Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:04, реферат
В русском языке существует несколько определений политики, из которых нас в наибольшей степени будет интересовать ее определение как деятельности органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность общественных классов, партий и других классовых организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями. Отсюда видно, что проводимая политика, отражая убеждения лиц, находящихся у власти и являющихся выразителями интересов конкретных слоев общества, не может быть вполне самостоятельной, так как при ее проведении необходимо учитывать социальную неоднородность общества.
Определение социальной политики.
Широкое и узкое понимание социальной политики.
Субъекты и объекты социальной политики.
Эффективность социальной политики.
Факторы и механизмы социальной политики.
Модели социальной политики:
А) Модель государственного патернализма
Б) Либеральная модель
7. Основные выводы
8. Список литературы
Курганский
Государственный Университет
Реферат на тему:
«История
социальной политики»
Курган, 2011/2012
уч.год
План
работы:
А) Модель государственного патернализма
Б) Либеральная модель
7. Основные выводы
8. Список литературы
Инструментом, позволяющим поддержать слабых, создать условия для самореализации всех без исключения граждан страны, сохранить ее культурные и исторические ценности является социальная политика.
В
русском языке существует несколько
определений политики, из которых
нас в наибольшей степени будет
интересовать ее определение как
деятельности органов государственной
власти и государственного управления,
отражающая общественный строй и
экономическую структуру
Понимание политики в определениях, предлагаемых большинством западных словарей, в большинстве своем, носит иной оттенок, нежели, например, понимание политики в государствах с переходной экономикой. Как правило, в этих изданиях политика сводится к принципам, на которых базируются любые меры или образ действий; линия управления, которой следуют руководители страны в конкретных вопросах; благоразумию или мудрости правительств или индивидуумов в ведении своих дел, общественных или личных; общему благоразумию или сноровке в управлении. В определениях подобного рода основной упор делается на качественную характеристику принимаемых политических решений, а не на необходимость согласования интересов при их выработке1. Все это еще раз убеждает в необходимой дифференциации при определении как политики в целом, так и отдельных ее направлений и в содержательном, и в функциональном отношении.
Прежде чем перейти непосредственно к определению социальной политики, обратим внимание, что этот термин состоит из двух компонентов, которые сами по себе предполагают сложное, многозначное понимание. Прежде всего, это понятие политики, которое также тяготеет к сложной смысловой иерархизации, и как минимум, разделяется на внешнюю и внутреннюю. Наибольший интерес для курса по социальной политике имеет внутренняя политика государства, которая, затрагивая интересы всех проживающих в нем граждан, охватывает экономическую, социальную, культурную, техническую политику и другие ее виды. Если представить классификацию видов политики в иерархической форме, то социальная политика будет находиться на третьем ее уровне в системе «политика – внутренняя политика – социальная политика».
Однако в реальности вычленить в чистом виде какую-либо из составляющих политики невозможно. В обществе нет строгого разграничения на социальные и экономические вопросы и действия. Любое экономическое решение, например, сокращение бюджетных расходов, является одновременно и социальным по своим последствиям, так как его реализация неизбежно отразится на доходах населения и уровне его социальной защищенности. Техническая политика является в то же время и политикой социальной, поскольку обновление и замена основных фондов, внедрение новых технологических процессов, в конечном счете, влияют на рынок труда и потребительский рынок, а, следовательно, и на уровень жизни населения.
В свою очередь, любое решение из области социальной политики относится к экономическим решениям. Так, регулярные при высокой инфляции компенсационные выплаты населению, либо индексация фиксированных размеров выплат, не обеспеченные неинфляционными источниками финансирования, непосредственно воздействуют на состояние государственных финансов, и, значит – на макроэкономическую ситуацию и возможность проведения экономической политики той или иной направленности.
Подход к выделению видов внутренней политики в зависимости от основной цели, которой руководствуются при принятии конкретных решений, также не может рассматриваться как универсальный. Например, рыночная экономика в целом трактуется как социальное благо, однако сам переход к ней сопряжен со значительными социальными издержками, в первую очередь, с уровня жизни большинства населения падением на начальных этапах ее проведения. Это наблюдалось, в частности, в России в начале 1990-х гг.
Отметим, что при всей важности проводимой государством социальной политики, она по своей природе несамостоятельна и, если она реальна, а не декларативна, то базируется на тех ресурсах, которые могут быть выделены для обеспечения ее мероприятий. Даже те решения, которые не требуют значительных затрат (например, законодательные), должны приниматься в тех случаях, когда устанавливаемый ими порядок проведения социальной политики соответствует достигнутому уровню экономического развития страны.
В
последние несколько лет в
отечественной науке
С древнейших времен государства проводили социальную политику в интересах распределения ресурсов, поддержания социальной стабильности. Естественно, что в обществах с разным уровнем развития, разным политическим строем формировались и разные подходы и требования к проводимой политике вообще и к социальной политике, в частности.
Большинство из существующих определений социальной политики, которые используются в настоящее время в России, имеют излишне широкий характер и не раскрывают в полной мере ее сути. Однако, учитывая, что для современной России вопрос о характере и содержании государственной социальной политики еще далеко не решен, сама социальная политика находится в стадии формирования, следует обратить внимание на весь спектр предлагаемых трактовок, подходов к пониманию, предложений по содержанию, направленности и методам реализации социальной политики.
Например, «Российская статистическая энциклопедия» предлагает следующее определение социальной политики: «Социальная политика – одна из сфер политической деятельности государства, целью которой является развитие образующих классов общества, социальных групп, слоев, этнических общностей, а также развитие человека. Социальная политика направлена на защиту всех элементов структуры общества и отдельных личностей от деструктивных процессов, имеющих место в обществе на определенных этапах его развития. Социальная политика предполагает в качестве объекта особого внимания социальное обеспечение, системы здравоохранения, народного образования, науки и культуры»2.
«Словарь терминов, применяемых в деятельности служб занятости» определяет социальную политику, как развитую систему перераспределения ресурсов между различными слоями общества и поддержание некоммерческой социально-культурной сферы, как систему государственных мер для обеспечения благосостояния и развития населения, повышения уровня жизни и качества его жизни3.
Это определение хорошо дополняет высказывание Т.И. Заславской о том, что проводимая социальная политика (или социальные действия на уровне государства, социальные мероприятия) должны «стимулировать всестороннее развитие человеческого потенциала общества, распространение эффективных способов и образцов экономического поведения, развитие социальных отраслей хозяйства, рост качества жизни населения и защищенности социально уязвимых слоев»4.
Уровень жизни – это комплексный показатель, характеризующий благосостояние и качество жизни людей, социальных групп, всего населения отдельно взятой страны или территории. Уровень жизни определяется текущими доходами, накопленным материальным имуществом (включая жилье, предметы длительного пользования и повседневного обихода) и количеством социальных услуг, предоставляемых бесплатно (образование, медицинское обслуживание); важнейшей характеристикой уровня жизни человека и семьи (домохозяйства) является объем и структура расходов. (Изменения уровня жизни определяются в России при помощи системы минимальных потребительских бюджетов – физиологических, прожиточный и социальный минимумы). Качество жизни – комплексная характеристика уровня, а также объективных и субъективных условий жизни населения, определяющих физическое, ментальное, социально-культурное развитие человека, группы или сообщества людей. Качество жизни населения данной территории или государства определяется рядом экономических, социальных, техногенных, демографических, экологических, географических, политических и моральных факторов. Среди объективных факторов – потребление продуктов питания, жилищные условия, уровень занятости, развития сферы услуг, образования, социального обеспечения, среди субъективных – удовлетворенность работой и жизненными условиями, социальным статусом человека, финансовым положением семьи и семейными отношениями. Существуют классификации количественных показателей качества и уровня жизни населения, которые включают в себя такие группы показателей, как, например, состояние здоровье, потребление, уровень образование, труд и его условия, потребление продуктов питания, коэффициент младенческой смертности, структура пищевого рациона населения, досуг и отдых и т.д.5
Следующее определение социальной политики мы находим в «Социальной энциклопедии», которое понимает под ней сферу практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей. В центре социальной политики должен находиться человек, который одновременно выступает как ее цель, предмет и субъект. Объектами социальной политики служат условия жизни и труда человека, общественные отношения (межгрупповые и межличностные) и социальная структура6.
Приведем и еще одно определение социальной политики, как одного из важнейших направлений деятельности государства, обращенного к социуму и представляющему собой набор мероприятий, который позволяет населению адаптироваться к происходящим процессам7. При такой постановке вопроса социальная политика должна строиться на основе детального изучения процессов общественного развития и их воздействия на население .
В
дальнейшем в нашем учебнике при
изложении материалов курса мы будем
руководствоваться нашим
Социальная
политика представляет
собой совокупность
принимаемых органами
государственного управления,
работодателями, профсоюзными
и другими общественно-
Широкое и узкое понимание социальной политики. В содержательном отношении социальную политику целесообразно рассматривать в широком и узком смыслах.
Говоря о характере и содержании социальной политики, следует обратить внимание на тот факт, что в ХХ столетии чрезвычайно обостряется внимание ко всем аспектам этого социального и экономического феномена. Во многом это обусловлено развитием научных разработок в области изучения социальных проблем, в том числе проблем социального неравенства, бедности, другими исследованиями социальной организации общества, которые с бурным развитием социологии и других социальных наук заняли приоритетные позиции в современной науке. С другой стороны, расширяющаяся тенденция к демократизации общества, особенно в странах с развитой экономикой, неизбежно требовала развития подходов к пониманию оптимальной социальной организации, позволяющей на практике реализовывать идеи государства благосостояния, гражданского демократического государства. Речь идет о создании на практике для человека условий, гарантирующих ему определенный доход и достойные условия жизни.