НИОКР

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:43, реферат

Краткое описание

В Японии еще в 60-х годах в государственном масштабе сформировалась система ориентации и поддержки перспективных наукоемких и технологически интенсивных отраслей.
В Японии существуют три основных организации, ответственные за проведение национальной научно-технической политики:
Министерство образования;
Агентство науки и технологии, отвечающие за фундаментальные исследования, а также Министерство внешней торговли и промышленности
(МИТИ), поддерживающее промышленные НИОКР.
Форсирование НТП в Японии было связано, в основном, с решением ряда стоящих перед страной задач: в кратчайшие сроки резко развить производительные силы и достичь уровня НТР лидирующих стран; обеспечить возрастающую экспортную ориентацию экономики; смягчить воздействие структурной перестройки экономики в сторону ускоренного развития сферы услуг.
В ходе восстановительного периода технология рассматривалась в качестве важного приоритета – для реконструкции японских предприятий импортировались новейшие технологии. Для финансирования соответствующих закупок использовались ограниченные запасы иностранной валюты, а также предоставлялись скидки по налогу на импорт.
В настоящее время во всех развитых странах правительства озабочены проблемой стимулирования нововведений, причем не только их научно- исследовательских стадий, а всего процесса в целом.
Сегодня проведение НИОКР требует крупных затрат и сопровождается высокими рисками. Период коммерциализации нововведения обычно довольно длительный. Поэтому частные компании стремятся разделить риск финансирования исследований и разработок, особенно фундаментальных, с государством.
Потребность в разделении рисков и участии государства в финансировании
НИОКР была осознана в Японии после окончания второй мировой войны, когда и было образовано МИТИ. Последнее координировало технологическую и промышленную политику и внешнеэкономические связи, проводя соответствующую финансовую политику (совместно с Министерством финансов).

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
Структура финансирования НИОКР……………………………….4
Роль государства в сфере НИОКР………………………………….6
Подход «стартовые деньги»………………………………………...8
Финансирование приоритетных областей развития……………..13
Современные тенденции финансирования инновационной деятельности……………………………………...21
Заключение……………………………………………………………..22
Список литературы…………………………………………………….24

Файлы: 1 файл

япония.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

 В соответствии  с этим подходом государство,  выделяя сравнительно небольшие  средства, финансирует начало разработки  тех или иных проектов, которые  в противном случае оказались  бы для частного бизнеса слишком рискованными.

 Частные компании, видя, что государство заинтересовано  в реализации данного проекта,  начинают осуществлять в него  свои инвестиции. На более поздних  стадиях проект осуществляется  уже целиком за счет частных  компаний.

 Положительной стороной данного подхода является то, что результаты исследований быстро внедряются в производство, то есть фаза коммерциализации сокращается и становится более эффективной. 

Японский центр  ключевых технологий

 Японский  центр ключевых технологий был создан МИТИ и Министерством связи и коммуникаций в 1985 году. Сегодня он полностью подчинен МИТИ (конкретнее

 АИСТ). Его  задачами являются оказание помощи  в разработке новых технологий  главным образом малым и средним  фирмам и обеспечение международной кооперации. Центр предоставляет инвестиции, займы и услуги по организации исследований.

 Центр выделяет  инвестиции прежде всего для  осуществления фундаментальных  исследований, выполняемых совместно  несколькими компаниями, и предоставляет  займы для проведения прикладных исследований отдельными фирмами. Это отражает позицию правительства, заключающуюся в том, что в сфере фундаментальных исследований можно объединять ресурсы компаний, не боясь возникновения конкуренции между ними; займы же более эффективны в процессе коммерциализации новых технологий отдельными фирмами.

 При анализе  размеров и динамики инвестиций  и займов, выданных в течение

1985-1995 годов,  видно, что МИТИ отдавало предпочтение  инвестициям, поскольку считалось,  что государственная поддержка наиболее эффективна именно в сфере рискованных фундаментальных исследований. В настоящее время, однако, эта позиция подвергается сомнению с финансовой точки зрения.

 Центр оказывает  посреднические услуги частным  фирмам, которые хотят проводить  совместные исследования с национальными научными институтами. Он помогает в поисках партнеров и готовит контракты. Кроме того, частные компании могут доверить проведение исследований самому центру.

 Средства  центра формируются за счет  разных источников. У него есть  как основной, так и оборотный капитал. На протяжении всей истории существования центра величина оставалась стабильной. Его главная функция заключается в том, чтобы приносить проценты и дивиденды, которые перечисляются в оборотный капитал и используются для покрытия издержек центра и его расходов на иные, чем предоставление инвестиций и займов, цели.

 Следует подчеркнуть,  что финансирование центра не  осуществляется непосредственно  из бюджета и полностью связано  с рыночными механизмами

(дивидендами,  процентами, банковскими кредитами). 

Организация по развитию новых источников энергии (НЕДО)

 Перед НЕДО, учрежденной в 1988 году, стоят две  задачи: создание научных центров  для частного сектора и организация  совместных международных научных  исследований.

 Образование нового научного центра происходит по следующей схеме. Сначала

 НЕДО создает  специальные корпорации по развитию  научных центров. Затем эти  корпорации выполняют всю необходимую  работу по организации научных  центров.

 Сами корпорации  имеют форму акционерных обществ, акции которых распределены между НЕДО, частными компаниями и местными органами исполнительной власти

(префектурами). 

|Инвестиции 1/2 |Займы  Ѕ |

| | |Японский  банк развития | |

|2/3 |НЕДО |Финансовая  корпорация |70% |

| | |Хоккайдо | |

|1/3 |местные органы власти |Частные банки |30% |

| |частные компании | | | 

Стоимость проекта  наполовину покрывается за счет прямых инвестиций, наполовину – за счет займов. на частные компании обычно приходится более

50% их общей  доли в инвестициях с префектурами. Японский банк развития и корпорация Хоккайдо предоставляют беспроцентные займы сроком на 15 лет, включая трехлетний льготный период. Гарантии по займам частных банков предоставляются Фондом промышленного оборудования.

 С 1988 году  было образовано пять научных центров. Расходы по их функционированию покрываются участниками проекта.

 Цель выделения  грантов, учрежденных в 1988 году, - стимулирование совместных международных  исследований в области промышленных  технологий

(новые материалы  и источники энергии, охрана окружающей среды). В 1993 году общая сумма таких грантов составила 913 млн. иен.

 Для формирования  международной группы ученых  необходимо участие как минимум  четырех человек из двух разных  стран. Финансирование такой группе  может выделяться на срок до трех лет. Интерес к грантам весьма велик – число заявок в 6-10 раз превышает число грантов. 

Программа распространения  научных знаний

 Для того, чтобы остановить дальнейшую  концентрацию научных исследований  в городах и оказать поддержку  промышленным предприятиям,, расположенным в сельских районах, правительство Японии разработала комплексную программу, которая стала воплощаться в жизнь с 1988 года после принятия закона о размещении ключевых научных учреждений. Условно ее можно назвать программой распространения научных знаний. На деле она явилась продолжением знаменитого проекта «Технополис» (1981 год), который оказался весьма успешным с точки зрения укрепления университетских научных центров, но не смог обеспечить их связь с промышленностью в регионах. Программа распространения научных знаний и была призвана устранить этот недостаток путем организации 23 научно-исследовательских центров в сельских районах.

 МИТИ поручило  реализацию программы Японской  корпорации регионального развития  – специальному органу при министерстве. Прежде всего корпорация разработала основные требования к качеству строительных работ и размещению научных центров, направив их в префектуры. Местные органы подготовили свои проектные предложения. После их рассмотрения сотрудниками корпорации было отобрано 23 проекта.

 На следующем  этапе была создана специальная  компания-подрядчик для строительства  научного центра. Такие компании  в Японии относят к третьему  сектору. Он означает смешанную  акционерную форму собственности  – капитал компании принадлежит центральному правительству в лице корпорации развития, местным органам власти и частным компаниям. После завершения строительства научного центра компания-подрядчик становится его собственником.

 Из 15 компаний, созданных к 1997 году, в пяти корпорации принадлежит большинство акций (в средне 45%), в шести большинство акций находится в собственности местных органов власти (45-50%), а в четырех – в собственности частных фирм. Владение крупнейшим пакетом акций обеспечивает корпорации развития возможность контроль за деятельностью компании- подрядчика, а позднее и самого научного центра путем участия в собраниях его руководства. Финансовый вклад в проект центрального правительства и местных органов власти составляет 60-85% всех инвестиций, остальное распределяется между многочисленными частными фирмами. Доля частных компаний в базовом капитале проекта колеблется в пределах от 0,3 до 2,8% (в среднем – 1%). Базовый капитал, как правило, покрывает половину стоимости строительства, включая оборудование, вторая половина финансируется за счет банковских кредитов. Из них примерно 60% предоставляется Японским банком развития в форме льготных и беспроцентных кредитов.

 Непосредственная  доля центрального правительства  (в лице корпорации развития) в  финансировании строительства научных центров составляла около

1/3 (после завершения  проектов – в среднем 36%). Правительственные  средства играли роль «стартовых  денег», привлекая частный капитал  и ресурсы местных органов  власти. От успешной реализации  проекта выигрывают участвовавшие в нем компании, которые будут проводить научные исследования и в дальнейшем, что приведет к последующей модернизации промышленных предприятий.

 Созданные  научные центры 25% своей деятельности  посвящают научным исследованиям, 50% - обучению и 25% - предоставлению информационных услуг.

 Рассмотренная  программа способствовала созданию  новых рабочих мест, повышению  уровня научных исследований  в регионах и квалификации  сотрудников компаний, участвовавших  в ее реализации. 

4. Финансирование приоритетных областей развития

 В Японии  использовался специальный финансовый  механизм для оказания влияния  на ход экономического развития. Финансовая активность правительства  побуждала частный сектор действовать  в направлении достижения конкретных  целей. У правительства должны быть какие-то серьезные причины для финансового вмешательства на рынках, в противном случае частный сектор может резко выступить против такого вмешательства. Для предотвращения конфликтов используется специальный механизм обеспечения согласия с участием основных субъектов экономики в форме согласительных советов. Таким образом, частные компании и банки, ощущая поддержку правительства, также стремятся инвестировать средства в приоритетные сферы и открывать дополнительные кредитные линии. На деле это тоже можно назвать подходом

"стартовые  деньги", но в области финансовой  политики.

 Система приоритетного  финансирования призвана обеспечивать  реализацию задач промышленной  политики с помощью создания  наиболее благоприятных условий  для концентрированного направления «внешних» ресурсов в приоритетные сферы.

 Существуют  три вида целевых кредитов: направляемые  конкретной фирме или отрасли;  предоставляемые в соответствии  с функциональными критериями

(например, стимулирование  экспорта или развития малого и среднего бизнеса) и предназначенные для решения социальных задач (например, строительство жилья). Отбор проектов для финансирования осуществляется в соответствии с жесткими стандартами, а в ходе их реализации контролируется банками, что позволяет последним выявлять проблемы при их возникновении и предпринимать необходимые меры. В результате доля безнадежных долгов очень низка.

 Правительство  осуществляет финансирование приоритетных  областей развития через три  вида институтов.

 Банки, находящиеся в собственности государства (Японский банк развития или

 Экспортно-импортный  банк Японии). Тем не менее такие  банки обладают автономией, а  также собственным капиталом.

 Государственные  финансовые корпорации. Всего насчитывается  восемь таких корпораций. Их автономия в отличие от банков ограничена. Корпорации должны получать согласие министерства на участие в том или ином проекте.

 Общественные  корпорации и правительственные  агентства. В 1991 г. к этой  категории можно было отнести  18 организаций. Их роль, как правило, является вспомогательной.

 В числе  важнейших инструментов этой  системы можно выделить: прямое  и косвенное рационирование кредитно-финансовых  ресурсов; механизм форсированного  обеспечения частного сектора  кредитными ресурсами посредством  широкого внедрения практики перекредитования и заемного перебора; стратегию поддержания общего заниженного (по отношению к балансу спроса и предложения на капитал) уровня процентных ставок. 
 

 Система рационирования  кредита

 Система рационирования  кредита имела своей целью приоритетное обеспечение кредитными ресурсами «выделенных» в рамках государственной промышленной политики отраслей и производств.

 В 1947 году  Банк Японии выпустил «Инструкцию  по использованию активов кредитный  учреждений», в соответствии с  которой все кредитно-финансовые институты в рамках политики взаимоувязанных приоритетных производств были обязаны направлять до 50% новых кредитов предприятиям «выделенных» производств и отраслей.

 Из-за высокой  степени риска такого финансирования  Банк Японии проводил политику насильственной организации частных банков во временные синдикаты для использования формы синдицированных займов с предоставлением определенных государственных гарантий.

 В 1948 году  эта практика была официально  прекращена, однако в начале 50-х годов она фактически возродилась в косвенной форме административного руководства центрального банка, в виде системы перераспределения финансовых потоков через частную банковскую сеть.

 Основным  инструментом новой системы рационирования  кредита было так называемое руководство кредитной экспансией частных финансовых институтов со стороны Банка Японии.

Информация о работе НИОКР