Правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Если суммировать представления о России, складывающиеся за рубежом, то можно придти к выводу, что главной причиной чрезмерной осторожности зарубежного капитала была и остаётся нестабильность в стране. Иностранные инвесторы постоянно сетуют на то, что в России сохраняется опасность негативных перемен в политике, экономике и праве. Тревога за будущее вложенного капитала подпитывается экстримистскими лозунгами отдельных политических группировок и партий, требованиями национализации приватизированной собственности.

Оглавление

1) Введение
2) Исторический аспект развития законодательства об
иностранных инвестициях.
3) Общая характеристика Закона "Об иностранных инвести-
циях в РФ".
4) Предмет регулирования Закона "об иностранных инвести-
циях.
5) Международные двусторонние соглашения о защите иност-
ранных инвестиций.
6) Формы иностранных инвестиций, система допуска иност-
ранного капитала.
7) Филиалы и представительства предприятий с иностранны-
ми инвестициями.
8) Проблемы страхования некоммерческих рисков иностран-
ных инвесторов.
9) Необходимость регламентации деятельности органа госу-
дарства, уполномоченного представлять интересы РФ в правоот-
ношениях, возникающих в связи с осуществлением иностранных
инвестиций.
10) Споры предприятий с иностранными инвестициями в ар-
битражной практике.
11) Заключение.

Файлы: 1 файл

правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

    торой предопределяется  неразвитостью форм и видов  страхования

    и страховой деятельности,  отсутствием доверия у  иностранных

    инвесторов к российским  страховым компаниям.  В связи с этим,

    поддержка частной российской  страховой  компании  со  стороны

    государства  должна  быть направлена не только  на преодоление

    финансовых трудностей, но и на создание безупречной  репутации

    компании  в  коммерческих  кругах как внутри страны,  так и за

    рубежом.

         2) Участие  иностранного государства в страховании  неком-

    мерческих рисков иностранных  инвесторов.

         Стремясь  защитить  интересы  национальных  предпринимате-

    лей,  инвестирующих капитал  за рубеж, иностранные государства

    осуществляют  страхование  экспорта капитала,  т.е.  участвуют

    непосредственно в страховании  зарубежных капиталовложений на-

    циональных  компаний.  Примером  этому  может служить  система

    страхования иностранных  инвестиций в США при участии ОПИК.

         Анализ  перспектив и форм участия  подобного рода зарубеж-

    ных государственных  организаций в сфере страхования  иностран-

    ных  инвестиций  в  России должен осуществляться  с учётом осо-

    бенностей законодательного  регулирования страхования в раз-

    личных правовых системах  и необходим не только для  целей изу-

    чения  возможности   их  взаимодействия,  но  и создания  своей

    российской модели  страхования   иностранных  капиталовложений

    производимых отечественными компаниями.

         3) Страхование  некоммерческих инвестиционных  рисков  при

    участии международной  организации - MIGA.

         Подписание  многосторонней международной конвенции  о соз-

    дании  MIGA (Межнациональное  агенство по страхованию инвести-

    ций) явилось решением  проблемы участия государства  в  страхо-

 

                               - 28 -

    вании политических рисков  иностранных инвесторов. Дело в  том,

    что государство,  принимая  иностранные инвестиции,  не  может

    осуществлять  страхование их от политических рисков,  так как

    это,  по  существу,  является  страхованием  от   собственных

    действий.  Когда речь  идёт о политических рисках, государство

    может только гарантировать  иностранным инвесторам, что по  от-

   ношению к ним не будут приниматься такие меры регулирования,

    которые  войдут  в   противоречие  с  имущественными   правами

    последних.  (Такого  рода  гарантии  и  были  провозглашены  в

    российском Законе "Об  иностранных инвестициях в РФ").  И, как

    было  указано выше,  эта ситуация,  довольно долго  не имевшая

    своего правового разрешения,  привела к тому, что государства

    - экспортёры капитала  и государства, привлекающие иностранный

    капитал,  испытывая одинаковую  заинтересованность в усилении

    защиты инвестиций, нашли  наиболее приемлемый выход в  учрежде-

    нии международной независимой  страховой организации. Принимая

    во  внимание  стремление  России  соответствовать современным

    требованиям международных  экономических отношений и выступать

    в  роли  равноправного   партнёра с другими государствами,  её

    вступление в MIGA должно  стать  одним  из  ключевых  моментов

    создания  отечественной   системы  страхования иностранных  ин-

    вестиций.

         Таким образом,  становится очевидно,  что для создания в

    России системы организаций,  способных осуществлять страхова-

    ние инвестиционных рисков  как зарубежных, так и отечественных

    предпринимателей, скорее  всего, следует пойти на создание:

         а) Частной коммерческой страховой компании - страховщика

    иностранных инвесторов.

         б) Российской  государственной структуры для  защиты инте-

    ресов российских предпринимателей  за рубежом.  в) Условий для

         участия  России в системе MIGA, а также

    сотрудничества с государственными  организациями других стран,

    осуществляющими страхование  инвестиционных рисков в том  числе

    и  путём  заключения  международных двусторонних соглашений  о

    взаимной защите капиталовложений.

         Остаётся  заметить, что эта огромная работа должна прохо-

    дить лишь при условии  внесения существенных  изменений  (если

    не  полного  пересмотра)  в отечественное законодательство  об

    иностранных инвестициях.

 

                               - 29 -

 

 

 

    НЕОБХОДИМОСТЬ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНА  ГОСУДАРСТВА,

     УПОЛНОМОЧЕННОГО ПРЕДСТАВЛЯТЬ  ИНТЕРЕСЫ РФ В ПРАВООТНОШЕНИЯХ,

          ВОЗНИКАЮЩИХ  В СВЯЗИ С  ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ  ИНОСТРАННЫХ  ИН-

                             ВЕСТИЦИЙ.

 

         Особенностью  правоотношений,  возникающих  в связи с ин-

    вестированием капитала,  является то,  что их субъектом  явля-

    ется иностранный инвестор, как правило, субъект частного  пра-

    ва,  т.е. физическое  или юридическое лицо, с одной  стороны, и

    принимающее государство - с другой. Учитывая специфику такого

    рода правоотношений,  представляется вполне очевидной  заинте-

    ресованность иностранного  инвестора в том,  чтобы абстрактное

    принимающее государство  было персонифицировано в лице  опреде-

    лённого законом уполномоченного органа с зафиксированным ста-

    тусом, полномочиями  и компетенцией.

         В Законе  "Об  иностранных  инвестициях  в РФ" содержится

    лишь указание на то,  что регистрацию совместных  предприятий

    осуществляет  Министерство Финансов России или иной уполномо-

    ченный орган.  Потребность  в такого рода учреждении привела  к

    появлению Указа Президента  РФ "О Российском агенстве междуна-

    родного сотрудничества  и развития" от 14.08.92 (Собрание  ак-

    тов  Президента и Правительства.  1992 год).  Позже,  в соот-

    ветствие с Указом  Президента "О структуре федеральных  органов

    исполнительной власти" (Российская газета.  11.04.94.) РАМСИР

    было передано в ведение  Министерства Внешнеэкономических  свя-

    зей РФ с преобразованием  в  государственное  учреждение  при

    этом министерстве.

         Примечательно,  что в течение  последних   четырёх  лет  в

    России  предпринимаются  попытки компенсировать недостатки  за-

    конодательства об иностранных  инвестициях учреждением  разно-

    образных организаций,  целью которых является содействие прив-

    лечению иностранного  капитала.  К числу такого рода  структур

    можно  было  бы  отнести Комиссию Правительства  РФ по междуна-

    родному инвестиционному  сотрудничеству, учреждённую Постанов-

    лением Правительства  от 20.08.92., Государственную инвестици-

    онную корпорацию, Российскую  финансовую корпорацию, учреждён-

 

                               - 30 -

    ные  Указами  Президента  РФ от 02.02.93.  и 15.03.93.  соот-

    ветственно и Международное  агенство страхования инвестиций  от

    некоммерческих  рисков,  учреждённое Указом Президента РФ от

    26.02.93.

         Сам факт  учреждения такого числа государственных  органов

    свидетельствует   об   искреннем   намерении    Правительства

    способствовать привлечению  иностранного капитала в Россию, но

    ,к сожалению,  статус  и функции создаваемых структур  не опре-

    делён  достаточно  чётко,  что само по себе  способно ввести в

    заблуждение не только  иностранных инвесторов.

         Всё-же, следует  отметить,  что на сегодняшний день регу-

    лирование процесса привлечения  иностранных инвестиций  приоб-

    ретает  всё  более   упорядоченные  формы,  и   с целью усовер-

    шенствования  этого   механизма  при  Министерстве   экономики

    России создан ряд  органов:

         - Государственная регистрационная палата,  которая зани-

    мается регистрацией  предприятий с иностранным капиталом  и ак-

    кредитацией представительств  иностранных компаний;

         - Российский  федеральный центр проектного  финансирования

    и консультационно-технического содействия,  который выполняет

    следующие функции: осуществляет  экспертизу заявок и предложе-

    ний в области международного  инвестиционного  сотрудничества,

    в том числе и по  использованию кредитов,  предоставляемых  под

    гарантии Правительства Российской Федерации;  выполняет  пре-

    дынвестиционные исследования;  разрабатывает схемы финансиро-

    вания и осуществляет  экспертно-консультационное сопровождение

    инвестиционных проектов. Центр является представителем (аген-

    том) Правительства РФ по координации деятельности, направлен-

    ной на реализацию  оказываемого России  консультационно-техни-

    ческого содействия;

         - Бюро по  использованию консультационно-технического  со-

    действия Европейского  союза;

         - Российский центр содействия  иностранным инвестициям.

    Центр  содержит  банк  данных по законодательной и  нормативной

    базе,  инвестиционным  проектам, рынкам капиталов как  в России

    в целом, так и в  регионах.

         Координация  работы этих организационных структур  возло-

    жена на Министерство  экономики РФ и в его составе  на Департа-

    мент международного  инвестиционного сотрудничества.

 

                               - 31 -

         Несомненно, передача    вышеуказанных   полномочий   Ми-

    нистерству экономики  РФ явилась шагом вперёд в  ходе становле-

    ния структуры государственных  органов,  представляющих Россию

    в отношениях с иностранными  инвесторами,  но тем не менее,  в

    целях дальнейшей стабилизации  этих отношений в будущем законе

    об иностранных инвестициях   статус  этих  организаций   должен

    быть закреплён окончательно.

 

 

 

           СПОРЫ  ПРЕДПРИЯТИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ  В АРБИТ-

                        РАЖНОЙ ПРАКТИКЕ.

 

         На современном  этапе развития и становления как правовой

    системы  новой   России  в целом,  так и отраслевого  законода-

    тельства,  а в нашем  случае это законодательство  об иностран-

    ных  инвестициях,  огромное  значение имеет изучение  практики

    арбитражных судов,  рассматривающих споры предприятий связан-

    ных с иностранными  инвестициями.

         Лидирующую  роль в России при разрешении  подобного  рода

    споров  играет  Международный   коммерческий  арбитражный  суд

    (МКАС) при Торгово-промышленной  плате РФ,  который  по  коли-

    честву дел,  поступающих  на его рассмотрение, прочно входит  в

    ряд ведущих арбитражных  центров в мире.

         Правовой  основой  деятельности  МКАС  служит  Закон РФ о

    Международном коммерческом  арбитраже от 7 июля 1993 года, а 8

    декабря 1994 года был  утверждён новый Регламент МКАС, который

    вступил в силу с  1 мая 1995 года.

         Особенностями  нового Регламента явились гибкость  арбит-

    ражной  процедуры   и  предоставление сторонам  широких возмож-

    ностей по самостоятельному  выбору  арбитров  для  разрешения

    спора.  Стороны вправе  избирать арбитрами любых лиц,  обладаю-

    щих необходимой квалификацией,  в  том  числе  и   иностранных

    граждан.  Все усилия  арбитражного суда должны сводиться  к по-

   вышению эффективности арбитражного разбирательства, недопуще-

    нию  необоснованного   затягивания  дела и чёткости  при защите

    прав сторон, участвующих  в споре.

         Круг проблем,  возникающих в ходе рассмотрения  арбитраж-

    ным судом того или  иного дела,  чрезвычайно многообразен,  но

 

                               - 32 -

    попытаться  рассмотреть  самые распространённые из них  необхо-

    димо в целях дальнейшего  совершенствования  правовой  базы  в

    сфере регулировния иностранных  капиталовложений.

         Очень часто  на рассмотрение  арбитража   попадают  споры,

    касающиеся объёма арбитражной  оговорки.

         Показательным  здесь можно считать дело N248/1991 г.  Уч-

    редитель,  вышедший  из совместного предприятия,  предъявил к

    последнему  требования  об  уп 6л 0ате денежной  компенсации за

    внесённый  вклад,  а  также  причитающейся   доли  прибыли.  В

    обоснование компетенции  Арбитражного суда истец  ссылался  на

    положение  учредительного  договора о праве каждого из учреди-

    телей обратиться в  данный орган по  любым  спорным   вопросам,

    связанным с этим договором.

         Ответчик  оспаривал  компетенцию  арбитража   по   мотиву

    отсутствия  в  учредительных   или иных документах совместного

Информация о работе Правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ