoiselle от Chanel, «Елена» —
на Cacharel Noa.