Правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Если суммировать представления о России, складывающиеся за рубежом, то можно придти к выводу, что главной причиной чрезмерной осторожности зарубежного капитала была и остаётся нестабильность в стране. Иностранные инвесторы постоянно сетуют на то, что в России сохраняется опасность негативных перемен в политике, экономике и праве. Тревога за будущее вложенного капитала подпитывается экстримистскими лозунгами отдельных политических группировок и партий, требованиями национализации приватизированной собственности.

Оглавление

1) Введение
2) Исторический аспект развития законодательства об
иностранных инвестициях.
3) Общая характеристика Закона "Об иностранных инвести-
циях в РФ".
4) Предмет регулирования Закона "об иностранных инвести-
циях.
5) Международные двусторонние соглашения о защите иност-
ранных инвестиций.
6) Формы иностранных инвестиций, система допуска иност-
ранного капитала.
7) Филиалы и представительства предприятий с иностранны-
ми инвестициями.
8) Проблемы страхования некоммерческих рисков иностран-
ных инвесторов.
9) Необходимость регламентации деятельности органа госу-
дарства, уполномоченного представлять интересы РФ в правоот-
ношениях, возникающих в связи с осуществлением иностранных
инвестиций.
10) Споры предприятий с иностранными инвестициями в ар-
битражной практике.
11) Заключение.

Файлы: 1 файл

правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

    ограничении  монополистической   деятельности на товарных рын-

    ках"" от 25.05.95 г.  распространяет  свое действие на все хо-

    зяйствующие субьекты, следовательно  и на операции иностранных

    фирм.

         Инвестиционное  законодательство   прямо  предусматривает

    возможность участия   иностранных  инвесторов  в   приватизации

    (ст.37   Закона).  Приобретая  пакеты  акций  приватизируемых

    предприятий,  принадлежащих   государству,  на  инвестиционных

    конкурсах (торгах),  иностранные  инвесторы заключают договоры

    купли-продажи с соответствующими  фондами имущества, в которые

    включаются  определенные гарантии инвесторов,  в том числе по

    сохранению персонала  этих предприятий,  но в   большинстве  не

    оговариваются  санкции   российской стороны при невыполнениями

    инвесторами данных обязательств.

         "Предоставление  иностранным инвесторам прав на разработ-

    ку и  освоение  природных ресурсов и проведение  хозяйственной

    деятельности,  связанной  с использованием  объектов,  находя-

    щихся  в  государственной   собственности,  но  не  переданных

    предприятиям,  учреждениям,  организациям в полное хозяйствен-

    ное  ведение  или   оперативное управление,  осуществляется  на

    основе концессионных  договоров" (ст.40 Закона). Концессионер

    получает исключительное  право на разведку и добычу  природного

 

                               - 18 -

    ресурса  на свой  риск и за свой счет на  выделенной ему терри-

    тории.  Он владеет  продукцией и может свободно  продавать  ее

    после обязательных поставок  на местный рынок,  размер которых

    оговорен в соглашении.  В соответствии с российским законода-

    тельством  о  недрах  концессии должны предоставляться  на кон-

    курсной основе (путем  проведения тендеров).

         Соглашения  о разделе продукции во многом  напоминают кон-

    цесионные договоры.  Различие состоит в том,  что  иностранная

    фирма, берущая на  себя обязательства осваивать  разработку оп-

    ределенного природного  ресурса,  расплачивается с принимающей

    стороной  частью  добытой   продукции  (осуществляется "раздел

    продукции"). В связи  с этим используется особый налоговый ре-

    жим, предусматривающий  замену налогов, пошлин и других  обяза-

    тельных платежей распределением  произведенной продукции между

    инвестором и РФ, субъектами  РФ. Рассмотренные отношения регу-

    лируются принятым в  декабре 1995 г.  Закона РФ "О соглашениях

    о разделе продукции", который ,однако, несоответствует  Закону

    "О недрах" по весьма  существенным вопросам: 1) о природе  воз-

    никающих прав (контракт  или разрешение);  2) платы за  пользо-

    вание недрами;  3) прекращения действия соглашений и лицензий

    и многом другом.

          Международная  практика  сотрудничества  с   иностранными

    инвесторами  знает   и  такую форму,  как создание  контрактных

    совместных предприятий,  при этом  российский  и   иностранный

    партнер не создают нового юридического лица.

          Как  инвестирование  капитала  может   рассматриваться  и

    заключение  договора  о  совместной деятельности (contractual

    joint ventures), и предоставление  целевых долгосрочных займов

    (international loan),  и заключение таких внешнеторговых сде-

    лок как соглашения  о передаче технологии, ноу-хау,  лицензион-

    ные,  лизинговые  соглашения  и т.д.  В частности,  законода-

    тельство Европейского  общего рынка применяет особые  критерии

    оценок внешнеторговых соглашений на передачу технологии, сог-

    лашений, связанных со  специализацией и кооперированием  произ-

    водства, соглашений  типа joint ventures. Применение к внешне-

    торговым операциям оценок, связанных с определением того, яв-

    ляется ли целью заключения  соглашения переход права контроля

    за деятельностью   лица - участника сделки ,  его  контрагенту,

    означает использование  критерия контроля с целью  принятия ре-

 

                               - 19 -

    шения о допуске иностраннного капитала. (Такая процедура пре-

    дусмотрена,  к примеру  законом об иностранных  инвестициях   в

    Канаде).

          Механизм  регулирования законодательства  об  иностранных

    инвестициях  должен  быть нацелен на оценку вклада,  вносимого

    иностранным инвестором,  и возможного влияния  инвестиции  на

    состояние  рыночных  отношений.  Как показывает опыт  принятия

    законов об иностранных   инвестициях  в  промышленно   развитых

    странах,  достижение  этих  целей  и обеспечивается с помощью

    системы допуска иностранного  капитала.

          При  реализации  системы  допуска   иностранного капитала

    целесообразным представляется  установление порядка  регистра-

    ции инвестиций,  не  юридического лица - иностранного  инвесто-

    ра,  с его субъективными правами, а непосредственно самих ин-

    вестиций.  Это может  включать в себя регистрацию  факта внесе-

    ния вклада в имущество  вновь создаваемого или уже   существую-

    щего  предприятия,  регистрацию   покупки  акций,  регистрацию

    внешнеторговой сделки  по импорту оборудования,  предназначен-

    ного  быть вкладом  в предприятие с иностранными  инвестициями,

    лицензионного соглашения  и т.д.. Регистрация юридических  фак-

    тов, свидетельствующих  о поступлениях из-за рубежа материаль-

    ных ценностей,  предназначенных  стать  капиталом,  т.е.  при-

    носить  прибыль,  является  государственным регулированием  ин-

    вестиций, а критерии, согласно  которым соответствующий компе-

    тентный  орган   государства будет принимать решения о допуске

    иностранного капитала  должны быть чётко закреплены  в  законо-

    дательстве об иностранных  инвестициях.

 

 

        ФИЛИАЛЫ И  ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА  ПРЕДПРИЯТИЙ   С  ИНОСТРАННЫМИ

                           ИНВЕСТИЦИЯМИ.

 

         Одним  из  способов  осуществления иностранных инвестиций

    согласно ст.3 Закона "Об  иностранных инвестициях в РФ"  явля-

    ется "создание предприятий,  полностью принадлежащих иностран-

    ным инвесторам, а также  филиалов иностранных юридических

 

    лиц". Закон РФ подчиняет порядок открытия филиалов процедуре,

    установленной для случаев  создания предприятий с иностранными

 

                               - 20 -

    инвестициями.

         Определяющими,  с  точки зрения вопросов  статуса филиалов

    иностранных предприятий,  следует считать ст.12,  16, 17 и 24

    Закона. Ст. 12 Закона "Об  иностранных инвестициях в РФ", име-

    ющая заголовок "Организационно-правовые  формы и виды предпри-

    ятий с иностранными  инвестициями",  содержит 2 абзаца, первый

   из которых определяет организационно-правовые формы предприя-

    тий  с  иностранными  инвестициями,  (в настоящий момент  этот

    пункт следует трактовать  исходя из положений Гражданского  Ко-

    декса РФ. Части первой.) а во втором абзаце перечисляются ви-

    ды предприятий с иностранными  инвестициям. При этом, не назы-

    вая напрямую перечень  правовых категорий в главе  "Виды предп-

    риятий с иностранными  инвестициями",  законодатель  в один ряд

    ставит  как  "предприятия   с долевым участием иностранных ин-

    вестиций (СП),  "Предприятия,  полностью принадлежащие иност-

    ранным инвесторам",  так и их филиалы, включая  филиалы иност-

    ранных юридических лиц.

         Касаясь  вопросов  регистрации филиалов  совместных предп-

    риятий и филиалов иностранных юридических лиц,  ст.16  Закона

    устанавливает,  что " Государственная регистрация предприятий

    с иностранными инвестициями  осуществляется ...  для  филиалов

    предприятий  с иностранными  инвестициями и филиалов иностран-

    ных юридических лиц при наличии следующих документов  ...(пе-

    речень)." Согласно  ст.17  Закона  предприятие с иностранными

    инвестициями "приобретает  право юридического лица  с   момента

    регистрации".  Здесь  положения Закона вступают в  противоречие

    с действующим гражданским законодательством,  наделяя филиалы

    правомочиями  и статусом  юридического лица с обязательной  ре-

    гистрацией  как  основанием  возникновения  правосубъектности

    этих образований.  Указанный  подход остался в правотворческой

    практике со времён  регулирования  деятельности  СП  в  бывшем

    СССР, когда филиалы СП  наделялись статусом юридического  лица.

    Таким образом,  Закон  "Об иностранных инвестициях  в РФ", про-

    возглашая  национальный  режим для предприятий с иностранными

    инвестициями,  всё же сохраняет этот недостаток. И если пред-

    положить, что филиалы предприятий с  иностранными инвестициями

    наделяются  правами

    юридического  лица  и учреждаются в форме  акционерных обществ,

    обществ  с ограниченной ответственностью и т.д.,  то сам собой

 

                               - 21 -

    напрашивается  вопрос о том, какая разница  существует в право-

    вом  положении этих предприятий и  их филиалов.

         Заставляет обратить  на  себя  внимание  и  практический

    аспект  открытия филиалов  и  представительств  предприятий  с

    иностранными  инвестициями.  В РФ продолжает  действовать Поло-

    жение  о порядке открытия и  деятельности  в  СССР  представи-

    тельств  иностранных   Постановлением  Совета  Министров   СССР

    N1074 (Собрание Постановлений  СовМина СССР N1.1991 год.), ко-

    торое  предусматривает,  что  инофирмы  могут  открывать  свои

    представительства с  особого разрешения уполномоченного  орга-

    на.  При  этом  указывается,  что разрешения могут выдаваться

    инофирмам,  в сотрудничестве  с  которыми  заинтересованы  со-

    ветские  организации,  в  частности,  "с  известными  у себя в

    стране и на мировом  рынке",  "положительно  зарекомендовавших

    себя  в качестве партнёров  советских организаций",  с  "заклю-

    чившими с соответствующими  советскими  организациями  крупно-

    масштабные  сделки",  с  "имеющими большой товарооборот  с со-

    ветскими организациями".  Приведённый перечень инофирм, кото-

    рым,согласно Постановлению  N1074, выдаётся разрешение на отк-

    рытие представительства,  является примером перечня критериев,

    которыми  обычно  руководствуется   регулирующий  орган  госу-

    дарства при принятии  решения о допуске иностранного  капитала

    в  страну,  т.е.  оцениваются возможности иностранной  фирмы и

    потребности в иностранном  капитале в данной сфере его   прило-

    жения.

         Если Закон  "Об иностранных инвестициях   в  РФ"  хотя  бы

    касался процедуры открытия филиалов предприятий с иностранны-

    ми инвестициями, то в  отношении представительств такой  норма-

    тивный  акт отсутствует,  и на практике местные органы  власти

    сами стали осуществлять  аккредитацию и регистрацию представи-

    тельств  иностранных юридических лиц в т.ч.  и некоммерческих

    организаций.

         Требование  регистрации  открытия  филиала  или представи-

    тельства вступает в  противоречие  с  действующим   гражданским

    законодательством,  согласно  которому  филиалы  и представи-

    тельства, в том числе  и иностранных фирм, могут осуществлять

    свою деятельность в  соответствии с  полномочиями,  предостав-

    ленными им юридическими  лицами,  структурными подразделениями

    которых они являются.  Такой подход в принципе подтверждается

 

                               - 22 -

    действующими ведомственными  нормативными актами в области  на-

    логообложения  и   валютного  регулирования,  а   также   рядом

    двусторонних  соглашений  об избежании двойного налогообложе-

    ния.  (Например договор  между Россией  и  США  "Об  избежании

    двойного налогообложения  и предотвращения уклонения о  налого-

    обложения  в  отношении   налогов  на  доходы  и   капитал"  от

    17.06.93. ст5.) К числу ведомственных  нормативных актов, при-

    нятых в развитие Закона "Об основах налоговой системы  РФ" от-

    носится инструкция ГНС  N20 от 3 июня 1993 года "О налогообло-

    жении  прибыли   и  доходов   иностранных   юридических   лиц"

    (Российские Вести 1993 год. N5.), которая признаёт в качестве

    плательщиков налогов  на прибыль любые иностранные  юридические

    лица,  действующие на  территории РФ через постоянное  предста-

Информация о работе Правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ