Правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Если суммировать представления о России, складывающиеся за рубежом, то можно придти к выводу, что главной причиной чрезмерной осторожности зарубежного капитала была и остаётся нестабильность в стране. Иностранные инвесторы постоянно сетуют на то, что в России сохраняется опасность негативных перемен в политике, экономике и праве. Тревога за будущее вложенного капитала подпитывается экстримистскими лозунгами отдельных политических группировок и партий, требованиями национализации приватизированной собственности.

Оглавление

1) Введение
2) Исторический аспект развития законодательства об
иностранных инвестициях.
3) Общая характеристика Закона "Об иностранных инвести-
циях в РФ".
4) Предмет регулирования Закона "об иностранных инвести-
циях.
5) Международные двусторонние соглашения о защите иност-
ранных инвестиций.
6) Формы иностранных инвестиций, система допуска иност-
ранного капитала.
7) Филиалы и представительства предприятий с иностранны-
ми инвестициями.
8) Проблемы страхования некоммерческих рисков иностран-
ных инвесторов.
9) Необходимость регламентации деятельности органа госу-
дарства, уполномоченного представлять интересы РФ в правоот-
ношениях, возникающих в связи с осуществлением иностранных
инвестиций.
10) Споры предприятий с иностранными инвестициями в ар-
битражной практике.
11) Заключение.

Файлы: 1 файл

правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

    лица по российскому законодательству.  Большая часть норм За-

    кона  об  иностранных   инвестициях  (из 42 статей - 23,  т.е.

    больше половины) касается  порядка  создания  и  деятельности

    предприятий с иностранными  инвестициями.

         В настоящее  время в Государственной Думе рассматривается

    проект федерального  закона "О внесении изменений  и дополнений

    в Закон  РСФСР  "Об иностранных инвестициях",  в котором пре-

    дусматривается обеспечение  необходимых условий для  привлече-

    ния иностранных  инвестиций в экономику России.  Законопроект

    учитывает рекомендации  международной организации -  Организа-

    ции по  экономическому  сотрудничеству и развитию по  составле-

    нию законодательных  актов об иностранных  инвестициях,  обоб-

    щившей опыт многих стран в этой области, и включает положения

    о национальном режиме  и  принципе  недискриминации.  Имеется

    ввиду, что сам национальный  режим (т.  е.  те равные экономи-

 

                               - 8 -

    ческие и правовые  условия,  в которых действуют российские  и

    иностранные инвесторы)  должен быть радикально улучшен:  карди-

    нально должно быть  изменено налогообложение,  когда   собирае-

    мость налогов  должна  достигаться не за счет непосильного  для

    товаропроизводителей налогового бремени,  а за счет ускорения

    экономического оборота;  целенаправленной должна быть  и поли-

    тика государственной  поддержки, стимулирования и финансирова-

    ния инвесторов.

 

 

             ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ЗАКОНА "ОБ  ИНОСТРАННЫХ

                         ИНВЕСТИЦИЯХ В РФ".

 

         Закон Российской  Федерации "Об иностранных   инвестициях"

    является  основным источником  права в рассматриваемой области

    отношений, это следует  из названия самого закона, очерченного

    в нём круга регулируемых отношений, а также из того, что этот

    акт принят высшим  органом законодательной  власти.  В  то  же

    время, следует отметить, что на практике роль упомянутого  ак-

    та не столь уж велика.  Причиной тому являются недостатки  са-

    мой концепции регулирования, заложенной в Законе, а также не-

    достатки в формулировке  отдельных его положений.

         Из недостатков   действующего в РФ Закона "об  иностранных

    инвестициях" необходимо  отметить следующие:

         Во-первых -  чрезвычайную декларативность многих его по-

    ложений. В частности,  раздел "Государственные гарантии  защиты

    иностранных инвесторов" является скорее декларированием  общих

    принципов,  нежели   собранием   норм,   чётко   определяющих

    последствия принятия  органами государства мер, нарушающих или

    ущемляющих права иностранных  инвесторов.

         Во-вторых - многие положения Закона оказались  устаревши-

    ми практически в момент  его принятия. Так, Закон предписывает

    регистрацию  предприятий   в  Министерстве Финансов РФ,  или в

    "ином,  уполномоченном  на то государственном органе".  Ст 16.

    Сама  идея  правовой  нормы,  предписывающей регистрацию  "там,

    или в другом месте"  исключает возможность её использования   в

    целях, предусмотренных  в законе.  Присутствие её может свиде-

    тельствовать лишь о  том, что в момент принятия  Закона законо-

    датель не представлял,  или имел неправильное представление  о

 

                               - 9 -

    возможных способах регулирования   данной  области  отношений.

    Эта  формулировка  привела в последствии к некоторой  неопреде-

    лённости в процессе  практической  регистрации  предприятий   с

    иностранными инвестициями. Разрешить сложившуюся проблему  бы-

    ло призвано постановление   Правительства  РФ  "О  регистрации

    предприятий  с   иностранными  инвестициями"  от  28.11.91 г.,

    предписывающее осуществление  регистрации предприятий с иност-

    ранными инвестициями  сначала в местных органах  власти,  а за-

    тем и в уполномоченном  органе. Разумеется, что если бы на мо-

    мент принятия Закона  законодатель чётко представлял  себе, ка-

    ким должно быть регулирование  деятельности совместных  предп-

    риятий,  и как это  регулирование должно соотноситься  с регла-

    ментацией  предпринимательской  деятельности  на   территории

    России,  то, возможно  указанного недостатка можно  было бы из-

    бежать. В-третьих - Закон  лишь только касается вопросов, свя-

    занных с  учреждением   и  деятельностью филиалов  и представи-

    тельств иностранных юридических лиц, приобретением ценных бу-

    маг,  заключением концессионных  договоров и т.д. В то же  вре-

    мя,  каждая из перечисленных   форм  организации  предпринима-

    тельской  деятельности  требует подробной регламентации,  или

    хотя бы соответствия с ранее принятыми в этой сфере отношений

    нормативными актами.

         За пределами  регулирования Закона  "Об  иностранных  ин-

    вестициях"  остаются  некоторые весьма распространённые  формы

    осуществления иностранных  инвестиций,  такие, как договор це-

    левого долгосрочного  займа, вопросы, связанные с  функциониро-

    ванием так называемых  договорных форм совместных  предприятий

    (contractual joint ventures),  соглашений  о разделе продукции

    (production sharing contracts) и т.д.  Эти правовые формы  не

    рассматриваются  в  Законе,  хотя из перечня видов  иностранных

    инвестиций,  содержащегося  в законе,  можно сделать   вывод  о

    возможном подчинении  их действию рассматриваемого  закона.

         Кроме того,  очевидно, что закон об иностранных инвести-

    циях  может  действовать   только в пакете с другими  законами,

    прежде всего о частной  собственности на землю,  о   приватиза-

    ции,  банкротстве,  валютном  регулировании,  налогообложении.

    Вместе они должны  формировать единую государственную инвести-

    ционную политику.

         При работе  над совершенствованием правового   регулирова-

 

                               - 10 -

    ния иностранных инвестиций  представляется целесообразным  учи-

    тывать весь опыт развития законодательства об иностранных ин-

    вестициях, начиная с  периода, когда законы об иностранных  ин-

    вестициях впервые появились  в  развивающихся  странах,  чтобы

    избежать ошибок прошлого  этапа развития нормативной базы.

         Основываясь на опыте правового регулирования иностранных

    инвестиций промышленно  развитых стран в современных  условиях,

    следует попытаться решить  некоторые концептуальные проблемы  в

    рассматриваемой области.  Одной из таких проблем в   конспекте

    развития  отечественного  законодательства об иностранных ин-

    вестициях является вопрос  о предмете регулирования инвестици-

    онного права.

 

 

                    ПРЕДМЕТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАКОНА "ОБ  ИНОСТРАННЫХ

               ИНВЕСТИЦИЯХ В РОССИИ".

 

         Определение категории "иностранная инвестиция" является

    ключевым вопросом для  законодателя,  поскольку таким   образом

    определяется круг правоотношений,  попадающих под регулирова-

    ние данного закона.  Признавая то или иное  лицо  иностранным

    инвестором, государство  тем самым признаёт его право  на льго-

    ты и гарантии, провозглашенные  в законе.

         Статья 2 Закона  РФ под иностранными инвестициями  понима-

    ет "все  виды  имущественных   и  интеллектуальных  ценностей,

    вкладываемые  иностранными инвесторами в объекты предпринима-

    тельской и других  видов деятельности в целях  получения прибы-

    ли (дохода)."

         Обобщая  это определение можно сказать,  что  иностранные

    инвестиции  являются  иностранным капиталом - собственностью в

    различных видах и  формах,  вывезенным из одного  государства и

    вложенным  в  предприятие  (или  дело)  на территории  другого

    государства.

         Даваемый  в законодательных актах и  международных догово-

    рах перечень видов  (форм) иностранных инвестиций обычно явля-

    ется  примерным,  а   не исчерпывающим,  поскольку  понятие ин-

    вестиций охватывает  все виды имущественных ценностей,  которые

    иностранный  инвестор  вкладывает  на  территории принимающей

    страны.

 

                               - 11 -

          В этот перечень входят: недвижимое  и движимое имущество

    (здания,  сооружения, оборудование и другие  материальные цен-

    ности)  и соответствующие имущественные  права,  включая право

    залога; денежные средства; акции, вклады, облигации или любые

    другие  формы участия в товариществах,  предприятиях, в том

    числе  и в совместных; право требования  по денежным средствам,

    которые  вкладываются для  создания  экономических  ценностей,

    или  услугам, имеющим экономическую ценность; права на осу-

      ществление хозяйственной деятельности,  предоставляемые  на

    основе  закона или договора,  включая,  в частности,  права на

    разведку  и эксплуатацию природных ресурсов;  права на резуль-

    таты  интеллектуальной  деятельности,  часто определяемые как

    права  на  интеллектуальную  (  в   том  числе  промышленную  )

    собственность.  Под  интеллектуальной  собственностью  следует

    понимать  авторские права,  права на  изобретения, промышленные

    образцы, полезные модели, товарные знаки или знаки обслужива-

    ния,  а также "good will"  (это   понятие  означает  репутацию

    предприятия,  состав, стоимость его деловых  связей). В эту же

    группу  включаются  права   на   технологию,   информацию   и

    "ноу-хау".

         Международные  соглашения распространяются как  на капита-

    ловложения,  так и  на доходы, получаемые в результате  капита-

    ловложений, в частности,  в качестве прибыли или доли  прибыли,

    дивидендов,  процентов,  лицензионных  и иных вознаграждений,

    платежей за техническую  помощь и техническое обслуживание,  а

    также других вознаграждений.

         Точное определение понятия "иностранные  инвестиции" име-

    ет  важное  значение не только  в целях внутригосударственного

    регулирования, но также и для участия России в различных меж-

    дународных  конвенциях по иностранным инвестициям.  Это будет

    способствовать  не только совершенствованию  национального  за-

    конодательства,  но и положительно повлияет  на процесс интег-

    рации  России в действующие  механизмы   международно-правового

    регулирования  иностранных инвестиций.

 

 

 

         МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДВУСТОРОННИЕ   СОГЛАШЕНИЯ  О  ЗАЩИТЕ

                       ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ.

 

                               - 12 -

 

         Совершенно  очевидно,  что в настоящий  момент ситуация  в

    сфере  правового регулирования  иностранных инвестиций такова,

    что невозможно игнорировать  усиление внимания  к  международ-

    но-правовому аспекту  этой проблемы. Конституция РФ закрепила

    положение о том,  что  принципы и нормы международного  права и

    международные договоры  России являются неотъемлемой  частью её

    правовой системы, имеют  прямое действие и подлежат  применению

    государственными органами.  Закон "Об иностранных инвестициях

    в  РСФСР"  закрепляет  приоритет международного права  в РФ.  В

    статье  5  говориться,  что  "если  международным   договором,

    действующим  на  территории  РСФСР,  установлены иные правила,

    чем те,  которые содержатся  в  законодательных актах РСФСР,

    применяются правила  международного договора".

         Многие  недостатки российского Закона  об иностранных  ин-

    вестициях могут быть  компенсированы за счёт положений  двусто-

    ронних международных  договоров,  направленных на поощрение  и

    защиту  иностранных  инвестиций.  Россия участвует  в более чем

    десяти таких соглашениях  как правопреемник СССР .  Специально

    в  отношении двусторонних  соглашений о защите иностранных  ин-

    вестиций МИД РФ в  декабре 1991 года подписал  ноту,  в соот-

    ветствии  с  которой  Россия принимает на себя права  и обязан-

    ности по международным  договорам,  заключённым СССР (см. При-

    ложение ).

         В отношении  инвесторов из стран,  с   которыми  заключены

    двусторонние  договоры  о  взаимной защите инвестиций,  будут

Информация о работе Правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ