Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:43, реферат
В Японии еще в 60-х годах в государственном масштабе сформировалась система ориентации и поддержки перспективных наукоемких и технологически интенсивных отраслей.
В Японии существуют три основных организации, ответственные за проведение национальной научно-технической политики:
Министерство образования;
Агентство науки и технологии, отвечающие за фундаментальные исследования, а также Министерство внешней торговли и промышленности
(МИТИ), поддерживающее промышленные НИОКР.
Форсирование НТП в Японии было связано, в основном, с решением ряда стоящих перед страной задач: в кратчайшие сроки резко развить производительные силы и достичь уровня НТР лидирующих стран; обеспечить возрастающую экспортную ориентацию экономики; смягчить воздействие структурной перестройки экономики в сторону ускоренного развития сферы услуг.
В ходе восстановительного периода технология рассматривалась в качестве важного приоритета – для реконструкции японских предприятий импортировались новейшие технологии. Для финансирования соответствующих закупок использовались ограниченные запасы иностранной валюты, а также предоставлялись скидки по налогу на импорт.
В настоящее время во всех развитых странах правительства озабочены проблемой стимулирования нововведений, причем не только их научно- исследовательских стадий, а всего процесса в целом.
Сегодня проведение НИОКР требует крупных затрат и сопровождается высокими рисками. Период коммерциализации нововведения обычно довольно длительный. Поэтому частные компании стремятся разделить риск финансирования исследований и разработок, особенно фундаментальных, с государством.
Потребность в разделении рисков и участии государства в финансировании
НИОКР была осознана в Японии после окончания второй мировой войны, когда и было образовано МИТИ. Последнее координировало технологическую и промышленную политику и внешнеэкономические связи, проводя соответствующую финансовую политику (совместно с Министерством финансов).
Введение…………………………………………………………………3
Структура финансирования НИОКР……………………………….4
Роль государства в сфере НИОКР………………………………….6
Подход «стартовые деньги»………………………………………...8
Финансирование приоритетных областей развития……………..13
Современные тенденции финансирования инновационной деятельности……………………………………...21
Заключение……………………………………………………………..22
Список литературы…………………………………………………….24
В соответствии
с этим подходом государство,
выделяя сравнительно
Частные компании,
видя, что государство
Положительной
стороной данного подхода является то,
что результаты исследований быстро внедряются
в производство, то есть фаза коммерциализации
сокращается и становится более эффективной.
Японский центр ключевых технологий
Японский центр ключевых технологий был создан МИТИ и Министерством связи и коммуникаций в 1985 году. Сегодня он полностью подчинен МИТИ (конкретнее
АИСТ). Его
задачами являются оказание
Центр выделяет инвестиции прежде всего для осуществления фундаментальных исследований, выполняемых совместно несколькими компаниями, и предоставляет займы для проведения прикладных исследований отдельными фирмами. Это отражает позицию правительства, заключающуюся в том, что в сфере фундаментальных исследований можно объединять ресурсы компаний, не боясь возникновения конкуренции между ними; займы же более эффективны в процессе коммерциализации новых технологий отдельными фирмами.
При анализе
размеров и динамики
1985-1995 годов,
видно, что МИТИ отдавало
Центр оказывает посреднические услуги частным фирмам, которые хотят проводить совместные исследования с национальными научными институтами. Он помогает в поисках партнеров и готовит контракты. Кроме того, частные компании могут доверить проведение исследований самому центру.
Средства центра формируются за счет разных источников. У него есть как основной, так и оборотный капитал. На протяжении всей истории существования центра величина оставалась стабильной. Его главная функция заключается в том, чтобы приносить проценты и дивиденды, которые перечисляются в оборотный капитал и используются для покрытия издержек центра и его расходов на иные, чем предоставление инвестиций и займов, цели.
Следует подчеркнуть,
что финансирование центра не
осуществляется
(дивидендами,
процентами, банковскими кредитами).
Организация по развитию новых источников энергии (НЕДО)
Перед НЕДО,
учрежденной в 1988 году, стоят две
задачи: создание научных центров
для частного сектора и
Образование нового научного центра происходит по следующей схеме. Сначала
НЕДО создает
специальные корпорации по
Сами корпорации имеют форму акционерных обществ, акции которых распределены между НЕДО, частными компаниями и местными органами исполнительной власти
(префектурами).
|Инвестиции 1/2 |Займы Ѕ |
| | |Японский банк развития | |
|2/3 |НЕДО |Финансовая корпорация |70% |
| | |Хоккайдо | |
|1/3 |местные органы власти |Частные банки |30% |
| |частные компании
| | |
Стоимость проекта наполовину покрывается за счет прямых инвестиций, наполовину – за счет займов. на частные компании обычно приходится более
50% их общей
доли в инвестициях с
С 1988 году было образовано пять научных центров. Расходы по их функционированию покрываются участниками проекта.
Цель выделения
грантов, учрежденных в 1988 году,
- стимулирование совместных
(новые материалы и источники энергии, охрана окружающей среды). В 1993 году общая сумма таких грантов составила 913 млн. иен.
Для формирования
международной группы ученых
необходимо участие как
Программа распространения научных знаний
Для того,
чтобы остановить дальнейшую
концентрацию научных
МИТИ поручило
реализацию программы Японской
корпорации регионального
На следующем
этапе была создана
Из 15 компаний, созданных к 1997 году, в пяти корпорации принадлежит большинство акций (в средне 45%), в шести большинство акций находится в собственности местных органов власти (45-50%), а в четырех – в собственности частных фирм. Владение крупнейшим пакетом акций обеспечивает корпорации развития возможность контроль за деятельностью компании- подрядчика, а позднее и самого научного центра путем участия в собраниях его руководства. Финансовый вклад в проект центрального правительства и местных органов власти составляет 60-85% всех инвестиций, остальное распределяется между многочисленными частными фирмами. Доля частных компаний в базовом капитале проекта колеблется в пределах от 0,3 до 2,8% (в среднем – 1%). Базовый капитал, как правило, покрывает половину стоимости строительства, включая оборудование, вторая половина финансируется за счет банковских кредитов. Из них примерно 60% предоставляется Японским банком развития в форме льготных и беспроцентных кредитов.
Непосредственная
доля центрального
1/3 (после завершения
проектов – в среднем 36%). Правительственные
средства играли роль «
Созданные
научные центры 25% своей деятельности
посвящают научным
Рассмотренная
программа способствовала
4. Финансирование приоритетных областей развития
В Японии
использовался специальный
"стартовые деньги", но в области финансовой политики.
Система приоритетного
финансирования призвана
Существуют
три вида целевых кредитов: направляемые
конкретной фирме или отрасли;
предоставляемые в
(например, стимулирование экспорта или развития малого и среднего бизнеса) и предназначенные для решения социальных задач (например, строительство жилья). Отбор проектов для финансирования осуществляется в соответствии с жесткими стандартами, а в ходе их реализации контролируется банками, что позволяет последним выявлять проблемы при их возникновении и предпринимать необходимые меры. В результате доля безнадежных долгов очень низка.
Правительство
осуществляет финансирование
Банки, находящиеся в собственности государства (Японский банк развития или
Экспортно-импортный банк Японии). Тем не менее такие банки обладают автономией, а также собственным капиталом.
Государственные финансовые корпорации. Всего насчитывается восемь таких корпораций. Их автономия в отличие от банков ограничена. Корпорации должны получать согласие министерства на участие в том или ином проекте.
Общественные
корпорации и
В числе
важнейших инструментов этой
системы можно выделить: прямое
и косвенное рационирование
Система рационирования кредита
Система рационирования кредита имела своей целью приоритетное обеспечение кредитными ресурсами «выделенных» в рамках государственной промышленной политики отраслей и производств.
В 1947 году
Банк Японии выпустил «
Из-за высокой
степени риска такого
В 1948 году эта практика была официально прекращена, однако в начале 50-х годов она фактически возродилась в косвенной форме административного руководства центрального банка, в виде системы перераспределения финансовых потоков через частную банковскую сеть.
Основным
инструментом новой системы