Актуальность произведений Лосенко

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 12:31, доклад

Краткое описание

Почти все художники 18 века по своему происхождению принадлежали к народным «низам». Их творческими усилиями созданы ценности, являющиеся неотъемлемой частью художественной культуры человека. Антон Павлович Лосенко родился 10 августа 1737 года в украинском городе Глухове и семье крестьянина-подрядчика Павла Яковлевича Лосева. В 1744 году мальчика, обладающего хорошим музыкальным слухом,отдали в придворный певческий хор. В 1753 году А. Лосенко попадает к художнику Ивану Аргунову. Он учился у него, потом в Академии художеств. В двух заграничных командировках он хорошо ознакомился с классическим и современным искусством, с памятниками античной культуры. Уже в ранней работе «Жертвоприношение Авраамово» (1765) Лосенко создал полную движения композицию и вместе с тем проявил большой интерес к изучению натуры (прекрасно написаны обнаженная фигура Исаака, руки и ноги Авраама).

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 17.10 Кб (Скачать)

      Русская литература 18 столетия развивалась  и крепла, выражая  и  пафос невиданного до  того грациозного  государственного  строительства,  и  идеи

общественного долга, и растущий интерес  к человеческой  личности.  Эти  её особенности определили  прогрессивный  характер  изобразительного  искусства той поры. Искусство 18 столетия было связано с  запросами  привилегированных кругов дворянского общества, но лучшие его произведения  отражали  передовые идеи эпохи.

      В 18 веке одним из высоких достижений русского искусства в  портретном жанре явилось правдивое изображение представителей господствующего класса  и людей из народа.  Это  решительно  отличает  творения  русских  мастеров  от произведений  многих иностранных  художников,  приглашенных  в   Россию   и выполнявших заказы императорского двора и знати.

      Почти все художники 18 века по  своему происхождению  принадлежали  к народным «низам».  Их творческими  усилиями  созданы  ценности,  являющиеся неотъемлемой частью художественной культуры человека. Антон Павлович Лосенко родился 10  августа 1737 года  в  украинском городе Глухове и семье крестьянина-подрядчика  Павла Яковлевича  Лосева.  В 1744  году  мальчика,  обладающего хорошим музыкальным слухом,отдали  в придворный певческий хор. В 1753 году А. Лосенко попадает к художнику Ивану Аргунову. Он учился у него, потом в Академии художеств. В двух  заграничных командировках  он  хорошо   ознакомился   с   классическим   и   современным искусством,  с  памятниками  античной  культуры.   Уже   в   ранней   работе «Жертвоприношение  Авраамово»  (1765)   Лосенко   создал   полную   движения композицию и  вместе  с  тем  проявил  большой  интерес  к  изучению  натуры (прекрасно написаны обнаженная  фигура  Исаака,  руки  и ноги  Авраама). 

      В произведениях конца 1760-х годов –  «Зевс  и Фетида»,  «Каин»  -  отчетливо выражены  ясность,спокойствие и строгость композиции   – особенности,характеризующие стиль классицизма. Современники высоко  ценили  эти  работы Лосенко, подчеркивая и национальное значение. С осени 1769 года Лосенко начинает работать над картиной  «Владимир  и Рогнеда».  Тему  предложила  художнику  Академия,предоставив возможность самому  уточнить  сюжет.  Эта  картина,  в  сущности,  первое  произведение, посвященное отечественной истории. Картина  "Владимир  и  Рогнеда" положила начало  разработке  национальной исторической  темы,   к   чему   призывали М.В.Ломоносов и А.  П. Сумароков, обращаясь  к  Академии.  Кроме  того, была   определена нравственная  позиция  трактовки исторических  событий,  которая   отвечала передовым  взглядам  русского  общества,  осуждавшего  произвол и  насилие.

      Картина нашла живой отклик среди современников Лосенко,  а Совет Академии, "видя превосходный талант"  автора,  избрал  его в академики и удостоил профессорского звания. В  ней  осуждено  преступное  злоупотребление  властью:  князь новгородский Владимир, отвергнутый полоцкой княжной Рогнедой,  обрушился с дружиной  на Полоцк, разгромил город и, убив отца и братьев Рогнеды, насильно взял  её  в жены. Картина должна  была воспитывать  зрителей  в  духе  «разумности»  и уважения  к  людям;  она произвела чрезвычайно сильное   впечатление   на современников. Образы картины отличаются  большой  жизненной  конкретностью: драматические  переживания  Владимира  и  Рогнеды сопоставлены   с   тихим отчаянием прислужниц княжны и холодным любопытством воинов. В картине Лосенко запечатлен  момент,  когда  Владимир  сообщает Рогнеде  о совершенных в Полоцке злодеяниях и говорит, что она должна стать его  женой. Однако у Лосенко образ Владимира,  в  отличие  от  исторической  концепции, полон раскаяния. Это передано  в  жестах,  выражении лица  и  взоре  князя, обращенном  к Рогнеде. Художник  морализирует,  стремясь   доказать,   что человечность возобладала в князе над произволом.

      Центральная роль в картине отведена, естественно, Владимиру  и  Рогнеде.  Их фигуры   выделены   светом, цветовыми   пятнами.   Художник   подчеркивает переживания героев  выразительностью  жестов  и  поз, особенно  заметной  в сравнении со  статуарностью женских   фигур   и   тяжеловесностью   воинов Владимира. Картина «Владимир и Рогнеда» положила начало созданию в  Академии ряда произведений живописи и скульптуры на сюжеты из  национальной  истории, - произведений, в которых затрагивались злободневные проблемы  общественно-политической жизни.  Совет Академии,  "видя  превосходный  талант"  автора, избрал его в академики и удостоил профессорского звания.

      Актуальность  и  гражданский  пафос  произведений Лосенко,  выразительность образов,  прекрасное  знание натуры  и  уверенное  мастерство  сделали  его основоположником прогрессивного направления  в  русском историческом  жанре конца 18 века и дали прав современникам называть его  «Ломоносовым  русской живописи». 

Информация о работе Актуальность произведений Лосенко