Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:03, реферат
Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Здесь я хотел бы сразу прояснить, что имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе.
Введение
Экологическая культура
Понятие экологической культуры.
Нарушение экологического равновесия
Экологические проблемы
Потепление климата
Озоновые дыры
Гибель и вырубка лесов
Опустынивание
Чистая вода
Экологические проблемы и развитые страны
Экологические проблемы и развивающиеся страны
Заключение
Список литературы
Московский финансовый колледж
филиал федерального государственного
образовательного бюджетного учреждения
высшего профессионального
Реферат по дисциплине: «Экономические основы природопользования»
Тема: «Экологическая культура человека»
Подготовил студент 2 курса
Группы МФ3
Власенко Алексей
2011 год. Москва
Содержание
Введение
Экологическая культура
Заключение
Список литературы
Введение
Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Здесь я хотел бы сразу прояснить, что имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе.
Поэтому, в связи с глобальным
экологическим кризисом, необходимо
прояснить, какие отношения человека
и природы можно считать
До появления человека
и его деятельного отношения
к природе в живом мире господствовали
взаимная гармоничная зависимость
и связанность, можно сказать, что
существовала экологическая гармония.
С появлением человека начинается процесс
нарушения гармонического равновесия.
Осваивая природу в процессе трудовой
деятельности, человек не учитывал
необходимости уважения закономерностей,
господствующих в биосфере и своей
деятельностью нарушал
С развитием производственных
сил, которые позволяют осваивать
природу с большим размахом и
увеличением числа жителей на
Земле деградация природной среды
достигает небывалого опасного для
самого существования людей размера,
так, что вполне оправдано говорить
об экологическом кризисе, который
может перерасти в
Экологические проблемы, которые
выражаются в нарушении уравновешенности
условий и влияний в
Загрязнение природной среды производят количественные и качественные загрязнители. Количественные загрязнители – вещества, которые человек не создает, они существуют в природе, но человек освобождает большое количество их, и это приводит к нарушению экологического равновесия.
Качественные загрязнители – вещества, производимые человеком, - синтетические вещества. Они отрицательно влияют на живые существа и на человека, т.к. против них человеческий организм не имеет возможности защищаться. Между тем, человек может воздействовать на количество квантитативных загрязнителей в основном тремя способами: нарушением цикла обмена веществ при освобождении большого числа субстанций, рассматриваемой как нейтральная, но которая сильно нарушает установленное природное равновесие; выпусканием ограниченного количества вещества на небольшой поверхности, которая в природе находится в естественном положении, что может на этом пространстве привести к нежелательным катастрофическим последствиям, добавлением опасного вещества даже на месте его природной концентрации.
Исходя из всего этого, в моей работе пойдет речь о термине культуры, о понятии экологической культуры, о том, насколько актуальна эта проблематика сейчас, затрону вопрос о проработке данной проблематики в современной науке и роли экологического знания в научном сообществе. Также весьма существенно для меня – пояснить, что понимается под биосферой и ноосферой и как воспринимается биоэтика населением.
Понятие экологической культуры
Экологическая культура – сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Все мы прекрасно видим, что многие территории по причине хозяйственной деятельности человека оказались загрязнёнными, что сказалось на здоровье и на качестве населения. Можно сказать прямо, в результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и к её ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во вселенной человечеству грозит деградация и вымирание. Поэтому проблема “правильного” восприятия природы, равно как и “экологической культуры” выходит в настоящий момент на передний план. Чем раньше учёные начнут “бить тревогу”, чем раньше люди начнут пересматривать результаты своей деятельности и корректировать цели, соразмеряя свои цели со средствами, которыми располагает природа, тем быстрее можно будет перейти к исправлению ошибок, как в мировоззренческой сфере, так и в сфере экономической.
Но, к большому сожалению, проблема “экологической культуры” ещё мало изучена. Одним из первых, кто подошёл к проблеме экокультуры был знаменитый мыслитель и исследователь В.И. Вернадский; он впервые серьёзнейшим образом проработал термин “биосфера”, занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира. Также можно назвать Мальтуса, Ле Шателье-Брауна, Б. Коммонера и др. Но, тем не менее, рамки заданной темы заставляют посмотреть на проблему с другой стороны, ибо нас интересует проблема восприятия обществом экологической культуры.
Но прежде чем непосредственно перейти к данной проблематике, необходимо прояснить, что такое культура и что такое экология, так как без этого сфера экокультуры останется пустой.
Слово “культура” происходит от латинского глагола cultum, что первоначально обозначало “возделывание почвы”. Позднее оно стало пониматься как “почитание богов”, что подтверждает доставшееся нам в наследство слово “культ” [1, c.154]. И действительно, на протяжении всего средневековья, да и поздней античности, “культура” была неразрывно связана с религией, духовными ценностями и т.п. Но с началом эпохи модерна это понятие подверглось глубокому переосмыслению. В начале под “культурой” понималась совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за весь период его существования, то есть живопись, архитектура, язык, письменность, обряды, отношение к миру, но затем, с открытием иных цивилизаций, возникла потребность в расширении этого понятия. Как показала жизнь, “человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом”. Более того, культурные нормы и правила не являются наследственными признаками, заложенными в наших генах, они усваиваются на протяжении всей жизни, посредством обучения, целенаправленной работы и культурной деятельности человека. То есть это говорит о том, что каждый народ является уникальной единицей, создающей свою неповторимую и своеобразную культуру. Отсюда становится понятным тезис о том, что каждый народ обладает своей уникальной культурой: он веками накапливает культурные ценности, которые зависят от многих привходящих деталей: географического положения, климатических условий, размеров территории и т.д..
По своей природе культура
изменчива и способна к самообновлению,
но она является своего рода знаком,
который позволяет
Таким образом, восприятие культуры зависит от человека, принадлежащего к конкретному сообществу. Но базисной основой культуры всё-таки, как мне кажется, является накопленные народом ценности в духовной области (вера, обычаи, язык, литература и др.) и в сфере материальной (архитектура, скульптура, живопись и т. д.). Но, несмотря на это, всё же существует нечто или некий общий культурный архетип, который способствует межкультурной коммуникации.
Наука же экология возникла в конце XIX столетия, но тогда она обозначала учение о живых организмах, их взаимосвязи и влиянии на природу в целом. Но по-настоящему актуальное значение экология приобрела в середине ХХ столетия, когда учёные из Соединённых Штатов обнаружили пропорциональную зависимость загрязнения почв и мирового океана, уничтожения многих видов животных от антропогенной деятельности. Проще говоря, когда исследователи осознали, что в водоёмах, расположенных в непосредственной близости от заводов и фабрик гибнет рыба и планктон, когда поняли, что в результате неразумной сельскохозяйственной деятельности истощаются почвы, тогда экология приобрела своё насущное значение.
Таким образом, с конца
шестидесятых годов человечество столкнулось
с проблемой “глобального экологического
кризиса”. Развитие промышленности, индустриализация,
Научно-техническая революция, массовое
сведение лесов, строительство заводов-
Нарушение экологического равновесия
Сегодня нарушение экологического равновесия выражается во многих формах. Можно сказать, что существует единое мнение о том, что основными формами являются:
Основными причинами этих
форм выражения экологического кризиса
являются быстрый экономический
рост и форсированная
Быстрый экономический рост,
основанный на развитии производительных
сил, обеспечивает и их дальнейшее развитие,
улучшение условий труда, уменьшение
бедности и увеличение общественного
богатства, подъем культурного и
материального богатства
Но в то же время следствием
ускоренного экономического роста
является деградация природы, т.е. нарушением
экологического равновесия. С ускорением
хозяйственного развития убыстряется
экономическое освоение природы, интенсифицируется
использование природных
Последствия урбанизированного
экономического роста для природной
среды бывают многоплановые, прежде
всего более интенсивное
Эти относительно стремительные перемены отличаются от ритма природных процессов, где мутации происходят в довольно большие временные промежутки.
Это несоответствие между
эволюционным ходом природных макропроцессов
и изменениями в результате деятельности
людей в отдельных компонентах
природной системы создает
Деградация природной среды и вытекающие из нее экологические нарушения не являются продуктом только технологического развития и выражением временных и случайных нарушений. Напротив, деградация природной среды представляет собой показатель глубочайшей индустриальной цивилизации и сверхинтенсивного способа производства. Поскольку индустриальная система капитализма сильно увеличивает возможности производства и власть над природной, то она содержит и семена систематического распыления человеческих и природных сил.