Чехословацкая новая волна

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Предметом работы является история кинематографа Чехии, а ее объектом – творческий путь основных ее представителей «новой волны».
При написании работы была поставлена цель рассмотреть и проанализировать данный этап в истории кинематографа, ознакомится с основными режиссерами «новой волны» и провести обзор их творчества.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Чехословацкая «новая волна»: общая характеристика………..4-10
Глава II. Основные представители «новой волны» Чехословакии……11-35
Милош Форман……………………………………………………..11-16
Вера Хитилова………………………………………………………16-20
Эвальд Шорм ……………………………………………………….20-25
Иржи Менцель…………………………………………………….. 25-30
Ян Немец…………………………………………………………….30-34
Павел Юрачек…….…………………………………………………34-35
Заключение……………………………………………………………………36
Список литературы……………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

чечословацкая новая волна.docx

— 112.25 Кб (Скачать)

     В 1975 г. Форман снимает «Пролетая над  гнездом кукушки», который становится вторым фильмом в истории американского  кино, получившим 5 «Оскаров»: за лучший фильм, за лучшую режиссуру, лучший сценарий — Бо Гольдман, лучшую мужскую роль - Джек Николсон и лучшую женскую - Луиза Флейтчер.

     Работая в Голливуде, Форман неизменно возвращается к темам своих чешских фильмов: философия судьбы молодого поколения (конфликт отцов и детей, изначальное  сиротство молодежи, лишенной психологического и социального пространства). Художественная логика, социо-психическая поэтика  остаются прежними. Меняются некоторые  установки, отвечающие европейскому менталитету. Исчезает затянутость ритма, так  называемый «чешский сюжет», выстраиваемый  как цепочка анекдотов, рассказанных по случаю и объединенных, на первый взгляд, лишь внешне. Но сохраняется  карнавальное мироощущение и черный юмор, острота наблюдений, умение ярко и точно увидеть смысл происходящего. Исчезает открытый финал, характерный  для европейского кино, и появляется формановский хэппи энд, который, не являясь вполне счастливым, все же оставляет персонажу и зрителю шанс или надежду.

     Неизменным  атрибутом формановских американских работ становится "story", которая  воспринимается как форма, с помощью  которой можно внести порядок  в хаос окружающего мира, акцентируя то, что всегда привлекало внимание художника и что является неизменным и постоянным для всего его  творчества — человеческий интерес  к индивиду и стойкая убежденность в том, что миром управляют слабости и что именно они делают персонаж близким и понятным. Так  в картине «Амадеус», снятой в 1985 году по пьесе П. Шеффера и удостоенной «Давида» Донателло - высшей национальной награды в области кино в Италии, формановский Сальери - не злой интриган, каким представляет его легенда, а человек, которому дано понимать совершенство, глубоко переживать прекрасное, но отказано в таланте создавать его. И эта высшая несправедливость рождает томление ума и духа, деформирует их, превращая в ад жизнь человека, отмеченного талантом, но не Избранного. В центре формановского «Амадеуса» — зависть и страсть Сальери, его танталовы муки и бунт против Создателя.

     Еще в студенческие годы, задолго до «Черного Петра», Форман задумывает снять  фильм по роману Шодерло де Лакло  «Опасные связи», но свой замысел осуществляет лишь в 1987 году, оставаясь при этом верным идеям молодости. В снятом  с истинно французским изяществом, легкостью и лукавым галльским  юмором «Вальмоне» с первых кадров возникает тема «Черного Петра» - молодых, стремящихся познать мир и используемых взрослыми в собственных грязных целях. В «Черном Петре» это ученик продавца, нанятый подглядывать за покупателями и заниматься доносительством, в «Вальмоне» — молоденькая Сесиль, становящаяся орудием мести в руках коварной маркизы де Мертей, в результате чего юный Данзени разочаровывается в жизни, а сама Сесиль теряет честь и ждет внебрачного ребенка.

     Тот же мотив проходит через большинство  американских фильмов Формана, а  их персонажи: Билли —«Пролетая над гнездом кукушки», Клод — «Волосы», пиротехник — «Рэгтайм», Моцарт —«Амадеус» - вышли из «Черного Петра» и даже внешне напоминают Владимира Пухольта, единственного профессионального актера в чешских работах режиссера, герой которого взирает на мир с недоуменной вопрошающей улыбкой.

     Во  всех работах, посвященных Америке, за исключением «Отрыва», Милош Форман опирается на добротный литературный или сценический материал. Лишь в  конце 90-х начинается новый этап в его творчестве. Форман отказывается от литературных и иных «посредников» и напрямую обращается к современной американской действительности и реальным лицам, снимая по оригинальным сценариям скандальную ленту «Народ против Лэрри Флинта»  в 1997 году, награжденную «Золотым медведем» на МКФ в Берлине и получившую две номинации на «Оскар», расказывающую о знаменитом издателе порножурналов. Правда, скандал вызван не содержаием картины, а афишей, где Вуди Харрелсон, имитируя распятие на фоне обнаженной женской фигуры, вызвал гнев ревнителей нравственности, которые назвали фильм порнографическим. К этому периоду обращения к американской действительности относится и биографический фильм «Человек на Луне», снятый в 1999 году, и повествующий о последних годах жизни комедианта Энди Кауфмана, которого играет Джим Кэрри. «Человек на луне» - последний фильм Формана.[3; с. 164-167].

  1. Вера Хитилова

     Вера  Хитилова - чешский кинорежиссер, сценарист, актриса. Одна из зачинателей чехословацкой «новой волны». Представитель авторского и феминистского кино. Родилась 2 февраля 1929 г. в Остраве. В конце 50-х изучала архитектуру и историю искусств в Брненском университете, работала чертежницей, лаборанткой, манекенщицей. К самостоятельной режиссуре приступила позже своих сверстников. Начав на киностудии «Баррандов» с должности «девушки с хлопушкой», Хитилова вскоре становится сначала ассистентом, затем вторым режиссером. Здесь она впервые проявила свой крутой темперамент и предприняла первые попытки изменить отечественный кинематограф. Она спорила с актерами, сценаристом, часто останавливала съемку. Именно здесь, на «Баррандове», дерзко вмешиваясь в работу маститых кинематографистов, она приобретает навсегда закрепившуюся за ней репутацию enfant terrible.

     Отвращение, по собственным словам Xитиловой к состоянию отечественного кинематографа приводит ее на режиссерский факультет Киноакадемии (ФАМУ, 1957-1961) в мастерскую О. Вавры. Оказалось, она знала, что делает, активно вмешиваясь в процесс сьемки. Уже снятый ею на втором курсе учебный репортаж о железнодорожниках «Зеленая улица», имел черты нового кинематографа и был отмечен специальным дипломом на конкурсе в честь 15 летия ЧССР, после чего каждая работа Xитиловой становилась предметом живейшего интереса. Становление Веры Хитиловой как кинематографиста происходило на фоне возрождающихся традиций чешскогоав ангарда 20—30х гг. в атмосфере бескомпромиссного поиска молодыми правды о себе и человеке вообще. В 1962 она снимает в стиле «новой волны» свою дипломную работу «Потолок». Эта работа получает Первый приз на Фестивале киношкол в Хельсинки. Фильм представляет собой размышление о том, как ограничивает себя в развитии человек, по собственной инициативе занижающий планку своих возможностей, как трудно отказаться от комфорта вроде бы уже устроенной жизни и свернуть с наезженной колеи на непроторенные пути, чтобы найти самого себя. Вслед за «Потолком» в 1963 году на киностудии научно-популярных фильмов Хитилова снимает ленту «Мешок блох», которая была отмечена премией МКФ в Карловых Варах. Снятая в стилистике «скрытой камеры» лента, рассказывающая о жизни молоденьких учениц техникума, которых сознательно или неосознанно вводят в заблуждение воспитатели, приучая видеть в действительности не то, что они видят, а то, «что положено», впечатляла свежестью и поразительным ощущением правды. Оба фильма были закуплены прокатом и демонстрировались одним блоком под общим названием «Под потолком мешок блох». Эти фильмы приносят Вере Хитиловой мировую известность. Своеобразные социологические исследования мира молодых, онипревнесли в чешское кино новый взгляд на жизнь и мир, новый угол зрения, новые критерии, не говоря уже о формальном новаторстве.

       В 1963 г. Xитилова делает еще шаг в сторону от устоявшихся норм так называемого «прямого кино» и снимает один из самых дискуссионных своих фильмов – «О чемто ином». Фильм получает Гранпри МКФ в Мангейме и Специальный приз МКФв Порета Терме. В нем, дискутируя между собой и оттеняя одна другую, перед зрителем проходят параллельно истории жизни двух женщин: чемпионки мира по гимнастике Эвы Босаковой и вымышленной скучающей домохозяйки Веры, разнообразящей свои обыденные будни банальными изменами мужу. Это была первая работа режиссера, последовательно сконструированная в технике двух планов: реального, где собственно разыгрывалось действие и где зритель знакомился с характером героев, временем и пространством, — и абстрактного, где был скрыт более глубокий смысл того, о чем шла речь на экране. Фильм имел громкий успех, особенно им восхищались французские критики. Снятые один за другим, эти три фильма с их необычной драматургией, откровенной публицистичностью, завораживающей формой и острой метафоричностью поставили Хитилову на ряду с Милошем Форманом в авангард чешской «новой волны».

     В 1965 г. Вера Хитилова, снимает для киносборника «Жемчужинки на дне» по произведениям Богумила Грабала свой последний фильм в эстетике черно-белого кино, изысканную по изобразительному решению новеллу «Закусочная «Мир», создавая кинематографически выстроенное интеллектуальное пространство, эквивалентное пространству мысли литературного первоисточника.

     Во  второй половине 60-х элегантную кажущуюся простоту формальных построений первых фильмов режиссера сменяет сложность художественных конструкций, усиливающих степень её полемической дерзости. Она уходит от документальности и принципов «прямого кино», но продолжает терзать общество и реальность своими нравственно агрессивными вопросами, взывая как к личным страхам и тревогам, так истрахам и тревогам за судьбу всей цивилизации. Xитилова приступает к съемкам своего самого яркого и скандального фильма, философского гротеска «Маргаритки». В центре фильма аллегорическая историяо двух юных девушках, которые, решив «оторваться», весело и с выдумкой творят всевозможные безобразия, а не дождавшись реакции окружающих, рвут на себе одежду, и, прикрывшись обрывками ткани и газет, появляются в банкетном зале с накрытыми столами, чтобы, объевшись и упившись, приступить к тотальной разрушительной деятельности. Но где-то в глубине их безумия  ощущение растерянности и трагизма мира, который не способен принести истинную радость юным созданиям. Несколько отрезвев, они пытаются склеить черепки тарелок и навести хоть какой-то порядок, что им, естественно, не удается. Слишком поздно. Фильм завершается документальным кадром взрыва атомной бомбы, почти буквально повторяющим начальный.

     В короткий период легального существования сюрреализма в Чехословакии Xитилова не ограничивается сюрреалистическими приемами и в 1969 году снимает насыщенный эротическими символами сюрреалистический детектив «Мы едим плоды райскихдеревьев». Картина рассказывает историю любовного треугольника, опираясь на неясный иррациональный сюжет, многозначно расшифровываемые аллюзии и таинственные связи криминального эротического действа, в котором явь переплетается с галлюцинациями, а страх преследования деформирует реальность.

     Последовавшая за советской оккупацией Чехословакии в 1969 году так называемая «нормализация», прерывает творческий путь Xитиловой. Не пожелав эмигрировать из Чехословакии, всемирно известный режиссер в течение 7 лет вынуждена снимать рекламные ролики под фамилией мужа или знакомых. Лишь в 1976 г. она возвращается в большое кино, совершив поворот к более традиционным формам повествования, не отказавшись, впрочем, от притчевой метафоричности, символов, агрессивного дробного монтажа. Но главное, не отказавшись от смысла своего творчества, оставаясь верной высказанному в начале пути художественному кредо: «Я стремлюсь с максимальной полнотой понять данную реальность, чтобы исправить ее».

     В 1977 году Xитилова снимает одну за другой саркастические трагикомедии о нынешней Чехословакии, обнажая состояние общества: «Ставка — яблоко», получивший «Серебряного Хьюго» на МКФ в Чикаго, и «Историю панельного дома». В этом же году она подписывает диссидентскую Хартию 77.

     В 1981-м выходит фильм «Стихийное бедствие» («Занос» в советском прокате), который становится первым в цикле картин о власти. В картине рассказывается история симпатичного недотепы, недоучившегося студента Гонзы. Бросив институт, где ничему не могут научить, Гонза, идя по стопам отца, устраивается машинистом на небольшой железнодорожной станции. Уже первые минуты пребывания на новой работе заставляют его усомниться в четкой отлаженности механизма, управляющего движением поездов. В центре сюжета - метафора поезда, посланного начальством по непроверенному пути в неисправном состоянии. Да и пассажиры, привыкшие во всем полагаться на начальство, увязшие в собственных заботах и проблемах, не задумывающиеся о грозящей катастрофе, вполне подстать и поезду, и железнодорожному начальству. Когда занесенный снежной лавиной локомотив остановится, первым находит выход из создавшегося положения чудаковатый Гонза.

       Продолжением этого блока становится снятый в 1985 году молодежный фильм ужасов о все повышающихся претензиях власти «Волчье логово» («Турбаза «Волчья»), рассказывающий о попытке инопланетян захватить Землю, а завершает — блистательная притча о метаморфозах и ликах власти (власть силы, власть любви, власть слабости и т.п.), один из самых сильных фильмов Xитиловой «Шут и королева», снятый в 1987 году по пьесе и с актерским участием известного чешского мима и драматурга Болеслава Поливки.

     В 1988 г. выходит самая дискуссионная  лента Веры Хитиловой, притча о людях и мире, «Копытом туда, копытом сюда». Новая лента режиссера предназначена для массовой аудитории, но питает ее молодежная субкультура, преображенная традицией авангардного театра. Это история веселых похождений трех приятелей оборачивается апокалиптической картиной современного мира, обреченного погибнуть от косности, лености ума и утешительной лжи. Но речь идет здесь не о том, как система раздавила человека, а о том, почему такая система вообще стала возможной. И решается эта проблема насамом обыденном материале — материале улицы. Герои фильма — три друга. Но то, что дружбы нет, становится ясно в конце фильма, хотя признаки ее отсутствия ощущаются гораздо раньше. Молодые люди уверены, что каждый человек — это авторский театр. А жизнь — не что иное, как вечный фестиваль авторских театров. Веселый праздник, где каждый играет собственный спектакль, в котором он и автор, и главный исполнитель. Герои все продолжают метаться в поисках увеселений, когда уже прозвучал сигнал тревоги и первые симптомы подступающей болезни беспокоят самого неутомимого из трех друзей. Пройдет совсем немного времени, и вся троица, умирая от страха, лихорадочно начнет искать того, кто заразил их неизлечимой болезнью. И вспомнят об иностранке, наркоманке и великосветской шлюхе — случайной любовнице красавчика Пепы.

     Несколько особняком по форме среди фильмов 80-х гг. стоят документальная лента о стариках, сохраняющих несгибаемую волю к жизни даже на пороге смерти, «Время неумолимо» и снятый по заказу итальянского телевидения для цикла телефильмов о европейских городах - столицах культуры документальный фильм «Прага — беспокойное сердце Европы». Пронизанный тревожными видениями, отмеченный загадочностью и таинственностью, последний воссоздал мифологию тысячелетнего магического города, остающегося — вопреки всем нашествиям — исконно чешской метрополией. Снятая в 1984 году, эта лента лишь в 1987-м пробилась на отечественные экраны и была воспринята не только как в высшей степени оригинальное произведение искусства, но и как своего рода нравственный ориентир.

     Вызывающая  оппозиционность фильмов Веры Xитиловой по отношению к существующему режиму, критика современного состояния общества, яркая, доходчивая форма ее многозначных кинематографических конструкций — все это вместе сделало Xитилову в конце 70-х и в 80-х годах самым почитаемых в стране режиссером и неприкасаемой  влиятельной оппозиционной политической фигурой. Только это обстоятельство и давало ей шанс реализовывать свои кинематографические проекты. В 90-е годы в творчестве Xитиловой наступает спад, свидетельствующий как о разочаровании в результатах «бархатной революции», так и о неумении найти себя в новых идеологических и политических условиях. Ее комедии «времен приватизации»: «Наследство, или Приехали мать вашу», «Силки, силки, силочки» повторяют стереотипы пошлых второразрядных фильмов об охоте «новых чехов» за богатством и удовольствиями, ничем не напоминая ее более ранних работ.

Информация о работе Чехословацкая новая волна