Детство в произведениях Горького

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Современное отечественное литературоведение характеризует небывалый по интенсивности интерес к теме детства в русской художественной культуре конца ХIХ - начала ХХ века.
Сложившаяся за почти сто лет традиция изучения детской литературы обусловлена постановкой ведущей научной проблемы - идейно-художественной спецификой этого феномена. Вычленение русской детской литературы произведено в работах Н.П. Чехова, Н.А. Саввина, В.П. Родникова, И.И. Старцева, А.К. Покровской, Е.П. Приваловой, О.В. Алексеевой, Л.Ф. Кон, А.П. Бабушкиной, М.И. Алексеевой, Ф.И. Сетина, И.П

Оглавление

Введение
Глава 1. Художественная концепция детства в отечественной литературе
Глава 2. Феномен детства в творчестве Максима Горького
2.1 Тема детства в рассказах и повестях Максима Горького
2.2 Образ ребенка в повести "Детство" Максима Горького
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Детство в произведении Горького.doc

— 144.00 Кб (Скачать)
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Художественная концепция детства в отечественной  литературе

Глава 2. Феномен  детства в творчестве Максима  Горького

2.1 Тема детства  в рассказах и повестях Максима  Горького

2.2 Образ ребенка  в повести "Детство" Максима  Горького

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы исследования. Современное отечественное  литературоведение характеризует  небывалый по интенсивности интерес  к теме детства в русской художественной культуре конца ХIХ - начала ХХ века.

Сложившаяся за почти сто лет традиция изучения детской литературы обусловлена  постановкой ведущей научной  проблемы - идейно-художественной спецификой этого феномена. Вычленение русской  детской литературы произведено  в работах Н.П. Чехова, Н.А. Саввина, В.П. Родникова, И.И. Старцева, А.К. Покровской, Е.П. Приваловой, О.В. Алексеевой, Л.Ф. Кон, А.П. Бабушкиной, М.И. Алексеевой, Ф.И. Сетина, И.П. Лупановой, А.В. Терновского, Е.Е. Зубаревой, а также М.С. Петровского, Е.О. Путиловой. Связи детской литературы и фольклора прослежены в трудах О.И. Капицы, М.А. Рыбниковой, В.Д. Разовой, а также СМ. Лойтер, Е.М. Неёлова, В.В. Головина, О.Ю. Трыковой и др. Жанровой системе детской литературы (в основном, сказке) посвящены труды Л.Ю. Брауде, М.Ю. Звягиной, М.Н. Липовецкого, Е.М. Неёлова, Л.В. Овчинниковой. Зарубежный компонент в русском контексте получил описание в работах Н.М. Демуровой, Э.И. Ивановой, Н.К. Мещеряковой, И.С. Чернявской. Детская литература в психолого-педагогическом аспекте освещена в работах А.В. Дановского, Л.В. Долженко, И.П. Мотяшова, Т.Д. Полозовой и др. Опыт преподавания и изучения детской литературы в системе профессиональной подготовки педагогов обобщен Л.Я. Зиманом, З.Г. Гриценко, И.Г. Минераловой, Г.В. Первовой. М.В. Осорина и A.M. Губергриц ввели детскую литературу в контекст культурологии. Благодаря Т.А. Бернштам, О.Н. Гречиной, М.П. Чередниковой, И.И. Шангиной развернуты мифолого-фольклористические исследования русской культуры молодых возрастов. 

Детство, как  важнейшая нравственно-философская и духовно-нравственная тема постоянно волновало отечественных писателей. Если иметь в виду только наиболее значительные художественные произведения, то нельзя не заметить, что к ней обращались непосредственно такие выдающиеся мастера, как С.Т. Аксаков, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, Д.Н. Мамин-Сибиряк, В.Г. Короленко, М. Горький и другие. 

И все же даже с учетом высших достижений русской  классики ХIХ века всплеск интереса к теме детства в литературе начала ХХ столетия не может не поражать. Ребенок стал восприниматься как знаковая фигура эпохи. Он оказался в центре творческих исканий многих художников слова. Достаточно даже поверхностного взгляда на литературу того времени, чтобы отметить всю серьезность и принципиальность обращения к этой теме. Мир детства привлек И.А. Бунина и Л.Н. Андреева, Б.К. Зайцева и И.С. Шмелёва, А.И. Куприна и А.М. Горького, Е.И. Чирикова и А.С. Серафимовича, А.М. Ремизова и М.И. Цветаеву. 

Русские писатели включили детскую тему в общий  круг вопросов, вызвавших широкий  отклик в общественном сознании России на рубеже XIX - XX веков. В их числе были вопросы несовершенства общественных отношений и человеческой личности и др. 

В последние  десятилетия XX столетия среди прочих аспектов исследования художественной словесности рубежа XIX - XX веков оказался и феномен детства как глубоко содержательное и устойчивое явление не только в литературе, но и - шире - в художественной культуре той эпохи.

В представленном исследовании феномен детства понимается как целостная художественная реальность, которая является понятийно-образным воплощением духовно-нравственных истоков бытия человека и представлена в своей самобытности в творчестве такого художника слова, как М. Горький.

Задача целостного изучения феномена детства предполагает выявление и анализ закономерностей его художественного развития. Именно поэтому в центре нашего внимания оказалось творчество крупнейшего писателя М. Горького. Различные жизненные обстоятельства и эстетические мотивы определили потребность этого писателя обратиться к феномену детства. 

Цель работы: раскрыть своеобразие темы детства  в творчестве М. Горького. 

Задачи исследования:

1) провести анализ  научной литературы по теме  исследования;

2) рассмотреть  художественную концепцию детства  в отечественной литературе;

3) исследовать  феномен детства в творчестве  М. Горького. 

Объектом исследования является художественное творчество М.Горького. Предмет - сущность феномена детства  как художественной целостности  в творческих исканиях М. Горького. 

Теоретическое значение: художественная концепция детства в русской литературе имеет значение одной из узловых проблем современного литературоведения. Универсальные черты и свойства данной концепции сказываются и в произведениях, специально созданных для детей, и в произведениях общей литературы, в которых развивается тема детства и "детского". Эти положения определяют актуальность темы данной работы. 

Практическая  значимость работы заключается в  возможности использования ее положений  и выводов в дальнейших исследованиях  истории и теории общей и детской русской литературы, типологии художественных концептов. 

горький детство  судьба беспризорник 

ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДЕТСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ  ЛИТЕРАТУРЕ

Под художественной концепцией детства подразумевается  система образов-идей о детстве и "детском", складывающаяся под воздействием общественно-исторического и литературно-эстетического контекста в творчестве отдельных писателей на протяжении некоторого исторического периода. Художественная концепция детства есть система, процесс и вместе с тем результат проявления черт и свойств концепта "детство" (как он сложился к началу отдельно взятого периода) в конкретных литературных формах. 

По мнению И.С. Кона, "отнесение "открытия детства" к строго определенному историческому  периоду вызывает у многих историков сомнения и возражения. Тем не менее все ученые согласны с тем, что новое время, особенно 17 и 18 вв., ознаменовалось появлением нового образа детства, ростом интереса к ребенку во всех сферах культуры, более четким хронологическим и содержательным резличением детского и взрослого миров и, наконец, признанием за детством автономной, самостоятельной социальной и психологической ценности" [Кон, 2003, с. 7]. 

В Средние века внутренний мир ребенка и психоэмоциональная специфика детства еще не были освоены литературой. 

В литературе классицизма  детские образы еще не занимали сколько-нибудь значительного места, так как  классицизм "интересует всеобщее, образцовое в людях, и детство предстает  как возрастное уклонение от нормы (не-зрелость), так же как сумашествие - психологическое отклонение от нормы (не-разумие)" [Эпштейн, 1979, с. 242]. 

Исследователи отмечают, что XVII в. ознаменован "зарождением  нового образа детства, ростом интереса к ребенку во всех сферах культуры, более четким различением, хронологически и сознательно, детского и взрослого миров и, наконец, признанием за детством социальной и психологической ценности" [Кон, 2003, с. 8]. В XVII в. тема детства -преимущественно поэтическая, но в следующем столетии она отступает из поэтического "центра". В эпоху Просвещения можно отметить появление интереса к детям в литературе, но он носит в основном прозаический, воспитательный характер. Авторы "в своих демократических устремлениях стали писать не только для третьего сословия, выводя литературу за пределы аристократического, избранного круга, но и для детей (низших в возрастной иерархии), видя в них благодатную почву, на которой могут взойти достойные плоды разумности и добронравия" [Эпштейн, 1979, с. 242]. "Детские и юношеские годы занимают все больше места в просветительских автобиографиях и "романах воспитания", изображаясь как период формирования, становления личности героя. Однако детство, отрочество и юность для просветителей - еще не самоценные этапы жизни, а только подготовка к ней, имеющая главным образом служебное значение" [Кон, 2003, с. 8]. М. Эпштейн и Е. Юкина, описывая образы детства, констатируют, что "только романтизм почувствовал детство не как служебно-подготовительную фазу возрастного развития, но как драгоценный мир в себе, глубина и прелесть которого притягивает взрослых людей. Все отношения между возрастами как бы перевернулись в романтической психологии и эстетике: если раньше детство воспринималось как недостаточная степень развития, то теперь, напротив, взрослость предстала как ущербная пора, утратившая непосредственность и чистоту детства" [Эпштейн, 1979, с. 242]. Об этом же пишет И. С. Кон: "В романтических произведениях фигурирует не реальный, живой ребенок, а отвлеченный символ невинности, близости к природе и чувствительности, недостающих взрослым" [Кон, 2003, с. 9]. У сентементалистов и романтиков детство выглядит безмятежной порой счастья. Но исследователь также отмечает: "Культ идеализированного детства не содержал в себе ни грана интереса к психологии подлинного ребенка…Постулировав существование и самоценность мира детства, романтизм идеализировал его, превратив ребенка в миф, который последующим поколениям предстояло исследовать и тем самым развенчивать" [Там же. С. 8]. Коренной переворот, произведенный романтиками, не только определил новые формы литературы для детей, но и ввел тему детства в литературу для взрослых. В русскую литературу тема детства вошла "как признак интенсивного самосознания личности и нации, отдалившихся от своих стихийных, бессознательных истоков -- и обернувшихся к ним" [Эпштейн, 1979, с. 243]. В первой половине XIX века "создавался образ детства с четкими национальными чертами, растворялись признаки сословной принадлежности ребенка" [Арзамасцева, 2008, с. 109]. Сформировались каноны образа русского детства -- изображение зимы, деревенской жизни и народных забав, чувствительного и доброго ребенка. Стоит отметить, повесть-сказку "Черная курица, или Подземные жители" (1828) А. Погорельского, в которой автор показывает самоценность детского возраст, богатство душевного мира ребенка, его самостоятельность в определении добра и зла, направленность творческих способностей. Образ Алеши- главного героя повести - открывает целую галерею образов детей -- в автобиографических повестях С.Т. Аксакова, Л.Н. Толстого, Н.М. Гарина-Михайловского, в 20 веке -- А.Н. Толстого, М. Горького и многих других писателей. "Со времени опубликования "Черной курицы..." одной из ведущих идей русской литературы стала главная мысль А.Погорельского: ребенок легко переходит из мира мечты и наивных фантазий в мир сложных чувств и ответственности за свои дела и поступки" [Арзамасцева, 2008, с. 150]. Во второй половине 19 века детство как лирическая тема, открытая в творчестве Шишкова, Жуковского, Пушкина, Лермонтова, получила окончательное утверждение. "При этом божественные, ангельские черты в образе ребенка сменяются чертами сугубо реалистическими, хотя образ ребенка не утрачивает своей идеальности. Если поэты первой половины века видели в ребенке идеал современной им эпохи, который сходит на нет по мере взросления, то в восприятии их поздних преемников ребенок идеален в смысле его будущих деяний на благо общества" [Там же. С. 174]. К концу 19 века в отдельное тематическое направление выделяются рассказы о детях-сиротах, бедняках, маленьких труженниках. Писатели стремятся привлечь внимание к катастрофическому положению детей, погибающих духовно и физически в тисках буржуазно- капиталистического века. Эта тема звучит в произведениях таких писателей, как Мамин-Сибиряк, Чехов, Куприн, Короленко, Серафимович, М. Горький, Л. Андреев. Тема тяжелого детства проникает и в популярные святочные рассказы, либо подчиняясь сентиментальной идее благотворительности, либо опровергая ее (например, рассказ М. Горького "О девочке и мальчике, которые не замерзли" (1894)). Привлекают внимание писателей и психологические проблемы детей, растущих в так называемых "приличных" семьях. Лев Толстой, Чехов, Достоевский, Куприн, Короленко в своих произведениях проводят подробнейший анализ возрастной психологии детей, факторов воспитательного влияния, обстановки, окружающей ребенка. 

Эпоху между 1892 и 1917 годами принято называть Серебряным веком. 

Детство в этот период становится одной из ведущих  тем литературы. Реалист М. Горький  и неореалист Л. Андреев "искали ответ на загадку будущего, исходя из социальных условий детства; они показывали, как "свинцовые мерзости" уходящей в прошлое жизни закаляют детский характер (повесть "Детство" (1913-1914) М. Горького) или губят детскую душу недостижимостью мечты о лучшей жизни (рассказы "Ангелочек" (1899), "Петька на даче" (1899) Л. Андреева)" [Там же. С. 236]. Темам народного страдания и нравственного самоопределения ребенка посвящали свои произведения и другие писатели реалистического направления: П.В. Засодимский, А.И. Свирский, А.С. Серафимович, А.И. Куприн. 

В 20-х годах  проблема детей-беспризорников, обозначившаяся с началом Первой мировой войны, обострилась до крайности. Есенин одним  из первых написал о них (стихотворения "Папиросники" (1923) и "Русь бесприютная" (1924)). 

В 30-х годах "пестрота художественных тенденций сменилась  единым "социалистическим реализмом" - творческим методом, предполагавшим, что писатель добровольно следует  идеологическому канону изображения  действительности. Ранний соцреализм исключал тему дореволюционного детства" [Там же. С. 273]. 

"Чем более  авторитарной становилась русская  культура, тем меньше оставалось  места в пространстве образа  героя для художественного психологизма  и, как следствие, ребенок изображался  как маленький взрослый. Образ сводился к безличному знаку, сюжет -- к форме действия. Ребенок подобен взрослому во всем, направление его жизни строго параллельно жизненной устремленности взрослого" [Там же. С. 278]. 

40-50 годы События  Великой Отечественной войны  и послевоенное восстановление страны определили весь строй жизни и всю культуру этого времени. Многие поэты создавали в своих стихах образы детей, лишенных войной детства, страдающих, погибающих от голода и обстрелов. Эти детские образы "становились символами самой жизни, уничтожаемой войной (например, А.Ахматова "Памяти Вали", 1942)" [Там же. С. 388]. В стихах и прозе поздних военных лет часто появляется образ ребенка-мстителя (З. Александрова "Партизан", 1944). Подросток - труженик тыла появился в годы войны прежде всего в поэзии (С. Михалков, А. Барто) В прозе такой образ впервые был создан Л. Пантелеевым. Участие детей в восстановлении хозяйства, разрушенного войной, также находит отражение в творчестве многих писателей. "Труд, семья и школа становятся в послевоенный период ведущими темами" [Там же. С. 389]. Окончательно сформировал литературную традицию, в русле которой разрабатываются представления о детях - участниках, героях и жертвах глобальных цивилизационных процессов А. Приставкин в своей повести "Ночевала тучка золотая" (1987) [Там же. С. 481]. 

ГЛАВА 2. ФЕНОМЕН  ДЕТСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ МАКСИМА  ГОРЬКОГО

2.1 Тема детства  в рассказах и повестях Максима  Горького

Тема детства  глубоко и органически вошла  в художественное наследие А.М. Горького. Рассматривая проблему воспитания в теснейшей связи с общественно-политическими вопросами своего времени, писатель не случайно большинство своих произведений, связанных с темой детства, предназначал для взрослого читателя. Непосредственно для детей им было создано немного произведений: рассказ "Встряска" (1898), очерк "Утро" (1910) и ряд сказок. В 1919 - 1920 годах А.М. Горький был редактором первого советского детского журнала "Северное сияние", позднее из-под его пера вышел ряд статей о детской литературе и детском чтении. 

Изображая жизнь детей, А.М. Горький широко использовал свои обширные самарские и нижегородские наблюдения и впечатления. Он во многих произведениях точно обозначил нижегородские улицы, и даже дома. Так, в рассказе "Дележ" (1895) упоминается Полевая улица, в рассказе "Женщина с голубыми глазами" (1895) - Сибирская пристань, в "Биографии" (1897) - иконописная мастерская Салабанова и т.д. В описании А.М. Горьким жизни Самары, и особенно Нижнего Новгорода, "очень отчетливо выступали характернейшие черты капиталистической действительности с ее противоречиями между миллионными богатствами и ужасающей нищетой" [Кузьмичев, 1956, с. 28]. 

Классическая  литература о детстве XIX века (Л.Н. Толстой, С.Т. Аксаков, А.П. Чехов) прокладывала дорогу А.М. Горькому. Вслед за Л.Н. Толстым, А.П. Чеховым, А.М. Горький глубоко раскрыл характернейшие черты психологии детского возраста, превосходно отобразил детскую непосредственность. 

А.М. Горький  начинал литературную деятельность в период резкого обострения классовых  противоречий, когда особенно остро встал вопрос о движущих силах народной революции. Развивая тему детства, он, как и крупные писатели-демократы (В.Г. Короленко, А.П. Чехов, А.И. Куприн и др.), не мог обойти вопроса о жизни детей бедняков и обитателей "дна". 

Однако А.М. Горький не ограничивался классическим наследием, а вносил в литературу о детстве нечто новое. Так, в произведениях демократической литературы, рисующих ребенка, немало внимания уделялось изображению среды и социальной обстановки, в которой протекала жизнь детворы. Демократические писатели неоднократно разоблачали тех, кто лишает ребенка детства. При том, в разработке этой темы они "не всегда были последовательными и свободными от антропологического подхода к ней" [Кузьмичев, 1956, с. 31]. Например, такой выдающийся писатель-демократ Д.Н. Мамин-Сибиряк, резко осуждал эксплуататоров детского труда. В рассказе "Вертел" он представил образ владельца мастерской, жадного, хитрого собственника. Однако неожиданно в конце рассказа герой проявляет жалость к мальчику Прошке, вертевшему колесо в его мастерской и тяжело заболевшему. 

Информация о работе Детство в произведениях Горького