Шпаргалка по «Отечественной истории»

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 11:17, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по дисциплине "Отечественная история".

Файлы: 1 файл

истори отечества I семестр.doc

— 485.00 Кб (Скачать)

        Ответы на вопросы  по экзамену «Отечественная  история». 

    1.Подходы к изучению Отечественной истории. Основные концепции российского исторического процесса.

          Формационный подход преобладал  в условиях господства в советской  исторической науке марксизма-ленинизма.  Он исходил из философской категории «общественно-экономическая формация» - исторически определенный тип обществ, представляющий собой  особую ступень в его развитии. Эта категория занимает центральное место в историческом материализме, являющемся составной частью марксистско-ленинской философии. Она характеризуется, во-первых, историзмом, во-вторых, тем, что охватывает каждое общество в его целостности. Выработка этой категории К.Марксом и Ф.Энгельсом дала возможность поставить на место абстрактных рассуждений об обществе вообще, характерных для предшествовавших философов и экономистов, конкретный анализ различных типов общества, развитие которых подчиняется присущим им специфическим законам. На основе обобщения истории развития человечества марксизм-ленинизм выделил следующие основные общественно-экономические формации, образующие ступени исторического прогресса: первобытно-общинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический.

        Цивилизационный поход используют большинство историков. Французские философы-просветители называли цивилизационным общество, основанное на началах разума и справедливости. Так, русский ученый и публицист Н.Я. Данилевский высказал идею обособленных, локальных «культурно-исторических типов», взаимоотношения которых находятся в непрерывной борьбе друг с другом. Он выделил четыре разряда их исторического проявления: религиозный, культурный, политический и социально-экономический. Данилевский насчитывал десять культурно-исторических типов. Качественно новым, перспективным с точки зрения истории типом Данилевский считал «славянский тип».

     В концепции Шпенглера «цивилизация»  - это определенная заключительная  стадия развития любой культуры; её основные признаки: развитие  индустрии и техники, деградация искусства и литературы, возникновение огромного скопления людей в больших городах, превращение народов в безликие «массы». Шпенглер считал, что единой общечеловеческой культуры не только нет, но и быть не может.

   А. Дж. Тойнби стремился переосмыслить все общественно-историческое развитие человечества в духе теории круговорота локальных цивилизаций. Он считал, что всемирная история представляет собой лишь совокупность историй отдельных своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций.\ 

       2.Этногенез восточных славян.

    Славяне обособились из индоевропейской  общности в середине II тысячелетия до нашей эры. По археологическим данным, прародиной славян являлась территория, которая простиралась от Одера на западе до Днепра на востоке, от Вислы и Припяти на севере до Дуная на юге. Ближайшими соседями славян на западе были кельтско-иллирийские племена, на севере - балтийские и финно-угорские, на юго-востоке – ираноязычные, на юго-западе – дакийские.

    По вопросу о происхождении  славян и путях их расселения у историков до сих пор не существует единого мнения. Некоторые полагают, что восточные славяне были автохтонным населением Восточной Европы; другие полагают, что славяне происходят от скифов (эта точка зрения была особенно популярна в дореволюционной историографии; часть современных историков также считает, что славяне произошли от «геродотовских» скифов-пахарей; в источниках славян называли «скифами» доXII в.).  Некоторые историки высказывают также предположение, что славяне произошли от фино-угров или балтов.

    Автор «Повести временных лет»  писал, что восточные славяне  – выходцы из Центральной Европы.

     Главным местом обитания древних славян стал лес, который спасал от степных кочевников, давал пищу, одежду и обувь, жилище и топливо. Основными занятиями славянских племен были подсечное лесное земледелие, охота, бортничество, лесные промыслы.  По течению рек шла славянская колонизация, проходили торговые пути, связывающие славян с другими народами. Так, "путь из варяг в греки" через Днепр соединял Балтику с Черным морем и Византией. По системе рек можно определить место обитания отдельных славянских племен.. На правом берегу среднего течения Днепра и его правых притоках располагались поляне, древляне, дреговичи. Северяне и радимичи расселились на левых притоках Днепра. В верховьях Днепра, Волги, Западной Двины жили кривичи, а на Днестре, Южном Буге, ближе к Карпатским горам - волыняне, бужане и другие немногочисленные племена.

   Стабильная оседлость и господство земледельческого хозяйства вызвали к жизни у восточных славян земледельческую общину ("мир", "вервь"), которая надолго стала основной первичной организацией восточнославянского общества. Несколько вервей объединялись в "землю", где постепенно обособлялась государственная власть. Эта власть в лице местных князей выполняла две основные функции: улаживание общинных споров и оборона территории от соседей (на севере - от набегов скандинавов, на юге - от разного рода кочевников-степняков). Кроме того, князь также руководил вооруженной силой - дружиной, вершил суд, за что ему платили дань на содержание его двора и дружины. Иногда в одном племени правили несколько князей.

   Славяне находившиеся на стадии военной демократии, были язычниками. Род был верховным божеством неба и земли. Вера в единого верховного бога явилась основой позднейшего христианского монотеизма. Впоследствии славяне стали молиться Перуну, при этом сохраняя веру и в других богов. Культ Перуна, бога грозы, войны и оружия. Впервые попытка зафиксировать на общегосударственном уровне высший круг языческих божеств принадлежит киевскому князю Владимиру I. Согласно летописи, Владимир велел поставить на холме возле княжеского терем двора идолов Перуна, Хорса (бога Солнца), Дажьбога (бога света, тепла, плодородия), Стрибога (бога ветра, неба), Симаргла (бога почвы, корней растений), Мокоши (женское божество), а под холмом - "скотьего бога" Велеса (Волоса).

    3.Образование Древнерусского государства Киевская Русь.

  • Предпосылки возникновения государства у славян:
  • политические (усиление роли военной знати - князь, дружина);
  • экономические (возникновение имущественного неравенства);
  • социальные (переход к соседской общине; участие в Великом переселение народов);
  • внешнеполитические (постоянное военное давление соседей - кочевники, варяги).

    В IХ веке восточные славяне своим внутренним развитием были готовы к образованию государства. Но завершающий факт образование государства восточных славян с их северными соседями – жители Скандинавии. В Западной Европе жителей Скандинавии называли норманами, викингами, а на Руси – варягами. В Европе викинги занимались разбоем и торговлей.

   Как свидетельствует летописец  Нестор в «Повести временных  лет», к IХ веку новгородцы и некоторые северные племена славян попали в зависимость к варягам и платили им дань. В 859 г. новгородцы прогнали варягов и перестали платить дань. После этого у славян началась междоусобица: они не могли придти к соглашению о том, кому же править ими. Тогда в 862 г. новгородские старейшины обратились к варягам с просьбой: прислать им на княжение кого-либо из варяжских предводителей. "Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами".

    Государство  Русь, Киевская Русь (научное название  Древнерусское государство, Древняя  Русь) по своему географическому положению сразу заняло важное место в системе европейских и азиатских государств. В это время в Западной Европе также происходил процесс образования государств, хотя равные Руси по значению государства уже сложились. Русь развивалась как часть общемировой цивилизации. 
   Но на дальнейший ход исторического процесса повлиял ряд следующих факторов:  
- суровый климат;  
- равнина, открытая со всех сторон;  
- сотни народов и народностей, находящихся на разной стадии развития;  
- отсутствие выхода к морю, необходимость которого становилась государственной потребностью;  
- отсутствие культурного наследия.

Норманская  теория. Летописный рассказ о призвании на Русь в качестве правителей варягов послужил основой для возникновения норманской теории образования Древнерусского государства. Её создателями стали немецкие учёные Г. - Ф. Миллер, Г.- З. Байер, в ХVIII в. приглашённые работать в Россию императрицей Елизаветой Петровной. Немецкие учёные утверждали, что создание государственности на Руси - результат действия варягов. Горячим противником норманской теории был великий русский учёный М.В. Ломоносов.

   4.Принятие христианства.

  Начало этого  процесса приходится на время  правления князя Владимира, во  многом продолжавшего политику  своих предшественников (воевал дважды с вятичами, затем с радимичами). Но подспудно, изнутри, прежние политические отношения разрушались. Явственно это сказалось в акте крещения Руси. Владимир, его окружение и Полянская община стремилась остановить расползание суперсоюза. С этой целью предпринимается ряд мер идеологического характера: устраивается за городом большое языческое капище, затем создается знаменитый языческий пантеон. Все эти меры должны были символизировать единство суперсоюза, объединявшего союзы племен Восточной Европы – боги в киевский пантеон свозились со всех земель. Однако остановить ход исторического процесса было невозможно союз продолжал распадаться. Именно тогда князь Владимир обратил свой взор к христианству – религии, в которой момент централизации, монотеизма является главенствующим. В Киеве христианство вводилось безболезненно, с согласия народного собрания –веча, но в других землях оно называлось силой. Вот почему вплоть до конца «киевского периода» нашей истории можно говорить о том, что христианство лишь скользило по поверхности общества, не затрагивая основ древнерусской жизни. Даже появление первых русских святых – не показатель глубокого проникновения христианства в ткань жизни Руси Х – ХII вв.

    Первыми  церковью были канонизированы князья Борис и Глеб, павшие в кровавой междоусобной борьбе, которая разгорелась после смерти Владимира. На киевском столе сел его старший сын Святополк. За убийство братьев он получил прозвище «Окаянный». Княжившему в Новгороде Ярославу удалось разгромить его, изгнать за пределы Руси и сесть на «златканом» киевском столе.  

     5.Ярослав Мудрый. «Русская правда». Владимир Мономах.

   Крупнейшим  памятником древнерусского права  и основным правовым документом  Древнерусского государства был  сборник правовых норм, получивший название Русской Правды. Первый текст был обнаружен и подготовлен к печати известным российским историком В.Н.Татищевым в 1738 г. Этот документ представляет собой целый комплекс юридических документов ХI – ХII вв., составными частями которого являлись Древнейшая Правда (около 1015 г.), Правда Ярославичей (около 1072 г.), Устав Мономаха (около 1120-1130 гг.). Русская Правда в зависимости от редакции подразделяется на Краткую, Пространную и Сокращенную.

   Краткая  правда состояла из двух частей. Многие авторы считают, что первая часть была создана в центре земли Русской – Киеве и связывают ее с именем князя Ярослава Мудрого (Правда Ярослава). Она включала в себя 18 статей и целиком посвящена уголовному праву. Она возникла во время борьбы за престол за престол между Ярославом и его братом Святополком. Характерными особенностями первой части Русской Правды являются следующие: действие обычая кровной мести, отсутствие четкой дифференциации размеров штрафов в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего. Вторая часть была принята в Киеве на съезде князей и крупнейших феодалов после подавления восстания низов 1086 г. И получила название Правды Ярославичей.

    Вторая  часть Русской Правды отражает  процесс развития  феодальных  отношений: отмена кровной мести, защита жизни и имущества феодалов повышенными мерами наказания.

    Пространная  правда была составлена после  подавления восстания в Киеве  1113 год. Она состояла из двух  частей – Суда Ярослава и  Устава Владимира Мономаха.

   Пространная  правда это кодекс феодального права, в котором закреплялись привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов. Пространная правда свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального землевладения, уделяя много внимания охране права собственности на землю и другое имущество.

    Сокращенная  Правда сложилась в середине  XV в. Из переработанной Пространной Правды.

 Ярослав Мудрый: Русская Правда, построены Софийский  собор и Золотые Ворота, разбил  печенегов 1036, учреждена митрополия (первый митрополит Илларион), укрепил международное положение Руси с помощью династических браков, появляется разделение на категории, сражение на Нижатине Ниве.

    Владимир  Мономах: подавил восстание в  Киеве 1113 г., упорядочил проценты  взимаемые роставщикеми, смягчил положение закупов, написал «Поучение детям», дополнил Русскую Правду уставом Владимира Мономаха.

       6.Культура Древней Руси.

    Культура выросла из недр народных  масс. В основе её было устное  народное творчество. Былины достаточно адекватно отражают демократический строй Киевской Руси. Письменность у восточных славян появляется под воздействием внутренних факторов – процесса формирования городов-государств, волостей, во многом идентичных древневосточным номам и древнегреческим городам-государствам. Древнерусский литературный язык весь пронизан разговорной речью: он звучит в юридических текстах, летописях, древнейшей из которых была «Повесть временных лет», в «Молении» Даниила Заточника, «Слове о полку Игореве» и многих других письменных памятниках.

Информация о работе Шпаргалка по «Отечественной истории»