Шпаргалка по «Отечественной истории»

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 11:17, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по дисциплине "Отечественная история".

Файлы: 1 файл

истори отечества I семестр.doc

— 485.00 Кб (Скачать)

   В июне 1605 г. Лжедмитрий I вступил в Москву и был провозглашен царем. Свадьма с католичкой Мариной Мнишек. 17 мая  1606 г. Он был убит.ем стал Василий Шуйский, правивший, исходя из интересов бояр и одновременно усиливший закрепостительные меры.

  Крестьянское  восстание под предводительством  Ивана Болотникова (1606 – 1607).

  В  январе 1613 г. В Москве собрался  Земский собор, в котором приняли  участие представители всех сословий, в том числе и черносошных  крестьян. Собор 21 февраля принял  решение об избрании на трон  Михаила Романова (1613 – 1645), сына  Филарета, который после возвращения из плена (1619) был избран патриархом м стал фактическим правителем государства.

  В  1617 г. Заключается Столбовской  мир со Швецией, по которому  вновь отошло побережье Финского  залива с городами Ям, Ивангород,  Копорье. В 1618 г. Подписывается Деулинское перемирие с Речью Посполитой.

  Т.о., итогом этого периода явилось  восстановление политической независимости  и территориального единства России.

       19.Восстание под Предводительством И. Болотникова1606-1607гг.

      В 1606 г. Началось крестьянское движение под предводительством И.И.Болотникова, который использовал имя царевича Дмитрия. За Дмитрия себя выдавал бежавший из Москвы Михаил Молчанов. Встретившись с Молчановым в Самборе в замке Мнишеков, Болотников получает от него грамоту, скрепленную государственной печатью (украденной Молчановым из Москвы), в которой он назначается воеводой царя. В июле 1606 г. Войска Болотникова вышли из Путивля в поход на Москву. Опорой Болотникова стала Комарицкая волость, также освобожденная Лжедмитрием I от налогов на 10 лет.

   После битвы под Кромами (август 1606) и взятия Ельца болотниковцы  соединяются с дворянскими отрядами  Истомы Пашкова, Прокопия Ляпунова  и Григория Сумбулова.  Взяв  Калугу и Каширу, восставшие подошли  к Москве, встали в селе Коломенском. Осада Москвы продолжалась больше месяца. 2 декабря, во время боя с войсками Шуйского, дворянские отряды покинули восставших и перешли на сторону правительственных войск. Уход дворян не сделал движение социально однородным – на стороне Болотникова по-прежнему выступали князья Шаховской и Телятевский, служилые люди, казачество, посадское население, некоторые национальные меньшинства. Потерпев поражение, повстанцы отошли к Калуге, где к ним присоединились отряды ещё одного самозванца – Ильйки Муромца – «царевича Петра Федоровича». Но и в Калуге восставшим удержаться не удалось и они отходят под защиту Тульского кремля. 30 июня 1607 г. Правительственные войска осадили Тулу, но взят город был только через три месяца, после того, как плотиной на реке Упе удалось затопить склады продовольствия и боеприпасов восставших и часть города. Болотников и Илейка Муромец были казнены, однако отдельные вспышки недовольства еще продолжались до 1615 г.

     20.Борьба с иностранной интервенцией. Первое (1611г.) и второе (1611-1612гг.) народные ополчения.

      Василий Шуйский вел осаду Тулы, в Польше появился самозванец – Лжедмитрий II. В его войско входили польские отряды, казаки, а также остатки болотниковцев. Разбив в нескольких столкновениях войска Шуйского, в июне 1608 г. Самозванец подошел к Москве и остановился на местечке Тушино. Были сформированы приказы и Боярская дума, «наречен» патриарх. Тушинцы противостояли царской власти. Оккупированной оказалась значительная часть территории страны. В осаду попала мощная крепость под Москвой – Троице-Сергиев монастырь.

      Польша, состоявшая в войне со  Швецией, перешла к открытой  интервенции в России. В сентябре  началась осада Смоленска Сигизмундом  III. В декабре из Тушинского лагеря бежал Лжедмитрий III. Задачей поляков являлось непосредственное завоевание русских земель, а польский король претендовать на царский престол. Летом 1610г. Польские отряды двинулись к Москве.

     В 1610 г. Свергнут Василий Шуйский.  Образовалось переходное правительство  из семи бояр – «семибоярщина» (1610-1612). Бояре, задумав посадить на русский престол польского королевича Владислава, впустили в Кремль польские войска во главе с гетманом Гонсевским, который стал самовластно распоряжаться в стране. На севере к оккупации перешли шведы. Россия оказалась перед прямой угрозой утраты независимости.

    В январе 1611 г. Сформировалось  первое ополчение (возглавляли  Трубецкой и Заруцкий). Его вождем  стал рязанский воевода Прокопий  Ляпунов. Ополченцы осадили Москву,  и 19 марта произошел решающий бой, в котором приняли участие восставшие москвичи. Освободить город не удалось. Ополчение создало высший орган власти – Совет всей земли, а также приказы. 30 июня 1611 г. принимается «Приговор всей земли», предусматривавший будущее устройство России, ущемлявший права казачества и имевший крепостнический характер.  Первое ополчение распалось. Шведы захватили Новгород, а поляки овладели Смоленском.

  Второе  ополчение стало создаваться  в Нижнем Новгороде. Возглавили  его Кузьма Минин и Дмитрий  Пожарский. Весной 1612 г. Главные силы ополчения двинулись к Ярославлю, где создаются правительство и приказы. В августе ополченцы вошли в Москву. После ликвидации попыток польского отряда Ходкевича проникнуть в Кремль, находившийся там польский гарнизон сдался. Москва 26 октября 1612 г. Москва была освобождена.

        21.Соборное уложение 1649г., окончательное закрепощение крестьян.

      Процессы, происходящие в обществе, отразило принятое Земским собором  Уложение царя Алексея Михайловича  – свод государственных законов. Важнейшей нормой Уложения явилось введение бессрочного сыска беглых крестьян – тем самым отменялись «урочные лета». Подтверждался и запрет перехода крестьян в «Юрьев день». Эти меры означали юридическое оформление крепостного права. Ряд статей регламентировал развитие крупного землевладения.

      Первые главы Соборного Уложения  содержали статьи о престиже  царской власти и преступлениях  против нее. Власть монарха  усиливалась, что означало движение по пути установления в России абсолютной монархии. Окрепшее самодержавие переставало нуждаться в поддержке со стороны Земского собора. Однако царь ещё был вынужден считаться с Боярской думой.

     Исполнительная власть принадлежала  приказам, переживающим в XVII в. свой расцвет. В общей сложности в это время функционировало до 80 приказов. Важнейшими выступали Посольский, Поместный, Тайных дел, Стрелецкий, финансовыми делами ведали приказы Большого прихода, Большой казны, Счетный. Имелась система Дворцовых и Патриарших приказов, а также территориальных, ведавших некоторыми районами страны. Выросла численность бюрократии – до более 4,5 тыс. человек. Изменения произошли в организации местного управления: власть в уездах сосредоточилась в руках назначаемых их центра воевод.

     Предпринимаются попытки реорганизации армии: создаются полки «нового строя», куда набирались «даточные люди», проходившие военное обучение под началом офицеров-иностранцев.

      22.Экономическое развитие России в 17в.

     В центре научных дискуссий  находился вопрос начала зарождения  в России капиталистических отношений. Одна группа историков – сторонников ранней датировки – считала возможным отнести генезис капитализма к XVI в. Основным их аргументом являлся рост товарного производства в деревне.                                                                                                                                                                                   Большинство историков соотносят начало процесса генезиса капитализма с концом  XVIII – началом XIX в. происходит лишь дальнейшее развитие феодальных отношений;  поскольку отдельные признаки (развитие товарно-денежных, рыночных отношений, увеличение числа мануфактур), по их мнению, не могут служить доказательством капиталистических отношений.

   Другие специалисты относят начало капитализма к XVII в., связывая его с определенными изменениями в развитии социально-экономических отношений: расширением в этот период товарно-денежных отношений в связи с ростом внутреннего рынка и выходом на внешний; продолжением процесса имущественной и социальной дифференциации в городе и деревне; развитием предпринимательства  и мануфактуры. Наблюдался одновременно рост крупных землевладения, расширение и углубление докапиталистических форм эксплуатации, законодательное оформление крепостного права, возобновление традиций древнерусского управления при проявлениях социальной борьбы в городах.

    В XVII в. происходит рост крупной земельной собственности, развивающейся в форме поместного землевладения. Наблюдается выделение из крестьянской среды зажиточной верхушки – «капиталистых мужиков». Происходит углубление специализации сельского хозяйства. Идет повсеместное перерастание ремесла (изготовление на заказ) в мелкотоварное производство (изготовление на рынок); в соответствии с природно-географическими условиями складываются районы ремесленного производства; увеличивается количество мануфактур.

   Расширился обмен товарами между  отдельными районами страны, что  свидетельствовало о складывании национального всероссийского рынка. Началось слияние земель в единую экономическую систему, укреплявшую и политическое единство страны.

23. Укрепление самодержавия  в 17в.

Представления о русском самодержавии и его  роли в истории отечественной  культуры претерпевали значительные изменения  на разных этапах существования Российского государства. В период Московского царства и Российской империи самодержавие рассматривалось как некая надклассовая сила, сплачивающая своих подданных без различия их сословной и классовой принадлежности на основе общенационального идеала, единства веры и морали. В советский период оценка самодержавия основывалась на формационном, отвлеченно-классовом подходе к этому явлению: "Самодержавие (абсолютизм, неограниченная монархия) есть такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит всецело и нераздельно (неограниченно) царю. Царь издает законы, назначает чиновников, собирает и расходует народные деньги без всякого участия народа в законодательстве и контроле за управлением. Самодержавие есть поэтому самовластие чиновников и полиции и бесправие народа.

Между тем, объективная, научно обоснованная оценка исторической роли российского самодержавия на всех этапах его существования приобретает  в современных условиях особое значение.

В качестве идеала государственной власти в России сформировались представления о необходимости власти единоличной (ответственной), сильной (авторитетной) и справедливой (нравственной). Постепенно в русском культурном архетипе понятия Отечество (Родина), царь-государь (вождь) слились в одну номинацию - государство, которое является предметом сакрализации и религиозного (идеологического) культа. Таким образом, идеи империи, единой централизованной власти являлись важнейшей составной частью общественного идеала и в период самодержавия XVII века с боярской Думой и боярской аристократией.

Самодержавие - функционирование всей общественной системы  на основе жестких вертикальных связей и отношений подданства.

Различают  два  этапа становления и развития самодержавия:

XVI-XVII века - период  осуществления правления монархом совместно с Боярской думой и боярской аристократией;

XVIII-XX века - период  абсолютной монархи. 

      24.Реформа русской православной церкви.

   После смуты, столкнувшей Россию лицом к лицу с Польшей и Швецией, с их военной силой и образцами иной политической культуры, очевидной для многих стала необходимость глубокого реформирования страны. Оно было невозможно без изменений в духовной сфере, а следовательно, без реформы церкви, так как Россия продолжала оставаться глубоко религиозным обществом. В отличие от западного христианства православие, будучи более консервативным, на протяжении веков не менялось. Русская церковь оказалась изолированной не только от католичества и протестантизма, но и от европейского православия, так как не принадлежавших к русской церкви православных считали еретиками.

Когда в 1652г. Никон стал патриархом, он приступил к проведению реформы, которая преследовала две главные цели. Во-первых, речь шла об устранении различий в богослужебной практике между русской и греческой церквами, что позволяло восстановить связь с европейским православным миром. Во-вторых, нужно было привести к единообразию церковные службы по всей России. Никон заменил обычай креститься двумя пальцами троеперстием, слово "аллилуйя" должно было теперь произноситься не дважды, а трижды, изменения были внесены в одежду священников и т.п. Серьезная размолвка патриарха с царём (Никон стал называть себя "великим государем" и подчёркивать превосходство духовной власти над светской), которая, в конце концов, привела к тому, что Никон лишился патриаршего сана, не помешала проведению реформы. Церковный собор 1666-1667гг. объявил проклятие всем её противникам - старообрядцам, считавшим своим главой и идейным вдохновителем протопопа Аввакума

Информация о работе Шпаргалка по «Отечественной истории»