Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 11:17, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по дисциплине "Отечественная история".
Ответы на вопросы
по экзамену «Отечественная
история».
1.Подходы к изучению Отечественной истории. Основные концепции российского исторического процесса.
Формационный подход
Цивилизационный поход используют большинство историков. Французские философы-просветители называли цивилизационным общество, основанное на началах разума и справедливости. Так, русский ученый и публицист Н.Я. Данилевский высказал идею обособленных, локальных «культурно-исторических типов», взаимоотношения которых находятся в непрерывной борьбе друг с другом. Он выделил четыре разряда их исторического проявления: религиозный, культурный, политический и социально-экономический. Данилевский насчитывал десять культурно-исторических типов. Качественно новым, перспективным с точки зрения истории типом Данилевский считал «славянский тип».
В концепции Шпенглера «
А. Дж. Тойнби стремился переосмыслить
все общественно-историческое развитие
человечества в духе теории круговорота
локальных цивилизаций. Он считал, что
всемирная история представляет собой
лишь совокупность историй отдельных
своеобразных и относительно замкнутых
цивилизаций.\
2.Этногенез восточных славян.
Славяне обособились из
По вопросу о происхождении славян и путях их расселения у историков до сих пор не существует единого мнения. Некоторые полагают, что восточные славяне были автохтонным населением Восточной Европы; другие полагают, что славяне происходят от скифов (эта точка зрения была особенно популярна в дореволюционной историографии; часть современных историков также считает, что славяне произошли от «геродотовских» скифов-пахарей; в источниках славян называли «скифами» доXII в.). Некоторые историки высказывают также предположение, что славяне произошли от фино-угров или балтов.
Автор «Повести временных лет»
писал, что восточные славяне
– выходцы из Центральной
Главным местом обитания древних славян стал лес, который спасал от степных кочевников, давал пищу, одежду и обувь, жилище и топливо. Основными занятиями славянских племен были подсечное лесное земледелие, охота, бортничество, лесные промыслы. По течению рек шла славянская колонизация, проходили торговые пути, связывающие славян с другими народами. Так, "путь из варяг в греки" через Днепр соединял Балтику с Черным морем и Византией. По системе рек можно определить место обитания отдельных славянских племен.. На правом берегу среднего течения Днепра и его правых притоках располагались поляне, древляне, дреговичи. Северяне и радимичи расселились на левых притоках Днепра. В верховьях Днепра, Волги, Западной Двины жили кривичи, а на Днестре, Южном Буге, ближе к Карпатским горам - волыняне, бужане и другие немногочисленные племена.
Стабильная оседлость и господство земледельческого хозяйства вызвали к жизни у восточных славян земледельческую общину ("мир", "вервь"), которая надолго стала основной первичной организацией восточнославянского общества. Несколько вервей объединялись в "землю", где постепенно обособлялась государственная власть. Эта власть в лице местных князей выполняла две основные функции: улаживание общинных споров и оборона территории от соседей (на севере - от набегов скандинавов, на юге - от разного рода кочевников-степняков). Кроме того, князь также руководил вооруженной силой - дружиной, вершил суд, за что ему платили дань на содержание его двора и дружины. Иногда в одном племени правили несколько князей.
Славяне находившиеся на стадии военной демократии, были язычниками. Род был верховным божеством неба и земли. Вера в единого верховного бога явилась основой позднейшего христианского монотеизма. Впоследствии славяне стали молиться Перуну, при этом сохраняя веру и в других богов. Культ Перуна, бога грозы, войны и оружия. Впервые попытка зафиксировать на общегосударственном уровне высший круг языческих божеств принадлежит киевскому князю Владимиру I. Согласно летописи, Владимир велел поставить на холме возле княжеского терем двора идолов Перуна, Хорса (бога Солнца), Дажьбога (бога света, тепла, плодородия), Стрибога (бога ветра, неба), Симаргла (бога почвы, корней растений), Мокоши (женское божество), а под холмом - "скотьего бога" Велеса (Волоса).
3.Образование Древнерусского государства Киевская Русь.
В IХ веке восточные славяне своим внутренним развитием были готовы к образованию государства. Но завершающий факт образование государства восточных славян с их северными соседями – жители Скандинавии. В Западной Европе жителей Скандинавии называли норманами, викингами, а на Руси – варягами. В Европе викинги занимались разбоем и торговлей.
Как свидетельствует летописец Нестор в «Повести временных лет», к IХ веку новгородцы и некоторые северные племена славян попали в зависимость к варягам и платили им дань. В 859 г. новгородцы прогнали варягов и перестали платить дань. После этого у славян началась междоусобица: они не могли придти к соглашению о том, кому же править ими. Тогда в 862 г. новгородские старейшины обратились к варягам с просьбой: прислать им на княжение кого-либо из варяжских предводителей. "Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами".
Государство
Русь, Киевская Русь (научное название
Древнерусское государство,
Но на дальнейший
ход исторического процесса
повлиял ряд следующих
факторов:
- суровый климат;
- равнина, открытая со всех сторон;
- сотни народов и народностей, находящихся
на разной стадии развития;
- отсутствие выхода к морю, необходимость
которого становилась государственной
потребностью;
- отсутствие культурного наследия.
Норманская теория. Летописный рассказ о призвании на Русь в качестве правителей варягов послужил основой для возникновения норманской теории образования Древнерусского государства. Её создателями стали немецкие учёные Г. - Ф. Миллер, Г.- З. Байер, в ХVIII в. приглашённые работать в Россию императрицей Елизаветой Петровной. Немецкие учёные утверждали, что создание государственности на Руси - результат действия варягов. Горячим противником норманской теории был великий русский учёный М.В. Ломоносов.
4.Принятие христианства.
Начало этого процесса приходится на время правления князя Владимира, во многом продолжавшего политику своих предшественников (воевал дважды с вятичами, затем с радимичами). Но подспудно, изнутри, прежние политические отношения разрушались. Явственно это сказалось в акте крещения Руси. Владимир, его окружение и Полянская община стремилась остановить расползание суперсоюза. С этой целью предпринимается ряд мер идеологического характера: устраивается за городом большое языческое капище, затем создается знаменитый языческий пантеон. Все эти меры должны были символизировать единство суперсоюза, объединявшего союзы племен Восточной Европы – боги в киевский пантеон свозились со всех земель. Однако остановить ход исторического процесса было невозможно союз продолжал распадаться. Именно тогда князь Владимир обратил свой взор к христианству – религии, в которой момент централизации, монотеизма является главенствующим. В Киеве христианство вводилось безболезненно, с согласия народного собрания –веча, но в других землях оно называлось силой. Вот почему вплоть до конца «киевского периода» нашей истории можно говорить о том, что христианство лишь скользило по поверхности общества, не затрагивая основ древнерусской жизни. Даже появление первых русских святых – не показатель глубокого проникновения христианства в ткань жизни Руси Х – ХII вв.
Первыми церковью были канонизированы князья Борис и Глеб, павшие в кровавой междоусобной борьбе, которая разгорелась после смерти Владимира. На киевском столе сел его старший сын Святополк. За убийство братьев он получил прозвище «Окаянный». Княжившему в Новгороде Ярославу удалось разгромить его, изгнать за пределы Руси и сесть на «златканом» киевском столе.
5.Ярослав Мудрый. «Русская правда». Владимир Мономах.
Крупнейшим
памятником древнерусского
Краткая
правда состояла из двух
Вторая часть Русской Правды отражает процесс развития феодальных отношений: отмена кровной мести, защита жизни и имущества феодалов повышенными мерами наказания.
Пространная правда была составлена после подавления восстания в Киеве 1113 год. Она состояла из двух частей – Суда Ярослава и Устава Владимира Мономаха.
Пространная правда это кодекс феодального права, в котором закреплялись привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов. Пространная правда свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального землевладения, уделяя много внимания охране права собственности на землю и другое имущество.
Сокращенная Правда сложилась в середине XV в. Из переработанной Пространной Правды.
Ярослав Мудрый: Русская Правда, построены Софийский собор и Золотые Ворота, разбил печенегов 1036, учреждена митрополия (первый митрополит Илларион), укрепил международное положение Руси с помощью династических браков, появляется разделение на категории, сражение на Нижатине Ниве.
Владимир Мономах: подавил восстание в Киеве 1113 г., упорядочил проценты взимаемые роставщикеми, смягчил положение закупов, написал «Поучение детям», дополнил Русскую Правду уставом Владимира Мономаха.
6.Культура Древней Руси.
Культура выросла из недр