Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:33, контрольная работа
Цель контрольной работы определить, роль мифологии в культуре человека. Для ее достижения в контрольной работе решаются следующие задачи:
1.расмотреть мифологию как форму общественного сознания;
2.раскрыть моделирующую функцию мифологии;
3. понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека;
Введение.
1. Мифология как форма общественного сознания.
2. Моделирующая функция мифа. 3. Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека.
4. Выражение общечеловеческих ценностей и социальных норм в мифологии.
5. Мифология XX века.
6. Мифотворчество в литературе, науке, идеологии.
Заключение.
Литература.
Выражение общечеловеческих ценностей и социальных норм в мифологии.
Мифология выполняет функцию объяснения и легитимации социальных норм. Соответствующая мифическая версия санкционирует определенный (наличный, естественный) порядок, выступая, одновременно, в качестве основы его происхождения, идеологического оправдания его существования и неизменного сохранения2. Миф выражает и кодифицирует верование, придает престиж традиции, руководит в практической деятельности, учит правилам поведения. Характерные для мифологии представления о божественном первоисточнике правил человеческого поведения и
человеческих установлений вообще, об обусловленности норм человеческого
общения (дозволений и запретов) более широкими и глобальны ми отношениями, общемировыми (космическими) процессами и порядками (с теми или иными изменениями и модификациями) сохраняют свое значение и в дальнейшем, в условиях формирования государственности.
Соответствие земных, человеческих порядков, отношений норм и правил поведения божественным началам является само собой разумеющимся моментом общемифологического представления о всемогущих, всеопределяющих богах, создателях неба и земли, человека и уклада его жизни. Естественное(природное) согласно подобным воззрениям тоже божественно, а все человеческое правильно и достойно положительной
1Парандовский Я. Мифология М 1991 стр17
оценки в той мере, вкакой оно соответствует божественным (естественно-божественным) установлениям и волениям.
Причем в соответствии с иерархическими взаимоотношениями самих мифических богов между собой, в качестве первоисточника всего положительного, социально и этически наиболее важного и ценного выступает сам верховный бог. Кроме того, один из богов (в разных мифах и на разных этапах мифотворчества одного и того же народа эта роль может приписываться раз личным богам) специально олицетворяет правду и справедливость. Согласно божественной справедливости, все люди равны по природе и наделены богами равными возможностями. На рушение такого рода равенства в человеческих отношениях является свидетельством отступления людей от божественного закона. Существенным фактором и мотивом, поддерживающим божественно освященные устои
официального порядка (тесно взаимосвязанные между собой представления о
божественной справедливости, правила религиозного ритуала, принятые обычаи и нравы, установления властей и судов), был страх перед наказанием - при жизни или неминуемо после смерти - за те или иные прегрешения или проступки. Этот страх успешнее всего культивировался там, где упирался на стойкую веру в бессмертие души и загробный суд богов.
Мифологически и религиозно окрашенные представления о дозволенном и
недозволенном, справедливом и несправедливом существенным образом влияли на источники древнего права - нормы обычного права, законодательство, административные распоряжения и судебные решения. Правосудие осуществлялось самими должностными лицами, жрецами и чиновниками. Мифология отражает интенции ее носителей, и в результате, героика полностью вытесняется из жизни.
Миф выступает способом существования права. Закон фундируется мифом, а миф настраивает на веру в правосудие.
В специфичном контексте мифологической интерпретации победа добра над злом несомненно значима и для человеческих отношений, принципом упорядочения которых, по смыслу мифа, выступает божественная справедливость. Победа справедливости есть вместе с тем, согласно логике мифа, утверждение правового начала и права вообще как торжества права над неправом. Миф тем самым отражает представление о божественном происхождении, источнике и характере справедливости и права как принципе взаимоотношении в божественных и человеческих делах.
Политико-правовые
умения и знания людей возводятся к некоторому
нечеловеческому (по смыслу - и божественному)
источнику и авторитету. В ряде мифологических
сказаний и гимнов в качестве покровителя
справедливости, защитника слабых и теснимых
фигурирует бог, жестоко карающий все
злое, лживое, несправедливое и неправое.
Всякого, кто нарушит путь правды, справедливости
и права - ждет по тогдашним правопредставлениям
неминуемая и суровая кара.
Мифология ХХ века.
Мифологию невозможно ограничить рамками первобытного мышления так же, как нельзя провести резкой грани между мифологическим и научным мышлением вообще. Но особенностью мифологического мышления является то, что оно совсем не нуждается в доказательстве или в практическом обосновании. В состоянии искренности и глубокой веры человек во всем видит лишь подтверждение своей веры.
Мышление и язык содержат в себе постоянную возможность мифологизации. Изреченная мысль становится для человека основанием не только новой мысли, но и дела. В этом случае вопрос о совпадении слова и дела может быть вообще отодвинут в сторону, поскольку само слово способно стать для человека делом, выступать в роли самой настоящей действительности.1 Язык околдовывает человека, начинает за него мыслить и действовать.
Ясно, что такие предпосылки
1Полищук В.И. Культурология М. 1999 стр 156
средств массовой коммуникации, в связи с появлением массового сознания и массовой культуры. Управляемость общественными процессами, которая зачастую носит анонимный характер, создает обильную почву для всевозможных мифов.
Мифотворчество в литературе, науке, идеологии.
Мифотворчество в ХХ в. становится весьма распространенным. И это закономерно. Ведь мифологическое мышление как характерная особенность духовной культуры этого века нуждается все в новых и новых мифах. В мифологии человек массы узнают себя, и только миф удовлетворяет его любознательность, его потребности в познании.
Не случайно в нынешнем столетии наблюдается сознательное обращение многих писателей к мифологии. Характерно, что это не искажает изображения действительности жизни, а служит проникновению в ее глубины, становится предвидением многих событий и коллизий. Мифотворчество – это конструирование образов, и оно оказывается реалистическим искусством, поскольку искусствен и сконструирован сам мир людей ХХ в.
Например, Ф. Кафка определял свой метод как «охоту за конструкциями», и все возникало перед ним в виде конструкций. В своих новеллах и притчах он изображал самые фантастические превращения м ситуации, и удивительно то, что они воспринимаются как описание реальных, а не вымышленных событий. Именно Кафка в самом начале ХХ века предсказал концлагеря, репрессии и судилища, бесчеловечность и беззаконие, ставшие к середине века обычном явлением во многих обществах. Он изображал все это как вполне обычные и будничные явления жизни, и это было самым, пожалуй, пугающим и отталкивающим, самым невозможным в его мифотворчестве.
Но именно самое пугающее и отталкивающее, самое невозможное оказалось два-три десятилетия спустя реальным и таким, каким оно было в произведениях Кафки – естественным и будничным.
Не меньше мифотворчества существует в науке ХХ в. В тиши лабораторий и кабинетов ученые-одиночки и небольшие сообщества ученых с помощью собственной фантазии открывали и создавали невиданный и никем не видимый мир, который стал объектом исследования для последующих поколений «эпохи людей». Созданный в «героическую эпоху» физики мир элементарных частиц, космогонических процессов играл для последующих поколений физиков такую же роль, какую в древности играла мифология.
Идеология - это система понятий и идей, отражающихся в конечном счете классовое содержание общественного сознания1. Будучи классовой, идеология является формой коллективного сознания. В доклассовом обществе в роли идеологии выступала мифология. От мифологии как формы первобытного сознания современная идеология отличается систематизированностью, что является результатом усилий мыслителей и теоретиков.
Например, немецкий
нацизм возрождал и использовал
древнегерманские языческие мифы, а также
создавал новые. В идеологии, как и в мифологии,
большое значение имеет символика, всевозможные
авторитеты и ритуальные действия.
Заключение.
1. Воображение древнего человека создало царство мифа. Люди искали ответы на волнующие их философские вопросы, пытались разгадать загадки Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей.
2. Очевидно, что функции мифа в сущности те же, что и функции культуры. Следовательно можно сказать, что не история, а культура- это осуществление и исполнение мифов во времени.
3. Можно сказать что, большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира,
1Полищук В.И. Культурология М. 1999 стр 159
понимания природы, общества и человека. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека.
4.Мифология – это начальный этап человеческого мышления. Она имела те же особенности, что и первобытная культура в целом. Она играла роль первообразов, была своеобразной материей духовности, т.е. источником деятельности в соответствии с определенными образцами, служила моделью этой деятельности, играла регулятивную роль.
5.В ХХ в. возникает особое отношение к мифологии. Она состоит в том ,что мифология понимается уже не просто как далекое прошлое человеческой культуры, как ее пройденный этап. Исследователи мифов рассматривают их как сохраняющееся начало духовной культуры на всем протяжении ее развития, проводят параллели между мифологическим и научным мышлением, В частности воздействие на человека политической идеологии напоминает воздействие, оказываемое на первобытного человека мифологией.
6. Следовательно,
литература, идеология и наука в эпоху
мифологизации сознания общества сами
становятся мифотворческими силами. Границы
между реальностью и вымыслом стираются.
Идеи и образы творцов-одиночек, становясь
достоянием массового сознания, превращаются
в движущие силы общества, которые в буквальном
смысле его преобразуют.
Литература
1. П.С. Гуревич Культурология М. 2000
2. Я. Парандовский Мифология М. 1991
3. В.И. Полищук Культурология М. 1999
4. Е. В. Попова «Введение в культурологию» М. 1995.
5. А.А. Радугин
Культурология М. 1997