Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:40, курсовая работа
Если суммировать представления о России, складывающиеся за рубежом, то можно придти к выводу, что главной причиной чрезмерной осторожности зарубежного капитала была и остаётся нестабильность в стране. Иностранные инвесторы постоянно сетуют на то, что в России сохраняется опасность негативных перемен в политике, экономике и праве. Тревога за будущее вложенного капитала подпитывается экстримистскими лозунгами отдельных политических группировок и партий, требованиями национализации приватизированной собственности.
1) Введение
2) Исторический аспект развития законодательства об
иностранных инвестициях.
3) Общая характеристика Закона "Об иностранных инвести-
циях в РФ".
4) Предмет регулирования Закона "об иностранных инвести-
циях.
5) Международные двусторонние соглашения о защите иност-
ранных инвестиций.
6) Формы иностранных инвестиций, система допуска иност-
ранного капитала.
7) Филиалы и представительства предприятий с иностранны-
ми инвестициями.
8) Проблемы страхования некоммерческих рисков иностран-
ных инвесторов.
9) Необходимость регламентации деятельности органа госу-
дарства, уполномоченного представлять интересы РФ в правоот-
ношениях, возникающих в связи с осуществлением иностранных
инвестиций.
10) Споры предприятий с иностранными инвестициями в ар-
битражной практике.
11) Заключение.
применяться положения
о режиме инвестиций
соглашениями.
Гарантируя
предоставление иностранным
риятного режима, государство обязуется обеспечивать в отноше-
нии их капиталовложений
и связанной с ними
ведливый и равноправный
режим. В соответствующей
шений выражается стремление государства поощрять иностранные
инвестиции, а также благожелательно и недискриминационно от-
носиться к иностранным инвесторам в части их прав на владе-
ние, управление, распоряжение и ликвидацию капиталовложений.
Данное обязательство содержится в тех положениях соглашений,
где речь идет о предоставлении иностранным инвесторам режима
наибольщего
- 13 -
О режиме
наибольшего
большинстве соглашений (с Великобританией, ФРГ, Швейцарией,
Испанией, Канадой, Францией, Бельгией, Нидерландами, Италией,
Австрией, Турцией, Кореей, Китаем, Финляндией).
В то же время Советский
Союз в ряде заключенных
ний (с Францией, Канадой, Испанией, Бельгией, Нидерландами и
др.) обязался в дополнение к режиму наибольшего благопри-
ятствования предоставлять иностранным инвесторам "по мере
возможности"
и в соответствии с
вом" также национальный режим.
О национальном режиме прямо говорится в соглашениях с
США, Великобританией.
В соглашении с республикой Кореей стороны взаимно пре-
доставляют инвестору возможность выбора указанных выше двух
режимов, оставляют в то же время "за собой право устанавли-
вать или сохранять в соответствии со своим действующим зако-
нодательством ограниченные изъятия из национального режима"
(ст.3 Соглашения от 14 декабря 1990 г.)
Сложнее формулировки по этому вопросу в Договоре с США.
В нем под национальным понимается режим, который по крайней
мере является таким же благоприятным, как лучший из наиболее
благоприятного режима, предоставляемого стороной госу-
дарственным предприятиям, другим компаниям или гражданам этой
стороны в аналогичных обстоятельствах (ст.1). Анализируя До-
говор,можно прийти к выводу, что национальный режим пре-
доставляется взаимно с определенными изъятиями. Кроме то-
го,предусмотрено, что российским инвестициям будет предостав-
ляться в любом штате
США такой режим, который
капиталовложениям граждан
США, проживающим в других
Возможность предоставления национального режима не иск-
лючает введения ограничений для иностранного инвестора зани-
маться определенными видами деятельности. Кроме того для не-
которых видов деятельности
может быть установлен
ный порядок. Изъятия
могут вводиться в целях
циональной безопасности, общественного порядка. В соот-
ветствии с международной
практикой осуществление
видов деятельности может объявляться государственной монопо-
лией и тогда иностранные инвесторы не вправе будут ими зани-
маться. В этой связи можно привести пример из законодательной
- 14 -
практики России. Во исполнение Указа Президента РФ от 11 июня
1993 г. "О восстановлении государственной монополии на произ-
водство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной
продукции" Правительство РФ приняло 22 апреля 1994 г. соот-
ветствующее постановление. В нем было предусмотрено, что
государственная монополия
будет осуществляться
системы мер, которые распространяются на предприятия, осу-
ществляющие соответствующие
виды хозяйственной
независимо от форм
собственности и
ности, включая созданные на территории РФ предприятия с
иностранными инвестициями.
В то же время национальный режим не исключает создание в
определенных случаях льготного режима, установление отраслей
и видов производства, приоритетных для привлечения иностран-
ного капитала. В этих
областях иностранные
получать дополнительные льготы.
Особенностью
соглашений о защите
является то, что они обеспечивают регулирование не только от-
ношений между государствами - участниками соглашения, но так-
же и отношений с иностранным частным инвестором одного из
государств - стороны в соглашении в рамках национальной
системы права. Наличие такого неоднородного субъектного
состава
может послужить основанием
шении спора между государством и частным инвестором применя-
лись
общие принципы и нормы
Эта позиция находит
нормам
и принципам международного
жится в той части двусторонних соглашений, которая касается
порядка
разрешения инвестиционных
вается рассмотрение дел в международном арбитраже, который
принимает
решения исходя как из
лашения, так и руководствуясь нормами международного права. В
настоящий
момент проблема применения
ва в рамках национальной системы права является предметом
дискуссий, и поэтому её изучение требует тщательного анализа
при
участии специалистов
Не менее значимым при
России в международных двусторонних соглашениях по иностран-
ным
инвестициям является
- 15 -
и "экспроприация",
которые в двусторонних
собирательное значение, так как под этими мерами подразумева-
ется не только сам акт национализации, но также и любые иные
акты, результатом которых являются принудительное изъятие,
отчуждение инвестиций, а также действия государства, которые
могут рассматриваться как фактически осуществлённая национа-
лизация или экспроприация.(
запрет перевода инвестиций в иностранной валюте за рубеж и
т.д.). Двусторонние соглашения запрещают совершение подобных
действий. В соответствии с двусторонними соглашениями нацио-
нализация инвестиций
признаётся сторонами законной,
не рассматривается как нарушение норм и принципов международ-
ного права, если она осуществляется в общественных интересах,
в соответствии с
установленным
на недискриминационной основе. Последнее означает, что в ка-
честве основания
для принятия меры к
не рассматривается его национальность или государственная
принадлежность, если речь идёт о юридическом лице. При этом
признание актов
актов индивидуального
действия национализация
ретного инвестора, так и актов, принятых в порядке реструкту-
ризации экономики, - национализация целых отраслей экономики
или категорий предприятий, например, банков.
Двусторонние соглашения в случае проведения такого рода
национализации обязавают договаривающееся государство выпла-
тить сумму компенсации.
В соглашениях также
порядок выплаты и
порядок рассчёта суммы
ФОРМЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ СИСТЕМА ДОПУСКА
ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА.
Рассматривая вопросы законодательного регулирования
иностранных инвестиций, нельзя не отметить, что в настоящий
момент стала актуальной необходимость принятия системы до-
пуска иностранного капитала,
которая подтверждается
практикой регулирования
этой сферы отношений в
витой рыночной экономикой.
Закон "Об иностранных инвестициях в РФ" предусматривает
- 16 -
осуществление иностранных инвестиций "путём долевого участия
в предприятиях, создаваемых
совместно с юридическими
гражданами РФ ...; создания
предприятий, полностью принадл
жащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных
юридических лиц; приобретения предприятий, имущественных
комплексов, зданий и сооружений, долей участия в предприяти-
ях, паёв, акций, облигаций и других ценных бумаг, а также
иного имущества, которое в соответствии с действующим на тер-
ритории РФ законодательством может принадлежать иностранным
инвесторам; приобретения прав пользования землёй и другими
природными ресурсами; приобретения других имущественных прав;
иной деятельности по осуществлению инвестиций, не запрещённой
действующим на территории РФ законодательством, включая пре-
доставление займов, кредитов, имущества и имущественных
прав".(ст.3).
Законом предусмотрены различные формы сотрудничества с
иностранными партнерами и привлечения иностранных ресурсов,
но, в то же время, все регулирование иностранных инвестиций
было практически сведено к установлению порядка регистрации
СП. Это существенно
сузило сферу применения
нечном итоге, оттолкнуло
значительное число
весторов. Последующее появление отдельных правовых актов
(Например, Распоряжение
Совета Министров
7.10.93., предусматривающее
привлечение на основе
соглашения с Дойче Банком иностранных инвестиций для развития
Тюменской области, Указ Президента РФ от 22.12.93. "О воп-
росах
соглашений о разделе
, практика
государственных органов,
цию предприятий с иностранными инвестициями, в частности
Российского Агенства международного сотрудничества и разви-
тия,
ранее осуществлявшего не
даемых
предприятий с иностранными
приобретения
ими акций российских
детельствует о том, что в России существует объективная пот-
ребность
в законодательном
ности
совместных предприятий, но
осуществления иностранных инвестиций.
Определенную роль в привлечении иностранных инвестиций
играет
создание коммерческих
- 17 -
иностранным участием. Серьезных западных инвесторов в настоя-
щее время интересует не столько партнерство с российскими ор-
ганизациями, сколько приобретение надежных элементов контроля
за производством. Для российской экономики весьма полезны
средние и мелкие предприятия, принадлежащие иностранному ка-
питалу, в отраслях , не имеющих стратегического значения. Но
в ряде отраслей, имеющих ключевое значение для народного хо-
зяйства,
создание таких организаций,
риятий, способных взять в свои руки большую часть российского
рынка, следует лицензировать (Постановлением Правительства РФ
N 1418 от 24.12.94 г. в ряде отраслей введена лицензионная
система регулирования хозяйственной деятельности, которая
распространяется и на иностранных инвесторов). В условиях
увеличения объемов
иностранных инвестиций в
необходимость усиления антимонопольного контроля в этой сфе-
ре, прежде всего за
характером слияний и
"О внесении изменений и дополнений в закон "О конкуренции и
Информация о работе Правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ