Понятие, виды инвестиционной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель выполнения данной работы – изучение инвестиционной политики предприятия. При выполнении данной работы ставились следующие задачи:
- исследовать теоретические основы формирования и реализации инвестиционной политики предприятия;
- дать оценку инвестиционной политики исследуемого предприятия;
- предложить направления совершенствования инвестиционной политики предприятия.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические и методические подходы к формированию инвестиционной политики предприятия 5
1.1. Понятие, виды инвестиционной политики 5
1.2. Методы формирования инвестиционной политики. Система показателей 11
1.3. Роль инвестиционной политики в развитии предприятия 22
2. Современное состояние инвестиционной деятельности предприятия 25
2.1. Общая характеристика ООО «Ната-Инфо» 25
2.2. Анализ финансового состояния и финансовых результатов 32
2.3. Современное состояние инвестиционной деятельности предприятия 39
3. Совершенствование инвестиционной политики предприятия 46
3.1. Условия и перспективы инвестиционной политики предприятия 46
3.2. Основные направления и методы совершенствования инвестиционной политики предприятия 52
3.3. Обоснование экономической целесообразности реализации инвестиционной политики предприятия 55
Заключение 60
Список использованной литературы 63

Файлы: 1 файл

инв-политНата.doc

— 578.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Инвестиционная деятельность представляет собой один из наиболее важных аспектов функционирования любой коммерческой организации. Причинами, обусловливающими необходимость инвестиций, являются обновление имеющейся материально-технической базы, наращивание объемов производства, освоение новых видов деятельности.

Процесс инвестирования играет важную роль в экономике любого предприятия. Инвестирование в значительной степени определяет экономический рост государства, занятость населения и составляет существенный элемент базы, на которой основывается экономическое развитие общества. В условиях рыночной экономики возможностей для инвестирования довольно много. Вместе с тем объем финансовых ресурсов, доступных для инвестирования, у любого предприятия ограничен. Поэтому проблема, связанная с эффективным осуществлением инвестиционной политики заслуживает серьезного внимания.

Важность правильной инвестиционной политики на предприятиях определяется рядом факторов. Прежде всего, поскольку эффект принятия инвестиционных решений может сказываться в  течение нескольких лет, это приводит к определенным ограничениям. С одной стороны, предприятие обладает ограниченными инвестиционными ресурсами. Это толкает предприятие на инвестиции в недорогие малопроизводительные технологии. Другой аспект инвестирования – это своевременность, т.е. основные средства должны быть в полной готовности именно тогда, когда они нужны.

Предприятие, которое прогнозирует свои нужды в основных средствах заранее, может приобретать и устанавливать более современное оборудование. Тем не менее, большинство предприятий устанавливает новые мощности только в том случае, если действующие основные средства используются на пределе возможностей, или нужна их замена в силу изношенности, или планируется внедрение новых технологических линий. Если спрос на товары увеличивается, все фирмы, действующие в данном сегменте рынка, примерно в одно и то же время вознамерятся нарастить свои производственные мощности. В результате возникают задержки с выполнением заказов на поставку оборудования, могут снизиться качественные характеристики этого оборудования и увеличатся затраты по его приобретению. Таким образом, предприятие, которое заранее прогнозирует свои производственные потребности, может избежать этих проблем. Эти особенности разработки инвестиционной политики обусловили выбор темы данной работы.

Цель выполнения данной работы – изучение инвестиционной политики предприятия. При выполнении данной работы ставились следующие задачи:

- исследовать теоретические основы формирования и реализации инвестиционной политики предприятия;

- дать оценку инвестиционной политики исследуемого предприятия;

- предложить направления совершенствования инвестиционной политики предприятия.

Объектом исследования является ООО «Ната-Инфо». Предметом исследования – инвестиционная политика предприятия.

Теоретическая и методологическая база исследования представлена общетеоретическими принципами функционирования и регулирования инвестиционной сферы, отраженными в работах зарубежных и отечественных авторов, посвященных проблемам инвестиционной политики предприятия.

В настоящем исследовании использована специальная научная и периодическая литература, монографии, статьи, нормативно-правовые документы.

 

 

1. Теоретические и методические подходы к формированию инвестиционной политики предприятия

1.1. Понятие, виды инвестиционной политики

 

На основе законодательных актов в государстве происходит формирование инвестиционной политики. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме инвестиционных вложений» (1999 г.) [1] дает следующее определение инвестиционной деятельности (ИД):

ИД – вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

ИД в значительной степени зависит от государственной  политики. Государство своими действиями может существенно затормозить  или ускорить инвестиционные процессы.

Инвестиционная политика (ИП) это:

- составное звено экономической политики государства;

- система мер, определяющая объем, структуру и направление капитальных вложений, рост основных фондов и их обновление на основе новейших достижений науки и техники.

Инвестиционная политика должна иметь цель, задачи, механизм их реализации.

Цель ИП – реализация стратегического плана экономического и социального развития страны. Но конечной целью ИП является оживление инвестиционной деятельности, направленной на подъем экономики и повышение эффективности общественного производства.

Задачи ИП (зависят  от цели и конкретной сложившейся  экономической ситуации в стране):

- выбор и поддержка развития отдельных отраслей народного хозяйства;

- реализация программы по конверсии военно-промышленного комплекса;

- обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции;

- поддержка развития малого и среднего бизнеса, экспортного производства;

- обеспечение сбалансированности в развитии всех отраслей экономики России;

- реструктуризация отрасли;

- реализация программы жилищного строительства в стране (для военных и др.).

 

 

Государственная экономическая  и социальная политика



 

Государственная инвестиционная политика




 

 

 


 

 

Региональная инвестиционная политика

 

Инвестиционная политика отдельных субъектов хозяйствования

 

Отраслевая инвестиционная политика


 

Рис.1. Взаимосвязь инвестиционных политик

 

Разработанная и принятая ИП не может быть выполнена без  наличии механизма ее реализации. Он должен включать в себя:

- выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций;

- определение сроков и выбор органов, ответственных за реализацию ИП;

- создание необходимой нормативно-правовой базы для функционирования рынка инвестиций;

- создание благоприятного инвестиционного климата;

- создание благоприятных условий для привлечения инвестиций [11].

Кроме государственной  инвестиционной политики различают  отраслевую, региональную и инвестиционную политику отдельных субъектов хозяйствования. Все они находятся в тесной взаимосвязи между собой, но определяющей является государственная инвестиционная политика (рис.1), так как она должна создавать цивилизованные правила игры в области инвестиций и способствовать активизации инвестиционной деятельности на региональном и микроуровне.

Известно, что рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные  черты, не способна автоматически регулировать предпринимательскую и ИД в интересах  всего общества (не обеспечиваются социально справедливое распределение  дохода, охрана окружающей среды).

Частный бизнес не заинтересован  вкладывать капитал в такие отрасли, которые на приносят быстрой и  высокой прибыли, но для общества они необходимы (сельское хозяйство, угольная промышленность, железнодорожный  транспорт). Обо всем этом должно заботиться государство.

Прерогативой государства  является и обеспечение правопорядка в стране, ее национальной безопасности, что, в свою очередь, является основой  для развития ИД. По ряду важнейших направлений государство должно выступать в роли инициатора инвестиционного процесса:

- поддерживать эффективные направления будущего развития в промышленном секторе;

- сохранять поддержку агропромышленного комплекса;

- инвестировать в обеспечение безопасности функционирования технических систем;

- поддерживать и развивать социальную сферу;

- завершать строительство объектов, которые не удалось продать или приватизировать в связи с их незавершенностью [17].

Государственное регулирование  инвестиций включает:

- формы и методы государственного регулирования;

- порядок принятия решений: прогнозы, схемы управления, целевые и комплексные программы, технико-экономическое обоснование;

- государственные гарантии: стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности, государственная защита инвестиций (невозможность безвозмездной национализации и т.п.);

- приостановление деятельности в некоторых случаях (инвестор - банкрот, стихийные бедствия, чрезвычайные положения, нарушение законов, ущерб) [10].

Для выполнения своих  функций регулирования экономики  государство использует:

- экономические (косвенные) методы воздействия на ИД;

- административные (прямые) на экономику страны в целом.

К числу экономических  рычагов, используемых государством для  регулирования экономики, и в  том числе ИД, можно отнести:

- налоги (введение системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот);

- участие государства в ИД, прямое управление инвестициями;

- создание особых экономических зон;

- перераспределение доходов и ресурсов (бюджет);

- ценообразование;

- создание благоприятного инвестиционного климата;

- кредитно-финансовые механизмы;

- предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд;

- амортизационную политику.

Экономические методы воздействия  на ИД, экономику страны не разрушают  рыночные основы и не допускают кризисных явлений.

Административные методы должны использоваться в том случае, если экономические методы неприемлемы  и недостаточно эффективны при решении  той или иной задачи. Они включают:

- издание и корректировку законодательных актов, постановлений;

- проведение определенной экономической, в том числе инвестиционной, политики [19].

Общеправовую основу регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации составляет система действующих законодательных  и подзаконных актов, регламентирующих рассматриваемую сферу правоотношений. Эти акты могут различаться. По федеральным государственным органам и учреждениям (субъектам) правового регулирования инвестиционной деятельности, которые уполномочены на издание правовых актов, а именно: акты Федерального Собрания; акты Президента РФ; акты Правительства РФ; акты Банка России; акты Российского фонда федерального имущества; акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

По форме и юридической  силе:

- законодательные правовые акты (федеральные конституционные законы, кодексы Российской Федерации, федеральные законы);

- акты ратификации международных соглашений и договоров Российской Федерации;

- правовые акты органов системы федеральной исполнительной власти (постановления, распоряжения, инструкции).

По характеру правового  регулирования - вертикальные или горизонтальные отношения инвесторов:

- административно-правовые и финансово-правовые акты, издаваемые органами и учреждениями, которые тем самым реализуют в рамках делегированных им властно-организационных и властно-имущественных полномочий волю государства по регулированию на территории Российской Федерации функционирования субъектов инвестиционной деятельности;

-  гражданско-правовые акты (инвестиционные договоры и контракты, залоговые соглашения и договоры на передачу прав в отношении государственной собственности, соглашения о разделе продукции), в которых государство в лице уполномоченных федеральных органов и инвесторы выступают преимущественно в качестве равноправных сторон отношений в рамках таких договоров или соглашений;

Однако наиболее важной является классификация правовых факторов по задачам и объему регулирования в сфере инвестиционной деятельности. В этом случае все правовые акты можно разделить на две группы.

Первую группу составляют так называемые базовые законодательные и подзаконные акты. Они носят универсальный характер и устанавливают основные принципы и общие положения правового регулирования деятельности на территории Российской Федерации отечественных и зарубежных инвесторов наряду с другими субъектами хозяйственной деятельности либо комплексно регулирующие правоотношения в отдельных сферах экономики и составляющие отдельные отрасли или подотрасли российского законодательства. К таким актам относятся:

Информация о работе Понятие, виды инвестиционной политики