Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:40, курсовая работа
Если суммировать представления о России, складывающиеся за рубежом, то можно придти к выводу, что главной причиной чрезмерной осторожности зарубежного капитала была и остаётся нестабильность в стране. Иностранные инвесторы постоянно сетуют на то, что в России сохраняется опасность негативных перемен в политике, экономике и праве. Тревога за будущее вложенного капитала подпитывается экстримистскими лозунгами отдельных политических группировок и партий, требованиями национализации приватизированной собственности.
1) Введение
2) Исторический аспект развития законодательства об
иностранных инвестициях.
3) Общая характеристика Закона "Об иностранных инвести-
циях в РФ".
4) Предмет регулирования Закона "об иностранных инвести-
циях.
5) Международные двусторонние соглашения о защите иност-
ранных инвестиций.
6) Формы иностранных инвестиций, система допуска иност-
ранного капитала.
7) Филиалы и представительства предприятий с иностранны-
ми инвестициями.
8) Проблемы страхования некоммерческих рисков иностран-
ных инвесторов.
9) Необходимость регламентации деятельности органа госу-
дарства, уполномоченного представлять интересы РФ в правоот-
ношениях, возникающих в связи с осуществлением иностранных
инвестиций.
10) Споры предприятий с иностранными инвестициями в ар-
битражной практике.
11) Заключение.
ограничении
ках"" от 25.05.95 г. распространяет свое действие на все хо-
зяйствующие субьекты, следовательно и на операции иностранных
фирм.
Инвестиционное законодательство прямо предусматривает
возможность участия иностранных инвесторов в приватизации
(ст.37 Закона). Приобретая пакеты акций приватизируемых
предприятий, принадлежащих государству, на инвестиционных
конкурсах (торгах), иностранные инвесторы заключают договоры
купли-продажи с
включаются определенные гарантии инвесторов, в том числе по
сохранению персонала этих предприятий, но в большинстве не
оговариваются санкции
российской стороны при
инвесторами данных
"Предоставление иностранным инвесторам прав на разработ-
ку и освоение
природных ресурсов и
деятельности, связанной с использованием объектов, находя-
щихся в государственной собственности, но не переданных
предприятиям, учреждениям, организациям в полное хозяйствен-
ное ведение или оперативное управление, осуществляется на
основе концессионных договоров" (ст.40 Закона). Концессионер
получает исключительное право на разведку и добычу природного
- 18 -
ресурса на свой риск и за свой счет на выделенной ему терри-
тории. Он владеет продукцией и может свободно продавать ее
после обязательных поставок на местный рынок, размер которых
оговорен в соглашении. В соответствии с российским законода-
тельством о недрах
концессии должны
курсной основе (путем проведения тендеров).
Соглашения о разделе продукции во многом напоминают кон-
цесионные договоры. Различие состоит в том, что иностранная
фирма, берущая на себя обязательства осваивать разработку оп-
ределенного природного ресурса, расплачивается с принимающей
стороной частью добытой продукции (осуществляется "раздел
продукции"). В связи с этим используется особый налоговый ре-
жим, предусматривающий
замену налогов, пошлин и
тельных платежей
инвестором и РФ, субъектами РФ. Рассмотренные отношения регу-
лируются принятым в декабре 1995 г. Закона РФ "О соглашениях
о разделе продукции", который ,однако, несоответствует Закону
"О недрах" по весьма существенным вопросам: 1) о природе воз-
никающих прав (контракт или разрешение); 2) платы за пользо-
вание недрами; 3) прекращения действия соглашений и лицензий
и многом другом.
Международная практика сотрудничества с иностранными
инвесторами знает и такую форму, как создание контрактных
совместных предприятий, при этом российский и иностранный
партнер не создают нового юридического лица.
Как инвестирование капитала может рассматриваться и
заключение договора о совместной деятельности (contractual
joint ventures), и предоставление целевых долгосрочных займов
(international loan), и заключение таких внешнеторговых сде-
лок как соглашения о передаче технологии, ноу-хау, лицензион-
ные, лизинговые соглашения и т.д. В частности, законода-
тельство Европейского общего рынка применяет особые критерии
оценок внешнеторговых соглашений на передачу технологии, сог-
лашений, связанных со
специализацией и
водства, соглашений типа joint ventures. Применение к внешне-
торговым операциям оценок, связанных с определением того, яв-
ляется ли целью заключения
соглашения переход права
за деятельностью лица - участника сделки , его контрагенту,
означает использование критерия контроля с целью принятия ре-
- 19 -
шения о допуске иностраннного капитала. (Такая процедура пре-
дусмотрена, к примеру
законом об иностранных
Канаде).
Механизм
регулирования
инвестициях должен
быть нацелен на оценку вклада,
иностранным инвестором,
и возможного влияния
состояние рыночных отношений. Как показывает опыт принятия
законов об иностранных инвестициях в промышленно развитых
странах, достижение этих целей и обеспечивается с помощью
системы допуска иностранного капитала.
При реализации системы допуска иностранного капитала
целесообразным представляется
установление порядка
ции инвестиций, не юридического лица - иностранного инвесто-
ра, с его субъективными правами, а непосредственно самих ин-
вестиций. Это может включать в себя регистрацию факта внесе-
ния вклада в имущество вновь создаваемого или уже существую-
щего предприятия, регистрацию покупки акций, регистрацию
внешнеторговой сделки по импорту оборудования, предназначен-
ного быть вкладом в предприятие с иностранными инвестициями,
лицензионного соглашения и т.д.. Регистрация юридических фак-
тов, свидетельствующих о поступлениях из-за рубежа материаль-
ных ценностей, предназначенных стать капиталом, т.е. при-
носить прибыль, является
государственным
вестиций, а критерии, согласно которым соответствующий компе-
тентный орган государства будет принимать решения о допуске
иностранного капитала должны быть чётко закреплены в законо-
дательстве об иностранных инвестициях.
ФИЛИАЛЫ И
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА
ИНВЕСТИЦИЯМИ.
Одним из способов осуществления иностранных инвестиций
согласно ст.3 Закона "Об иностранных инвестициях в РФ" явля-
ется "создание предприятий,
полностью принадлежащих
ным инвесторам, а также
филиалов иностранных
лиц". Закон РФ подчиняет порядок открытия филиалов процедуре,
установленной для случаев
создания предприятий с
- 20 -
инвестициями.
Определяющими, с точки зрения вопросов статуса филиалов
иностранных предприятий, следует считать ст.12, 16, 17 и 24
Закона. Ст. 12 Закона "Об иностранных инвестициях в РФ", име-
ющая заголовок "
ятий с иностранными инвестициями", содержит 2 абзаца, первый
из которых определяет организационно-правовые формы предприя-
тий с иностранными инвестициями, (в настоящий момент этот
пункт следует трактовать
исходя из положений
декса РФ. Части первой.)
а во втором абзаце
ды предприятий с иностранными инвестициям. При этом, не назы-
вая напрямую перечень правовых категорий в главе "Виды предп-
риятий с иностранными инвестициями", законодатель в один ряд
ставит как "предприятия с долевым участием иностранных ин-
вестиций (СП), "Предприятия, полностью принадлежащие иност-
ранным инвесторам", так и их филиалы, включая филиалы иност-
ранных юридических лиц.
Касаясь вопросов регистрации филиалов совместных предп-
риятий и филиалов иностранных юридических лиц, ст.16 Закона
устанавливает, что "
Государственная регистрация
с иностранными инвестициями осуществляется ... для филиалов
предприятий с иностранными
инвестициями и филиалов
ных юридических лиц при наличии следующих документов ...(пе-
речень)." Согласно ст.17 Закона предприятие с иностранными
инвестициями "приобретает право юридического лица с момента
регистрации". Здесь положения Закона вступают в противоречие
с действующим гражданским законодательством, наделяя филиалы
правомочиями и статусом
юридического лица с
гистрацией как основанием
возникновения
этих образований. Указанный
подход остался в правотворческ
практике со времён регулирования деятельности СП в бывшем
СССР, когда филиалы СП
наделялись статусом
Таким образом, Закон "Об иностранных инвестициях в РФ", про-
возглашая национальный режим для предприятий с иностранными
инвестициями,
всё же сохраняет этот
положить, что филиалы предприятий с иностранными инвестициями
наделяются правами
юридического лица и учреждаются в форме акционерных обществ,
обществ с ограниченной ответственностью и т.д., то сам собой
- 21 -
напрашивается вопрос о том, какая разница существует в право-
вом положении этих предприятий и их филиалов.
Заставляет обратить на себя внимание и практический
аспект открытия филиалов и представительств предприятий с
иностранными инвестициями. В РФ продолжает действовать Поло-
жение
о порядке открытия и
тельств иностранных Постановлением Совета Министров СССР
N1074 (Собрание Постановлений СовМина СССР N1.1991 год.), ко-
торое предусматривает, что инофирмы могут открывать свои
представительства с
особого разрешения
на. При этом указывается,
что разрешения могут
инофирмам, в сотрудничестве с которыми заинтересованы со-
ветские организации, в частности, "с известными у себя в
стране и на мировом рынке", "положительно зарекомендовавших
себя в качестве партнёров советских организаций", с "заклю-
чившими с соответствующими советскими организациями крупно-
масштабные сделки",
с "имеющими большой
ветскими организациями". Приведённый перечень инофирм, кото-
рым,согласно Постановлению N1074, выдаётся разрешение на отк-
рытие представительства,
является примером перечня
которыми обычно руководствуется регулирующий орган госу-
дарства при принятии решения о допуске иностранного капитала
в страну, т.е.
оцениваются возможности
потребности в иностранном капитале в данной сфере его прило-
жения.
Если Закон "Об иностранных инвестициях в РФ" хотя бы
касался процедуры открытия филиалов предприятий с иностранны-
ми инвестициями, то в
отношении представительств
тивный акт отсутствует, и на практике местные органы власти
сами стали осуществлять
аккредитацию и регистрацию
тельств иностранных юридических лиц в т.ч. и некоммерческих
организаций.
Требование регистрации открытия филиала или представи-
тельства вступает в противоречие с действующим гражданским
законодательством, согласно которому филиалы и представи-
тельства, в том числе и иностранных фирм, могут осуществлять
свою деятельность в соответствии с полномочиями, предостав-
ленными им юридическими лицами, структурными подразделениями
которых они являются. Такой подход в принципе подтверждается
- 22 -
действующими ведомственными нормативными актами в области на-
логообложения и валютного регулирования, а также рядом
двусторонних соглашений
об избежании двойного налогооб
ния. (Например договор между Россией и США "Об избежании
двойного налогообложения и предотвращения уклонения о налого-
обложения в отношении налогов на доходы и капитал" от
17.06.93. ст5.) К числу ведомственных нормативных актов, при-
нятых в развитие Закона "Об основах налоговой системы РФ" от-
носится инструкция ГНС N20 от 3 июня 1993 года "О налогообло-
жении прибыли и доходов иностранных юридических лиц"
(Российские Вести 1993 год. N5.), которая признаёт в качестве
плательщиков налогов на прибыль любые иностранные юридические
лица, действующие на
территории РФ через
Информация о работе Правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ