Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:53, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Современное отечественное литературоведение характеризует небывалый по интенсивности интерес к теме детства в русской художественной культуре конца ХIХ - начала ХХ века.
Сложившаяся за почти сто лет традиция изучения детской литературы обусловлена постановкой ведущей научной проблемы - идейно-художественной спецификой этого феномена. Вычленение русской детской литературы произведено в работах Н.П. Чехова, Н.А. Саввина, В.П. Родникова, И.И. Старцева, А.К. Покровской, Е.П. Приваловой, О.В. Алексеевой, Л.Ф. Кон, А.П. Бабушкиной, М.И. Алексеевой, Ф.И. Сетина, И.П
Введение
Глава 1. Художественная концепция детства в отечественной литературе
Глава 2. Феномен детства в творчестве Максима Горького
2.1 Тема детства в рассказах и повестях Максима Горького
2.2 Образ ребенка в повести "Детство" Максима Горького
Заключение
Список использованной литературы
С одной стороны
писатель реалистично передает "тесный,
душный круг жутких впечатлений", в
котором жил Алеша в семье
Кашириных, а также раскрывает, как расширялись
представления мальчика о нравах собственнического
мира за пределами дома деда. С другой
стороны, А.М. Горький показывает огромное
влияние на Алешу тех "прекрасных душ",
с которыми он встретился в доме деда и
в окружающем мире и которые вселяли "надежду
на возрождение… к жизни светлой, человеческой"
[Там же. С. 45].
Особенность "Детства"
состоит в том, что повествование
ведется от лица рассказчика. Такой
характер изложения не новый, и все
же сложность в том, что изображенное
в повести видится как бы одновременно
и глазами ребенка, главного героя, находящегося
в гуще событий, и глазами мудрого человека,
оценивающего все с позиций большого жизненного
опыта. Рассказчик сохраняет в повести
горячую непосредственность детского
восприятия мира и в то же время дает глубокий
социально-психологический анализ происходящего.
Именно впечатления героя-рассказчика,
его реакции, отношение к различным явлениям
действительности, к людям, окружающим
его, позволяют понять идеи автора, выраженные
им в широких жизненных картинах.
Выделение деталей
портрета, осмысление их функциональной
значимости позволяет вести разговор
о том, что у каждого писателя
свои способы изображения героя.
Речь идет о портрете-впечатлении, портрете-оценке,
которую дает писатель героям. Рассматривая
под таким углом зрения портрет бабушки
Акулины Ивановны, видно, что глаза у нее
вспыхивают "невыразимо приятным светом",
что "вся она - темная, но светилась изнутри
- через глаза - неугасимым, веселым и теплым
светом", что слова ее напоминают "ласковые"
цветы, а походка - движения ласкового
зверя. Именно эти оценки помогают понять
отношение Алеши, почувствовать, что бабушка
ему казалась излучающей свет, тепло, радость.
Алешу привлекает доброе, трогательное
отношение бабушки к миру, ее умение видеть
красоту природы, восхищаться ею до слез,
ее рассказы, которые как бы вливали в
сердце мальчика силу, приподнимая его.
Не случайно часто звучащие слова бабушки:
"Как хорошо все! Нет, вы глядите, как
хорошо-то все!" - А.М. Горький воспринимает
как "крик ее сердца, лозунг всей жизни"
[Там же. С. 59].
Первое впечатление
усиливается благодаря той
Обращая внимание
на особенности портрета в повести,
где не так важны конкретные внешние
детали, как отношение к ним рассказчика,
читатели тем самым развивают у себя умение
понимать это отношение. Так, Алеша еще
ничего не знает о своем деде. Но мальчик
тянется к добру, ласке. Он вглядывается
в деда, и нет ни одной черточки, которая
затронула бы чувствительную душу мальчика,
расположила его к себе. Алеша чувствует
властность, энергию деда: "Впереди
всех быстро шел небольшой сухонький старичок".
Рыжая бородка, птичий нос, зеленые глазки
настораживают Алешу. Алешу обижает, что
дед "выдернул" его из тесной кучи
людей; задав вопрос, не дождался ответа;
"отодвинул" внука в сторону, как
вещь. Алеша сразу "почуял в нем врага".
Не понравились и все остальные - молчаливые,
неприветливые, равнодушные… Нарастающее
в душе мальчика чувство одиночества и
отчужденности накладывает отпечаток
даже на впечатление от дома, где предстоит
ему жить: крыша кажется "нахлобученной",
окна - "выпученными", двор - "неприятным"
[Там же. С. 74]. Здесь суетятся "сердитые"
люди, "стаей вороватых воробьев"
мечутся носишки. Таковы первые впечатления
Алеши.
Таким образом,
идейный нерв автобиографической повести
- стремление писателя шаг за шагом
показать крепнущее сознание ребенка,
а позднее Алеши Пешкова, его
человеческое самоутверждение в
противоборстве с окружающей средой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние
десятилетия XX столетия среди прочих
аспектов исследования художественной
словесности рубежа XIX - XX веков оказался
и феномен детства как глубоко
содержательное и устойчивое явление
не только в литературе, но и в
художественной культуре той эпохи. Феномен
детства понимается как целостная художественная
реальность, которая является понятийно-образным
воплощением духовно-нравственных истоков
бытия человека и представляется в своей
самобытности в творчестве А.М. Горького.
Тема детства
глубоко и органически вошла
в художественное наследие А.М. Горького.
Изображая жизнь детей, А.М. Горький
широко использовал свои обширные самарские
и нижегородские наблюдения и
впечатления. Вслед за Л.Н. Толстым,
А.П. Чеховым, А.М. Горький глубоко раскрыл
характернейшие черты психологии детского
возраста, превосходно отобразил детскую
непосредственность. Писатель не ограничивался
классическим наследием, а вносил в образ
детства нечто новое. В.Г. Короленко, А.П.
Чехов, А.И. Куприн, Д.Н. Мамин-Сибиряк, часто
обращались к изображению судьбы детей
социальных низов, но эта тема при описании
детства у них не единственная. У А.М. Горького
напротив, подавляющее большинство произведений
о ребенке развивает именно данную тему.
Собранные воедино страницы горьковской
книги о детстве - это страницы, содержащие
в себе грозное обвинение всему старому
миру.
Дети, герои горьковских
произведений, живут в обстановке
острой социальной борьбы, которая
накладывает отпечаток на формирование
их характера и мировоззрения. При
изображении детства А.М. Горький особенно
много внимания уделяет социальным явлениям.
Писатель показывает: отрицательное воздействие
на ребенка исходит не только от зажиточных
людей, но и от героев, относящихся к трудовому
обществу.
Большую воспитательную
роль в жизни ребенка у А.М. Горького играют
героико-возвышенные образы художественной
литературы.
А.М. Горький
изображал в своих
Тяжелая школа
жизни приводила детей, чьи образы
выступают на страницах произведений
А.М. Горького, к тому, что они рано делались
взрослыми. Вместе с тем, писатель видел
в ребенке, прежде всего, ребенка, а не
маленького взрослого. Дети у А.М. Горького
подкупают своей наивностью, которая,
правда, проявляется у них главным образом
в младшем возрасте.
Важнейшей особенностью
ряда горьковских произведений является
то, что сам ребенок начинает осознавать
ненормальность окружающих его условий
жизни и ставит перед собой
острые социальные вопросы.
Таким образом,
как ни разнообразны в тематическом
и жанровом отношении произведения Горького
о детях, но в них мы отчетливо ощущаем
теснейшую связь всех компонентов с основной
проблематикой произведения. В подавляющем
большинстве случаев здесь в центре изображения
стоит именно жизнь ребенка, остальное
составляет социально-бытовой фон. Каждая
художественная деталь служит задаче
наиболее яркого раскрытия темы, обеспечивая
тем самым единство формы и содержания.
Произведения Горького о детях в большинстве
своем построены на острых конфликтах.
Это объясняется не только социальными
условиями жизни ребенка, но и активностью
детского характера в творчестве Горького.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1. Арзамасцева
И.Н. Детская литература: учебник
для студ. высш. пед. учеб. Заведений.
- М.: Издательский центр "Академия",
2008. - 576 с.
2. Басинский
П. В. Русская литература
3. Волков А.А.
Художественный мир Горького: советские
годы. - М.: Современник, 1978. - 367 с.
4. Воровский
В.В. Статьи о русской
5. Гаврилова
Т. Тема купечества в романе
М.Горького "Фома Гордеев": 11 кл.
// Литература. - 2001. - №8. - С. 4
6. Голубков М.
М. Максим Горький (1868-1936) // Дидакт.
- 2003. - №6. - С. 72-77
7. Горький - детям.
[Письма и рассказы Горького
детям; список книг, которые читал
сам писатель] /Сост. Н.Б. Медведева.
- 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 1976.
- 159с.
8. Горький А.
М. Очерки и воспоминания. - М.:
Сов. Россия, 1983. - 160с.
9. Горький А.
М. Собр. соч. в 30 т. Т. I, ГИХЛ.
- М., 1953. - 456 с.
10. Горький А.М.
О детской литературе, детском
и юношеском чтении: Избранное
/ Сост., вступ. Ст. и коммент. Н.
Б. Медведевой.- 4-е изд., перераб.
и доп. - М.: Дет. лит., 1989. - 224с.
11. Горький М.
Детство: повесть / предисл. Н.Н.
Жегалова. - М.: Дет. лит., 1988. - 207с. - (Золотая
библиотека)
12. Горький М.
О детской литературе. - М.: Детгиз,
1952. - 322 с.
13. Горький М.
Повести, рассказы и сказки / Вступит.
Статья З. Ивановой; рис.. И Кузнецова,
Б. Дехтерева. - Переизд. - М. : Дет. лит., 1976.
- 549 с.
14. Горький М.
Рассказы. - М.: Худож. лит., 1981. - 493с. -
(Классики и современники. Советская
литература)
15. Горький М.
Фома Гордеев. Дело
16. Губергриц
А.М. Русская детская
17. Долженко Л.
В. Рациональное и
18. Карпов В.
А. Книга о скудости и
19. Кон И.С.
Ребенок и общество: учебное пособие
для вузов. - М.: Академия, 2003. - 335 с.
20. Лупанова И.П.
Советская детская литература. 1917-
1967. - М., 1969. - 438 с.
21. Максим Горький
[о творчестве] // Айхенвальд Ю.
Силуэты русских писателей. В
2-х тт. Т.2. - 329 с.
22. Максим Горький
[О теме детства в
23. Материалы
с сайта http://maximgorkiy.
24. Михайловский
Б.В. Творчество М. Горького. - М.:
Просвещение, 1969. - 335 с.
25. О творчестве
Горького: сборник статей / Под ред.
И.К. Кузьмичева. - Горький: Горьковское
книжное изд-во, 1956. - 351 с.
26. Примочкина
Н.Н. Детство в произведениях
"Лето Господне" И.С. Шмелева
и "Детство" А.М. Горького
// Литература в школе. - 2003. - №7. - С.
2-4
27. Русские детские
писатели XX в.: Биобиблиографический словарь.
- М., 1997. - 229 с.
28. Русская литература
рубежа веков (1890-е - начало 1920-х
годов) Кн.1 / отв. ред. В.А. Келдыш.
- М.: Наследие, 2000. - 960 с.
29. Сухих И.
Н. Книга ХХ века: Русский канон:
эссе. - М.: Независимая Газета, 2001. - 352
с.
30. Телешов Н.Д.
Записки писателя. - М., 1950. - 295 с.
31. Торопчина
Л. "Я в мир пришел, чтобы
не соглашаться…" - О творчестве
М.Горького, о героях его произведений
// Литература. - 2008. - №14. - с. 11 - 14.
32. Фесенко Э.Я.
Горький, которого мы не знали: методические
рекомендации. - Архангельск: ПГУ, 2001. -
31 с.
33. Эпштейн М.,
Юкина Е. Образы детства // Новый
мир. - 1979. - №12. - С. 242.
Размещено на Allbest.ru