Формирование композиционных умений выполнять рисунок с натуры у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Композиция –в переводе от лат. Composito - «составление, соединение». Это определенное расположение предмета в пространстве и его связь с другими предметами.
Композиция — это всегда толкование сюжета. Можно привести ряд примеров по определению понятия композиция, высказанных художниками -теоретиками искусства.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы
формирования композиционных умений у младших школьников
на основе рисунка с натуры.
1.1. Сущность понятий композиция, композиционные умения…………
1.2. Особенности формирования композиционных умений
у младших школьников на уроках рисования с натуры…………………
1.3. Методы и приемы формирования композиционных умений у
младших школьников на уроках рисования с натуры…………………...
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию
композиционных умений у младших школьников на уроках
рисования с натуры.
2.1. Определение исходного уровня формирования композиционных умений у младших школьников на уроках рисования с натуры…………………
2.2. Программа развития и формирования композиционных
умений у младших школьников на уроках рисования с натуры………..
Заключение………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 54.60 Кб (Скачать)

        Таким образом, выбор тех или иных методов и приемов зависит:

• от содержания и задач, стоящих  перед данным занятием, и от задач  изобразительной деятельности;

• от возраста детей и их развития;

• от вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети.

       На занятиях, где в центре внимания стоят задачи по закреплению представлений об окружающем, в основном применяются словесные методы: беседа, вопросы к детям, которые помогают ребенку восстановить в памяти виденное.

         По завершении работы нужно попросить детей объяснить, какой рисунок им больше нравится и почему. С каким настроением  ассоциируются  рисунки. Уметь анализировать свою работу  и работы других ребят – значит чувствовать и запоминать возможности того или иного приема для создания художественных образов в дальнейшем.  В разных видах изобразительной деятельности приемы обучения специфичны, так как образ создается разными средствами. Задача обучения композиции в рисунке с натуры требует в рисовании объяснения по картине, показа в рисунке того, как отдаленные предметы рисуются выше, а близлежащие ниже.

    

 

Анализ  программ обучения изобразительному искусству.

В данном параграфе курсовой мы рассмотрим программы  В. С. Кузина, Б. М. Неменского и Т. Я. Шпикаловой Е.В. Шорохова и подробно разберем методы и приемы, которые предлагают авторы программ.

        По программе В. С. Кузина в области теории композиции можно составить следующую последовательность изложения материала:

Первый класс. Элементарное понятие о композиции — рациональное размещение изображения на плоскости в пределах заданного формата.

Ритм в композиции (повторяемость  элементов изображения) — на примерах декоративного искусства (узоры, орнаменты).

Второй класс. Симметрия в композиции. Закон равновесия — симметричное расположение объектов изображения в заданном формате, с учетом рисунка и тона.

Третий класс. Симметрия и асимметрия в композиции. Композиционный центр. Эскиз композиции и его развитие при решении композиционного замысла.

Четвертый класс. Статика и динамика в композиции. Главное и второстепенное в композиции. Правила подчинения второстепенного главному.

 Пятый класс. Идейное содержание композиции. Сюжет и тема, раскрытие этих понятий. Перспектива в композиции — высокий и низкий горизонт и их влияние на выразительность композиции.

Шестой класс. Форма и содержание — раскрытие этих понятий. Единство формы и содержания. Композиционное единство графических, тоновых и цветовых отношений. Здесь дано условное разграничение последовательности усложнения учебного материала. Объем и содержание того или иного материала для каждого класса определяются преподавателем в зависимости от состава учащихся, их подготовленности[].

Раздел  программы Т. Я. Шпикаловой «Рисование с натуры или по представлению»[]. В первой четверти уроки рисования с натуры и по представлению воспитывают у детей любовь к родной природе. Проведение бесед об изображении осенней природы художниками.

Цели и  задачи: учить рисовать цветы с натуры, используя правила композиции – расположение  рисунка на листе бумаги в зависимости от его размеров и необходимости зрительного равновесия форм, цвета: совершенствовать приемы работы акварелью; учит различать темные и светлые оттенки основных и дополнительных цветов. Развитие восприятия и передачи пропорций, формы, конструкции предмета, совершая это от простого к сложному, от общего к деталям. Определять оттенки холодных и теплых цветов, развивать наблюдательность, формировать графические навыки в изображении предметов простой формы, учить сравнивать рисунок с изображаемым объектом.

Учебный материал был построен на применении разных художественных материалов и техник. Каждая тема требовала определенного уровня развития воображения. Большим плюсом явилось то, что во многих заданиях уже был задан фон, и учащимся нужно было только внести свои дополнения до полного завершения композиции. Здесь дети, не посещавшие детские дошкольные учреждения и не умевшие даже держать в руках кисть, смело включались в работу.

Учебно-методический комплект для учащихся 1 класса раскрывает содержание, формы и методы работы учителя с учащимися. Предложенное планирование учитывает возрастные особенности детей в формирование их учебно-познавательной деятельности средствами искусства. Задания направлены на развитие художественно-творческих способностей учащихся, содержат задания  разного типа, способствующие развитию образного мышления. Материалы учебника и тетради предполагают диалог учителя  с учеником, что создает необходимую  эмоциональную нравственно-эстетическую среду общения.

 

 

      Е.В. Шорохов в своей книге «Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе», говорит о том, что в процессе выполнения рисунков или живописных работ с натуры задачи композиции сводятся в основном к умению удачно располагать изображаемый предмет или группу предметов на листе бумаги[]. Здесь учащиеся, начиная с 1 класса способны учитывать четыре основных правила.

1. Начинать рисование с натуры одного или нескольких предметов следует с той точки зрения, с которой один предмет выглядит наиболее выразительно, а группа предметов интересно компонуется в форме листа.

2. Немаловажное значение имеет и выбор уровня зрения на объекты изображения, так как это значительно влияет на характер композиции, на ее выразительность.

      Вопросы рисования  с натуры одного или группы  предметов с разных уровней  зрения мало исследованы. Однако  педагогическая практика накопила  в этом отношении определенный  опыт. Кроме того, проведенные нами  исследования в какой-то степени  позволяют понять возможности  учащихся в рисовании предметов  с натуры с разных уровней  зрения. Разница уровня зрения  имеет большое значение для  школьника. 

     Начиная с 4 класса (при условии правильно организованного учебно-воспитательного процесса) ученики способны рисовать с натуры предмет или группу объектов на разных уровнях зрения, т.е. изображать предметы и на уровне глаз рисующего, и выше, и ниже. Однако легче им дается изображение на уровне глаз и ниже линии горизонта. Интересно дети могут решить задачу построения рисунка и при точке зрения сверху. Это объясняется тем, что еще в младшем дошкольном возрасте они часто рисовали как бы при виде сверху, когда плоскость листа бумаги рассматривалась как горизонтальная плоскость, как плоскость земли, на которую юные рисовальщики «ставили» объекты, видя их как бы с боку. Однако в 4 классе ученики уже умеют правильно строить предметы в рисунок, пользуясь элементарными знаниями перспективы.

Сложнее ученикам 4 класса показать в своих рисунках предметы, которые они видят снизу. В этих случаях плоскость, на которой стоит натура, закрывает нижние части рисуемых объектов, что и затрудняет их правильное конструктивное построение.

     Для учащихся1 - 3 классов в основном следует рекомендовать рисование различных предметов с натуры с уровня горизонта (предметы находятся на уровне глаз рисующегося или несколько ниже). Рисование с других уровней зрения для них сложно, так как их зрения по перспективе еще незначительны.

     Конечно, ученики1-3 классов рисуют с натуры предметы и при верхнем уровне зрения, когда натура находится ниже уровня глаз (иногда значительно ниже). Однако при этом они изображают горизонтальную плоскость как бы при виде сверху, а предметы при виде с уровня горизонта. Пытаясь же учитывать явления перспективы, они испытывают затруднения, так как их пространственное мышление еще недостаточно развито.

3. Школьники выбирают наиболее подходящий, способствующий большей выразительности рисунка формат листа бумаги. В зависимости от характера предмета или группы предметов (их габаритов) ученики берут лист бумаги горизонтально или вертикально. Начиная с 4 класса учащиеся уже могут, взятый вертикально или горизонтально лист бумаги, частично отчертить, обрезать, так как чувствуют более точный формат для каждой конкретной натуры. 

4. Учащиеся обращают внимание на необходимость брать такие размеры изображаемых предметов, которые были соразмерны площади листа, т. е. решают вопрос масштабности композиции.

     При рисовании с  натуры одного объекта (предметы  быта, игрушки, механизмы, здания, деревья, фигуры людей и т.  д.) для выразительности композиции  особо важны размеры изображения.  Причем размер изображения обязательно  зависит от замысла автора  рисунка. 

    Нередко при рисовании  с натуры одного объекта школьники  сознательно увеличивают его  размеры до такой степени, что  изображение не только касается  краев листа, но и даже выходит  за «раму». Это не считается  недостатком, так как ученики  сознательно стремятся изобразить  не весь объект, а лишь некоторые,  наиболее важные его части.  Это можно отнести к рисованию  головы человека. Ученики нередко  изображают полифигуру (поясной портрет) или портрет (голову и плечи). Иногда при рисовании натюрморта, состоящего всего из двух предметов, ставится задача показать предметы крупным планом. В этих случаях изображение часто касается краев бумаги, особенно с низу и с боков.

При изображении одного предмета с  натуры ученики обычно рационально  заполняют плоскость листа и  дают изображения не очень крупным, упирающимся в края листа, и не очень мелкие, что создает уравновешенную композицию.

    Когда школьники рисуют  с натуры группу предметов,  то они по-разному компонуют  рисунок, в зависимости от тех  задач, которые ставить перед  ними учитель. Например, при рисовании  натюрморта может быть дано  задание охватить весь натюрморт;  в другом случае - сосредоточить  основное внимание на наиболее  важной или интересной его  части. В третьем - может быть  цель изобразить не только  все предметы, входящие в натюрморт,  но и показать некоторое пространство  вокруг них (части подставки,  складки драпировки и пр.). Изображение  деталей, игра света и тени 'создают интересное цветовое, тоновое  решение и вместе с тем удачно, выразительно организуют всю  композицию.

      При компоновке  рисунка с натуры ученики учитывают  необходимость связи размеров  изображений с цветовым и тональным  решениями работы и в процессе  рисования стремятся эти знания  использовать для усиления выразительности  композиции. Например, цветовой тон  фона влияет на характер восприятия  объекта, находящегося на втором плане и первопланового предмета, а также зрительно уменьшает или увеличивает расстояние от предметов до краев листа бумаги (действует закономерность иллюзии). На впечатление длины этого расстояния будет влиять сочетание примененных цветов (светлотный тон). Сочетание цветов создает определенную контрастность, степень которой выражается настолько, насколько этого желает автор рисунка с учетом своего замысла.

     Применение названных  четырех правил композиции в  рисовании с натуры можно проследить, например, при рисовании натюрморта. Необходимо помнить о возможных  вариантах компоновки, так как  с разных мест постановка воспринимается  по-иному. С одних - один предмет  попадает на фон другого, а  последний в свою очередь - на фон третьего. С других же точек зрения, возможно, ни первый, ни второй предметы не будут находиться на фоне третьего и т. д. А так как в натюрморте и предметы и фон могут быть самыми различными по цветовому и светлотному тону, то многочисленные варианты их сочетания в расположении с разных точек зрения в каждом случае будут создавать совершенно иное впечатление: группировка двух-трех предметов в формате может быть самой разнообразной в зависимости от разных точек зрения.

      Поскольку в классе  каждый из учеников сидит на  постоянном месте и не имеет  возможности передвигаться с  целью обзора натуры с разных  сторон, то и на занятиях по  рисованию натюрмортов он может  видеть натуру лишь с одной  точки зрения. Однако учитель  все же рассказывает о необходимости  учитывать точку зрения на  объект, так как учащиеся чаще  всего не ограничиваются рисованием  на уроке, а рисуют дома, в  кружках, в факультативных группах,  в студиях, в детских художественных  школах. Объяснение учителем этой  закономерности позволяет ученикам, во-первых, внимательнее подходить  к анализу расположения предметов,  входящих в натюрморт с их  единственной точки зрения, выяснить, хорошо ли воспринимаются объекты  с этой точки зрения, и если  нет, то почему. При рисовании  с натуры различных предметов  на уроке школьники пытаются  посмотреть натуру с разных мест и увидеть натюрморт с того места, с которого он действительно воспринимается наиболее выразительно.

Уровень зрения при рисовании натюрморта для учеников в классе в основном определяет учитель, располагая постановку выше, ниже или на уровне глаз рисующих. Но в то же время в связи с  разницей роста детей уровень  зрения каждого из них будет различным. Например, когда учитель поставил натюрморт примерно на уровне глаз учеников, для детей меньшего роста плоскость, на которой стоит натюрморт, будет восприниматься в виде прямой линии, а детям более высокого роста плоскость «откроется», и они ее будут изображать как бы при виде сверху.

      В зависимости  от размеров группы предметов  выбирают и формат рисунка.  С тех точек зрения, с которых  высота группы воспринимается  большей, чем ширина, лист бумаги  берется вертикально, и наоборот. Но могут быть и такие точки  зрения, с которых натюрморт компонуется  примерно в квадратный формат. Это обстоятельство отлично понимают  и усваивают учащиеся, начиная  с 1 класса. Однако ученики I-III классов еще не очень вдаются в подробности выбора формата, который усиливает выразительность рисунка. При последовательном разъяснении этой закономерности композиции младшие школьники могут успешно применять ее в своей работе.

Информация о работе Формирование композиционных умений выполнять рисунок с натуры у младших школьников