История социальной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:04, реферат

Краткое описание

В русском языке существует несколько определений политики, из которых нас в наибольшей степени будет интересовать ее определение как деятельности органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность общественных классов, партий и других классовых организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями. Отсюда видно, что проводимая политика, отражая убеждения лиц, находящихся у власти и являющихся выразителями интересов конкретных слоев общества, не может быть вполне самостоятельной, так как при ее проведении необходимо учитывать социальную неоднородность общества.

Оглавление

Определение социальной политики.
Широкое и узкое понимание социальной политики.
Субъекты и объекты социальной политики.
Эффективность социальной политики.
Факторы и механизмы социальной политики.
Модели социальной политики:
А) Модель государственного патернализма
Б) Либеральная модель
7. Основные выводы
8. Список литературы

Файлы: 1 файл

История социальной политики.docx

— 56.94 Кб (Скачать)

Курганский  Государственный Университет 
 
 
 
 

Реферат на тему:

«История  социальной политики» 
 
 

                                                   Выполнила: Алексеева Нина,         1861 группа

                                                   Проверил: Шабалин И.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курган, 2011/2012 уч.год 

План  работы: 

  1. Определение социальной политики.
  2. Широкое и узкое понимание социальной политики.
  3. Субъекты и объекты социальной политики.
  4. Эффективность социальной политики.
  5. Факторы и механизмы социальной политики.
  6. Модели социальной политики:

    А) Модель государственного патернализма

    Б) Либеральная  модель

      7.    Основные выводы

     8.    Список литературы

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Инструментом, позволяющим поддержать слабых, создать  условия для самореализации всех без исключения граждан страны, сохранить  ее культурные и исторические ценности является социальная политика.

     В русском языке существует несколько  определений политики, из которых  нас в наибольшей степени будет  интересовать ее определение как  деятельности органов государственной  власти и государственного управления, отражающая общественный строй и  экономическую структуру страны, а также деятельность общественных классов, партий и других классовых  организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями. Отсюда видно, что проводимая политика, отражая убеждения лиц, находящихся  у власти и являющихся выразителями интересов конкретных слоев общества, не может быть вполне самостоятельной, так как при ее проведении необходимо учитывать социальную неоднородность общества. Эта неоднородность резко  возрастает в периоды граничных  состояний, социальных и экономических  кризисов, кардинальных социальных трансформаций. Именно в такие периоды политическая ситуация характеризуется крайней  нестабильностью, быстрым формированием  и распадом различных политических союзов и коалиций, относительной  неустойчивостью властных структур. Поэтому, обсуждая характер и содержание проводимой государством политики, прежде всего, следует исходить их конкретной социально-экономической ситуации.

     Понимание политики в определениях, предлагаемых большинством западных словарей, в  большинстве своем, носит иной оттенок, нежели, например, понимание политики в государствах с переходной экономикой. Как правило, в этих изданиях политика сводится к принципам, на которых  базируются любые меры или образ  действий; линия управления, которой  следуют руководители страны в конкретных вопросах; благоразумию или мудрости правительств или индивидуумов в  ведении своих дел, общественных или личных; общему благоразумию или  сноровке в управлении. В определениях подобного рода основной упор делается на качественную характеристику принимаемых  политических решений, а не на необходимость  согласования интересов при их выработке1. Все это еще раз убеждает в необходимой дифференциации при определении как политики в целом, так и отдельных ее направлений и в содержательном, и в функциональном отношении.

     Прежде  чем перейти непосредственно  к определению социальной политики, обратим внимание, что этот термин состоит из двух компонентов, которые  сами по себе предполагают сложное, многозначное понимание. Прежде всего, это понятие  политики, которое также тяготеет к сложной смысловой иерархизации, и как минимум, разделяется на внешнюю и внутреннюю. Наибольший интерес для курса по социальной политике имеет внутренняя политика государства, которая, затрагивая интересы всех проживающих в нем граждан, охватывает экономическую, социальную, культурную, техническую политику и другие ее виды. Если представить классификацию видов политики в иерархической форме, то социальная политика будет находиться на третьем ее уровне в системе «политика – внутренняя политика – социальная политика».

     Однако  в реальности вычленить в чистом виде какую-либо из составляющих политики невозможно. В обществе нет строгого разграничения на социальные и экономические  вопросы и действия. Любое экономическое решение, например, сокращение бюджетных расходов, является одновременно и социальным по своим последствиям, так как его реализация неизбежно отразится на доходах населения и уровне его социальной защищенности. Техническая политика является в то же время и политикой социальной, поскольку обновление и замена основных фондов, внедрение новых технологических процессов, в конечном счете, влияют на рынок труда и потребительский рынок, а, следовательно, и на уровень жизни населения.

     В свою очередь, любое  решение из области  социальной политики относится к экономическим  решениям. Так, регулярные при высокой инфляции компенсационные  выплаты населению, либо индексация фиксированных  размеров выплат, не обеспеченные неинфляционными  источниками финансирования, непосредственно  воздействуют на состояние  государственных  финансов, и, значит – на макроэкономическую ситуацию и возможность проведения экономической политики той или иной направленности.

     Подход  к выделению видов внутренней политики в зависимости от основной цели, которой руководствуются при  принятии конкретных решений, также  не может рассматриваться как  универсальный. Например, рыночная экономика  в целом трактуется как социальное благо, однако сам переход к ней  сопряжен со значительными социальными  издержками, в первую очередь, с уровня жизни большинства населения  падением на начальных этапах ее проведения. Это наблюдалось, в частности, в России в начале 1990-х гг.

     Отметим, что при всей важности проводимой государством социальной политики, она  по своей природе несамостоятельна и, если она реальна, а не декларативна, то базируется на тех ресурсах, которые  могут быть выделены для обеспечения  ее мероприятий. Даже те решения, которые  не требуют значительных затрат (например, законодательные), должны приниматься  в тех случаях, когда устанавливаемый  ими порядок проведения социальной политики соответствует достигнутому уровню экономического развития страны.

     В последние несколько лет в  отечественной науке представления  о таких понятиях, как социальная политика и социально-экономические  процессы, претерпело заметную трансформацию. Ранее социальная  политика государства  трактовалась как система организационных  мер, направленных на конкретные преобразования в социальной сфере (например, увеличение количества врачей или учителей, рост масштабов жилищного строительства и т.д.). Нельзя сказать, что сторонники такого подхода перестали существовать, но тем не менее все настойчивей пробивает себе путь другой подход. Согласно этому новому, проблемному взгляду, социальная политика – это политика, обращенная к социуму, набор мероприятий, позволяющий населению адаптироваться к происходящим процессам.

     С древнейших времен государства проводили  социальную политику в интересах  распределения ресурсов, поддержания  социальной стабильности. Естественно, что в обществах с разным уровнем  развития, разным политическим строем формировались и разные подходы  и требования к проводимой политике вообще и к социальной политике, в частности.

     Большинство из существующих определений социальной политики, которые используются в настоящее время в России, имеют излишне широкий характер и не раскрывают в полной мере ее сути. Однако, учитывая, что для современной России вопрос о характере и содержании государственной социальной политики еще далеко не решен, сама социальная политика находится в стадии формирования, следует обратить внимание на весь спектр предлагаемых трактовок, подходов к пониманию, предложений по содержанию, направленности и методам реализации социальной политики.

     Например, «Российская статистическая энциклопедия» предлагает следующее определение  социальной политики: «Социальная политика – одна из сфер политической деятельности государства, целью которой  является развитие образующих классов общества, социальных групп, слоев, этнических общностей, а также развитие человека. Социальная политика направлена на защиту всех элементов  структуры общества и отдельных личностей  от деструктивных  процессов, имеющих  место в обществе на определенных этапах его развития. Социальная политика предполагает в качестве объекта  особого внимания социальное обеспечение, системы здравоохранения, народного образования, науки и культуры»2.

     «Словарь  терминов, применяемых  в деятельности служб  занятости» определяет социальную политику, как развитую систему  перераспределения  ресурсов между различными слоями общества и  поддержание некоммерческой социально-культурной сферы, как систему  государственных  мер для обеспечения  благосостояния и  развития населения, повышения уровня жизни и качества его жизни3.

     Это определение хорошо дополняет высказывание Т.И. Заславской о  том, что проводимая социальная политика (или  социальные действия на уровне государства, социальные мероприятия) должны «стимулировать всестороннее развитие человеческого потенциала общества, распространение  эффективных способов и образцов экономического поведения, развитие социальных отраслей хозяйства, рост качества жизни населения  и защищенности социально  уязвимых слоев»4.

     Уровень жизни – это комплексный показатель, характеризующий благосостояние и качество жизни людей, социальных групп, всего населения отдельно взятой страны или территории. Уровень жизни определяется текущими доходами, накопленным материальным имуществом (включая жилье, предметы длительного пользования и повседневного обихода) и количеством социальных услуг, предоставляемых бесплатно (образование, медицинское обслуживание); важнейшей характеристикой уровня жизни человека и семьи (домохозяйства) является объем и структура расходов. (Изменения уровня жизни определяются в России при помощи системы минимальных потребительских бюджетов – физиологических, прожиточный и социальный минимумы). Качество жизни – комплексная характеристика уровня, а также объективных и субъективных условий жизни населения, определяющих физическое, ментальное, социально-культурное развитие человека, группы или сообщества людей. Качество жизни населения данной территории или государства определяется рядом экономических, социальных, техногенных, демографических, экологических, географических, политических и моральных факторов. Среди объективных факторов – потребление продуктов питания, жилищные условия, уровень занятости, развития сферы услуг, образования, социального обеспечения, среди субъективных – удовлетворенность работой и жизненными условиями, социальным статусом человека, финансовым положением семьи и семейными отношениями. Существуют классификации количественных показателей качества и уровня жизни населения, которые включают в себя такие группы показателей, как, например, состояние здоровье, потребление, уровень образование, труд и его условия, потребление продуктов питания, коэффициент младенческой смертности, структура пищевого рациона населения, досуг и отдых и т.д.5

      Следующее определение социальной политики мы находим  в «Социальной  энциклопедии», которое  понимает под ней  сферу практического  осуществления важнейшей  функции государства  по созданию условий, обеспечивающих каждому  члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы  ценностей. В центре социальной политики должен находиться человек, который одновременно выступает как  ее цель, предмет  и субъект. Объектами  социальной политики служат условия жизни  и труда человека, общественные отношения (межгрупповые и межличностные) и социальная структура6.

      Приведем  и еще одно определение  социальной политики, как одного из важнейших  направлений деятельности государства, обращенного  к социуму и  представляющему  собой набор мероприятий, который позволяет  населению адаптироваться к происходящим процессам7. При такой постановке вопроса социальная политика должна строиться на основе детального изучения процессов общественного развития и их воздействия на население .

     В дальнейшем в нашем учебнике при  изложении материалов курса мы будем  руководствоваться нашим определением социальной политики, которое мы рассматриваем  в качестве базового:

      Социальная  политика представляет собой совокупность принимаемых органами государственного управления, работодателями, профсоюзными и другими общественно-политическими  структурами (субъектами социальной политики) решений, учитывающих  общественное мнение, и направленных на формирование социальной стратегии государства  в целях развития общества, создания общественно приемлемых социальных условий  для реализации возможностей и потребностей членов общества (объектов социальной политики), повышение уровня и качества жизни, а также мероприятий  по практическому  осуществлению этих решений.

     Широкое и узкое понимание  социальной политики. В содержательном отношении социальную политику целесообразно рассматривать в широком и узком смыслах.

      Говоря  о характере и  содержании социальной политики, следует  обратить внимание на тот факт, что в  ХХ столетии чрезвычайно  обостряется внимание ко всем аспектам этого  социального и  экономического феномена. Во многом это обусловлено  развитием научных  разработок в области  изучения социальных проблем, в том  числе проблем  социального неравенства, бедности, другими  исследованиями социальной организации общества, которые с бурным развитием социологии и других социальных наук заняли приоритетные позиции в современной  науке. С другой стороны, расширяющаяся тенденция  к демократизации общества, особенно в странах с развитой экономикой, неизбежно требовала развития подходов к пониманию оптимальной социальной организации, позволяющей на практике реализовывать идеи государства благосостояния, гражданского демократического государства. Речь идет о создании на практике для человека условий, гарантирующих ему определенный доход и достойные условия жизни.

Информация о работе История социальной политики