Детство в произведениях Горького

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Современное отечественное литературоведение характеризует небывалый по интенсивности интерес к теме детства в русской художественной культуре конца ХIХ - начала ХХ века.
Сложившаяся за почти сто лет традиция изучения детской литературы обусловлена постановкой ведущей научной проблемы - идейно-художественной спецификой этого феномена. Вычленение русской детской литературы произведено в работах Н.П. Чехова, Н.А. Саввина, В.П. Родникова, И.И. Старцева, А.К. Покровской, Е.П. Приваловой, О.В. Алексеевой, Л.Ф. Кон, А.П. Бабушкиной, М.И. Алексеевой, Ф.И. Сетина, И.П

Оглавление

Введение
Глава 1. Художественная концепция детства в отечественной литературе
Глава 2. Феномен детства в творчестве Максима Горького
2.1 Тема детства в рассказах и повестях Максима Горького
2.2 Образ ребенка в повести "Детство" Максима Горького
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Детство в произведении Горького.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

С одной стороны  писатель реалистично передает "тесный, душный круг жутких впечатлений", в  котором жил Алеша в семье  Кашириных, а также раскрывает, как расширялись представления мальчика о нравах собственнического мира за пределами дома деда. С другой стороны, А.М. Горький показывает огромное влияние на Алешу тех "прекрасных душ", с которыми он встретился в доме деда и в окружающем мире и которые вселяли "надежду на возрождение… к жизни светлой, человеческой" [Там же. С. 45]. 

Особенность "Детства" состоит в том, что повествование  ведется от лица рассказчика. Такой  характер изложения не новый, и все  же сложность в том, что изображенное в повести видится как бы одновременно и глазами ребенка, главного героя, находящегося в гуще событий, и глазами мудрого человека, оценивающего все с позиций большого жизненного опыта. Рассказчик сохраняет в повести горячую непосредственность детского восприятия мира и в то же время дает глубокий социально-психологический анализ происходящего. Именно впечатления героя-рассказчика, его реакции, отношение к различным явлениям действительности, к людям, окружающим его, позволяют понять идеи автора, выраженные им в широких жизненных картинах. 

Выделение деталей  портрета, осмысление их функциональной значимости позволяет вести разговор о том, что у каждого писателя свои способы изображения героя. Речь идет о портрете-впечатлении, портрете-оценке, которую дает писатель героям. Рассматривая под таким углом зрения портрет бабушки Акулины Ивановны, видно, что глаза у нее вспыхивают "невыразимо приятным светом", что "вся она - темная, но светилась изнутри - через глаза - неугасимым, веселым и теплым светом", что слова ее напоминают "ласковые" цветы, а походка - движения ласкового зверя. Именно эти оценки помогают понять отношение Алеши, почувствовать, что бабушка ему казалась излучающей свет, тепло, радость. Алешу привлекает доброе, трогательное отношение бабушки к миру, ее умение видеть красоту природы, восхищаться ею до слез, ее рассказы, которые как бы вливали в сердце мальчика силу, приподнимая его. Не случайно часто звучащие слова бабушки: "Как хорошо все! Нет, вы глядите, как хорошо-то все!" - А.М. Горький воспринимает как "крик ее сердца, лозунг всей жизни" [Там же. С. 59]. 

Первое впечатление  усиливается благодаря той высокой  оценке, которую дает писатель бабушке, характеризуя ее решающее влияние на формирование отношения Алеши к  миру: "Сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, - это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни" [Там же. С. 40]. 

Обращая внимание на особенности портрета в повести, где не так важны конкретные внешние детали, как отношение к ним рассказчика, читатели тем самым развивают у себя умение понимать это отношение. Так, Алеша еще ничего не знает о своем деде. Но мальчик тянется к добру, ласке. Он вглядывается в деда, и нет ни одной черточки, которая затронула бы чувствительную душу мальчика, расположила его к себе. Алеша чувствует властность, энергию деда: "Впереди всех быстро шел небольшой сухонький старичок". Рыжая бородка, птичий нос, зеленые глазки настораживают Алешу. Алешу обижает, что дед "выдернул" его из тесной кучи людей; задав вопрос, не дождался ответа; "отодвинул" внука в сторону, как вещь. Алеша сразу "почуял в нем врага". Не понравились и все остальные - молчаливые, неприветливые, равнодушные… Нарастающее в душе мальчика чувство одиночества и отчужденности накладывает отпечаток даже на впечатление от дома, где предстоит ему жить: крыша кажется "нахлобученной", окна - "выпученными", двор - "неприятным" [Там же. С. 74]. Здесь суетятся "сердитые" люди, "стаей вороватых воробьев" мечутся носишки. Таковы первые впечатления Алеши. 

Таким образом, идейный нерв автобиографической повести - стремление писателя шаг за шагом  показать крепнущее сознание ребенка, а позднее Алеши Пешкова, его  человеческое самоутверждение в  противоборстве с окружающей средой. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

В последние  десятилетия XX столетия среди прочих аспектов исследования художественной словесности рубежа XIX - XX веков оказался и феномен детства как глубоко  содержательное и устойчивое явление  не только в литературе, но и в  художественной культуре той эпохи. Феномен детства понимается как целостная художественная реальность, которая является понятийно-образным воплощением духовно-нравственных истоков бытия человека и представляется в своей самобытности в творчестве А.М. Горького. 

Тема детства  глубоко и органически вошла  в художественное наследие А.М. Горького. Изображая жизнь детей, А.М. Горький  широко использовал свои обширные самарские  и нижегородские наблюдения и  впечатления. Вслед за Л.Н. Толстым, А.П. Чеховым, А.М. Горький глубоко раскрыл характернейшие черты психологии детского возраста, превосходно отобразил детскую непосредственность. Писатель не ограничивался классическим наследием, а вносил в образ детства нечто новое. В.Г. Короленко, А.П. Чехов, А.И. Куприн, Д.Н. Мамин-Сибиряк, часто обращались к изображению судьбы детей социальных низов, но эта тема при описании детства у них не единственная. У А.М. Горького напротив, подавляющее большинство произведений о ребенке развивает именно данную тему. Собранные воедино страницы горьковской книги о детстве - это страницы, содержащие в себе грозное обвинение всему старому миру. 

Дети, герои горьковских  произведений, живут в обстановке острой социальной борьбы, которая  накладывает отпечаток на формирование их характера и мировоззрения. При изображении детства А.М. Горький особенно много внимания уделяет социальным явлениям. Писатель показывает: отрицательное воздействие на ребенка исходит не только от зажиточных людей, но и от героев, относящихся к трудовому обществу. 

Большую воспитательную роль в жизни ребенка у А.М. Горького играют героико-возвышенные образы художественной литературы. 

А.М. Горький  изображал в своих произведениях  детей, которым приходится трудиться  с ранних лет. Показывая роль труда  в жизни ребенка, писатель, с одной стороны, подчеркивает изнурительность непосильной, однообразной работы. С другой, А.М. Горький запечатлел благотворное влияние труда на формирование личности ребенка. 

Тяжелая школа  жизни приводила детей, чьи образы выступают на страницах произведений А.М. Горького, к тому, что они рано делались взрослыми. Вместе с тем, писатель видел в ребенке, прежде всего, ребенка, а не маленького взрослого. Дети у А.М. Горького подкупают своей наивностью, которая, правда, проявляется у них главным образом в младшем возрасте. 

Важнейшей особенностью ряда горьковских произведений является то, что сам ребенок начинает осознавать ненормальность окружающих его условий  жизни и ставит перед собой  острые социальные вопросы. 

Таким образом, как ни разнообразны в тематическом и жанровом отношении произведения Горького о детях, но в них мы отчетливо ощущаем теснейшую связь всех компонентов с основной проблематикой произведения. В подавляющем большинстве случаев здесь в центре изображения стоит именно жизнь ребенка, остальное составляет социально-бытовой фон. Каждая художественная деталь служит задаче наиболее яркого раскрытия темы, обеспечивая тем самым единство формы и содержания. Произведения Горького о детях в большинстве своем построены на острых конфликтах. Это объясняется не только социальными условиями жизни ребенка, но и активностью детского характера в творчестве Горького. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

1. Арзамасцева  И.Н. Детская литература: учебник  для студ. высш. пед. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 576 с. 

2. Басинский  П. В. Русская литература конца  XIX - начала ХХ века и первой  эмиграции: пособие для учителя. - М.: Академия, 2000. - 528 с. 

3. Волков А.А.  Художественный мир Горького: советские  годы. - М.: Современник, 1978. - 367 с. 

4. Воровский  В.В. Статьи о русской литературе. - М.: Худ. лит., 1986. - 448 с. 

5. Гаврилова  Т. Тема купечества в романе  М.Горького "Фома Гордеев": 11 кл. // Литература. - 2001. - №8. - С. 4 

6. Голубков М.  М. Максим Горький (1868-1936) // Дидакт. - 2003. - №6. - С. 72-77 

7. Горький - детям. [Письма и рассказы Горького  детям; список книг, которые читал  сам писатель] /Сост. Н.Б. Медведева. - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 1976. - 159с. 

8. Горький А.  М. Очерки и воспоминания. - М.: Сов. Россия, 1983. - 160с. 

9. Горький А.  М. Собр. соч. в 30 т. Т. I, ГИХЛ. - М., 1953. - 456 с. 

10. Горький А.М.  О детской литературе, детском  и юношеском чтении: Избранное  / Сост., вступ. Ст. и коммент. Н.  Б. Медведевой.- 4-е изд., перераб.  и доп. - М.: Дет. лит., 1989. - 224с. 

11. Горький М.  Детство: повесть / предисл. Н.Н.  Жегалова. - М.: Дет. лит., 1988. - 207с. - (Золотая  библиотека) 

12. Горький М.  О детской литературе. - М.: Детгиз, 1952. - 322 с. 

13. Горький М.  Повести, рассказы и сказки / Вступит.  Статья З. Ивановой; рис.. И Кузнецова, Б. Дехтерева. - Переизд. - М. : Дет. лит., 1976. - 549 с. 

14. Горький М.  Рассказы. - М.: Худож. лит., 1981. - 493с. - (Классики и современники. Советская  литература) 

15. Горький М.  Фома Гордеев. Дело Артамоновых. - М.: Правда, 1974. - 528с. 

16. Губергриц  А.М. Русская детская литература  последних десятилетий XIX-начала XX века: Пособие по истории русской  детской литературы. - Таллинн, 1998. -385 с. 

17. Долженко Л.  В. Рациональное и эмоциональное  в русской детской литературе: монография. - Волгоград: Перемена, 2001. - 240 с. 

18. Карпов В.  А. Книга о скудости и богатстве  души человеческой: Максим Горький  "Детство" // Дидакт. - 2003. - №5. - С. 75-80 

19. Кон И.С.  Ребенок и общество: учебное пособие  для вузов. - М.: Академия, 2003. - 335 с. 

20. Лупанова И.П.  Советская детская литература. 1917- 1967. - М., 1969. - 438 с. 

21. Максим Горький  [о творчестве] // Айхенвальд Ю.  Силуэты русских писателей. В  2-х тт. Т.2. - 329 с. 

22. Максим Горький  [О теме детства в произведениях] //Арзамасцева И.Н., Николаева С. А. Детская литература. - М., 2000. - 275 с. 

23. Материалы  с сайта http://maximgorkiy.narod.ru/ 

24. Михайловский  Б.В. Творчество М. Горького. - М.: Просвещение, 1969. - 335 с. 

25. О творчестве  Горького: сборник статей / Под ред.  И.К. Кузьмичева. - Горький: Горьковское книжное изд-во, 1956. - 351 с. 

26. Примочкина  Н.Н. Детство в произведениях  "Лето Господне" И.С. Шмелева  и "Детство" А.М. Горького // Литература в школе. - 2003. - №7. - С. 2-4 

27. Русские детские  писатели XX в.: Биобиблиографический словарь. - М., 1997. - 229 с. 

28. Русская литература  рубежа веков (1890-е - начало 1920-х  годов) Кн.1 / отв. ред. В.А. Келдыш. - М.: Наследие, 2000. - 960 с. 

29. Сухих И.  Н. Книга ХХ века: Русский канон:  эссе. - М.: Независимая Газета, 2001. - 352 с. 

30. Телешов Н.Д.  Записки писателя. - М., 1950. - 295 с. 

31. Торопчина  Л. "Я в мир пришел, чтобы  не соглашаться…" - О творчестве  М.Горького, о героях его произведений // Литература. - 2008. - №14. - с. 11 - 14. 

32. Фесенко Э.Я.  Горький, которого мы не знали: методические рекомендации. - Архангельск: ПГУ, 2001. - 31 с. 

33. Эпштейн М., Юкина Е. Образы детства // Новый  мир. - 1979. - №12. - С. 242. 

Размещено на Allbest.ru

Информация о работе Детство в произведениях Горького