Формирование композиционных умений выполнять рисунок с натуры у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Композиция –в переводе от лат. Composito - «составление, соединение». Это определенное расположение предмета в пространстве и его связь с другими предметами.
Композиция — это всегда толкование сюжета. Можно привести ряд примеров по определению понятия композиция, высказанных художниками -теоретиками искусства.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы
формирования композиционных умений у младших школьников
на основе рисунка с натуры.
1.1. Сущность понятий композиция, композиционные умения…………
1.2. Особенности формирования композиционных умений
у младших школьников на уроках рисования с натуры…………………
1.3. Методы и приемы формирования композиционных умений у
младших школьников на уроках рисования с натуры…………………...
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию
композиционных умений у младших школьников на уроках
рисования с натуры.
2.1. Определение исходного уровня формирования композиционных умений у младших школьников на уроках рисования с натуры…………………
2.2. Программа развития и формирования композиционных
умений у младших школьников на уроках рисования с натуры………..
Заключение………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 54.60 Кб (Скачать)

     При объяснении ученикам  вопросов композиции следует  обращать внимание на определение  размеров изображаемых предметов  по отношению к размеру листа  бумаги. Натюрморты большинство  школьников компонует таким образом,  что у зрителя не появляется  желания какую-либо его часть  переместить у края листа или,  наоборот, чем-то заполнить оставленную  пустоту. 

     При решении вопроса  о перемещении предметов влево  или вправо, вверх или вниз  учащиеся учитывают тональное  сочетание предметов между собой  и с тоном фона. Это очень  важно. Например, при сдвинутом  положении группы вправо наблюдается  много пустого места слева  от группы. При условии левого освещения (левая часть предмета будет светлой) и при темном фоне в левой пустой части формата натюрморт будет восприниматься уравновешенным и хорошо скомпонованным, так как в плоскости формата происходит некоторое чередование слева направо - темного фона, светлых и теневых частей предметов. Большая площадь фона слева (группа сдвинута вправо) не создает впечатления пустоты, так как фон темный и кажется более тяжелым, уравновешивающим левую и правую части формата. При том же условии, когда группа сдвинута вправо, левая часть формата действительно воспринимается пустой и весьма легковесной по сравнению с правой частью. Светлый фон в левой части, и световые места создают сильную неуравновешенность композиции. Решение этих задач вполне доступно школьникам 3-5 классов (в этих классах программой предусмотрено рисование группы предметов с натуры - натюрмортов).

     Рисование с натуры, по программе Н.Н. Ростовцева  является методом обучения и  дает прекрасные результаты не  только в деле обучения рисунку,  но и в деле общего развития  ребенка. Рисование с натуры  приучает мыслить и целенаправленно  вести наблюдения, пробуждает интерес  к анализу натуры и тем самым  подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе.

При обучении рисованию учитель  должен иметь в виду, что целью  изучения формы предмета является не только знакомство с его внешней  формой, но и знакомство с понятиями, выраженными этой формой, что крайне необходимо для усвоения других учебных  предметов: математики, физики и т. д.

     Процесс познания  объективной реальности во многом  зависит от степени развития  зрительного аппарата, от способности  человека анализировать и синтезировать  получаемые зрительные впечатления.  Рисование с натуры располагает  большими возможностями для развития  этой способности.

В основе программы Б.М.Неменского связь искусства с жизнью человека[]. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на  основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми содержания программы. Школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры,  скульптуры, живописи, графики, декоративно –  прикладного искусства, изучают народное искусство разных стран и эпох, культуру своего народа. Программа  предусматривает использования  индивидуальных и коллективных форм обучения. Также автор часто обращается к игровой форме обучения, т.к. игра является ведущим видом деятельности младших школьников.

   Такой вид работы как рисование с натуры автором не предусмотрен. Однако в содержании программы Б. М. Неменский выделяет одно из направлений работы с детьми – мастер изображения. В содержании обучение детей первичному опыту владения доступными начальной школе материалами, умение выражать в изображении образы, овладение навыками организации рабочего места и пользования красками, а также развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Фрагменты природы. Животные – чем они похожи и чем отличаются друг от друга. Данному направлению работы, связанному с изображением окружающего мира,  отводится 8-16 часов.

           Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что наиболее последовательно процесс обучения основам изобразительного искусства представлен в программе Т.Я. Шпикаловой.

 


Информация о работе Формирование композиционных умений выполнять рисунок с натуры у младших школьников