Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:33, контрольная работа
Цель контрольной работы определить, роль мифологии в культуре человека. Для ее достижения в контрольной работе решаются следующие задачи:
1.расмотреть мифологию как форму общественного сознания;
2.раскрыть моделирующую функцию мифологии;
3. понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека;
Введение.
1. Мифология как форма общественного сознания.
2. Моделирующая функция мифа. 3. Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека.
4. Выражение общечеловеческих ценностей и социальных норм в мифологии.
5. Мифология XX века.
6. Мифотворчество в литературе, науке, идеологии.
Заключение.
Литература.
ТОЛЬЯТТИНСКИЙ
ФИЛИАЛ
По
дисциплине: КУЛЬТОРОЛОГИЯ
Тема: Мифология
в культуре человека.
Преподаватель:
Кремер-Высоцкая
Н. Б.
Студент:
Тимофеев А.В.
Факультет
заочного обучения:
Финансы и кредит
Группа:
Ф- 1-10
Содержание
Введение.
1. Мифология как форма общественного сознания.
2. Моделирующая
функция мифа.
4. Выражение общечеловеческих ценностей и социальных норм в мифологии.
5. Мифология XX века.
6. Мифотворчество в литературе, науке, идеологии.
Заключение.
Литература.
Что такое мифы?
Миф это способ человеческого бытия и
мироощущения, целиком основанный на смысловом
породнении человека с миром; человек
здесь воспринимает психологические смыслы
в качестве изначальных свойств вещей
и рассматривает и переживает явления
природы как одушевленные существа1.
В обыденном понимании - это прежде всего
античные, библейские и другие старинные
"сказки" о сотворении мира и человека,
рассказы о деяниях древних богов и героев
- Зевсе, Аполлоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах,
искавших "золотое руно", Троянской
войне и злоключениях Одиссея. Само слово
"миф" имеет древнегреческое происхождение
и означает именно "предание", "сказание"2.
Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв.
были известны лишь знаменитые и поныне
греческие и римские мифы, позже им стало
известно об арабских, индейских, германских,
славянских, индийских сказаниях и их
героях. Со временем сначала ученым, а
потом и более широкой публике оказались
доступны мифы народов Австралии, Африки.
Выяснилось, что в основе священных книг
христиан, мусульман, буддистов также
лежат различные, подвергшиеся переработке
мифологические предания.
Что удивительно: обнаружилось, что на
определенной стадии исторического развития
более или менее развитая мифология существовала
практически у всех известных науке народов,
что некоторые сюжеты и рассказы в той
или иной мере повторяются в мифологических
циклах разных народов.
Так встал вопрос о происхождении мифа.
Сегодня большинство ученых склоняются
к тому мнению, что секрет происхождения
мифа следует искать в том, что мифологическое
сознание явилось древнейшей формой понимания
и осмысления мира, понимания природы,
общества и человека.
Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека. В наследство от первобытной культуре достались нам и мифы.
1Радугин А.А. Культурология М 1997 стр108
2Попова Е.В. Введение в культурологию М 1995 стр27
Они существовали у всех народов, и их влияние на мышление человека сохраняются, по сей день. Это влияние может быть как благородным, так и дурным. Развитая культура характеризуется тем, что в ней не отрицается значение мифов как якобы пустых вымыслов, а изучаются и сами мифы, и их влияние.
Цель контрольной работы определить, роль мифологии в культуре человека. Для ее достижения в контрольной работе решаются следующие задачи:
1.расмотреть мифологию как форму общественного сознания;
2.раскрыть моделирующую функцию мифологии;
3. понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека;
4. выражение общечеловеческих ценностей и социальных норм в мифологии;
5. мифология XX века;
6. мифотворчество
в литературе, науке, идеологии.
Мифология
как форма общественного
сознания.
Мифология - форма общественного сознания;
способ понимания природной и социальной
действительности на разных стадиях общественного
развития.
В общественном сознании первобытного
общества мифология, несомненно, доминировала.
Предпосылкой мифологической "логики"
служили неспособность человека выделить
себя из окружающей среды и нерасчлененность
мифологического мышления, на не отделившегося
от эмоциональной аффективной среды. Следствием
было метафорическое сопоставление природных
и культурных объектов, очеловечивание
окружающей природной среды, в том числе
одушевление фрагментов космоса. Мифологическому
мышлению свойственно отчетливое разделение
субъекта и объекта, предмета и знака,
вещи и слова, существа и его имени, пространственных
и временных отношений, происхождения
и сущности, безразличия к противоречию
и т.п.
Объекты сближались по вторичным чувственным
качествам, смежности в пространстве и
времени, выступали в качестве знаков
других предметов и т.п. Научный принцип
объяснения заменялся в мифологии тотальным
генетизмом и этиологизмом: объяснение
вещи и мира в целом сводилось к рассказу
о происхождении и творении. Мифологии
свойственно резкое разграничение мифологического,
раннего, текущего и последующего времени.
Все происходящее в мифическом времени
приобретает значение парадигмы и прецедента,
т.е. образца для воспроизведения. Моделирование
оказывается специфической функцией мифа.
Однако
понять что либо – иногда
значит принять это без
У наго есть какое-то свое предварительное понимание, но он столкнулся с фактом который не вписывается в его понимание, не переводится на язык его понимания.
Для первобытного мышления характерно то, что такое предварительное понимание отсутствовало. Для него все в мире существовало без названий и ко всему было только эмоциональное отношение. А эмоционально относится – значит наделять своими эмоциями, видеть то, что чувствуешь, что испытываешь в данный момент, не отличать свое эмоциональное состояние или свой образ от вещи.
Эмоциональность и уподобление вещи себе, слитность образа вещи с самой вещью или синкретичность, - это черты первобытного мышления. Нужно отметить и его коллективный характер, иными словами, первобытное мышление возможно как общее, а не как индивидуальное мышление, для него характерно состояние «мы», а не состояние «я». Мышление выступало родовым мышлением, и таким оно было у каждого человека. Соответственно и мир мыслился по аналогии с родом.
Для первобытного человека мифология являлась объективной действительностью. Такой же, как для нас, например знание о том ,что в году 365 или 366 суток. Нам и в голову не приходит вопрос о том, так ли это на самом деле, Подобные знания кажутся нам как бы свойствами самих вещей, едва ли не природными явлениями. Это еще потому, что мы не знаем автора. Но мифы – как раз анонимные произведения. Для первобытного человека они, поэтому вообще не являлись произведениями. Они выступали его сознанием, его психическим состоянием, которое для него было и состоянием окружающего мира. Наконец, это было состояние массовое, коллективное, которое человек испытывал не поодиночке, а совместно.
Не мир вне
человека, а мир в восприятии рода
стал началом человеческого знания.
Мифология – это мир
Мифологическое мышление – мышление коллективное, родовое. В нем закреплены исходные, родовые отношения людей друг к другу, когда каждый из них не мыслил себя вне рода, сам являлся скорее родовым существом, а не индивидуальным.
Мифология стала исходной формой человеческого мышления, источником последующих, более развитых форм мышления: религиозного, художественного, философского, научного. Все они состоят из «кирпичиков» мифологического мышления.
Моделирующая функция мифа.
Мифология – это не наивные ответы на якобы наивные вопросы первобытного человека, которые он ставил перед собой или природой. Ответы человек искал и находил помимо мифов. Он находил их практической деятельности. Иначе он просто не выжил. Мифология играла роль идеологии первобытного общества, того самого «социального клея».
Идеологическое сознание – такое сознание, когда идеи или фантазии становятся реальностью для человека. Мы уже знаем о детерминирующей роли образов. Образ определяет поведение человека тем больше, чем меньше он осознан им как образ или копия чего-то. Тогда образ становится действительностью, оригиналом, а копией является поведение человека, его жизнь. Мифология как раз и играет роль оригинальных образцов, или моделей, по которым строились поведение человека, его сознание и жизнь.
Исследователи в области мифологии выделяют и такие функции мифа:
- аксиологическая(миф
является средством
- телеологическая (в мифе определяются цель и смысл истории, человеческого существования);
- коммуникативная (миф является связующим звеном эпох и поколений);
- познавательная и объяснительная;1
Очевидно, что функции мифа в сущности те же, что и функции культуры. Следовательно, несколько перефразируя Н.А, Бердяева, можно сказать, что не история, а культура-это осуществление и исполнение мифов во времени.
Понятие мифа и мифологии и
их значение в жизни человека.
Миф - наиболее древняя система ценностей. Считается, что в целом культура
движется от мифа к логосу, то есть от вымысла и условности к знанию, к
закону. В этом плане в современной культуре миф играет архаичную роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение. Развитие науки и цивилизации часто обесценивает миф, показывает неадекватность регулятивных функций и ценностей мифа, сущности современной социокультурной действительности. Однако это не значит, что миф исчерпал себя. Миф в современной культуре создает средства и способы символического мышления, он способен ценности современной культуры интерпретировать через идею "героического", что, скажем недоступно науке. В ценностях мифа чувственное и рациональное даны синкретно, слитно, что малодоступно другим средствам культуры XX века. Фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично.
В этих условиях выбор и ориентация личности раскрепощается и, следовательно, используя условность, она может достигать высокой гибкости, что, например, почти недоступно религии. Миф, очеловечивая и персонифицируя явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям.
1Полищук В.И.Культурология М 1999 стр149
На этой почве становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а это один из самых простых способов упорядочивания его деятельности. В ранних и примитивных культурах такому способу принадлежала ведущая роль, например, в язычестве. Но в развитых культурах подобные явления имеют скорее характер рецидива
или являются механизмом реализации того или иного архетипа, особенно в массовой культуре или массовом поведении.
Мифология часто используется в XX веке как усилитель ценностей, обычно за счет их гипертрофирования и фетишизации. Миф позволяет заострять тот или иной аспект ценности, гиперболизировать ее, а, следовательно, подчеркивать и даже выпячивать.
Мифологическое мировоззрение - начальный тип мировоззрения, который можно назвать предмировоззрением. Мифология возникла на той стадии общественного развития, когда человечество пыталось дать ответы на такие вопросы, как происхождение и устройство мироздания в целом. Значительную часть мифологии составляют космологические мифы.
Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание животных. Миф – это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований.
Для первобытного сознания мыслимое должно совпадать с переживаемым,
действительное с тем, кто действует. Генетический принцип - сводится к
выяснению кто кого породил. Мифы построены на установлении гармонии между миром и человеком.
Наряду с мифологией существует и религия. Но чем отличается мифологическое мировоззрение от религиозного? Воплощенные в мифах представления тесно переплетаются с обрядами. Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания. Что удивительно: обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов1.