Дизайн современного костюма как средство развития эстетического вкуса учащихся 6-7 классов на кружковых занятиях по декоративно-прикладно

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель - изучить в ходе практической деятельности роль современного костюма в развитии эстетического вкуса учащихся на внеклассных занятиях по декоративно-прикладному искусству.

Гипотеза: – процесс развития эстетического вкуса будет более эффективным, если:

◦использовать в учебной деятельности средства искусства, а именно средства дизайна и декоративно-прикладного искусства.
◦создать условия, способствующие развитию эстетического вкуса учащихся во внеурочной деятельности.
Задачи:

1.Изучить и проанализировать научно-методическую, и психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме.
2.определить средства и методы по развитию эстетического вкуса учащихся.
3.Создать модель современного костюма.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты развития школьников.

1.1 Развитие эстетического вкуса школьников как психологическая проблема……………………………………………………………………..….…7

2.Средства и методы развития эстетического вкуса учащихся………….....10
1.3Психолого-педагогические особенности детей 6-7 классов……………....14

Глава 2. Роль дизайна в создании современного костюма.

2.1 История дизайна костюма…………………………………………………19.

2.2 Дизайн одежды – создание гармоничного образа………………………..22

2.3 Дизайн костюма на кружковых занятиях по ДПИ………………………25

2.4 Создание модели современного костюма………………………………….30

Заключение……………………………………………………………………32

Список используемой литературы…………………………………………35

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

    Эстетика поведения и внешнего облика,- не менее значимый фактор эстетического воспитания. Как отмечает К.В. Гавриловец: «В своей работе, учитель влияют на воспитанников всем своим внешним обликом. В его костюме, прическе проявляется эстетический вкус, отношение к моде, которое не может не влиять на вкусы юных.  Модный и в то же время деловой стиль в одежде, чувство меры в косметике, выборе украшений помогают формировать у подростков правильный взгляд на соотношение внешнего и внутреннего в облике человека, вырабатывать у них «нравственно эстетический критерий достоинства человека»[8;14]. Об эстетике поведения, или культуре поведения много говорил В.А. Сухомлинский. В культуру поведения он включает и «культуру общения: общение между взрослыми и детьми, а также общение в детском коллективе»[5;11].

    Перед взрослыми возникает одна из основных задач – организовать широкие  и разнообразные контакты детей с эстетическими и художественными, общественно признанными классическими и современными образцами, используя возможности, не всегда доступные  учителю  и, тем самым, существенно дополняющие эстетическое воспитание учащихся. Общение создается специально и, таким образом, контролируется, но следует избегать одностороннего преднамеренного навязывания ребенку своих норм и предпочтений, иначе его вкус не получит естественного индивидуализированного развития и будет носить механический характер. В принципе, при определенном учете физиологических, психологических и вкусовых особенностей конкретного возраста, отмеченное общее направление само по себе есть предварительная ориентация на формирование хорошего вкуса. Сюда должны включатся, например, систематические поездки за город. Где происходит с большей эстетической полнотой любование красками рассвета и заката, наступлением сумерек, сиянием солнечного дня  и возникает целостное гармоническое чувство особой тины сельского пейзажа; знакомство с историко-архитектурными, художественными и литературными музеями, архитектурными памятниками; регулярное, но выборочное, в соответствии с художественными и возрастными критериями, посещение драматических и музыкальных театров, кинотеатров; такой подбор домашней библиотеки либо чтение книг других библиотек, когда школьник получает возможность общения с многочисленными жанровыми и стилевыми образцами всемирной и русской литературы; непрямолинейное проигрывание разных ситуаций в области эстетических отношений и вариантов эстетического устройства быта.

    Эти и другие средства в совокупности способствуют целенаправленному накоплению эстетических и художественных впечатлений, которые являются базой, основой  для осуществления внутренней личностной выработки той или иной нормативной классификации [4;130].

    Одним из важнейших источников эстетического  опыта школьников является разнообразная  внеклассная и внешкольная работа. В ней удовлетворяется насущные потребности в общении, и происходит творческое развитие личности. На внеклассных мероприятиях дети имеют большие возможности для самопроявления. Отечественная школа накопила большой опыт по эстетическому воспитанию школьников в процессе внеклассной и внешкольной деятельности.

    Таким образом, эстетически воспитывает буквально все, вся окружающая нас действительность. В этом смысле к важным источникам эстетического опыта детей относится и  искусство, так как: «Искусство является наиболее концентрированным выражением эстетического отношения человека к действительности и поэтому играет ведущую роль в эстетическом воспитании» [2;14] -утверждал Б.М. Неменский. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
    1. Психолого-педагогические особенности детей 6-7 классов

    Подростковый  возраст – период жизни человека детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет).

    Вещи  – среда обитания, условие духовного  и физического развития, желанная и необходимая собственность. Однако общество потребления предлагает вниманию подростка выбор и регулярное обновление массы вещей, которые не могут принять участие в его развитии, и вовсе не обязательны для его благополучного бытия.

    Современный подросток подпадает в большой мере под внушение побуждающей рекламы, порабощающей вещной потребности, подавляющие воздействие даров.

    В современном мире вещи могут стать  растлителем подростков по многим причинам:

  • став основной ценностью, побуждающей мотивацию и представления о полноте жизни;
  • став фетишем, превращающим в раба вещей;
  • поставив в, зависимость от дарителей и побуждая, тем самым к зависимости и агрессии.

    До  инерции детства большая часть подростков, остро реагирует на свои восприятие, память, речь, мышление и старается придать им блеск и глубину; они переживают радость от приобщения к познанию; моральные ценности, качества личности также становится для них объектом самовоспитания. Интенсивно умственно работая и столь же интенсивно бездельничая, подросток постепенно осознает себя как личность.[9;54]

    Учеба в школе или в училище занимает большое место в жизни подростка.

    Позитивное  здесь – готовность подростка  к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов учения. Для подростка становится привлекательными самостоятельные формы занятий. Подростку это импонирует, и он легче осваивает способы действия, когда учитель лишь помогает ему.

    Конечно, интерес к учебному предмету во многом связан с качеством преподавание. Большое значение имеют подача материала  учителем, умение увлекательно и доходчиво  объяснить материал, что активизирует интерес, усиливает мотивацию учения. Постепенно на основе познавательной потребности формируются устойчивые познавательные интересы, ведущие к позитивному отношению к учебным предметам в целом.

    В этом возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной  перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала. Знания приобретают особую значимость для развития личности подростка.

    Успех или неуспех  в учении также  влияет на формирование отношения к  учебным предметам. Успех вызывает положительные эмоции, позитивное отношение к предмету и стремление развиваться в этом отношении.

    Овладение учебным материалом требует от  подростков более высокого уровня учебно-познавательной деятельности, чем в младших классах. Им предстоит усвоить научные понятия, системы знаков. Новые требования к усвоению знаний способствует постепенному развитию теоретического мышления, интеллектуализации познавательной сферы.

    В ориентации на труд, в формировании интересов, склонностей и способностей у подростков большую роль играет активная проба сил в различных областях трудовой деятельности. При этом ориентации во многом определяются возможностью личного самоутверждения и самосовершенствования. В наше время подросток получил новую мотивацию для участия в трудовой деятельности – это возможность заработать деньги. При этом подростки еще не достаточно оценивают значение таких качеств личности, как трудолюбие, упорство в достижении поставленной цели.

    Однако  именно в отрочестве многие подростки испытывают потребность в профессиональном самоопределении, что связанно  с общей тенденцией этого возраста найти свое место в жизни. Подросток начинает с нарастающим интересом присматриваться к многообразию профессий. Осуществляя предварительный выбор, он оценивает разные виды деятельности с точки зрения своих интересов и склонностей, а также с точки зрения общественных ценностных ориентаций [11;45].

    Здесь важно вовремя увидеть склонности подростка и поддержать его. В настоящее время ситуация складывается таким образом,  что любой труд оценивается как общественно значимый. Поэтому важно правильно сориентировать подростка на качество труда, неответственное отношение к результату труда.

    Подростки, имея  возможность многообразного приложения своих способностей, получая  удовлетворение от своего чувства творческого потенциала, становятся уверенными в сегодняшнем дне и в своем будущем. Они начинают планировать свою взрослую жизнь в нормативном пространстве общества, начинают дорожить своей профессией. Все определяет социальную защищенность в обществе.

    Идея  выбора жизненного пути, выбора своих ценностных ориентаций, своего идеала, своего друга, своей профессии должна стать основополагающей целью отрочества. Подростки, поняв глубинный смысл и ценность выбора, как самостоятельного интеллектуального и волевого акта, утверждающего собственное «Я», собственный почин, обретают самоидентичность и готовность взять на себя ответственность за свой выбор[4;347]. 

    Творческая  деятельность учащихся 6-7 классов

    Подростковый  этап изобразительной деятельности детей можно в целом характеризовать как аналитический. К 12-14 годам завершается созревание психофизиологической базы занятий изобразительным искусством. Многие важные функциональные показатели деятельности (работа глаз, способность к восприятию цвета, пространства и других аспектов видимого мира) приобретают вполне взрослые параметры. Становятся доступными и вызывают активный интерес технические аспекты художественного процесса. По существу, к концу подросткового возраста (к 7-8 классу) многие виды изобразительного искусства могут быть выделены на уровень относительно углубленной проработки.

    В среднем возрасте на первый план выходит  планомерное и систематическое  изучение средств художественного  языка с целью обеспечить способность  школьников к художественному выражению явлений действительности.

    В среднем возрасте работа над замыслом и решение выразительной задачи становятся тем стержнем, вокруг которого организуется постижение  подростком способов изображения. Поэтому освоение грамоты является важным вспомогательным моментом в процессе продвижения подростка к созданию полноценного художественного продукта применительно к поставленной задаче. В то же время усвоение компонентов изобразительной грамоты становится в прямую зависимость от того, в какой мере владения ими обеспечивает возможность выражения.

    Повышаются  требования подростка к собственным  работам  (в основном с точки  зрения соответствия их реальному виду). Повышается роль и ответственность  систематического обучения.

    Особенностью  данного возраста следует считать повышенную активность в процессе изобразительной деятельности. Учащиеся многое хотят знать и еще больше – уметь. Причем «уметь» все больше приближается по своему характеру к законам художественного мастерства, специфически «взрослым» приемам художественной работы, требующим сложного профессионального оснащения.

    В области практической деятельности создание правдоподобного, предметно-убедительного  изображения, обогащенного деталями, является чрезвычайно характерной эстетической потребностью подростка.

    Большие перспективы развертываются в подростковом возрасте в прикладной деятельности, причем не столько по линии изготовления предметов, сколько в связи с воспитанием культуры художественно-конструктивного решения, понимания подростками сложных отношений, возникающих в процессе создания вещи, между ее функцией, материалом и внешней формой. Воспитание художественно-конструктивного мышления ставит в качестве обязательной задачу взаимосвязи занятий изобразительным искусством и уроков труда [5;59].

      Таким образом, отрочество при всей сложности психологических взаимодействий с другими людьми имеет глубинную привлекательность своей направленностью на созидание. Именно в отрочестве подросток нацелен на поиск новых, продуктивных форм общения – со сверстниками, со своими кумирами, с теми, кого любит и уважает. Стремление к созиданию проявляется и в сфере осваиваемых идей и знаний. 
 
 

    Глава 2. Роль дизайна в  создании современного костюма

    2.1 История дизайна костюма

        Большинство книг, посвященных истории костюма, начинается с описания одежд Древнего Египта. Из научных трудов можно узнать, как одевались первобытные люди каменного века, что носят современные нам племена аборигенов Африки, Австралии.

          Источники информации всевозможные  – от наскальных рисунков, изображений  на предметах обихода и культа, примитивных статуэток до величайших  творений живописи и скульптуры,  до массовой печати, телевидения, кинематографа. Исследователи не просто собирают сведения, а систематизируют их, «расставляют по полочкам», - и тогда находят ответы на самые разнообразные вопросы.

Информация о работе Дизайн современного костюма как средство развития эстетического вкуса учащихся 6-7 классов на кружковых занятиях по декоративно-прикладно