Правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Если суммировать представления о России, складывающиеся за рубежом, то можно придти к выводу, что главной причиной чрезмерной осторожности зарубежного капитала была и остаётся нестабильность в стране. Иностранные инвесторы постоянно сетуют на то, что в России сохраняется опасность негативных перемен в политике, экономике и праве. Тревога за будущее вложенного капитала подпитывается экстримистскими лозунгами отдельных политических группировок и партий, требованиями национализации приватизированной собственности.

Оглавление

1) Введение
2) Исторический аспект развития законодательства об
иностранных инвестициях.
3) Общая характеристика Закона "Об иностранных инвести-
циях в РФ".
4) Предмет регулирования Закона "об иностранных инвести-
циях.
5) Международные двусторонние соглашения о защите иност-
ранных инвестиций.
6) Формы иностранных инвестиций, система допуска иност-
ранного капитала.
7) Филиалы и представительства предприятий с иностранны-
ми инвестициями.
8) Проблемы страхования некоммерческих рисков иностран-
ных инвесторов.
9) Необходимость регламентации деятельности органа госу-
дарства, уполномоченного представлять интересы РФ в правоот-
ношениях, возникающих в связи с осуществлением иностранных
инвестиций.
10) Споры предприятий с иностранными инвестициями в ар-
битражной практике.
11) Заключение.

Файлы: 1 файл

правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

    применяться положения  о режиме инвестиций установленные  этими

    соглашениями.

         Гарантируя  предоставление иностранным инвесторам  благоп-

    риятного режима, государство  обязуется обеспечивать в отноше-

    нии их капиталовложений  и связанной с ними деятельности  спра-

    ведливый и равноправный  режим. В соответствующей норме  согла-

    шений выражается стремление  государства поощрять  иностранные

    инвестиции,  а также  благожелательно и недискриминационно от-

    носиться к иностранным  инвесторам в части их прав  на  владе-

    ние,  управление, распоряжение  и ликвидацию капиталовложений.

    Данное обязательство  содержится в тех положениях  соглашений,

    где  речь идет о  предоставлении иностранным инвесторам режима

    наибольщего благоприятствования  или национального режима.

 

                               - 13 -

         О режиме  наибольшего  благоприятствования   говориться в

    большинстве соглашений (с Великобританией,  ФРГ,  Швейцарией,

    Испанией, Канадой, Францией, Бельгией, Нидерландами, Италией,

    Австрией, Турцией, Кореей, Китаем, Финляндией).

         В то же время Советский  Союз в ряде заключенных соглаше-

    ний  (с Францией,  Канадой, Испанией, Бельгией, Нидерландами и

    др.) обязался  в дополнение  к  режиму  наибольшего  благопри-

    ятствования   предоставлять  иностранным   инвесторам  "по мере

    возможности"  и в соответствии с  действующим   законодательст-

    вом"  также национальный режим.

         О национальном режиме прямо говорится  в  соглашениях  с

    США,  Великобританией.

         В соглашении с республикой  Кореей стороны  взаимно   пре-

    доставляют  инвестору  возможность выбора  указанных выше двух

    режимов,  оставляют в то же время  "за собой право  устанавли-

    вать  или сохранять в соответствии  со своим действующим зако-

    нодательством  ограниченные изъятия из  национального   режима"

    (ст.3 Соглашения  от 14 декабря 1990 г.)

         Сложнее  формулировки по этому вопросу  в Договоре с  США.

    В  нем под национальным  понимается режим,  который по  крайней

    мере является таким  же благоприятным,  как лучший  из наиболее

    благоприятного   режима,   предоставляемого   стороной  госу-

    дарственным предприятиям, другим компаниям или гражданам этой

    стороны в аналогичных  обстоятельствах (ст.1).  Анализируя  До-

    говор,можно прийти к   выводу,  что  национальный  режим  пре-

    доставляется  взаимно   с  определенными изъятиями.  Кроме то-

    го,предусмотрено, что  российским инвестициям будет предостав-

    ляться в любом штате  США такой режим, который предоставляется

    капиталовложениям граждан  США, проживающим в других штатах.

         Возможность  предоставления  национального режима  не иск-

    лючает введения ограничений  для иностранного инвестора  зани-

    маться определенными  видами деятельности.  Кроме того  для не-

    которых видов деятельности  может быть установлен разрешитель-

    ный порядок.  Изъятия  могут вводиться в целях обеспечения  на-

    циональной  безопасности,  общественного  порядка.  В   соот-

    ветствии  с  международной   практикой осуществление некоторых

    видов деятельности может  объявляться государственной   монопо-

    лией  и тогда иностранные  инвесторы не вправе будут  ими зани-

    маться. В этой связи  можно привести пример из законодательной

 

                               - 14 -

    практики России. Во исполнение  Указа Президента РФ от 11 июня

    1993 г. "О восстановлении  государственной монополии на  произ-

    водство, хранение, оптовую  и розничную продажу алкогольной

    продукции" Правительство   РФ приняло 22 апреля 1994 г.  соот-

    ветствующее постановление.  В  нем  было  предусмотрено,  что

    государственная  монополия   будет  осуществляться посредством

    системы мер,  которые  распространяются на  предприятия,  осу-

    ществляющие  соответствующие  виды хозяйственной деятельности,

    независимо от форм  собственности и  ведомственной   принадлеж-

    ности,  включая  созданные   на  территории  РФ  предприятия  с

    иностранными инвестициями.

         В то же время национальный режим не исключает создание в

    определенных случаях  льготного режима,  установление  отраслей

    и видов производства,  приоритетных для привлечения  иностран-

    ного капитала.  В этих  областях иностранные  инвесторы  могут

    получать дополнительные  льготы.

         Особенностью  соглашений о защите иностранных   инвестиций

    является то, что они  обеспечивают регулирование не  только от-

    ношений между государствами  - участниками соглашения, но так-

    же  и  отношений  с  иностранным частным инвестором одного из

    государств -  стороны  в  соглашении  в  рамках  национальной

    системы   права.  Наличие  такого  неоднородного   субъектного

    состава  может послужить основанием для  того, чтобы при разре-

    шении  спора между государством и частным инвестором применя-

    лись  общие принципы и нормы международного  права.

         Эта позиция  находит подтверждение  в том,  что отсылка к

    нормам  и принципам международного права,  как правило, содер-

    жится   в той части двусторонних соглашений,  которая касается

    порядка  разрешения инвестиционных споров.  Здесь предусматри-

    вается  рассмотрение  дел в международном  арбитраже,  который

    принимает  решения исходя как из положений  двустороннего  сог-

   лашения, так и руководствуясь нормами международного права. В

    настоящий  момент проблема применения норм  международного пра-

    ва  в  рамках  национальной  системы  права является предметом

    дискуссий,  и поэтому её изучение требует  тщательного анализа

    при  участии специалистов международного  права.

         Не менее значимым при рассмотрении  вопроса  об  участии

    России  в международных двусторонних  соглашениях по иностран-

    ным  инвестициям является определение  понятий "национализация"

 

                               - 15 -

    и  "экспроприация",  которые в двусторонних соглашениях  носят

    собирательное значение, так как под этими мерами  подразумева-

    ется не только сам  акт национализации,  но также  и любые иные

    акты,  результатом  которых  являются принудительное изъятие,

    отчуждение инвестиций,  а также действия государства,  которые

    могут  рассматриваться  как фактически осуществлённая  национа-

    лизация или  экспроприация.(Например,  замораживание  счетов,

    запрет  перевода  инвестиций  в иностранной валюте за рубеж и

    т.д.).  Двусторонние соглашения  запрещают совершение подобных

    действий.  В соответствии  с двусторонними соглашениями  нацио-

    нализация инвестиций  признаётся сторонами законной,  то  есть

    не рассматривается как нарушение норм и принципов международ-

    ного права, если она  осуществляется в общественных  интересах,

    в  соответствии  с  установленным законодательством  порядком и

    на недискриминационной  основе.  Последнее означает, что  в ка-

    честве  основания   для принятия меры к иностранному  инвестору

    не рассматривается   его  национальность  или   государственная

    принадлежность,  если  речь идёт о юридическом лице.  При этом

    признание актов национализации  законными может  касаться  как

    актов индивидуального  действия национализация имущества  конк-

    ретного инвестора, так  и актов, принятых в порядке  реструкту-

    ризации экономики,  - национализация целых отраслей  экономики

    или категорий предприятий,  например, банков.

         Двусторонние  соглашения  в случае проведения  такого рода

    национализации обязавают  договаривающееся государство   выпла-

    тить сумму компенсации.  В соглашениях также предусматривается

    порядок выплаты и  порядок рассчёта суммы компенсации.

 

                    ФОРМЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ  СИСТЕМА  ДОПУСКА

               ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА.

 

 

         Рассматривая  вопросы   законодательного    регулирования

    иностранных инвестиций,  нельзя не отметить,  что в  настоящий

    момент стала актуальной необходимость  принятия  системы  до-

    пуска иностранного капитала,  которая подтверждается успешной

    практикой регулирования  этой сферы отношений в странах  с раз-

    витой рыночной экономикой.

         Закон "Об  иностранных инвестициях в РФ"  предусматривает

 

                               - 16 -

    осуществление иностранных  инвестиций "путём долевого участия

    в предприятиях, создаваемых  совместно с юридическими лицами  и

    гражданами РФ ...;  создания  предприятий, полностью принадле-

    жащих  иностранным   инвесторам,  а также филиалов  иностранных

    юридических  лиц;  приобретения  предприятий,   имущественных

    комплексов,  зданий и  сооружений, долей участия в предприяти-

    ях,  паёв,  акций,  облигаций  и других ценных бумаг,  а также

    иного имущества, которое  в соответствии с действующим  на тер-

    ритории РФ законодательством  может  принадлежать  иностранным

    инвесторам;  приобретения  прав  пользования землёй и  другими

    природными ресурсами;  приобретения других имущественных прав;

    иной деятельности по  осуществлению инвестиций, не запрещённой

    действующим на территории  РФ законодательством,  включая  пре-

    доставление   займов,  кредитов,  имущества  и   имущественных

    прав".(ст.3).

         Законом  предусмотрены  различные   формы сотрудничества с

    иностранными партнерами  и привлечения  иностранных   ресурсов,

    но,  в то же время,  все регулирование иностранных инвестиций

    было практически сведено  к установлению  порядка  регистрации

    СП.  Это существенно  сузило сферу применения закона  и,  в ко-

    нечном итоге, оттолкнуло  значительное число потенциальных  ин-

    весторов.  Последующее   появление  отдельных  правовых  актов

    (Например,  Распоряжение  Совета Министров Правительства  РФ от

    7.10.93.,  предусматривающее  привлечение на основе кредитного

    соглашения  с Дойче Банком иностранных  инвестиций для развития

    Тюменской   области,  Указ Президента РФ от 22.12.93.  "О воп-

    росах  соглашений о разделе продукции  при пользовании недрами"

    ,  практика  государственных органов, осуществляющих  регистра-

    цию  предприятий  с  иностранными  инвестициями,  в  частности

    Российского  Агенства  международного сотрудничества и разви-

    тия,  ранее осуществлявшего не только  регистрацию вновь учреж-

    даемых  предприятий с иностранными инвестициями,  но и случаи

    приобретения  ими акций российских акционерных  обществ.)  сви-

    детельствует о том,  что в России существует объективная пот-

    ребность  в законодательном регулировании  не  только  деятель-

    ности  совместных предприятий, но также  и других правовых форм

    осуществления  иностранных инвестиций.

         Определенную роль  в  привлечении иностранных инвестиций

    играет  создание коммерческих организаций  со 100-процентным

 

                               - 17 -

    иностранным  участием. Серьезных западных инвесторов  в настоя-

    щее  время интересует не столько  партнерство с российскими ор-

    ганизациями,  сколько приобретение надежных  элементов контроля

    за  производством.  Для  российской  экономики весьма полезны

    средние  и мелкие предприятия,  принадлежащие  иностранному ка-

    питалу,  в отраслях , не имеющих стратегического значения. Но

    в ряде  отраслей,  имеющих ключевое значение  для народного хо-

    зяйства,  создание таких организаций, тем  более крупных предп-

    риятий, способных взять в свои руки  большую часть российского

    рынка,  следует лицензировать (Постановлением Правительства РФ

    N 1418 от 24.12.94 г.  в ряде  отраслей  введена  лицензионная

    система  регулирования   хозяйственной  деятельности,  которая

    распространяется и на  иностранных  инвесторов).  В   условиях

    увеличения  объемов  иностранных инвестиций в России  возникает

    необходимость усиления  антимонопольного контроля в  этой  сфе-

    ре, прежде всего за  характером слияний и поглощений. Закон РФ

    "О внесении изменений  и дополнений в закон "О   конкуренции  и

Информация о работе Правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ