Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 11:17, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по дисциплине "Отечественная история".
В июне 1605 г. Лжедмитрий I вступил в Москву и был провозглашен царем. Свадьма с католичкой Мариной Мнишек. 17 мая 1606 г. Он был убит.ем стал Василий Шуйский, правивший, исходя из интересов бояр и одновременно усиливший закрепостительные меры.
Крестьянское
восстание под
В
январе 1613 г. В Москве собрался
Земский собор, в котором
В
1617 г. Заключается Столбовской
мир со Швецией, по которому
вновь отошло побережье
Т.о.,
итогом этого периода явилось
восстановление политической
19.Восстание под Предводительством И. Болотникова1606-1607гг.
В 1606 г. Началось крестьянское движение под предводительством И.И.Болотникова, который использовал имя царевича Дмитрия. За Дмитрия себя выдавал бежавший из Москвы Михаил Молчанов. Встретившись с Молчановым в Самборе в замке Мнишеков, Болотников получает от него грамоту, скрепленную государственной печатью (украденной Молчановым из Москвы), в которой он назначается воеводой царя. В июле 1606 г. Войска Болотникова вышли из Путивля в поход на Москву. Опорой Болотникова стала Комарицкая волость, также освобожденная Лжедмитрием I от налогов на 10 лет.
После битвы под Кромами (
20.Борьба с иностранной интервенцией. Первое (1611г.) и второе (1611-1612гг.) народные ополчения.
Василий Шуйский вел осаду Тулы, в Польше появился самозванец – Лжедмитрий II. В его войско входили польские отряды, казаки, а также остатки болотниковцев. Разбив в нескольких столкновениях войска Шуйского, в июне 1608 г. Самозванец подошел к Москве и остановился на местечке Тушино. Были сформированы приказы и Боярская дума, «наречен» патриарх. Тушинцы противостояли царской власти. Оккупированной оказалась значительная часть территории страны. В осаду попала мощная крепость под Москвой – Троице-Сергиев монастырь.
Польша, состоявшая в войне со
Швецией, перешла к открытой
интервенции в России. В сентябре
началась осада Смоленска
В 1610 г. Свергнут Василий Шуйский.
Образовалось переходное
В январе 1611 г. Сформировалось
первое ополчение (возглавляли
Трубецкой и Заруцкий). Его вождем
стал рязанский воевода
Второе
ополчение стало создаваться
в Нижнем Новгороде.
21.Соборное уложение 1649г., окончательное закрепощение крестьян.
Процессы, происходящие в обществе,
отразило принятое Земским
Первые главы Соборного
Исполнительная власть
Предпринимаются попытки
22.Экономическое развитие России в 17в.
В центре научных дискуссий
находился вопрос начала
Другие специалисты относят начало капитализма к XVII в., связывая его с определенными изменениями в развитии социально-экономических отношений: расширением в этот период товарно-денежных отношений в связи с ростом внутреннего рынка и выходом на внешний; продолжением процесса имущественной и социальной дифференциации в городе и деревне; развитием предпринимательства и мануфактуры. Наблюдался одновременно рост крупных землевладения, расширение и углубление докапиталистических форм эксплуатации, законодательное оформление крепостного права, возобновление традиций древнерусского управления при проявлениях социальной борьбы в городах.
В XVII в. происходит рост крупной земельной собственности, развивающейся в форме поместного землевладения. Наблюдается выделение из крестьянской среды зажиточной верхушки – «капиталистых мужиков». Происходит углубление специализации сельского хозяйства. Идет повсеместное перерастание ремесла (изготовление на заказ) в мелкотоварное производство (изготовление на рынок); в соответствии с природно-географическими условиями складываются районы ремесленного производства; увеличивается количество мануфактур.
Расширился обмен товарами
23. Укрепление самодержавия в 17в.
Представления о русском самодержавии и его роли в истории отечественной культуры претерпевали значительные изменения на разных этапах существования Российского государства. В период Московского царства и Российской империи самодержавие рассматривалось как некая надклассовая сила, сплачивающая своих подданных без различия их сословной и классовой принадлежности на основе общенационального идеала, единства веры и морали. В советский период оценка самодержавия основывалась на формационном, отвлеченно-классовом подходе к этому явлению: "Самодержавие (абсолютизм, неограниченная монархия) есть такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит всецело и нераздельно (неограниченно) царю. Царь издает законы, назначает чиновников, собирает и расходует народные деньги без всякого участия народа в законодательстве и контроле за управлением. Самодержавие есть поэтому самовластие чиновников и полиции и бесправие народа.
Между тем, объективная, научно обоснованная оценка исторической роли российского самодержавия на всех этапах его существования приобретает в современных условиях особое значение.
В качестве идеала государственной власти в России сформировались представления о необходимости власти единоличной (ответственной), сильной (авторитетной) и справедливой (нравственной). Постепенно в русском культурном архетипе понятия Отечество (Родина), царь-государь (вождь) слились в одну номинацию - государство, которое является предметом сакрализации и религиозного (идеологического) культа. Таким образом, идеи империи, единой централизованной власти являлись важнейшей составной частью общественного идеала и в период самодержавия XVII века с боярской Думой и боярской аристократией.
Самодержавие - функционирование всей общественной системы на основе жестких вертикальных связей и отношений подданства.
Различают два этапа становления и развития самодержавия:
XVI-XVII века - период
осуществления правления
XVIII-XX века - период абсолютной монархи.
24.Реформа русской православной церкви.
После смуты, столкнувшей Россию лицом к лицу с Польшей и Швецией, с их военной силой и образцами иной политической культуры, очевидной для многих стала необходимость глубокого реформирования страны. Оно было невозможно без изменений в духовной сфере, а следовательно, без реформы церкви, так как Россия продолжала оставаться глубоко религиозным обществом. В отличие от западного христианства православие, будучи более консервативным, на протяжении веков не менялось. Русская церковь оказалась изолированной не только от католичества и протестантизма, но и от европейского православия, так как не принадлежавших к русской церкви православных считали еретиками.
Когда в 1652г. Никон стал патриархом, он приступил к проведению реформы, которая преследовала две главные цели. Во-первых, речь шла об устранении различий в богослужебной практике между русской и греческой церквами, что позволяло восстановить связь с европейским православным миром. Во-вторых, нужно было привести к единообразию церковные службы по всей России. Никон заменил обычай креститься двумя пальцами троеперстием, слово "аллилуйя" должно было теперь произноситься не дважды, а трижды, изменения были внесены в одежду священников и т.п. Серьезная размолвка патриарха с царём (Никон стал называть себя "великим государем" и подчёркивать превосходство духовной власти над светской), которая, в конце концов, привела к тому, что Никон лишился патриаршего сана, не помешала проведению реформы. Церковный собор 1666-1667гг. объявил проклятие всем её противникам - старообрядцам, считавшим своим главой и идейным вдохновителем протопопа Аввакума