Новое время

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:48, реферат

Краткое описание

Цель моей работы - это изучить прошлый период развития культуры России XIX века, т.е. понять общественно-политические взгляды русских мыслителей, какие были сделаны открытия в сферах культурной жизни человека, что было главным событием и развитием культуры.

Оглавление

Введение………………………………………………………………2
1. События России пореформенного периода 19 века……………..3
2. Социально-экономическое и общественное развитие……..........5
2.1 Всеобщее начальное образование……………………………....5
2.2 Среднее и высшее образования…………………………………6
2.3 Культурно-просветительные учреждения……………………..8
3. «Золотой» век Русской культуры…………………………………..9
3.1 Период расцвета классицизма в русской живописи………….9
3.2 Литература………………..………………………………………14
3.3 Архитектура Петербурга………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………...24
Приложение……………………………………………………………..26
Литературный список……………………………………………….....27

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 340.50 Кб (Скачать)


                                       Содержание

    Введение………………………………………………………………2                                                                       

1. События России пореформенного периода 19 века……………..3

2. Социально-экономическое и общественное развитие……..........5

   2.1 Всеобщее начальное образование……………………………....5                     

  2.2 Среднее и высшее образования…………………………………6

   2.3 Культурно-просветительные учреждения……………………..8

3. «Золотой» век Русской культуры…………………………………..9

   3.1 Период расцвета классицизма в русской живописи………….9

   3.2 Литература………………..………………………………………14

   3.3 Архитектура Петербурга………………………………………...19

Заключение……………………………………………………………...24

Приложение……………………………………………………………..26

Литературный список……………………………………………….....27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Культура народа является частью его истории. Её становление, последующее развитие связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, руками народа, все, что выражает его духовную сущность, его взгляд на мир, на природу, на человеческое бытие, на человеческие отношения. Наше культурное наследие, складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом. Оно дало миру вершины художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в мировую культуру. XIX век - «золотой век русской культуры» - уникален и многоаспектен. Русская цивилизация XIX в. успешно преодолевала разрыв между отечественными и европейскими традициями, сохраняя при этом свою самобытность. Отечественные ученые внесли серьезный вклад в мировой научно-технический прогресс и стали известными за рубежом.  

   Цель моей работы - это изучить прошлый период развития культуры России XIX века, т.е. понять общественно-политические взгляды русских мыслителей, какие были сделаны открытия в сферах культурной жизни человека, что было главным событием и развитием культуры.

Задачи:     -рассмотреть культуру пореформенной России 19 века;

                  -рассмотреть период русской культуры в области образования; 

                  -рассмотреть период расцвета классицизма в русской живописи, литературу и архитектуру Петербурга.

    Нельзя понять настоящее, не зная прошлого. Исторический и культурный опыт прошлого помогает решить проблемы современности. Жесткое государственное регулирование советского периода нашего государства меняется на новые общественные отношения. Внедряется рыночный механизм в экономике, соответственно претерпевают отношения и все другие сферы жизни общества: социальная жизнь, политика, культура и т.д.     В этот период перестройки общественных отношений необходимо каждому гражданину понимание дальнейшего пути развития нашего государства, осознание своего места и роли в современный период жизни. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры Росси.

 

1. Культура пореформенной России XIX века.

    Падение крепостного права озна­чало начало нового, капиталистического периода в ис­тории России. Капитализм внес существенные пере­мены в жизнь общества: преобразовал хозяйственно-экономический строй, изменил социальный и ду­ховный облик населения, его быт, условия жизни, способствовал росту культурных потребностей. Капитализм в целом создал условия для более вы­сокого культурного уровня общества, расширял объек­тивные социальные возможности для овладения куль­турой значительных общественных слоев. Капиталистическая эпоха, требовавшая определен­ного уровня культуры в сфере материального про­изводства, способствовала ускорению процесса демо­кратизации культуры в целом. В пореформенное время была расширена сфера образования, фактически создана силами земства народная школа. Значительно выросла техническая высшая школа, повысился интерес к книге, увеличилась читательская среда, изменил­ся социальный облик читателя.

    Однако капиталистическая эпоха в истории России была непродолжительной — капитализм как социаль­но-экономическая формация существовал немногим более полувека. Самодержавие, являясь феодальной политической надстройкой и в пореформенную эпоху, принципиально не изменило своего отношения к куль­туре, особенно к проблеме просвещения народа. Развитие культуры во второй половине 19— на­чале 20 века не было равномерным процессом. Его вну­тренние этапы  определяли подъемы и спады в обще­ственно-политической борьбе. Культура, являясь важнейшей системой общественной жизни, аккумулировала идеи эпохи. Духовная жизнь при капитализме продолжала сохранять клас­совый характер. Класс выступал носителем и создателем идеалов, ценностных ориентаций, этических и эстетических норм жизни. Поэтому, только будучи выразителем общественного прогресса, этот класс мог формировать общечеловеческие ценности и тем самым отражать потребности национального развития. Именно в таком положении в пореформенную эпо­ху оказалась русская буржуазия, которая при отсут­ствии революционности объективно была прогрессив­ной силой. В. И. Ленин отмечал, что в 40—60-е годы 19века, когда «новые общественно-экономические от­ношения и их противоречия... были еще в зародыше­вом состоянии», «никакого своекорыстия... тогда в идеологах буржуазии не проявлялось...».  

           Антифеодальная, буржуазно-демократическая направленность идейной борьбы того времени определяла общечелове­ческую значимость создаваемых культурных ценностей, буржуазных по своей сущности. Капитализм с его стремлением к расширению хо­зяйственно-экономических связей отдельных, в том числе и национальных, регионов способствовал усиле­нию общения народов России не только в сфере эко­номической, но и общественно-культурной, что лежало в основе единства историко-культурного процесса в России в эпоху капитализма. Важность взаимных контактов, идейной близости с русской культурой, прежде всего литературой, неоднократно подчеркивали многие деятели национальных культур. «Каждого из нас, — писал один из основоположников новой гру­зинской литературы, просветитель Илья Чавчавадзе,- вырастила русская литература».  Но не только русская культура положительно воз­действовала на развитие национальных культур. На­циональные мотивы питали творчество многих рус­ских писателей, художников, композиторов [Яковкина, с 237-241].

    Буржуазные реформы середины 19 столетия были рубежом в социально-экономической жизни России и обозначили начало капиталистического периода в ее истории. Эти реформы оказали влияние на многие стороны общественной жизни, социальный и духовный облик населения. Отмена крепостного права сняла юридические препоны для свободного передвижения населения, более интенсивно стало развиваться отходничество и, усиливая экономические связи между городом и деревней, втягивало массы крестьянства в водоворот общественной жизни. Эти факторы способствовали углублению культурных интеграционных процессов в обществе, что способствовало расширению культурного пространства, общественно-культурной среды.

После отмены крепостного права общество искало пути перестройки всех систем, и в связи с этим появилась необходимость более активного включения массы вчерашних крепостных в сферу профессиональной культуры. Школа, распространение грамотности становились приоритетными факторами в культурном развитии общества. Была создана народная школа, появилась система технических училищ, в том числе отраслевые высшее учебные заведения, учительские семинарии. В это время существовали многочисленные культурно-просветительные и научные учреждения музеи, библиотеки, научные общества, художественные и промышленные выставки и т.д.

В России впервые создавались предпосылки становления основ гражданского общества, сферы реализации различных интересов, не связанных с деятельностью государства. Однако в силу непродолжительного существования в России капитализма как социально-экономической системы и сохранения влияния государства на жизнь пореформенного общества в различных сферах его жизни многие из этих предпосылок не могли получить и не получили полного развития. Характерной чертой социокультурной ситуации всего пореформенного времени была инициатива и активное участие общественности во многих культурных начинаниях.

      Общественный демократический подъем периода революционной ситуации и первых лет после падения крепостного права внес много изменений в культур­ную жизнь России. 60-е годы воспринимались совре­менниками как время духовных преобразований, боль­ших надежд и свершений, «Это было удивительное время, — писал публицист и видный деятель револю­ционного движения Н. В. Шелгунов, - спавшая до то­го времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать. Порыв ее был сильный и задачи гро­мадные». Демократическая общественность активно включилась в решение вопросов просвещения, в пер­вую очередь народного образования [Яковина, с 261].

 

2. Социально-экономическое и общественное развитие.

     2.1 Всеобщее начальное образование. 

    Отличительной чертой общественно-культурной жизни первых пореформенных десятилетий было рас­пространение просвещения. В стране развернулось широкое движение за созда­ние народных школ, изменение методов преподавания в   них,   предоставление  права   на   образование жен­щинам. Большую работу по распространению образо­вания среди народа проводили комитеты грамотности, общественные просветительские организации, связанные с земствами.

     Московский комитет грамот­ности, возникший еще в 1845г., впервые поднял во­прос о введении всеобщего начального образования. В 1861 г. при Вольном экономическом обществе был создан Петербургский комитет грамотности. Он ста­вил целью «содействовать распространению грамот­ности преимущественно между крестьянами, вышед­шими из крепостной зависимости». Подобные просве­тительские организации возникли в Томске, Самаре, Харькове и других городах России. В них проводилась работа по составлению каталога книг для начальной школы, написанию учебников, сбору средств для нужд народного образования. Основоположником народной школы, а также научной педагогики в России по праву считается К. Д. Ушинский (1824-1870/71). Он был замеча­тельным русским педагогом-демократом, автором учебных книг («Родное слово», «Детский мир»), по ко­торым в течение полувека учились десятки миллионов детей в России. Ушинский создал школу русских педа­гогов (И. Н. Ульянов, Н. Ф. Бунаков, В. И. Водовозов и др.), оказал большое влияние на развитие передовой педагогической мысли других народов России.

    В   60-е   годы   правительство   провело    реформы в школьном деле, явившиеся частью социальных пре­образований тех лет. В из­данном в 1864 г. «Положении о начальных народных училищах» декларировалась бесссловность школы, предоставлялось право открытия начальных школ об­щественным организациям (земствам, органам мест­ного городского управления); женщины получили воз­можность преподавать в школах. Однако все училища подчинялись Министерству  народного   просвещения. Наиболее распространенным типом начальной школы в пореформенной России были

земские школы обязанные своим появлением общественной инициативе. За первые десять лет существования земских учреждений (1864—1874) было открыто до 10 тыс. таких школ. В последующие годы их рост несколько замедлился. Земская трехгодичная школа по сравнению с другими начальными школами, существовавшими в то время в России (министерскими, церковноприходскими), отличалась лучшей постановкой обучения; помимо чтения, письма, четырех правил арифметики и закон; божьего здесь преподавались элементарные сведения по природоведению, географии, истории.

    Земские учителя, как правило, принадлежали к передовой русской интеллигенции. Земства открывали на свои средства; специальные учительские семинарии, оплачивали труд учителей, занимались комплектованием народных библиотек. Их деятельность в области народного образования и просвещения несомненно носила прогрессивный характер. Создание на­чальной народной школы в основном силами земства было серьезным достижением общественно-культурно­го развития пореформенной России. В системе начального обучения по уставу 1864 года сохранялись церковноприходские школы, находившие­ся теперь в ведении Синода. Элементарное образова­ние в этих школах, включавшее помимо чтения и письма закон божий, церковнославянское чтение и церковное пение, было значительно ниже, чем в зем­ской школе. Правительство оказывало покровитель­ство церковноприходским школам, стремясь с их по­мощью воспитать учащихся в духе религиозности и политической благонадежности [Яковина, с 281-283].

    2.2  Среднее и высшее образования.

Гимназия, основная форма средней школы, в 60-е годы считалась бессословным общеобразовательным учебным заведением. В это время возникли разные типы гимназий — реальные и классические. Однако самого начала они не были полностью уравнены в правах, а после 1866 г. классическая гимназия стала практически основной формой среднего образования; реальная же гимназия была преобразована в шестиклассное училище без права для ее выпускников поступления в университет.

       В пореформенную эпоху были открыты новые университеты в Одессе, Томске. В университетах, получивших автономию, открылись новые кафедры, оживилась научная работа, повысился образовательный уровень выпускников. В университетах в те годы были сосредоточены лучшие научные силы России, работали многие выдающиеся ученые, которые способствовали распространению не только науки, но и просвещения в стране (Д. И. Менделеев, А. М. Бутлеров, А.Г. Столетов, И. М. Сеченов, К. А. Тимирязев, С. М. Соловьев, Ф. И. Буслаев и многие другие).

     Рост технической оснащенности промышленности и транспорта, совершенствование технологии про­изводства требовали повышения уровня специального образования. В высшие учебные заведения были пре­образованы Петербургский технологический институт и Московское ремесленное училище, основанные еще в дореформенное время. В 1865 году в Москве по ини­циативе Московского общества сельского хозяйства открылась Петровская земледельческая и лесная академия (Сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева). В ряде городов были учреждены политехнические и технологические институты; закрытые учебные заведения — Институт инженеров путей сообщения, Горный, Лесной институты — были пре­образованы в гражданские учебные заведения [Викторов, с 231- 240].  

Информация о работе Новое время