Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:43, реферат
В Японии еще в 60-х годах в государственном масштабе сформировалась система ориентации и поддержки перспективных наукоемких и технологически интенсивных отраслей.
В Японии существуют три основных организации, ответственные за проведение национальной научно-технической политики:
Министерство образования;
Агентство науки и технологии, отвечающие за фундаментальные исследования, а также Министерство внешней торговли и промышленности
(МИТИ), поддерживающее промышленные НИОКР.
Форсирование НТП в Японии было связано, в основном, с решением ряда стоящих перед страной задач: в кратчайшие сроки резко развить производительные силы и достичь уровня НТР лидирующих стран; обеспечить возрастающую экспортную ориентацию экономики; смягчить воздействие структурной перестройки экономики в сторону ускоренного развития сферы услуг.
В ходе восстановительного периода технология рассматривалась в качестве важного приоритета – для реконструкции японских предприятий импортировались новейшие технологии. Для финансирования соответствующих закупок использовались ограниченные запасы иностранной валюты, а также предоставлялись скидки по налогу на импорт.
В настоящее время во всех развитых странах правительства озабочены проблемой стимулирования нововведений, причем не только их научно- исследовательских стадий, а всего процесса в целом.
Сегодня проведение НИОКР требует крупных затрат и сопровождается высокими рисками. Период коммерциализации нововведения обычно довольно длительный. Поэтому частные компании стремятся разделить риск финансирования исследований и разработок, особенно фундаментальных, с государством.
Потребность в разделении рисков и участии государства в финансировании
НИОКР была осознана в Японии после окончания второй мировой войны, когда и было образовано МИТИ. Последнее координировало технологическую и промышленную политику и внешнеэкономические связи, проводя соответствующую финансовую политику (совместно с Министерством финансов).
Введение…………………………………………………………………3
Структура финансирования НИОКР……………………………….4
Роль государства в сфере НИОКР………………………………….6
Подход «стартовые деньги»………………………………………...8
Финансирование приоритетных областей развития……………..13
Современные тенденции финансирования инновационной деятельности……………………………………...21
Заключение……………………………………………………………..22
Список литературы…………………………………………………….24
Содержание
Введение………………………………………………………
Структура
финансирования НИОКР…………………………
Роль государства в сфере НИОКР………………………………….6
Подход «стартовые деньги»………………………………………...8
Финансирование
приоритетных областей
Современные
тенденции финансирования инновационной
деятельности……………………………………...
Заключение…………………………………………………
Список литературы………………………………
Введение
В Японии
еще в 60-х годах в
В Японии
существуют три основных
Министерство
образования;
Агентство науки и технологии, отвечающие за фундаментальные исследования, а также Министерство внешней торговли и промышленности
(МИТИ), поддерживающее промышленные НИОКР.
Форсирование НТП в Японии было связано, в основном, с решением ряда стоящих перед страной задач: в кратчайшие сроки резко развить производительные силы и достичь уровня НТР лидирующих стран; обеспечить возрастающую экспортную ориентацию экономики; смягчить воздействие структурной перестройки экономики в сторону ускоренного развития сферы услуг.
В ходе восстановительного периода технология рассматривалась в качестве важного приоритета – для реконструкции японских предприятий импортировались новейшие технологии. Для финансирования соответствующих закупок использовались ограниченные запасы иностранной валюты, а также предоставлялись скидки по налогу на импорт.
В настоящее
время во всех развитых
Сегодня проведение
НИОКР требует крупных затрат и сопровождается
высокими рисками. Период коммерциализации
нововведения обычно довольно длительный.
Поэтому частные компании стремятся разделить
риск финансирования исследований и разработок,
особенно фундаментальных, с государством.
Потребность в разделении рисков и участии государства в финансировании
НИОКР была
осознана в Японии после
В Японии
научно-техническая и
1. Структура финансирования НИОКР
Удельный вес государственных ассигнований в общих расходах на НИОКР составляет в Японии 25%, тогда как в других развитых странах – около 50%.
Однако прямые
сравнения мало о чем говорят,
так как государственные
НИОКР значительно
повышает эффективность
В Японии
государственные субсидии
Статистика
финансирования НИОКР по
Японии несет
частный сектор, заинтересованный
преимущественно в их
В 1965 году
затраты на фундаментальные
72,6%. Длительная
стабильность таких пропорций
финансирования НИОКР
Следует подчеркнуть,
что в большинстве японских
фирм расходы на НИОКР
О курсе
на ускоренное развитие
МИТИ) предложил
в 1984 году применить дополнительные
финансовые и налоговые стимулы для частных
японских фирм, ведущих работы в области
фундаментальных исследований.
Распределение расходов на НИОКР по отраслям науки
(по исследовательским органам в млрд. иен)
| |75/76|76/77|77/78|78/79|79/
|Всего |449,9|504,4|529,5|603,
|Гуманитарные науки |19,1 |21,2 |23,8 |24,9 |24,3 |29,6 |
|Естественные
и |420,7|471,5|494,3|566,3|
|технические науки | | | | | | |
|Прочие науки
|10,2 |11,8 |11,4 |12,5 |15,1 |16,7 |
Таким образом, одной из особенностей структуры расходов на НИОКР кроме их прикладной направленности является их концентрация преимущественно в области технических наук.
Сравнительно
низкая доля государства в
финансировании НИОКР, их
2. Роль государства в сфере НИОКР
При отсутствии
государственного
"недовложению"
средств в фундаментальные
Основными
зонами государственного
"предложение", т.е. оказание финансовой и технической помощи, включая формирование научно-исследовательской инфраструктуры;
"спрос" - государственные
контракты на выполнение
"среда" - налоговая, патентная политика и другие меры косвенного государственного регулирования (некоторые экономисты считают их более эффективными, чем прямые государственные субсидии).
Система государственного
управления научно-техническим
«ноу-хау»; методы кредитного регулирования, сводящиеся к предоставлению кредитов на льготных условиях для расширения НИОКР и производственной деятельности в перспективных отраслях промышленности; политика национализации и приватизации отраслей, сводящаяся к развитию за государственный счет перспективных отраслей промышленности, и передача их в частные руки по мере достижения ими уровня коммерческой рентабельности; государственное картелирование частных производителей в перспективных отраслях; внешнеторговая политика, целью которой является защита японского производства от конкуренции, обеспечение оптимальных условий получения технологий из-за рубежа; политика в области импорта капитала, предусматривающая курс на освоение новой технологии в японских корпорациях, а не в филиалах западных фирм.
Помимо традиционного
финансирования страны через
бюджет, доходная часть которого
формируется за счет налогов,
в Японии существует и
Сегодня эта
система существует в так
Капиталовложения
и займы, получаемые в рамках
ПГЗИ, подлежат полному возврату
с начислением процентов,
Программа
разрабатывается
В структуре и механизме реализации ПГЗИ важную роль играют два ключевых органа программы – Бюро трастовых фондов и японский банк развития.
Первый входит
в Министерство финансов и
аккумулирует основные
Второй направляет значительную часть собранных средств на цели программы государственного инвестирования. Японский банк развития был учрежден правительством в 1951 году.
В первые
послевоенные годы (1947-1949) его предшественником
был Банк финансирования
Специальный
счет фонда товарной поддержки,
Финансовые ресурсы ПГЗИ формируются за счет пяти основных источников: система почтовых сбережений граждан; система почтового страхования жизни; пенсионные фонды; специальный счет промышленного инвестирования; гарантированные правительством обязательства и займы.
Государственная
инвестиционная программа
Сразу после
войны она стремилась
3. Подход «стартовые деньги»
Доля государственных расходов на НИОКР в Японии составляет 20%всех расходов на науку и около 1,5% расходов на НИОКР в промышленности, что является самым низким показателем среди развитых стран. В то же время в Японии роль государства в данной области более значительна. Это стало возможным благодаря так называемому подходу «стартовые деньги».