Человек как субъект культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 12:18, курс лекций

Краткое описание

Слово «субъект» и производные от него формы происходят от лат. subject, которое можно перевести как «лежащий внизу, находящийся в основании, выступающий фундаментом» (от sub - под, jack» - бросаю, кладу основание, устанавливаю).

Файлы: 1 файл

Человек как субъект культуры.docx

— 40.27 Кб (Скачать)

  Достигать взаимопонимания, выясняя причины  собственного поведения и поступков  собеседников, личность вступает в  активное взаимодействие с обществом, другими людьми и с самой собой.

  Активность, таким образом, - это тот методологический принцип, который помогает раскрыть специфику становления меняющейся личности в социуме, также меняется. Он дает возможность учесть роль объективных  факторов , их реального воздействия на личность, а также проявление потенциальных характеристик самой личности в процессе социально-психологического отражения. Основу активности личности составляют потребности, которые выступают движущей силой ее развития.

  Следовательно, об активности в то же время можно  говорить как о форме выражения  потребностей человека, проявления его  социально-психологических свойств, так и о характеристике личности как субъекта жизнедеятельности. Активность способствует слиянию индивида с  социумом (идентификация) и выделения, сохранения своего «Я» (автономизации), т.е. активность выступает и как формирование, преобразование личности, и как преодоление встречных детерминант в процессе ее становления.

  При этом пути проявления активности могут быть разными: оптимальное использование  природных способностей и возможностей индивида, нахождения оптимально-индивидуального  темпа жизни, определение своевременности  привлечения личности к социальным процессам и т.д. Побуждает человека к активным действиям конкретная цель, которая имеет перспективную  привлекательность. Именно при таких  условиях у человека появляется сильная  внутренняя потребность, стимул, который  и приводит к активности.

  Активность - многомерная категория, которая  реализуется в системе целевых  установок, ценностных отношений и  ориентаций, определяющих мотивационную  сферу личности, направленность ее интересов, наклонностей, выбор способов взаимодействия и общения.

  Результатом активности является формирование самосознания личности, собственного рефлексивного  «Я», новой установки, а также  потребности в новых социальных и межличностных отношениях. Итак, в основе личности лежат ценности, принятые ею. Они регулируют индивидуальное поведение, обеспечивающие собственную  социально-нравственную активность.

  Когда речь идет об активности личности в межличностном  общении, то предполагается активность всех участников коммуникативного процесса. Происходит взаимовлияние, результатом  которого является изменения в социальном поведении партнеров по общению.

  Здесь стоит  отметить, что не в каждом случае влияние завершается принятием  ценностей, а только при условии, когда:

  • внешние ценности не противоречат уже имеющимся в личностной структуре ценностям;
  • новая ориентация, возникшая в результате восприятия ценностей, позволяет личности удовлетворить определенные потребности и цели общения;
  • не возникает внутреннего дискомфорта, когнитивного диссонанса у участников взаимодействия.

  Поскольку каждый из участников общения воспринимает другого как субъекта, то происходит не только взаимовлияние, но и взаимный обмен реакциями, который подкрепляет или изменяет поведение собеседников, активизируя тем самым их усилия для достижения цели общения.

  Активность  личности формируется в условиях социальных связей и контактов человека с социумом. Движущей силой развития личности в ее активном продвижении  к вершинам, к акме выступают противоречия, которые возникают в жизни человека и находят свое решение благодаря активности самого индивида и встречной активности социальной среды.

  В свое время  А. Маслоу выделил такие характеристики личности, которая реализует потребность в самоактуализации и развития активности:

  • эффективное восприятие реальности;
  • восприятие себя, других, природы;
  • спонтанность, простота, естественность;
  • концентрация внимания на проблеме (в отличие от концентрации внимания на себе);
  • независимость, потребность в обособленности;
  • автономия (независимость от культуры и окружения);
  • свежесть восприятия;
  • мистичность и опыт высших сословий;
  • чувство причастности, единства с другими;
  • глубокие межличностные отношения;
  • демократический характер взаимоотношений;
  • разграничение средств и целей;
  • философское чувство юмора;
  • креативность;
  • сопротивление окультуриванию.

  Итак, личность характеризуется не только творческой, интеллектуальной активностью, но и  социально-психологической (взаимодействие, обмен информацией, проявление перцептивной-рефлексивных свойств и т.п.), которая определяется соотношением процесса общения с собственным социально-психологическим опытом, информационным фондом, системой ценностей, степени участия человека в коммуникации.

  Активность, таким образом, проявляется как  внешними формами (поведение, поступки), так и внутренними проявлениями, обусловленными интересами, потребностями, идеалами, убеждениями и т.п.

  Когда удовлетворению потребности человека в общении  ничто не угрожает, происходит рост коммуникативной активности, человек  стремится стать настолько успешным во взаимодействии, насколько ему  позволяют собственные способности  эффективно выполнить совместное задание.

  Одновременно  люди, которым не удалось развить  свой коммуникативный потенциал, повлиять на собеседника, испытывают спад активности.

  Проявление  активности может быть ограничено:

  • негативным влиянием прошлого социально-психологического опыта и привычками;
  • социальными влияниями и групповым давлением;
  • внутренней защитой;
  • нарушением личностью гармонии в общении (чрезмерное общение приводит к растворению личности в массе, чрезмерное выделение до индивидуализма).

  В конечном итоге описание коммуникативной  активности личности предусматривает  постановку следующих основных вопросов:

  • как человек сам относится к социальным и межличностным отношениям;
  • каковы его взаимоотношения с окружением, кого он любит, кому симпатизирует, предпочитает и будет ли отвечать взаимностью;
  • насколько он способен к самораскрытию, проявления собственной активности и понимания другого участника коммуникативного процесса.

  А ответы на эти вопросы определяют содержание его рефлексивного «Я», его самосознания, степени удовлетворения общением, конкретных поступков.

  Что касается категории «профессионализм личности», то это понятие трактуется по-разному:

  • оно отождествляется с профессиональной пригодностью, которая рассматривается как совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения определенной эффективности в том или ином виде деятельности;
  • его ставят в один ряд с понятием «мастерство», считая эти две дефиниции синонимами;
  • отождествляют с творчеством, под которым понимают деятельность, направленную на создание новых материальных и духовных ценностей;
  • «профессионализм личности» рассматривается как профессиональное самоопределение, или как психологическая готовность, самообразование, самовоспитание;
  • социально-психологические особенности профессионализма личности сочетают с культурой общения, социально-психологической компетентностью, которую отличают от психологической готовности и профессионального мастерства (считается, что природа социально-психологической компетентности состоит из соответствующих знаний, представлений и стереотипов, а психологическая готовность и мастерство охватывает не только знания, но и умения, навыки и другие компоненты);
  • данную категорию можно отождествить с самоэффективностью личности (А. Бандура) - научное трактование мудрости, содержащейся в позитивном мышлении (речь идет прежде всего о людях компетентных, результативных, тех, которые верят в собственные возможности) и др.

  Социально-психологические  основы профессионализма личности состоят  из совокупности социально-психологических, социокультурных и этнопсихологических знаний, умений и навыков, которыми должен обладать индивид для эффективного осуществления социальных и межличностных отношений (отражения социальных оценок, регуляция поведения и т.д.).

  Социально-психологический  профессионализм личности характеризуется:

  • определенным уровнем психологической готовности осуществлять процесс общения;
  • наличием у человека способности к самооценке, самоанализу, саморазвитию, самоорганизации, самоконтролю;
  • способностью воспринимать и оценивать других людей в процессе взаимодействия;
  • способностью воспроизводить и отражать социально-психологическую реальность, активизировать составляющие коммуникативного потенциала личности.

  Следовательно, можно выделить следующие социально-психологические  компоненты, которые составляют основу профессионализма личности в общении:

  • психологическая готовность осуществлять межличностные отношения;
  • профессионализм общения и своеобразие взаимоотношений, которые складываются между участниками коммуникативного процесса;
  • характеристика социально-психологических знаний, умений и навыков, специальных способностей, повышающих степень готовности к взаимодействию;
  • самовоспитание, самообразование и образование как предпосылки достижения вершин профессионализма личности в общении.

  Профессионализм личности в общении - ценностное отношение  индивида к коммуникативному процессу, мотивационная готовность осуществлять его в условиях социума; это система  представлений индивида о самом  себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

  Среди наиболее известных теорий социально-психологического «Я» выделяют следующие: зеркальное «Я», социального сравнения и  самовосприятия. Становление социально-психологического «Я», динамика психических процессов, коммуникативных свойств и качеств индивида неотъемлемые от общественных условий и событий, которые предусматривают, индивидуализированный характер и способ участия человека во взаимодействии с другими, актуализируя субъектность личности. Когда она проявляет социально-психологическую компетентность, речь идет о чувстве собственного достоинства, самооценке и самоуважении как важнейшей регулятивной функции «Я». И чем выше уровень социально-психологической компетентности личности, тем ниже вероятность деформации «Я».

  Коммуникативные умения и навыки, приобретение социально-психологического опыта, ценностных отношений к общению, мотивационной готовности взаимодействовать  с другими закладываются у  индивида еще в детстве и развиваются  и совершенствуются на протяжении всей жизни.

  Среди показателей  коммуникативно зрелой личности важнейшими можно считать следующие:

  • развитое чувство ответственности за поведение и поступки;
  • потребность в общении с другими людьми;
  • способность к активному участию в жизни общества и к эффективному использованию своих коммуникативных знаний и способностей в ходе взаимодействия, к социально-психологической близости с другим человеком, к конструктивному решению различных жизненных проблем путем установления социальных контактов и межличностных отношений;
  • потребность в процессе общения в самореализации, эффективном проявлении собственного коммуникативного потенциала.

  Зрелого в социально-психологическом отношении  человека характеризует переход  от мира построения планов относительно общения в мир реализации жизненных  замыслов во взаимодействии, переход  от самоопределения к профессиональной самореализации, осуществления себя в реальном коммуникативном процессе.

  Сохранение  осмысленности социальных контактов - важная предпосылка профессиональной самореализации личности в сфере  общения.

  Не менее  весомый фактор профессионализации личности - признание в группе социально-психологических  свойств и качеств индивида: если эта оценка достаточно высока, то социально-групповое  признание не только компенсирует, но и оправдывает в глазах личности даже неудачи в сфере межличностных  отношений; отсутствие такого признания - одна из причин социально-психологического дискомфорта личности, неудовлетворенности  социальными контактами, а иногда психологического кризиса человека.

  Нельзя  не учитывать еще одно обстоятельство, значение которого актуализируется  в наше время и которое влияет на профессионализм личности в общении  с другими. Речь идет об ощущении защищенности человека, которое является важной потребностью индивида и дает ему  возможность творчески работать, максимально реализовывать свои коммуникативные возможности, чувствовать  уверенность и стабильность своего существования в социуме.

Информация о работе Человек как субъект культуры