Миф в культуре человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:33, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы определить, роль мифологии в культуре человека. Для ее достижения в контрольной работе решаются следующие задачи:
1.расмотреть мифологию как форму общественного сознания;
2.раскрыть моделирующую функцию мифологии;
3. понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека;

Оглавление

Введение.
1. Мифология как форма общественного сознания.
2. Моделирующая функция мифа. 3. Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека.
4. Выражение общечеловеческих ценностей и социальных норм в мифологии.
5. Мифология XX века.
6. Мифотворчество в литературе, науке, идеологии.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

Миф в культуре человека.новый doc.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ РЫНКА

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ФИЛИАЛ 
 
 
 

Контрольная  работа

 
 
 
 
 

По  дисциплине:   КУЛЬТОРОЛОГИЯ 

                Тема:   Мифология в культуре  человека.                                             
     
     
     
     
     
     
     
     

Преподаватель:  Кремер-Высоцкая Н. Б.  

Студент:   Тимофеев А.В. 

Факультет заочного обучения:   Финансы и кредит   

Группа:  Ф- 1-10 
 
 
 
 
 

ТОЛЬЯТТИ   2010

 

Содержание

     Введение.

1. Мифология как форма общественного сознания.

2. Моделирующая функция мифа.                                                                                                                                               3. Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека.

4. Выражение общечеловеческих ценностей и социальных норм в мифологии.

5. Мифология XX века.

6. Мифотворчество в литературе, науке, идеологии.

    Заключение.

  Литература. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                        Введение.

Что такое мифы? Миф это способ человеческого бытия и мироощущения, целиком основанный на смысловом породнении человека с миром; человек здесь воспринимает психологические смыслы в качестве изначальных свойств вещей и рассматривает и переживает явления природы как одушевленные существа1. В обыденном понимании - это прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Аполлоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших "золотое руно", Троянской войне и злоключениях Одиссея. Само слово "миф" имеет древнегреческое происхождение и означает именно "предание", "сказание"2. Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания. 
Что удивительно: обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов. 
Так встал вопрос о происхождении мифа. Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека.

Миф возник из потребности древних  людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека. В наследство от первобытной культуре достались нам и мифы.

1Радугин А.А. Культурология М 1997 стр108

2Попова Е.В. Введение в культурологию М 1995 стр27

Они существовали у всех народов, и их влияние на мышление человека сохраняются, по сей день. Это влияние может быть как благородным, так и дурным. Развитая культура характеризуется тем, что в ней не отрицается значение мифов как якобы пустых вымыслов, а изучаются и сами мифы, и их влияние.

Цель контрольной работы определить, роль мифологии в культуре человека. Для ее достижения в контрольной работе решаются следующие задачи:

1.расмотреть  мифологию как форму общественного сознания;

2.раскрыть моделирующую  функцию мифологии;

3. понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека;

4. выражение общечеловеческих ценностей и социальных норм в мифологии;

5. мифология XX века;

6. мифотворчество в литературе, науке, идеологии. 

Мифология как форма общественного  сознания. 
Мифология - форма общественного сознания; способ понимания природной и социальной действительности на разных стадиях общественного развития. 
В общественном сознании первобытного общества мифология, несомненно, доминировала. Предпосылкой мифологической "логики" служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, на не отделившегося от эмоциональной аффективной среды. Следствием было метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, очеловечивание окружающей природной среды, в том числе одушевление фрагментов космоса. Мифологическому мышлению свойственно отчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности, безразличия к противоречию и т.п. 
Объекты сближались по вторичным чувственным качествам, смежности в пространстве и времени, выступали в качестве знаков других предметов и т.п. Научный принцип объяснения заменялся в мифологии тотальным генетизмом и этиологизмом: объяснение вещи и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении. Мифологии свойственно резкое разграничение мифологического, раннего, текущего и последующего времени. Все происходящее в мифическом времени приобретает значение парадигмы и прецедента, т.е. образца для воспроизведения. Моделирование оказывается специфической функцией мифа.

    Однако  понять что либо – иногда  значит принять это без предварительного знания или оценки. Порой можно слышать чье-либо восклицание: « Я этого не могу понять!» Скажем, речь идет о поступке. Это свидетельство того, что человек отказывается принять такой поступок или объяснение мотивов и т.д.

У наго есть какое-то свое предварительное понимание, но он столкнулся с фактом который не вписывается в его понимание, не переводится на язык его понимания.

Для первобытного мышления характерно то, что такое предварительное понимание отсутствовало. Для него все в мире существовало без названий и ко всему было только эмоциональное отношение. А эмоционально относится – значит наделять своими эмоциями, видеть то, что чувствуешь, что испытываешь в данный момент, не отличать свое эмоциональное состояние или свой образ от вещи.

Эмоциональность и уподобление вещи себе, слитность образа вещи с самой вещью или синкретичность, - это черты первобытного мышления. Нужно отметить и его коллективный характер, иными словами, первобытное мышление возможно как общее, а не как индивидуальное мышление, для него характерно состояние «мы», а не состояние «я». Мышление выступало родовым мышлением, и таким оно было у каждого человека. Соответственно и мир мыслился по аналогии с родом.

Для первобытного человека мифология являлась объективной  действительностью. Такой же, как для нас, например знание о том ,что в году 365 или 366 суток. Нам и в голову не приходит вопрос о том, так ли это на самом деле, Подобные знания кажутся нам как бы свойствами самих вещей, едва ли не природными явлениями. Это еще потому, что мы не знаем автора. Но мифы – как раз анонимные произведения. Для первобытного человека они, поэтому вообще не являлись произведениями. Они выступали его сознанием, его психическим состоянием, которое для него было и состоянием окружающего мира. Наконец, это было состояние массовое, коллективное, которое человек испытывал не поодиночке, а совместно.

Не мир вне  человека, а мир в восприятии рода стал началом человеческого знания. Мифология – это мир первообразов, которые были достоянием рода и передавались из поколения в поколение.

Мифологическое  мышление – мышление коллективное, родовое. В нем закреплены исходные, родовые отношения людей друг к другу, когда каждый из них не мыслил себя вне рода, сам являлся скорее родовым существом, а не индивидуальным.

Мифология стала  исходной формой человеческого мышления, источником последующих, более развитых форм мышления: религиозного, художественного, философского, научного. Все они состоят из «кирпичиков» мифологического мышления.

Моделирующая  функция мифа.

Мифология – это не наивные ответы на якобы наивные вопросы первобытного человека, которые он ставил перед собой или природой. Ответы человек искал и находил помимо мифов. Он находил их практической деятельности. Иначе он просто не выжил. Мифология играла роль идеологии первобытного общества, того самого «социального клея».

Идеологическое  сознание – такое сознание, когда  идеи или фантазии становятся реальностью  для человека. Мы уже знаем о детерминирующей роли образов. Образ определяет поведение человека тем больше, чем меньше он осознан им как образ или копия чего-то. Тогда образ становится действительностью, оригиналом, а копией является поведение человека, его жизнь. Мифология как раз и играет роль оригинальных образцов, или моделей, по которым строились поведение человека, его сознание и жизнь.

Исследователи в области мифологии выделяют и такие функции мифа:

- аксиологическая(миф  является средством самовосхваления  и воодушевления);

- телеологическая  (в мифе определяются цель и  смысл истории, человеческого  существования);

- коммуникативная (миф является связующим звеном эпох и поколений);

- познавательная  и объяснительная;1

Очевидно, что  функции мифа в сущности те же, что  и функции культуры. Следовательно, несколько перефразируя Н.А, Бердяева, можно сказать, что не история, а культура-это осуществление и исполнение мифов во времени.

  Понятие мифа и  мифологии и

их  значение в жизни  человека.

Миф - наиболее древняя  система ценностей. Считается, что  в целом культура

движется от мифа к логосу, то есть от вымысла  и условности к знанию, к

закону. В этом плане в современной культуре миф играет архаичную роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение. Развитие науки и цивилизации часто обесценивает миф, показывает неадекватность регулятивных функций и ценностей мифа, сущности современной социокультурной действительности. Однако это не значит, что миф исчерпал себя. Миф в современной культуре создает средства и способы символического мышления, он способен ценности современной культуры интерпретировать через идею "героического", что, скажем недоступно науке. В ценностях мифа чувственное и рациональное даны синкретно, слитно, что малодоступно другим средствам культуры XX века. Фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично.

В этих условиях выбор и ориентация личности раскрепощается и, следовательно, используя условность, она может достигать высокой гибкости, что, например, почти недоступно религии. Миф, очеловечивая и персонифицируя явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям.

1Полищук В.И.Культурология М 1999 стр149

На этой почве  становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а это один из самых простых способов упорядочивания его деятельности. В ранних и примитивных культурах такому способу принадлежала ведущая роль, например, в язычестве. Но в развитых культурах подобные явления имеют скорее характер рецидива

или являются механизмом реализации того или иного архетипа, особенно в массовой культуре или массовом поведении.

Мифология часто  используется в XX веке как усилитель ценностей, обычно за счет их гипертрофирования и фетишизации. Миф позволяет заострять тот или иной аспект ценности, гиперболизировать ее, а, следовательно, подчеркивать и даже выпячивать.

Мифологическое  мировоззрение - начальный тип мировоззрения, который можно назвать предмировоззрением. Мифология возникла на той стадии общественного развития, когда человечество пыталось дать ответы на такие вопросы, как происхождение и устройство мироздания в целом. Значительную часть мифологии составляют космологические мифы.

Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание животных. Миф – это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований.

Для первобытного сознания мыслимое должно совпадать  с переживаемым,

действительное  с тем, кто действует. Генетический принцип - сводится к

выяснению кто  кого породил. Мифы построены на установлении гармонии между миром и человеком.

Наряду с мифологией существует и религия. Но чем отличается мифологическое мировоззрение от религиозного? Воплощенные в мифах представления тесно переплетаются с обрядами. Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания. Что удивительно: обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов1.

Информация о работе Миф в культуре человека