Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:11, курсовая работа
Композиция –в переводе от лат. Composito - «составление, соединение». Это определенное расположение предмета в пространстве и его связь с другими предметами.
Композиция — это всегда толкование сюжета. Можно привести ряд примеров по определению понятия композиция, высказанных художниками -теоретиками искусства.
Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы
формирования композиционных умений у младших школьников
на основе рисунка с натуры.
1.1. Сущность понятий композиция, композиционные умения…………
1.2. Особенности формирования композиционных умений
у младших школьников на уроках рисования с натуры…………………
1.3. Методы и приемы формирования композиционных умений у
младших школьников на уроках рисования с натуры…………………...
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию
композиционных умений у младших школьников на уроках
рисования с натуры.
2.1. Определение исходного уровня формирования композиционных умений у младших школьников на уроках рисования с натуры…………………
2.2. Программа развития и формирования композиционных
умений у младших школьников на уроках рисования с натуры………..
Заключение………………………………………………………………….
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Восточно-Сибирская государственная академия образования»
Кафедра изобразительного искусства и методики
Художественного образования
Специальность:
Курсовая работа
Выполнила:
студентка 4 курса
Руководитель:
Викторовна.
Работа допущена к защите «_» ______________
Заведующий кафедрой ____________________
Дата защиты «__»_________________________
Отметка ______________________________
Иркутск 2011г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Психолого-педагогическое
обоснование проблемы
формирования композиционных умений у
младших школьников
на основе рисунка с
натуры.
1.1. Сущность понятий композиция,
композиционные умения…………
1.2. Особенности формирования композиционных
умений
у младших школьников на уроках рисования
с натуры…………………
1.3. Методы и приемы формирования
композиционных умений у
младших школьников на уроках рисования
с натуры…………………...
Глава 2. Экспериментальная работа
по формированию
композиционных умений у младших школьников
на уроках
рисования с натуры.
2.1. Определение
исходного уровня формирования композиционных
умений у младших школьников на уроках
рисования с натуры…………………
2.2. Программа развития и формирования
композиционных
умений у младших школьников на
уроках рисования с натуры………..
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложения.
Глава
1. Психолого-педагогическое обоснование
проблемы
формирования композиционных умений у
младших школьников на уроках рисования
с натуры
1.1. Сущность понятий композиция, композиционные
умения.
Композиция в
изобразительном искусстве
Композиция –в переводе от лат. Composito - «составление, соединение». Это определенное расположение предмета в пространстве и его связь с другими предметами.
Композиция — это всегда толкование сюжета. Можно привести ряд примеров по определению понятия композиция, высказанных художниками -теоретиками искусства.
Например, в
толковом словаре русского
Так же С. Григорьев указывает на то, что если раньше композиция по существу означала эскизирование, то есть работу над сюжетом картины, то теперь ее значение и понимание изменилось. Она может быть в натюрморте и рисунке, в наброске. Это не только соотношение линий, силуэтов, цветов это и взаимовлияния, и внутренние связи элементов, персонажей, линий, форм на основе стилевого единства, чувства целостности»[ ].
В. Леняшин обращает внимание на то, пока не нашлась композиция бесполезно писать лица. Как бы сильно они ни были написаны, они таинственным образом теряют силу, пока не найдут свое место в картинном пространстве, в композиционном ряду[ ].
Э. Браговский считает, что в процессе создания произведения главной является композиция. Без нее картина не может существовать, даже когда верно найдены цветовые отношения и выражено состояние. Искать композицию — для меня это значит, прежде всего, внутренне организовать холст, определить его структурный костяк, его основу.
Основное правило композиции — всегда должен присутствовать центр композиции — доминирующий, главный предмет, выраженный помещением его на передний план, либо ярким цветом, либо большим размером по отношению к листу бумаги. И дальше его окружают второстепенные предметы, которые будут либо меньшего размера, либо не такие яркие, либо находящиеся на заднем плане. Композиционный центр несет основную смысловую нагрузку. Для более сильного эмоционального воздействия композиционный центр можно сдвинуть – это способ асимметричного решения композиции. Композиция бывает двух видов: статичная и динамичная. Рассмотрим эти понятия.
Динамика –
это состояние движения, ход развития,
изменение какого – либо
Статика же полная противоположность динамике, т.е. статичные композиции передают спокойствие, гармонию и уравновешенность.
Существуют приемы композиции такие как: ритм, симметрия и асимметрия, колорит.
Ритм - это чередование
каких-либо элементов в определенной последовательности.
Он присутствует во многих явлениях действительности.
Ритм всегда подразумевает движение, которое
может быть продлено до бесконечности.
В живописи, графике, скульптуре, декоративном
искусстве ритм присутствует как одно
из важнейших выразительных средств композиции,
участвуя не только в построении изображения,
но и зачастую придавая содержанию определенную
эмоциональность.
В ассиметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая стороны не уравновешены.
Композиционное равновесие достигается за счет определенного сочетания и размещения «легких» и «тяжелых» фигур. Необходимо учиться уравновешивать большие и малые величины, светлое и темное, разнообразные силуэты и цветовые пятна.
Колорит – система соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия действительности.
Поскольку мы в своем исследовании рассматриваем проблему формирования композиционных умении на уроках рисования с натуры, то нам необходимо рассмотреть сущность понятия «композиционные умения», но прежде обратимся к понятию «умения».
С.А. Коровин
писал, что умение –
С.Ю. Головин рассматривал умение, как элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством. Например, точно и правильно выполнять какое либо действие, операцию, серию действий или операцию. Так же под умением понимается освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях[ ].
В контексте
нашего исследования
Исходя из вышесказанного композиция – это строение, взаимосвязь частей обеспечивающая целостность изображения, направленная на раскрытие содержания, идеи произведения. Знание законов композиции помогает сделать конечный результат художника более грамотным и выразительным, а так же помогает добиться желаемого успеха в творческой жизни.
1.2. Особенности формирования композиционных умении у младших школьников на уроках рисования с натуры.
Современные задачи общеобразовательной шко
На уроках по изобразительному искусству первостепенной задачей является формирование композиционных умений. В младшем школьном возрасте развиваются основные познавательные процессы. Для того чтобы понять как развиваются познавательные процессы у младших школьников мы рассмотрим такие понятия как: воображение, восприятие, внимание, память и мышление и обратимся к книге Л.С. Выготского.
Воображение. Воображение младшего школьника формируется в процессе его учебной деятельности под влиянием ее требований. Л.С. Выготский утверждает, что основная тенденция в развитии детского воображения - это переход к все более правильному и полному отражению действительности, переход от простого произвольного комбинирования представлений к комбинированию логически аргументированному[ ]. Речь идет о реализме детского воображения (в игре, например, у ребенка увеличивается требовательность к правдоподобию в игровой ситуации).
Хорошо известные события ребенок стремится изобразить правдиво, как бывает в жизни. Во многих случаях изменение действительности вызывается незнанием, неумением связно, последовательно изобразить события жизни.
Однако, следует отметить, что дети не лишены фантазирования, находящегося в разладе с действительностью. Фантазирование играет еще значительную роль и занимает определенное место в жизни ребенка. В сознании младшего школьника мирно уживаются конкретные знания и строящиеся на их основе увлекательные фантастические образы.
Воображение младшего школьника характеризируется наличием элементов репродуктивности, простого воспроизведения. С возрастом элементов репродуктивности в воображении младшего школьника становится меньше и в большей степени появляется творческая переработка представлений.
Еще одной из характерных черт воображения детей младшего школьного возраста является его наглядность и конкретность. У детей 1-2 класса беседы требуют опоры на картинку, на конкретный образ. Иначе они не могут вообразить и воссоздать требуемую ситуацию.
Восприятие. Быстрое сенсорное развитие ребенка в дошкольном возрасте приводит к тому, что младший школьник обладает достаточным уровнем развития восприятия: у него высокий уровень остроты зрения, слуха, ориентировки на форму и цвет предмета. Процесс обучения предъявляет новые требования к его восприятию. В процессе восприятия учебной информации нужна произвольность и осмысленность деятельности учащихся, они воспринимают различные образцы в соответствии с которыми должны действовать. Произвольность и