Дизайн современного костюма как средство развития эстетического вкуса учащихся 6-7 классов на кружковых занятиях по декоративно-прикладно

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель - изучить в ходе практической деятельности роль современного костюма в развитии эстетического вкуса учащихся на внеклассных занятиях по декоративно-прикладному искусству.

Гипотеза: – процесс развития эстетического вкуса будет более эффективным, если:

◦использовать в учебной деятельности средства искусства, а именно средства дизайна и декоративно-прикладного искусства.
◦создать условия, способствующие развитию эстетического вкуса учащихся во внеурочной деятельности.
Задачи:

1.Изучить и проанализировать научно-методическую, и психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме.
2.определить средства и методы по развитию эстетического вкуса учащихся.
3.Создать модель современного костюма.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты развития школьников.

1.1 Развитие эстетического вкуса школьников как психологическая проблема……………………………………………………………………..….…7

2.Средства и методы развития эстетического вкуса учащихся………….....10
1.3Психолого-педагогические особенности детей 6-7 классов……………....14

Глава 2. Роль дизайна в создании современного костюма.

2.1 История дизайна костюма…………………………………………………19.

2.2 Дизайн одежды – создание гармоничного образа………………………..22

2.3 Дизайн костюма на кружковых занятиях по ДПИ………………………25

2.4 Создание модели современного костюма………………………………….30

Заключение……………………………………………………………………32

Список используемой литературы…………………………………………35

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты развития школьников.

1.1 Развитие эстетического вкуса школьников как психологическая проблема……………………………………………………………………..….…7

    1. Средства и методы развития эстетического вкуса учащихся………….....10

1.3Психолого-педагогические особенности детей 6-7 классов……………....14

Глава 2. Роль дизайна в  создании современного костюма.

2.1 История дизайна костюма…………………………………………………19.

2.2 Дизайн одежды – создание гармоничного образа………………………..22

2.3 Дизайн костюма на кружковых занятиях по ДПИ………………………25

2.4 Создание модели современного костюма………………………………….30

Заключение……………………………………………………………………32

Список используемой литературы…………………………………………35 
 
 
 
 
 
 

Введение

 "Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно  еще  очень  наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в  наших  взрослых  руках.  Какими  мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И  не  только  они.  Таким будет и общество через 30  -  40  лет,  общество,  построенное  ими  по  тем представлениям, которые мы у них создадим" [15, 14].                       

      Эти слова Б.М. Неменского говорят  о том, что школа решает,  что  будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться,  а что презирать люди через 30 -  40  лет.  Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же  любого мировоззрения  не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды.  Без эстетического  отношения  мировоззрение  не  может  быть  подлинно  цельным, способным объективно и  во  всей  полноте  охватить  действительность.  "Как невозможно  себе  представить  человеческое  общество   без   истории   его культурного и художественного развития, точно так же невозможно  представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов" [10, 2].

    А формировать личность и  эстетическую культуру,  -  отмечают  многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого  младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей  создает в   ребенке   особые   эмоционально   психические   состояния,    возбуждает непосредственный интерес  к  жизни,  обостряет  любознательность,  развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

          Научить видеть прекрасное вокруг  себя, в  окружающей  действительности призвана система  эстетического  воспитания.  Для  того  чтобы  эта  система воздействовала на  ребенка  наиболее  эффективно  и  достигала  поставленной цели,  Б.М.   Неменский   выделил   следующую   ее   особенность:   "Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю  общественную  жизнь школьника,  где каждый  предмет,  каждый  вид  занятия  имеет  свою  четкую  задачу  в деле формирования эстетической культуры и личности школьника" [15, 17].

          Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую  она  опирается. Такой  основой  в  системе  эстетического  воспитания   мы   можем   считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино,  театр  и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой,  что  искусство  является главным  содержанием  эстетики  как  науки,  и  что  красота  есть  основное эстетическое явление [13, 6]. Искусство заключает в себе  большой  потенциал для развития личности.

          Из всего вышесказанного, можно  предположить,  что,  приобщая  подростка к богатейшему опыту человечества,  накопленному  в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне  развитого современного человека.

          Это предположение и определило тему нашего исследования: "Дизайн современного костюма, как средство развития эстетического вкуса учащихся 6-7 классов на внеклассных занятиях по декоративно-прикладному искусству ".     

    В последние годы возросло  внимание  к  проблемам  теории  и  практики развития эстетического вкуса учащихся как важнейшему средству  формирования  отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е.  как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности, поэтому данная тема является актуальной.

Объект  исследования: – учебно-воспитательный процесс на кружковых занятиях по декоративно-прикладному искусству.

Предмет исследования: – процесс воспитания эстетического вкуса учащихся 6-7 классов.

Цель - изучить в ходе практической деятельности роль современного     костюма в развитии эстетического вкуса учащихся на внеклассных занятиях по декоративно-прикладному искусству.                        

  Гипотеза: – процесс развития эстетического вкуса будет более эффективным, если:

    • использовать  в учебной деятельности средства  искусства,   а   именно средства дизайна и декоративно-прикладного искусства.
    • создать условия, способствующие развитию эстетического вкуса учащихся во внеурочной деятельности.

  Задачи:

    1. Изучить  и  проанализировать научно-методическую, и психолого-педагогическую и специальную   литературу   по   проблеме.
    2. определить средства и методы по развитию эстетического        вкуса учащихся.
    3. Создать модель современного костюма.

   

Методы  исследования:

  1. Теоретический анализ литературы.
  2. Изучение педагогического опыта.
  3. Анализ и синтез полученных данных.
  4. Практическая работа
 

                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты развития школьников

    1. Развитие эстетического вкуса школьников как психолого-педагогическая проблема

    В отличие от некоторых эстетических категорий, понятие «эстетический  вкус»  знакомо каждому человеку, большинство имеет  о нем свои практические представления, в результате которых в различных аудиториях возникают порой серьезные споры по поводу искусства.

         При поиске ответа на вопрос, в чем суть эстетического вкуса,  следует исходить, прежде всего, из того, что он является качеством, свойством личности, которое выражается в сформированности определенных эстетических норм, функционирующих при восприятии разнообразного круга произведений искусства, окружающей действительности, а также в процессе собственной эстетической и художественной деятельности [5;128].

        При разработке вопросов эстетического воспитания средствами изобразительного искусства большую помощь учителям могут оказать исследования в области психологии  эстетического восприятия и творческого воображения Л.Г Выготского, Б.М. Теплова, Б.Ф. Ломова и др. [3;109].

    Еще одна категория эстетического воспитания – сложное социально-психологическое  образование – эстетический вкус. А.И. Буров определяет его, как «относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены нормы, предпочтения, служащие личным критерием для эстетической оценки предметов или явлений»[4;35].Б.М. Неменский определяет эстетический вкус, как «невосприимчивость к художественным суррогатам» и «жажду общения с подлинным искусством». Но нам более импонирует определение данное А.К. Дремовым. «Эстетический вкус – это способность непосредственно, по впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства»[12;76].

    Принято считать, что вкус – это одно из самых индивидуальных проявлений отношения человека к миру. Его учат ходить и говорить, читать и писать, трудиться и заниматься общественной деятельностью. Он усваивает под влиянием общества, в котором живет, нормы его морали и идеалы его развития.

    Овладение некоторыми эстетическими умениями, которые мы предлагаем и которые соответствуют основным функциям искусства, как раз призвано обезопасить нас от слепого, и поэтому чрезмерного увлечения модой.

    Сходство  вкусов, в том числе художественных, - одна из важнейших причин сближения  людей. У подростков это часто служит причиной сближения людей, причиной образования дружеских компаний, групп общения. И высокий уровень вкуса по нормам, признаваемым внутри группы, - всегда одно из оснований гордости и положения лидера в группе.

    Именно  художественные и эстетические вкусы, проявляющиеся в оценке искусства, выборе его для собственного потребления и в совете другим, вкусовые качества того, как вы одеваетесь и как обставили ваш дом, играют очень важную роль в вашей оценке других людей и в их оценке нас с вами. А если бы вкус был делом сугубо индивидуальным, он не был бы параметром измерения и отношения людей друг к другу.

    Освоение  учащимися каждого вида художественной деятельности (изобразительной, декоративной, дизайнерской) заключается в освоении разнообразных художественных материалов, техник и затем через систему творческих заданий – в формировании умения самостоятельно выбирать наиболее подходящий художественный материал или технику для воплощения своего замысла. Ребенок, создавая художественно-творческую работу, выбирает сюжет, решает композиционные и другие изобразительные задачи, добивается образной выразительности работы [6;109].

    Эстетический  вкус относится к таким проявлениям личности, которые затрагивают человека очень глубоко и почти интимно. Вероятно, потому, что касается всех сторон личности, связан с ее потребностями, интересами, мечтами и воспоминаниями, уровнем культуры и знаний, отношением к себе и к другим.

          Обогатить художественно-эстетическое  образование учащихся  позволяет  и курс истории изобразительного искусства. Знакомство с наследием Андрея Рублева, творчеством Боттичелли, Николая Ге, Валентина Серова и Пикассо помогает ученикам, прикоснувшимся к шедеврам человеческого гения, понять, что есть красота, и включиться в вечный поиск ее идеала. Ведь чем богаче запас жизненных впечатлений ребенка, его субъективный опыт восприятия художественного мира, тем эстетически более ценный создаваемый им образ картины мира, причем образ эмоционально окрашенный, способный вызвать глубокие переживания и чувства.

    В связи с этими любые усилия по воспитанию эстетических вкусов надо вести осторожно, уважительно и  тактично, особенно когда речь идет о подростках. Поэтому так важно  начать воспитание полноценных, на уровне высокой общественной культуры, эстетических и художественных вкусов с младшего возраста, когда человек еще не сложился и воздействию других не сопротивляется, а охотно его принимает. 
 

    1.2Средства  и методы развития эстетического вкуса учащихся

    Эстетическое  воспитание ребенка начинается с  момента его рождения. Рассмотрим те воздействия, которые оказывают на него наиболее сильное влияние.

    Передовые педагоги понимают, как важно сочетать в процессе эстетического воспитания всю совокупность разнообразных средств и форм, пробуждающих и развивающих в школьнике эстетическое отношение к жизни, к литературе и искусству. В школе должно обращаться внимание не только на содержание школьных предметов. Но и средства действительности, на факторы, оказывающие влияние на эстетическое развитие личности.

    Одним из таких факторов является эстетизация среды. Проблема эстетизации среды обитания органически связана с решением одной из сложных и насущных проблем совершенного человечества – проблемы рационального использования природных богатств и охраны окружающей среды.

    Следующий фактор эстетического развития личности – эстетизация быта. «С точки зрения быт, можно сказать, является лакмусовой бумажкой уровня развития эстетического развития личности, группы или коллектива. Материальная среда быта, ее духовность или бездуховность, - показатель соответствующих качеств создавших ее людей», отмечает Г.С. Лабковская. Если ребенка с первого класса и до окончания школы окружают вещи, отличающиеся красотой, целесообразностью, простотой, то в его жизнь подсознательно входят категории, как целесообразность, упорядоченность, чувство меры, т.е. критерии, которые позднее определяет его вкусы и потребности.

Информация о работе Дизайн современного костюма как средство развития эстетического вкуса учащихся 6-7 классов на кружковых занятиях по декоративно-прикладно