Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 12:18, курс лекций
Слово «субъект» и производные от него формы происходят от лат. subject, которое можно перевести как «лежащий внизу, находящийся в основании, выступающий фундаментом» (от sub - под, jack» - бросаю, кладу основание, устанавливаю).
Достигать взаимопонимания, выясняя причины собственного поведения и поступков собеседников, личность вступает в активное взаимодействие с обществом, другими людьми и с самой собой.
Активность,
таким образом, - это тот методологический
принцип, который помогает раскрыть
специфику становления
Следовательно,
об активности в то же время можно
говорить как о форме выражения
потребностей человека, проявления его
социально-психологических
При этом пути проявления активности могут быть разными: оптимальное использование природных способностей и возможностей индивида, нахождения оптимально-индивидуального темпа жизни, определение своевременности привлечения личности к социальным процессам и т.д. Побуждает человека к активным действиям конкретная цель, которая имеет перспективную привлекательность. Именно при таких условиях у человека появляется сильная внутренняя потребность, стимул, который и приводит к активности.
Активность - многомерная категория, которая реализуется в системе целевых установок, ценностных отношений и ориентаций, определяющих мотивационную сферу личности, направленность ее интересов, наклонностей, выбор способов взаимодействия и общения.
Результатом активности является формирование самосознания личности, собственного рефлексивного «Я», новой установки, а также потребности в новых социальных и межличностных отношениях. Итак, в основе личности лежат ценности, принятые ею. Они регулируют индивидуальное поведение, обеспечивающие собственную социально-нравственную активность.
Когда речь идет об активности личности в межличностном общении, то предполагается активность всех участников коммуникативного процесса. Происходит взаимовлияние, результатом которого является изменения в социальном поведении партнеров по общению.
Здесь стоит отметить, что не в каждом случае влияние завершается принятием ценностей, а только при условии, когда:
Поскольку каждый из участников общения воспринимает другого как субъекта, то происходит не только взаимовлияние, но и взаимный обмен реакциями, который подкрепляет или изменяет поведение собеседников, активизируя тем самым их усилия для достижения цели общения.
Активность личности формируется в условиях социальных связей и контактов человека с социумом. Движущей силой развития личности в ее активном продвижении к вершинам, к акме выступают противоречия, которые возникают в жизни человека и находят свое решение благодаря активности самого индивида и встречной активности социальной среды.
В свое время А. Маслоу выделил такие характеристики личности, которая реализует потребность в самоактуализации и развития активности:
Итак, личность характеризуется не только творческой, интеллектуальной активностью, но и социально-психологической (взаимодействие, обмен информацией, проявление перцептивной-рефлексивных свойств и т.п.), которая определяется соотношением процесса общения с собственным социально-психологическим опытом, информационным фондом, системой ценностей, степени участия человека в коммуникации.
Активность,
таким образом, проявляется как
внешними формами (поведение, поступки),
так и внутренними
Когда удовлетворению
потребности человека в общении
ничто не угрожает, происходит рост
коммуникативной активности, человек
стремится стать настолько
Одновременно люди, которым не удалось развить свой коммуникативный потенциал, повлиять на собеседника, испытывают спад активности.
Проявление активности может быть ограничено:
В конечном итоге описание коммуникативной активности личности предусматривает постановку следующих основных вопросов:
А ответы на эти вопросы определяют содержание его рефлексивного «Я», его самосознания, степени удовлетворения общением, конкретных поступков.
Что касается категории «профессионализм личности», то это понятие трактуется по-разному:
Социально-психологические основы профессионализма личности состоят из совокупности социально-психологических, социокультурных и этнопсихологических знаний, умений и навыков, которыми должен обладать индивид для эффективного осуществления социальных и межличностных отношений (отражения социальных оценок, регуляция поведения и т.д.).
Социально-психологический профессионализм личности характеризуется:
Следовательно,
можно выделить следующие социально-
Профессионализм личности в общении - ценностное отношение индивида к коммуникативному процессу, мотивационная готовность осуществлять его в условиях социума; это система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.
Среди наиболее известных теорий социально-психологического «Я» выделяют следующие: зеркальное «Я», социального сравнения и самовосприятия. Становление социально-психологического «Я», динамика психических процессов, коммуникативных свойств и качеств индивида неотъемлемые от общественных условий и событий, которые предусматривают, индивидуализированный характер и способ участия человека во взаимодействии с другими, актуализируя субъектность личности. Когда она проявляет социально-психологическую компетентность, речь идет о чувстве собственного достоинства, самооценке и самоуважении как важнейшей регулятивной функции «Я». И чем выше уровень социально-психологической компетентности личности, тем ниже вероятность деформации «Я».
Коммуникативные умения и навыки, приобретение социально-психологического опыта, ценностных отношений к общению, мотивационной готовности взаимодействовать с другими закладываются у индивида еще в детстве и развиваются и совершенствуются на протяжении всей жизни.
Среди показателей коммуникативно зрелой личности важнейшими можно считать следующие:
Зрелого
в социально-психологическом
Сохранение осмысленности социальных контактов - важная предпосылка профессиональной самореализации личности в сфере общения.
Не менее весомый фактор профессионализации личности - признание в группе социально-психологических свойств и качеств индивида: если эта оценка достаточно высока, то социально-групповое признание не только компенсирует, но и оправдывает в глазах личности даже неудачи в сфере межличностных отношений; отсутствие такого признания - одна из причин социально-психологического дискомфорта личности, неудовлетворенности социальными контактами, а иногда психологического кризиса человека.
Нельзя
не учитывать еще одно обстоятельство,
значение которого актуализируется
в наше время и которое влияет
на профессионализм личности в общении
с другими. Речь идет об ощущении защищенности
человека, которое является важной
потребностью индивида и дает ему
возможность творчески