Балетмейстер – создатель хореографического произведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 22:10, реферат

Краткое описание

Задачи исследования:
o Изучение понятия «балетмейстер», его разновидности.
o Изучение основных функций балетмейстера.
o Изучение всех составляющих танца.

Оглавление

Введение 2
Глава 1: Понятие «балетмейстер». Основная деятельность. 5
1.1. Балетмейстер и сфера его деятельности. 5
1.2. Сплетение балетмейстером музыки и хореографии. 9
Глава 2: Задачи балетмейстера. Танец и его составляющие. 14
2.1. Драматургия танца. 14
2.2. Хореографический образ. 20
2.3. Рисунок танца, как составная часть композиции танца. 24
Заключение 31

Файлы: 1 файл

Балетмейстер и сфера его деятельности.doc

— 150.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 

Дипломный проект 

Реферат на тему: 

«Балетмейстер – создатель хореографического  произведения» 
 

 

Оглавление

 

Введение

 

Актуальность  темы исследования. Хореографическое искусство - это очень объемное понятие, которое содержит балет, искусство  народного современного танца. Хореография  сформулировала целую систему специфических средств и приемов, свой художественно выразительный язык, с помощью чего создается хореографический образ, который возникает из музыкально ритмичных движений. Он имеет условно обобщенный характер и раскрывает внутреннее состояние и духовный мир человека. Основу хореографического образа составляет движение, которое непосредственно связано с ритмом. Для правильной постановки хореографических композиций необходим балетмейстер.

Балетмейстерами именуют постановщиков балетных спектаклей, концертных номеров, танцевальных сцен и отдельных танцев в опере, драматическом спектакле, оперетте, мюзикле, кинофильме и т. д. Сфера деятельности балетмейстера в наши дни не ограничивается работой в театре оперы и балета. При постановке целого балетного спектакля балетмейстер является и его режиссером.

 В  балете при постановке оригинального  спектакля танцевальный, хореографический  текст сочиняется балетмейстером. Поэтому его называют также  хореографом. Хореографическим текстом  или хореографией именуют совокупность в определенной последовательности всех движений и поз, образующих тот или иной танец, танцевальный эпизод или балетный спектакль в целом.

 Балет  — искусство условное, действительность  отражается в нем в системе  хореографических образов. Приступая  к постановке балетного спектакля, хореограф идет прежде всего от музыки, которая предопределяет будущие образы, диктует эмоциональный настрой сценического действия.

 Чисто  сюжетные коллизии балета содержатся  в сценарии. В нем излагаются  главные события, идеи, конфликты и характеры действующих лиц. Сценарий служит основой для создания балетной музыки и постановки спектакля. Балетмейстер на основе музыки и литературной первоосновы должен сочинить текст хореографический.

 Балетный  спектакль включает в себя  разные жанры и структурные формы танца. Здесь может быть чистая классика и народно-характерный танец, танец сольный, ансамблевый, массовый. Все эти виды сценического танца балетмейстер обязан знать досконально, так как профессия хореографа предполагает владение профессией танцовщика-исполнителя. Все балетмейстеры прошлого и настоящего времени имели практический опыт исполнительской деятельности.

 Какими  же еще качествами должен обладать  балетмейстер, какими знаниями должен  он владеть? Конечно, как и  в любой творческой профессии, ему необходим талант. Условие главное, но далеко не единственное. Балетмейстеру нужна высокая общая культура.

 Балетмейстер  должен глубоко знать литературу. Хореографы-постановщики зачастую  являются и авторами сценариев  своих спектаклей, а литературные произведения издавна служат источником балетных сюжетов.

 Непременное  условие для балетмейстерского  творчества — профессиональные  музыкальные знания. На музыке  основана вся работа балетмейстера,  ему необходимо умение легко  читать партитуру, понимать ее интонационный строй, чтобы прийти к верному творческому решению.

 Балетмейстер  обязан знать живопись и скульптуру. Хореография — искусство пластическое, и картина или скульптура могут  подсказать то или иное танцевальное  движение, помочь уловить стиль определенной исторической эпохи. Для этого же обязательно

 знание  истории, быта и нравов основных  ее периодов.

 Хореограф  должен быть сведущ в других  областях театрального искусства  — драме, опере, оперетте и  т. д. В современном драматическом  театре музыка, пение, танец занимают важное место. И, ставя танцы в драматическом спектакле, балетмейстер исходит из художественной ткани всей постановки, чувствует творческую манеру драматического режиссера. То же самое относится к работе хореографа в кино, на эстраде.

Таким образом целью исследования является: характеристика работы балетмейстера.

Задачи  исследования:

    • Изучение понятия «балетмейстер», его разновидности.
    • Изучение основных функций балетмейстера.
    • Изучение всех составляющих  танца.

Данная  работа состоит из введения, двух глав и заключения.

 

Глава 1: Понятие  «балетмейстер». Основная деятельность.

    1. Балетмейстер  и сфера его  деятельности.
 
 

   «Балетмейстер»  означает мастер балетного спектакля. Балетмейстеры работают в оперно-балетных театрах, а также в музыкальной  комедии, на эстраде, в ансамблях классического и народного танца, сочиняют балетные танцы. Одни создают большие балеты, другие их репетируют, ведут педагогическую работу. Значит, мы должны разделить балетмейстеров на 4 типа:

  1. сочинитель;
  2. постановщик;
  3. репетитор;
  4. танцмейстер.

   1. Первого из них балетмейстера-сочинителя новых хореографических произведений - балетов,  можно сравнить с композитором, создающим музыкальное произведение большой формы. Но композитор будит воображение слушателей, создавая музыкальные образы, а балетмейстер для достижения той же цели создает образы пластические, зримые.

   Способность мыслить хореографическими образами отличает балетмейстера от режиссёра  драмы или оперы. Он также имеет  дело с драматургией, которую ему  предстоит воплотить в своей хореографии, развитии пластической линии всего балета, поэтому он, как и режиссёр, должен быть мыслителем, философом, психологом, педагогом.

   В чем же еще состоит отличие  балетмейстера от режиссёра драмы, оперы, кино и т. д.?

   Всякий  режиссёр приступает к постановочной работе уже после того, как изучил, осмыслил  и продумал пьесу, которую должен ставить или, текст на который написана опера, т. е. имея на руках готовый текст. Он является постановщиком авторского сочинения (например, пьесы А. Островского или оперы В. Чайковского, написанной по либретто). Основная задача – истолковать их,  найти яркое, убедительное сценическое воплощение идей автора, драматурга или композитора.

   Балетмейстер-сочинитель сам является автором балета, сочинителем  всего хореографического текста, а затем уже и постановщиком его на сцене. Недаром в афишах прошлого столетия мы читаем: « Балет сочинён Ш. Дидло, поставлен А. Глушковским» или «Балет сочинён и поставлен М. И. Петипа».

   Не  сведущие люди приравнивают творчество балетмейстера к труду режиссёра. Это большое заблуждение, которое наводит подчас путаницу в понимании роли балетмейстера для создания балета, а иногда приводит к произвольному искажению авторского танцевального текста, плагиату и т. п.

   2.Принято  говорить: «балетмейстер-постановщик», подразумевая под этим «балетмейстера-сочинителя». Правильно ли это? Балетмейстер-постановщик-это тот, кто ставит артистам уже сочиненные произведения. Значит, балетмейстер-сочинитель-это тот, кто сочиняет балет или танец, а постановщик-это тот, кто показывает это сочинение артистам. Чаще всего эти два типа балетмейстера объединяются в одном лице. Но кто-то должен ещё и репетировать сочинённый и поставленный балет или танец. Это может делать сам балетмейстер-сочинитель, но он иногда поручает такую работу другому специалисту - балетмейстеру-репетитору. Такая должность есть почти в каждом театре.

   3. Репетитор чаще занимается возобновлением старых спектаклей, вводом в них новых исполнителей, но также параллельно с постановщиком работает со вторым или третьим составом нового балета.

   Это третий тип балетмейстера. В его  обязанность входит вся работа по показу и отделке танцев, мизансцен - как сольных, так и массовых. В небольших труппах имеется  один-единственный штатный балетмейстер театра, который является и сочинителем, и постановщиком, и репетитором всего репертуара. Такие театры, как Большой в Москве или театр им. Кирова в Санкт - Петербурге, обладают целым штатом репетиторов высокой квалификации. Одни из которых, работают только с солистами, другие с кардебалетом, третьи – с народно-характерными танцовщиками.

   4. Четвертый тип балетмейстера  можно назвать танцмейстером. И вот почему. Если слово «балетмейстер», принято употреблять в значении «создатель балетного спектакля», т. е. большой формы театрального представления, то слово «танцмейстер», буквально означает «мастер танца», т. е. отдельного номера. В жанре малых форм работали многие хореографы прошлого, им уделяют немало внимания и современные балетмейстеры.

   Как мы уже говорили, чтобы стать балетмейстером, необходимо хорошее образование и способности к этому виду творческой деятельности. Талант балетмейстера состоит из многих слагаемых: прежде – всего, отлично развитая фантазия, способность мыслить хореографическими образами и сочинять бессчетное число разнообразнейших танцевальных композиций.

   Балетмейстер  должен уметь понимать, чувствовать  и воспроизводить всевозможные движения, жесты, позы, присущие людям различного характера, как - бы эти движения не были сложны. Он должен иметь выразительное лицо и пластику. Кроме того, ему необходимо обладать прекрасной зрительной памятью и острым взором, способным замечать исполнительскую погрешность в массе танцовщиков. Глаз балетмейстера, подобно объективу киноаппарата, должен точно фиксировать сцену или танец, также как ухо композитора или дирижёра контролирует игру оркестра. Музыкальный слух, безупречное чувство ритма, дадут ему возможность работать над музыкальным произведением, запомнить его так, чтобы при сочинении хореографии он мог его мысленно пропеть.

   Рисунок в танцевальной композиции и красочная  гамма костюмов, как и декоративный фон, в балетном театре играют очень  значительную роль. Поэтому знание законов изобразительного искусства  для балетмейстера очень важно.

   Балетмейстер  – создатель крупных хореографических произведений, должен обладать знаниями и способностями режиссёра-постановщика драматургического цельного  спектакля. Все эти качества, заложенные в природе человека, развиваются не сразу, а путем учебы и тренировок. В прошлом  балетмейстером становился артист балета, обладающий фантазией и проявивший способность к сочинению танца. Опыт служил ему единственной балетмейстерской школой. Если он обладал ещё пытливым умом и жаждой знаний, то  начинал заниматься самообразованием: много читал, посещал музеи и выставки, концерты симфонической музыки. Знакомство с выдающимися достижениями других искусств расширяло кругозор, развивало ум и художественный вкус. Таким был Михаил Фокин, обладавший исключительной широтой познаний. Ведь хореографическое училище могло тогда дать лишь очень низкий уровень знаний. Фокин добился всего сам. Создатель хореографического шедевра – танцы лебедей в балете «Лебединое озеро», балета «Щелкунчик» в 1-ой редакции и ряда других  Лев Иванов был незаурядным музыкантом.

   Прошло  время, когда артист балета, имеющий  некоторый сценический опыт и  поставивший более или менее  удовлетворительно ряд танцевальных номеров, мог считать себя балетмейстером. Высокое профессиональное и общее  образование необходимо сейчас балетмейстеру. И это закономерно привело к организации обучения специалистов в соответствующих заведениях. В 1940 г. в Москве была организованна кафедра хореографии и специальное балетмейстерское отделение при Государственном институте им. А. В. Луначарского.

   Может ли балетмейстер ограничиться лишь художественным руководством вверенного ему коллектива? Балетмейстер является организатором всей творческой жизни балетной труппы и определяет её идейную и художественную направленность. 

 

1.2. Сплетение балетмейстером музыки и хореографии.

   Создание  нового хореографического произведения – процесс многоступенчатый, требует  совместных усилий представителей разных творческих профессий. И первыми  в этой цепи художнических  контактов, необходимых контактов, необходимых  при создании танца, хореографической сцены, спектакля, можно назвать контакт композитора и балетмейстера. Прежде чем рассматривать формы творческого общения автора музыки и автора и танцевально-сценической партитуры, следует сказать о значении, месте музыки в хореографическом жанре, о принципах и методах её использования в постановочной работе.

Информация о работе Балетмейстер – создатель хореографического произведения