Человек как субъект культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 12:18, курс лекций

Краткое описание

Слово «субъект» и производные от него формы происходят от лат. subject, которое можно перевести как «лежащий внизу, находящийся в основании, выступающий фундаментом» (от sub - под, jack» - бросаю, кладу основание, устанавливаю).

Файлы: 1 файл

Человек как субъект культуры.docx

— 40.27 Кб (Скачать)

Человек как субъект культуры

Слово «субъект»  и производные от него формы происходят от лат. subject, которое можно перевести как «лежащий внизу, находящийся в основании, выступающий фундаментом» (от sub - под, jack» - бросаю, кладу основание, устанавливаю).

Сегодня и в  повседневной практике, и в гуманитарном знании, в том числе в культурологии, под ним подразумевается носитель предметно-практической деятельности или познания, источник и агент активности, направленной на объект, которым является окружающий субъекта мир во всем его многообразии. Субъектом может выступать как индивид, отдельный человек, так и социальная группа, некоторая совокупность людей.

Однако для  этого недостаточно просто быть человеком  или образовать некоторое сообщество. Субъективность - не онтологическая, не бытийственная характеристика, но показатель отношений, возникающих между двумя сторонами: делателем и предметом возделывания. Поэтому ее необходимым уровнем является активная деятельность. Именно в актах овладения, трансформации, вторжения в окружающий мир, воссоздания его проявляются субъективные черты.

Субъект культуры - это активный деятель, творец, преобразователь  культурной реальности. Он находится  на пересечении множества факторов - как внешних, или объективных, в  той или иной степени его предопределяющих, так и внутренних, или субъективных, благодаря которым он сам, в свою очередь, посредством активной деятельности вторгается в культуру и изменяет ее.

· Человек приходит в мир уже наделенным определенными  биологическими, физиологическими и  психологическими параметрами. Как  любая биологическая целостность, положенная в контекст природной реальности, он подчиняется тем или иным законам природы.

· Однако человек  определяется как человек не этими  чертами, а теми характеристиками, которые  позволяют ему стать активным реформатором окружающей реальности.

· Или, говоря другими  словами, человек становится человеком  в тот момент, когда в нем  проявляется субъект культуры, ибо  именно культура отличает человека от всех феноменов реальной действительности.

· Благодаря ей мы можем очертить границы человеческой уникальности - только в культурной плоскости человек проявляется как существо суверенное и автономное, принципиально несводимое к другим формам природного мира.

· Субъект культуры присутствует лишь тогда, когда заявляет о себе Человек культурный, и наоборот.

· То же самое  справедливо и относительно человеческих сообществ: некое образование индивидов  лишь тогда становится социальной автономностью, когда начинает выступать в качестве коллективного субъекта культуры.

Поэтому необходимо более подробно остановиться на тех  чертах человека и человеческих сообществ, в которых проявляется человеческое, то есть культурное. 

2. ЛИЧНОСТЬ -  
1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности;  
2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие Л. следует отличать от понятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.
 
 

 
Процесс социализации проходит фазы, которые  называют еще стадиями жизненного цикла  человека. Это детство, юность, зрелость и старость. По степени достижения результата или завершенности процесса социализации, можно выделить начальную, или раннюю социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и  продолженную, или зрелую социализацию, охватывающую два других периода.  
 
Прежде подготовка к взрослой жизни была непродолжительной: в 14—15 лет юноша переходил в разряд взрослых, а девушки в 13 лет выходили замуж и образовывали самостоятельную семью. Так было в традиционном обществе. Даже сегодня в тех обществах, что сохранили традиционный уклад жизни, существует раннее прекращение детства. Детство получило признание в Европе в средние века, а отрочество — только в XX веке. Совсем недавно, да и то только в развитых индустриальных странах, самостоятельной стадией жизненного цикла была признана юность (молодость). В индустриальном и постиндустриальном обществе человек продолжает учебу иногда до 25 лет. В сравнении с нашими обезьяноподобными предками период подготовки к жизни увеличился минимум в 5 раз.  
 
Подготовка к самостоятельной жизни стала не только более продолжительной, но также более сложной и дорогостоящей. Дать полноценное образование всем желающим из любого социального слоя человеческое общество смогло только в XX веке. Десятки тысяч лет оно накапливало для этого ресурсы. Всеобщее среднее образование — серьезное достижение нашего времени. Если учитывать все расходы, то государство в развитых странах тратит на образование до 30% национального дохода.  
 
Однако школьное, университетское, производственное или какое-либо иное обучение — всего лишь техническое мероприятие, организованное для приобретения новых знаний. Это только один из этапов социализации. Обучение предмету и обучение жизни — вещи совершенно разные.  
 
Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Наследник трона готовится к роли монарха многие годы; его воспитывает окружение, практика принятия управленческих решений, которую приходится осваивать, реально став королем или вождем. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями — правами, обязанностями, отношениями — она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации применимо не слово «обучение», а слово «освоение». Оно шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей.  
 
Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т. п. Понятие «социализация» объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.  
 
Социализация — такой процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию.  
 
К 14 годам из талантливого ребенка можно сделать вундеркинда, знающего в совершенстве тот или иной предмет. Примеров ускоренного обучения множество, но не существует примеров ускоренной социализации.  
 
Разумеется, возможно раннее взросление, особенно если жизнь была трудной: в детстве человек лишился родителей, рано пошел трудиться, познал все невзгоды. Но это еще не социализация. Можно сократить отдельные ее этапы, ускорить их прохождение, но удлинить или сократить процесс социализации в целом нельзя. Как вы думаете, почему?  
 
Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап.  
 
Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, хотя многие взрослые иногда сознательно ищут уединения и самоизоляции на некоторое время, предаются углубленным размышлениям и созерцанию.  
 
Даже в тех случаях, когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, они вполне способны не погибнуть духовно и социально. А бывает, преодолевая трудности, они даже и развивают свою личность, открывают в себе новые грани.
 
 

 
Понятия социализации и инкультурации очень близки по своему содержанию. Тем не менее, их лучше не смешивать.  
 
Социализация обозначает обучение человека жизни в современном обществе. В какую бы страну он ни выехал на время или ни переехал навсегда, он обязан иметь элементарные представления о социальной структуре и стратификации общества, распределении людей по классам, способах зарабатывания денег и распределении ролей в семье, основах рыночной экономики и политического устройства государства, гражданских правах и т. п  
 
Инкультурация (enculturation) обозначает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Культура в разных странах более специфична, чем социальная структура. К ней труднее адаптироваться, полноценно включиться и привыкнуть. Взрослый эмигрант, выехавший из России в Америку, достаточно быстро усваивает социальные законы жизни, но гораздо труднее у него происходит усвоение чужих культурных норм и обычаев. Русский физик, программист или инженер, имея высокую квалификацию, признанную за рубежом, за короткое время усваивает права и обязанности, соответствующие его новой должности. Через месяц-другой он справляется с профессиональными обязанностями не хуже коренного американца. Но привыкнуть к чужой культуре, почувствовать ее своей ему не удается порой и через многие годы.  
 
Таким образом, адаптация к социальному порядку жизни в чужой стране происходит быстрее, чем инкультурация — приспособление к чужим ценностям, традициям и обычаям.  
 
Адаптация происходит и при социализации, и при инкультурации. В первом случае индивид адаптируется к социальным условиям жизни, во втором — к культурным. При социализации адаптация легкая и быстрая, при инкультурации — тяжелая и медленная.  
 
Когда человека спрашивают: «Кто ты? », то с точки зрения социализации он должен ответить: «Я — профессор, ученый, инженер, глава семьи». Но с точки зрения инкультурации он обязан назвать свою национальность: «Я — русский».  
 
На индивидуальном уровне процесс инкультурации выражается в повседневном общении с себе подобными — родственниками, друзьями, знакомыми или незнакомыми представителями одной культуры, у которых сознательно и бессознательно ребенок учится тому, как следует вести себя в разнообразных жизненных ситуациях, как оценивать события, встречать гостей, реагировать на те или иные знаки внимания и сигналы.  
 
Инкультурация или обучение культуре происходит несколькими путями. Она может происходить непосредственно, когда родители учат ребенка благодарить за подарок или опосредованно, когда тот же ребенок наблюдает, как ведут себя люди в подобных ситуациях. Таким образом, прямое высказывание и косвенное наблюдение («приглядывание») являются двумя важными способами инкультурации. Человек изменяет свое поведение и тогда, когда ему говорят о том, как следует поступать, и тогда, когда он подсматривает, как другие ведут себя в аналогичных ситуациях. Часто люди говорят одно, а делают другое. В этих ситуациях индивид теряет ориентацию и процесс инкультурации затрудняется.  
 
Даже самая простейшая процедура, которую мы многократно проделываем каждый день, а именно прием пищи, с точки зрения культурологии представляет совокупность определенных поз и жестов, наделенных разным смыслом и значением в различных культурах. Одно дело поведение за едой дикаря, совсем другое — поведение культурного человека. Последнего учат всему, в том числе и языку жестов. Цивилизованного человека обучают тому, как удовлетворять свои естественные потребности в соответствии с нормами той или иной культуры. Иначе говоря, культура учит нас, что, когда и как следует есть.  
 
В большинстве культур основной прием пищи происходит в полдень, а англичане делают это во второй половине дня. Они едят на завтрак рыбу, а американцы предпочитают кекс и особую кашу для завтрака. Бразильцы добавляют в крепкий кофе горячее молоко, а американцы смешивают молоко с пивом. У англичан обед бывает в 5—6 часов, а у испанцев — в 10. Европейцы едят с вилкой в левой руке и ножом в правой. Нарезанное ножом мясо они сразу же отправляют в рот вилкой, которую американцы предварительно перекладывают в правую руку.  
 
Социализация — врастание в общество, становление человека социального. Конечный процесс социализации — личность.  
 
Инкультурация — срастание с родной культурой, становление человека воспитанного. Конечный результат инкультурации — интеллигент.  
 
Можно быть очень социализированным и совершенно некультурным. «Новые русские» — образец превосходного приспособления к изменившейся в 90-е годы социальной реальности, люди, умеющие находить выход из любой ситуации, знающие в этой жизни все ходы и выходы. Это результат превосходной социализации. Однако в большинстве своем «новые русские» — совершенно неинкультурированные люди. Им наплевать на общечеловеческие ценности и христианские заповеди вплоть до «не убий», на этикет поведения и т. п.  
 
В старости процесс накопления культурных норм доходит до своего апогея. Труднее всего приспособиться к нормам чужой культуры пожилому эмигранту, так как ему сложнее всех освободиться от груза прежних культурных привычек.  
 
А что происходит с социализацией? Подчиняется ли она возрастным изменениям и как? Известно, что способность к адаптации с возрастом угасает. Старикам все сложнее приспосабливаться к быстро меняющимся социальным условиям.  
 
Таким образом, мы можем считать два процесса — инкультурацию и социализацию — развивающимися по разным законам. На один и тот же возраст приходится максимум социализации и минимум инкультурации. И наоборот.  
 
Нормы социализма и капитализма могут оставаться социальными, т. е. правилами, помогающими лавировать во внешней среде, но необязательно проникать в душу.  
 
Многие из сочувствующих большевикам до революции были купцами и зажиточными людьми, а это свидетельствует о том, что в капитализме как системе только лишь социальных норм они разбирались неплохо. Сам факт сочувствия большевикам говорит о другом: в их мировоззрение капиталистические нормы не проникли, не стали главными ценностями жизни. Иными словами, капитализм как система культурных норм остался им чужд.  
 
Прошло 80 лет, и в конце 80-х годов значительная часть советской интеллигенции по своим культурным нормам ориентировалась на западную культуру, хотя в своем социалистическом обществе занимали высокие посты и хорошие должности. Когда наступила пора радикальных изменений, она выступила в авангарде перестройки. Но так же хорошо устроиться в новом капиталистическом обществе, к которому они призывали, большинство наших интеллигентов не смогли. Что им мешало? Нравственные принципы? Накопленные культурные нормы? Или пассивная социализация, пик которой пришелся бы на возраст 40—60 лет? Иначе говоря, идейно революцию готовили зрелые, а плодами ее воспользовались молодые.  
 
Итак, процессы социализации и инкультурации могут идти в одном направлении, а могут развиваться в противоположных направлениях. Их фазы могут совпадать, но могут существенно различаться. Это два расходящихся потока жизни.  
 
Когда оба процесса совпадают, т. е. идут в одном направлении, мы можем построить единый континуум «социализация — инкультурация».  
 
Континуум показывает то, как у разных типов людей увеличивается или уменьшается культурный и социальный потенциал. Феральные люди — это воспитанные среди волков или других животных человеческие детеныши. Вернувшись в общество, они не способны к нему приспособиться и вскоре погибают. У них минимальный потенциал инкультурации и социализации. Средние величины инкультурации и социализации имеют дети, воспитанные в детских домах и интернатах. Став взрослыми и покинув учреждение, они оказываются плохо приспособленными для полноценной жизни в большом обществе. Они не имеют многого из того, что получают дети в обычных семьях. Наивысший потенциал у интеллигентных людей. Элита общества, как правило, состоит из них. Это социально активные и культурно состоявшиеся люди.  
 
Социализация, по мнению петербургского культуролога Э.В. Соколова, связана с усвоением некоторого обязательного культурного минимума. Речь идет об усвоении основных социальных ролей, норм, языка, черт национального характера. Напротив, термин «инкультурация» подразумевает более широкое явление, а именно приобщение личности ко всему культурному наследию человечества. А значит, не только к своей национальной культуре, но и к культуре других народов. Речь идет об овладении иностранными языками, формировании широкого кругозора, знаний всемирной истории. Итак, инкультурация означает «приобретение широкой гуманитарной культуры». В это понятие входит также профессиональное обучение, ведь приобретение профессиональных знаний не есть необходимое требование социализации.
 

  Вопросы взаимосвязи личности и общества находится в поле зрения многих психологических  школ. Так, согласно теории психоанализа, психологическая проблема является движущей силой, мотивами поведения  человека, бессознательных биологических  пристрастий и инстинктов.

  Душевное  состояние человека определяется, по мнению 3. Фрейда, соотношением бессознательного в форме инстинктов, привычек, импульсов  и сознательного - как результат  влияния социального окружения, борьба между которыми всегда приобретает  драматический характер и приводит к конфликтам человека с обществом.

  Теория  отчуждения Э. Фромма считается наиболее «социализированным» учением неофрейдизма. Потерю связей с миром и с другими людьми Э. Фромм называет отчуждением, «негативной свободой». Такое состояние подавляет человека, ведь он стремится иметь определенные отношения с другими, вступать с ними во взаимодействие и общение. Но такой возможности окружающий мир не дает индивидам и поэтому он становится одиноким. Таким образом, Э. Фромм подчеркивал двойственную природу человека, которая, с одной стороны, хочет быть независимой, а с другой - стремится избавиться от этой независимости, что приводит к отчуждению.

  Следовательно, отчуждение, по Э. Фромму, это неустранимая основа межличностных отношений. Оно может проявиться в форме конформизма, мазохизма, садизма, перерасти в чувство агрессии. Чтобы преодолеть отчуждение, людям необходимо прививать гуманистические принципы, основой которых является чувство любви как к себе, так и к другим людям.

  Теория  развития личности (Э. Эриксон) также была разработана в духе неофрейдизма. Ученый отмечал, что развитие личности определяется социальным миром, а не биологическими факторами, и между личностью и обществом нет антагонизма. Основным свойством человека есть «идентичность личности», которая указывает на взаимосвязь человека и социального окружения и проявляется в направленности человека на себя, в отождествлении его с социальной группой, в определении ценности человека, его социальной роли и назначении.

  Итак, идентичность рассматривается Э. Эриксоном в двух аспектах:

  • как такая, которая состоит из двух компонентов, органического и индивидуального (физические данные, задатки, целостность человеческого индивидуального бытия);
  • в социальном аспекте (групповая идентичность - вхождение личности в различные сообщества, психосоциальная идентичность - ощущение человеком значимости своего бытия для общества).

  Каждый  из названных аспектов идентичности имеет два полюса: положительный (то каким должен быть индивид с  точки зрения социального окружения) и отрицательный (то, каким он не должен быть). Идентичность формируется  в противоборстве этих двух сторон.

  Гуманистическая психология стремится к целостному изучению личности, подчеркивая при  этом на значении произвольности поведения, роли настоящих духовных ценностей  и убеждений в процессе становления  личности.

  Так, А. Маслоу считает, что условием оздоровления общества является развитие у человека творческого начала и самоактуализации личности, которые предполагают единение человека с социумом. Взгляды Б. Ананьева на личность предусматривают изучение связи между интериндивидуальностью, структурой того социального целого, к которому принадлежит личность, и интраиндивидуальностью, структурой самой личности.

  Разнообразие  связей с обществом определяет интраиндивидуальную структуру личности, ее внутренний мир и организацию личностных свойств, устойчивые комплексы которых регулируют объем и меру социальных отношений личности, влияя на создание ею собственной среды развития и становления.

  Все перечисленные  теории относительно решения вопроса  соотношения личности и общества являются методологической платформой различных научных школ, средством  указания их стратегии и тактики. В современных социально-психологических  исследованиях отмечается, что прогрессивные  изменения в механизмах социально-психологического отображения, способах поведения, видах  деятельности человека обусловлены  единством социальных воздействий  с природными возможностями индивида.

  Ряд ученых на основании социально-психологических  и этнографических материалов о  развитии и становлении человека считают, что сегодня вывести  закономерности социализации личности, условия и факторы, влияющие на этот процесс, только по психологии, социологии, этнографии, медицины или биологии невозможно. Необходима междисциплинарная  кооперация, которая предусматривает  подробный учет всех научных достижений в области изучения человека.

  Изучая  и усваивая общественный опыт, все  достижения предыдущих поколений через  деятельность и общение, индивид  овладевает материальными и духовными  ценностями, которые застает в  момент рождения. В то же время окружающая среда не является для него неизменной, а сам он не является пассивным  продуктом взаимодействия наследственности и среды: они реализуются через  активность личности, на основе которой  решаются ее социально-психологические  проблемы.

Информация о работе Человек как субъект культуры