Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 16:36, курсовая работа
Предметом работы является история кинематографа Чехии, а ее объектом – творческий путь основных ее представителей «новой волны».
При написании работы была поставлена цель рассмотреть и проанализировать данный этап в истории кинематографа, ознакомится с основными режиссерами «новой волны» и провести обзор их творчества.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Чехословацкая «новая волна»: общая характеристика………..4-10
Глава II. Основные представители «новой волны» Чехословакии……11-35
Милош Форман……………………………………………………..11-16
Вера Хитилова………………………………………………………16-20
Эвальд Шорм ……………………………………………………….20-25
Иржи Менцель…………………………………………………….. 25-30
Ян Немец…………………………………………………………….30-34
Павел Юрачек…….…………………………………………………34-35
Заключение……………………………………………………………………36
Список литературы……………………………………………………………37
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I. Чехословацкая «новая волна»: общая характеристика………..4-10
Глава II. Основные представители «новой волны» Чехословакии……11-35
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Чешское кино одно из старейших в мире. Уже в 1896 году в двух городах Чехии Праге и Карловых Варах прошло первое кино-представаление. А уже в 1898 появились первые чешские кинокартины. Они были сняты фотографом Яном Кршиженским, он считается создателем чешского кино.
А в 1931 году двумя братьями Гавел, Милошем и Вацлавом была создана киностудия «Баррандов» в пригороде Праги. Это была одна из крупнейших киностудий в Европе, настоящая фабрика фильмов.
Кинематограф
Чехии очень богат и
Предметом работы является история кинематографа Чехии, а ее объектом – творческий путь основных ее представителей «новой волны».
При написании работы была поставлена цель рассмотреть и проанализировать данный этап в истории кинематографа, ознакомится с основными режиссерами «новой волны» и провести обзор их творчества.
В соответствии с поставленной целью ставится задача поиска необходимого материала и его обработки. А также необходимо ознакомится с основными произведениями «новой волны», попытаться описать и дать им характеристику, опираясь на уже имеющийся критический материал.
При
написании работы использовались кинематографические
энциклопедии, искусствоведческие пособия
и статьи из интернет-пространства.
«Новой волной» называется ряд направлений в кинематографе различных стран во второй половине XX века. В целом, новая волна характеризуется введением нового стиля в кино. Зачастую этот стиль более художественный, более интеллектуальный, менее коммерческий и принципиально отличный от преобладавших ранее направлений в национальном кинематографе[].
Чехословацкая новая волна (Чешская новая волна; чеш. Československá nová vlna, Česká nová vlna) — термин, используемый для обозначения поколения чехословацких деятелей искусства кино, расцвет творчества которых пришёлся на 60-е годы ХХ века.
Для их творчества характерно разнообразие жанров: лирика, комедия, трагикомедия, гротеск, историческое и военное кино. Часты экспрессионистские и сюрреалистические мотивы кафкианского типа, чёрный юмор, импровизация и тщательно прописанные диалоги главных героев[4; с.54].
60-е
годы не успели еще
Движение «новой волны» потихоньку сформировалось в эпоху чисток на кинофакультете Академии искусств (FAMU) в Праге.
В конце 50-х и в 60-е годы киношкола представляла собой уникальную по степени свободомыслия, возможностям контакта с мировым кинематографом и широте кругозора среду. Это стало возможным благодаря усилиям таких преподавателей, как, например, Франтишек Даниел, Милан Кундера или Отакар Вавра. Именно последний, знаменитый самоучка и прагматик, заложил учебные основы киношколы, и именно под его влиянием начали свою кинокарьеру такие режиссеры, как Эвальд Шорм, Вера Хитилова, Иржи Менцель и Ян Шмидт[12].
Итальянский
неореализм, «черные» фильмы польских
и венгерских кинематографистов, английское
течение free cinema, французская «новая
волна» и cinema verite, американский андеграунд
– чешская «новая волна» была знакома
со всем этим и многое пропускала через
себя. Но все же главную роль в
ее формировании сыграла потребность
самовыражения: это направление
чешского кинематографа, не обремененное
историческими и
Чешская «новая волна» не заменяла старые догмы новыми и не выдвигала какой-либо новой художественной и уж тем более политической программы (Йиреш, Юрачек и Антонин Маша вообще были членами компартии). Не шла речь и о создании некоего сообщества, объединенного интересами или, к примеру, возрастом (например, Хитилову и Вахека разделяют целых одиннадцать лет). Некоторые, как, например, Герц или Вахек первоначально дистанцировались от «новой волны», некоторые дебютировали позже (Драгомира Виганова).
Необходимо учитывать внешние обстоятельства, открывшие путь «новой волне» и всей чешской кинематографии тех лет, а именно: упразднение в 1962 году на киностудии «Баррандов» надзирающего идеологического худсовета и замена его независимыми худсоветами отдельных творческих групп; закрытая партийная «переоценка» чисток 1959 года; провал пятилеток и начало дискуссии об экономических реформах; пересмотр некоторых политических приговоров; основание в 1965 году независимого Союза чехословацких деятелей кино и телевидения (FITES), который впоследствии стал одним из самых важных инструментов в диалоге деятелей искусства и зарождающегося гражданского общества с властью; вдохновляющая атмосфера творческого брожения в «больших и малых» театрах, в литературе, изобразительном искусстве, музыке, публицистике[13].
Чехословацкая культура 60-х годов, в том числе и кинематография, развивалась в условиях постоянных оборонительных боев с властью, которая каждую свою уступку старалась компенсировать либо скрытым или явным подкупом, либо ханжески закамуфлированными репрессиями. Доказательством тому может служить то обстоятельство, что более чем на год откладывался выход в прокат фильмов «Отвага на каждый день» и «О празднестве и гостях» - под предлогом господства «атмосферы безысходности и тщеты» в первом фильме и за «попытку осмеяния социалистического общества» во втором фильме. Самым громким и постыдным из множества конфликтов, стал конфликт, связанный с выступлением депутата Ярослава Пружинеца 17 мая 1967 года в Национальном собрании. Депутат назвал тогда фильмы-притчи «О празднестве и гостях» и «Маргаритки» (1966, реж. Вера Хитилова) «мусором, не имеющим с социализмом и идеалами коммунизма ничего общего», а их создателей – «внутренними врагами».
Но вскоре кинематографисты возмущенные запретом на съемки фильмов по новым сценариям Эвальда Шорма, Яромила Йиреша и Павла Юрачека, воспользовавшись как предлогом IV Съездом чехословацких писателей проходившего 27-29 июня 1967 года и в открытом письме министру культуры и информации Карелу Хоффманну, которое в своем выступлении зачитал Вацлав Гавел, резко воспротивились очернению своих коллег. «Мы категорически протестуем против выступления депутата Пружинеца и обращаем внимание на опасность, угрожающую гражданским правам и свободам, неотъемлемой составной частью которых является свобода творчества», - так оканчивался текст, который подписали Гинек Бочан, Милош Форман, Юрай Герц, Вера Хитилова, Яромил Йиреш, Павел Юрачек, Антонин Маша, Иржи Менцель, Ян Немец, Иван Пассер, Эвальд Шорм, Ян Шмидт, Петер Солан и Штефан Угер.
Это острое и политически бескомпромиссное выступление ядра чешской «новой волны», к которому присоединились и словацкие коллеги, получило неожиданное продолжение. В то время как на писателей после съезда, в сентябре 1967, обрушился жестокий удар, в частности, они были лишены печатного органа своего Союза - «Литературной газеты», кинематографистам, напротив, с июля 1967 года было позволено издавать «Кинематографическую и телевизионную газету», решение о выпуске которой не принималось почти полгода.
Противоречивость
и нескоординированность
О
том, насколько угрожающим образом
противоречило всему этому
Прошло совсем немного времени, и плотина прорвалась. Прежнюю власть, в том числе реформаторов из рядов КПЧ, увлек за собой стихийный поток демократизации, всколыхнувший все слои общества.
Кинематографисты
деятельно участвовали в
Однако
было бы неправильно полагать, будто
чешская кинематография того времени
и конкретно «новая волна» питались
исключительно критической
Диагноз был, безусловно, поставлен верно, но, к сожалению, к моменту своего опубликования он уже потерял актуальность: любые прогнозы лишились смысла после 21 августа 1968 года, когда пять государств Варшавского договора под руководством СССР решили путем военного вторжения в Чехословакию закрыть стране дальнейший путь к демократии. Оказалось, что самое главное было еще вовсе не преодолено и что «новая волна» попала в ситуацию, хорошо знакомую старшим поколениям. Это был момент истины, когда прежнее спонтанное развитие натолкнулось на препятствие и когда мастерам «новой волны» пришлось существовать, неся на себе – с точки зрения постоянно усиливавшей свои позиции власти – несмываемое клеймо[5].