Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 16:36, курсовая работа
Предметом работы является история кинематографа Чехии, а ее объектом – творческий путь основных ее представителей «новой волны».
При написании работы была поставлена цель рассмотреть и проанализировать данный этап в истории кинематографа, ознакомится с основными режиссерами «новой волны» и провести обзор их творчества.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Чехословацкая «новая волна»: общая характеристика………..4-10
Глава II. Основные представители «новой волны» Чехословакии……11-35
Милош Форман……………………………………………………..11-16
Вера Хитилова………………………………………………………16-20
Эвальд Шорм ……………………………………………………….20-25
Иржи Менцель…………………………………………………….. 25-30
Ян Немец…………………………………………………………….30-34
Павел Юрачек…….…………………………………………………34-35
Заключение……………………………………………………………………36
Список литературы……………………………………………………………37
Павел Юрачек - чешский режиссер и сценарист. Родился 2 августа 1935 г. в Пршибраме, умер 20 мая 1989 г. в Праге. Один из ведущих представителей чехословацкой «новой волны». Интеллектуальный лидер группы молодых кинематографистов 60-х гг., отличавшихся склонностью к метафорическому кино, фильмам-диспутам и мистификациям. Автор сценариев ряда ярких фильмов 60-х гг. «Черно-белая Сильва», «Потолок», «Два мушкетера» и др.). Творчество Юрачека отмечено влиянием Кафки, театра абсурда и сюрреализма как художественного направления и как философской и политической доктрины. Изучал философию и журналистику в Карловом университете, откуда был исключен за участие в студенческих волнениях, работал в провинциальной газете, окончил факультет кинодраматургии пражской Киноакадемии (ФАМУ, 1958-1962), защитив диплом сценарием фильма «Икар ХВ1», снятого режиссером Й. Полаком. Фильм получил «Золотой космический корабль» на МФ научно-фантастических фильмов в Терсте, в 1963.
С 1963 по 1969 г. Юрачек — редактор творческой группы молодых на киностудии «Баррандов», где среди прочих были поставлены картины «Мы едим плоды райских деревьев» В. Хитиловой и «Жаворонки на нитке» И. Менцеля. Чуткий к проявлениям абсурда, режиссер еще в студенческие годы пишет сценарии «Маргаритки» и «Хроника шута», воспроизводящих эпатирующую алогичность окружающей реальности. В 1963 г. Юрачек дебютирует как режиссер вместе с Я. Шмидтом абсурдистской трагикомедией «Кариатида» или «Йозеф Килиан», получившей большой приз на МКФ в Оберхаузене и приз Симона Дюбрейля в Мангейме. Положив в основу сюжета картины историю человека, взявшего кошку в пункте проката и не смогшего ее вернуть по причине таинственного исчезновения последнего. Поисками исчезнувшего учреждения и занимается герой, пробираясь по некоему призрачному пространству среди узнаваемых и в то же время незнакомых предметов. Навязчивые мотивы стен, тупиков, никуда не ведущих коридоров и бесконечных пролетов лестниц, по которым совершает свое бессмысленное восхождение и нисхождение человек с бойлером, портреты, транспаранты со старым илозунгами и гипсовые бюсты забытых партийных лидеров отражают мир тотального абсурда, не имеющего ничего общего с реальными нуждами и желаниями человека. Развенчивая мифы, культивируемые властью, фильм демонстрировал невозможность адаптации человека в жизни, избавленной от всего сознательно человеческого.
Следующий фильм Юрачека «Каждый молодой человек» был снят в 1965 г. Где кафкианский абсурд проявляется в естественности, с которой человек принимает извращенность здравого смысла и свою манипулируемость в современной армии. Итоговым не только для творчества режиссера, но и для всего интеллектуального направления «новой волны» становится созданная в разгар чехословацких событий 1968—1969 гг. вольная экранизация третьей книги «Путешествий Гулливера» Джонатана Свифта «Дело для начинающего палача». «Мир, в котором мы живем, неподвластен логике, и разум потерял в нем свой смысл», — пишет вэто время Юрачек и снимает свой фильм как путешествие героя по собственному подсознанию и подсознанию нации, возводя до степени мифологических событий разочарования личного и общественного опыта. Фильм складывается из не связанных между собой причинно, до определенной степени автономных блоков.Обращаясь к исторической и культурной европейской памяти, картина обнажает деструктивные механизмы, которые привели некогда зрелое в культурном, экономическом и нравственном отношении общество на край пропасти. В оккупированной советскими войсками Чехословакии фильм был оценен как «ревизионистский» и вскоре после выхода из монтажной арестован и «положен на полку». Юрачеку было запрещено не только работать в кино, но и заниматься какой бы то ни было интеллектуальной деятельностью на официальном уровне. После подписания им диссидентской Хартии 1977 Павла Юрачека вынуждают эмигрировать в ФРГ, где он пишет сценарии «Ситуация волка» по рассказам Джека Лондона и «Голем» по одноименному роману Густава Мейринка, которые так и не были экранизированы.
В
1989 г. тяжело больной Юрачек вернулся из
эмиграции и спустя несколько месяцев
умер от рака. Его фильмы, пролежавшие
на полке 20 лет, снова появились на экране
лишь в 1989 г[3; с. 194-195].
Заключение
Чехословацкая «новая волна» - это огромный пласт в мировом киноискусстве. Ясно, что она была кино движением, и её развитие было тесно связано с социо-политическими изменениями, которые происходили в стране во время 1960-х.
Работы ее режиссеров отличаются новаторством в выборе изобразительных средств, радикальностью по отношению к идеологической догматике в искусстве. Для их творчества характерно разнообразие жанров: лирика, комедия, трагикомедия, гротеск, историческое и военное кино. Часты экспрессионистские и сюрреалистические мотивы кафкианского типа, чёрный юмор, импровизация и тщательно прописанные диалоги главных героев. Каждый режиссер, в его собственной манере, представил свое видение мира.
Отличительным знаком практически всего чешского кино того времени, были бескомпромисность и стремление докопаться до самых корней причин социальных проблем. В своем творчестве они касались самых запрещенных тем, которых в тоже время нельзя не коснуться будучи человеком совести. Так основными темами творчества были деградация общества и человека, противоречия между существующим порядком и моралью, невозможность адаптации человека в жизни, избавленной от всего человеческого и др. В своих произведениях они прославляли человеческую жизнь во всех ее проявлениях, обращали пристальное внимание на «маленького» человека. В общем кино «новой волны» было одним из самых человечных в истории кино.
Все художники «новой волны» чешского кино сходились во мнении, что на лжи и обмане нельзя построить ничего ценного, что и демонстрировали в своем творчестве. Их фильмы открывали публике жесткую и нелицеприятную картину реального положения дел, разрушая официальную мифологию и привычное видение мира.
А о значении данного кино движения говорит второе его название – «чехословацкое кинематографическое чудо».
Список литература
Интернет-ресурсы