НИОКР

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:43, реферат

Краткое описание

В Японии еще в 60-х годах в государственном масштабе сформировалась система ориентации и поддержки перспективных наукоемких и технологически интенсивных отраслей.
В Японии существуют три основных организации, ответственные за проведение национальной научно-технической политики:
Министерство образования;
Агентство науки и технологии, отвечающие за фундаментальные исследования, а также Министерство внешней торговли и промышленности
(МИТИ), поддерживающее промышленные НИОКР.
Форсирование НТП в Японии было связано, в основном, с решением ряда стоящих перед страной задач: в кратчайшие сроки резко развить производительные силы и достичь уровня НТР лидирующих стран; обеспечить возрастающую экспортную ориентацию экономики; смягчить воздействие структурной перестройки экономики в сторону ускоренного развития сферы услуг.
В ходе восстановительного периода технология рассматривалась в качестве важного приоритета – для реконструкции японских предприятий импортировались новейшие технологии. Для финансирования соответствующих закупок использовались ограниченные запасы иностранной валюты, а также предоставлялись скидки по налогу на импорт.
В настоящее время во всех развитых странах правительства озабочены проблемой стимулирования нововведений, причем не только их научно- исследовательских стадий, а всего процесса в целом.
Сегодня проведение НИОКР требует крупных затрат и сопровождается высокими рисками. Период коммерциализации нововведения обычно довольно длительный. Поэтому частные компании стремятся разделить риск финансирования исследований и разработок, особенно фундаментальных, с государством.
Потребность в разделении рисков и участии государства в финансировании
НИОКР была осознана в Японии после окончания второй мировой войны, когда и было образовано МИТИ. Последнее координировало технологическую и промышленную политику и внешнеэкономические связи, проводя соответствующую финансовую политику (совместно с Министерством финансов).

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
Структура финансирования НИОКР……………………………….4
Роль государства в сфере НИОКР………………………………….6
Подход «стартовые деньги»………………………………………...8
Финансирование приоритетных областей развития……………..13
Современные тенденции финансирования инновационной деятельности……………………………………...21
Заключение……………………………………………………………..22
Список литературы…………………………………………………….24

Файлы: 1 файл

япония.doc

— 143.00 Кб (Скачать)
 

  Содержание

 Введение…………………………………………………………………3

 Структура  финансирования НИОКР……………………………….4

 Роль государства  в сфере НИОКР………………………………….6

 Подход «стартовые  деньги»………………………………………...8

 Финансирование  приоритетных областей развития……………..13

 Современные тенденции финансирования инновационной деятельности……………………………………...21

 Заключение……………………………………………………………..22

 Список литературы…………………………………………………….24 

 Введение

 В Японии  еще в 60-х годах в государственном  масштабе сформировалась система  ориентации и поддержки перспективных наукоемких и технологически интенсивных отраслей. 

 В Японии  существуют три основных организации,  ответственные за проведение  национальной научно-технической  политики: 

 Министерство  образования; 

 Агентство  науки и технологии, отвечающие за фундаментальные исследования, а также Министерство внешней торговли и промышленности

(МИТИ), поддерживающее  промышленные НИОКР.

 Форсирование  НТП в Японии было связано,  в основном, с решением ряда  стоящих перед страной задач:  в кратчайшие сроки резко развить производительные силы и достичь уровня НТР лидирующих стран; обеспечить возрастающую экспортную ориентацию экономики; смягчить воздействие структурной перестройки экономики в сторону ускоренного развития сферы услуг.

 В ходе  восстановительного периода технология рассматривалась в качестве важного приоритета – для реконструкции японских предприятий импортировались новейшие технологии. Для финансирования соответствующих закупок использовались ограниченные запасы иностранной валюты, а также предоставлялись скидки по налогу на импорт.

 В настоящее  время во всех развитых странах  правительства озабочены проблемой  стимулирования нововведений, причем  не только их научно- исследовательских  стадий, а всего процесса в  целом. 

 Сегодня проведение  НИОКР требует крупных затрат и сопровождается высокими рисками. Период коммерциализации нововведения обычно довольно длительный. Поэтому частные компании стремятся разделить риск финансирования исследований и разработок, особенно фундаментальных, с государством. 

 Потребность в разделении рисков и участии государства в финансировании

 НИОКР была  осознана в Японии после окончания  второй мировой войны, когда  и было образовано МИТИ. Последнее  координировало технологическую  и промышленную политику и  внешнеэкономические связи, проводя соответствующую финансовую политику (совместно с Министерством финансов). 

 В Японии  научно-техническая и инновационная  политика государства является  составной частью промышленной  политики. 

1. Структура  финансирования НИОКР

 Удельный  вес государственных ассигнований в общих расходах на НИОКР составляет в Японии 25%, тогда как в других развитых странах – около 50%.

 Однако прямые  сравнения мало о чем говорят,  так как государственные расходы  на военные цели в США более,  чем в 100 раз, превышают соответствующие расходы Японии. Отсутствие подавления гражданских исследований военными

 НИОКР значительно  повышает эффективность государственного  воздействия на научно-исследовательскую  деятельность в Японии.

 В Японии  государственные субсидии почти  полностью концентрируются в университетах и государственных исследовательских учреждениях. Лишь очень небольшая часть ассигнований направляется в лаборатории частных компаний, хотя они, как правило, работают гораздо эффективнее (особенно в области стоимости и сроков осуществления исследований). Например, в 1980 году японское правительство покрывало лишь 2% затрат на НИОКР в частном секторе.

 Статистика  финансирования НИОКР по стадиям  научно-исследовательской деятельности  выделяет фундаментальные исследования, прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки. Основную долю расходов на НИОКР в

 Японии несет  частный сектор, заинтересованный  преимущественно в их прикладном  характере.

 В 1965 году  затраты на фундаментальные исследования  составляли 30,3% всех расходов Японии на НИОКР, однако в 70-е годы эта доля снизилась вдвое и на этом уровне стабилизировалась. Повысилась доля затрат на опытно- конструкторские разработки, что стимулировало быстрое внедрение в практику достижение фундаментальных и прикладных исследований. В настоящее время соотношение пропорций финансирования фундаментальных исследований, прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок в Японии составляет 13, 25 и 62% соответственно. В начале 80-х годов японская частная промышленность тратила на фундаментальные исследования 5,5% всех средств на НИОКР, на прикладные исследования – 21,9%, а на разработки –

72,6%. Длительная  стабильность таких пропорций  финансирования НИОКР обеспечила  Японии наибольшие успехи именно  в тех направлениях технического прогресса, которые связаны с производством массовых товаров широкой номенклатуры.

 Следует подчеркнуть,  что в большинстве японских  фирм расходы на НИОКР превышают  размеры инвестиций в машины  и оборудование.

 О курсе  на ускоренное развитие собственных фундаментальных исследований можно судить по увеличению числа фирменных научных учреждений. Учитывая эту тенденцию, Совет по промышленно структуре Японии (консультативный орган при

 МИТИ) предложил  в 1984 году применить дополнительные  финансовые и налоговые стимулы для частных японских фирм, ведущих работы в области фундаментальных исследований. 

Распределение расходов на НИОКР по отраслям науки

(по исследовательским  органам в млрд. иен)

| |75/76|76/77|77/78|78/79|79/80|80/81 |

|Всего |449,9|504,4|529,5|603,8|660,4|763,9 |

|Гуманитарные  науки |19,1 |21,2 |23,8 |24,9 |24,3 |29,6 |

|Естественные  и |420,7|471,5|494,3|566,3|621,0|717,6 |

|технические  науки | | | | | | |

|Прочие науки  |10,2 |11,8 |11,4 |12,5 |15,1 |16,7 | 

Таким образом, одной из особенностей структуры расходов на НИОКР кроме их прикладной направленности является их концентрация преимущественно в области технических наук.

 Сравнительно  низкая доля государства в  финансировании НИОКР, их преимущественно  прикладная направленность обусловили две особенности результатов японских исследований и разработок – высокий уровень технологической отдачи, выражающийся в большом количестве зарегистрированных патентов и весьма небольшом количестве принципиальных нововведений. 

2. Роль государства  в сфере НИОКР

 При отсутствии  государственного вмешательства  частные фирмы склонны к

"недовложению" средств в фундаментальные исследования.

 Основными  зонами государственного воздействия  на нововведения в частных  компаниях являются:

"предложение", т.е. оказание финансовой и технической помощи, включая формирование научно-исследовательской инфраструктуры;

"спрос" - государственные  контракты на выполнение исследовательских  работ и закупку новых видов  продукции;

"среда" - налоговая,  патентная политика и другие меры косвенного государственного регулирования (некоторые экономисты считают их более эффективными, чем прямые государственные субсидии).

 Система государственного  управления научно-техническим развитием  предусматривает гибкое использование  разнообразных форм стимулирования технического развития частного производства. Сюда относится: финансирование НИОКР в частных корпорациях по государственным заказам; использование системы фондов для поощрения исследовательской деятельности в частных компаниях; налоговая политика правительства, предусматривающая освобождение от налогов исследовательской и производственной деятельности в наиболее перспективных областях науки и техники; выдача государственных дотаций крупным корпорациям для закупки лицензий и

 «ноу-хау»; методы кредитного регулирования, сводящиеся к предоставлению кредитов на льготных условиях для расширения НИОКР и производственной деятельности в перспективных отраслях промышленности; политика национализации и приватизации отраслей, сводящаяся к развитию за государственный счет перспективных отраслей промышленности, и передача их в частные руки по мере достижения ими уровня коммерческой рентабельности; государственное картелирование частных производителей в перспективных отраслях; внешнеторговая политика, целью которой является защита японского производства от конкуренции, обеспечение оптимальных условий получения технологий из-за рубежа; политика в области импорта капитала, предусматривающая курс на освоение новой технологии в японских корпорациях, а не в филиалах западных фирм.

 Помимо традиционного  финансирования страны через  бюджет, доходная часть которого  формируется за счет налогов,  в Японии существует и параллельная, тоже государственная, система  финансирования проектов, но с  привлечением внебюджетных, в традиционном понимании, средств. Эта система называется государственной инвестиционной программой и используется для развития приоритетных с точки зрения государства, производств и проектов. Таким образом, правительство Японии имеет реальный рычаг проведения структурной и промышленной политики.

 Сегодня эта  система существует в так называемой  Программы государственных займов  и инвестиций – ПГЗИ, созданной  в виде близком к сегодняшнему  в 1953 году. Кроме источников поступления  средств ПГЗИ отличается от общегосударственного бюджетного финансирования и тем, что ее средства выделяются на условиях возвратности, срочности и платности.

 Капиталовложения  и займы, получаемые в рамках  ПГЗИ, подлежат полному возврату  с начислением процентов, которые  в данный момент устанавливаются в основном на уровне частных кредитных компаний.

 Программа  разрабатывается правительством  одновременно с проектом бюджета,  но отдельно от него. Японский  инвестиционный бюджет тоже проходит  ежегодное утверждение Парламентом.

 В структуре и механизме реализации ПГЗИ важную роль играют два ключевых органа программы – Бюро трастовых фондов и японский банк развития.

 Первый входит  в Министерство финансов и  аккумулирует основные средства  государственной инвестиционной  программы.

 Второй направляет значительную часть собранных средств на цели программы государственного инвестирования. Японский банк развития был учрежден правительством в 1951 году.

 В первые  послевоенные годы (1947-1949) его предшественником  был Банк финансирования реконструкции, а в 1949-1952 годах его функции выполнял

 Специальный  счет фонда товарной поддержки,  на котором аккумулировались  средства, поступившие в виде  помощи и внешних займов по  линии Доджа, а также от частичной  реализации товаров, поступивших  в качестве гуманитарной помощи. Сегодня аналогом этого счета является Специальный счет промышленного инвестирования, являющийся составной частью ПГЗИ.

 Финансовые  ресурсы ПГЗИ формируются за  счет пяти основных источников: система почтовых сбережений  граждан; система почтового страхования жизни; пенсионные фонды; специальный счет промышленного инвестирования; гарантированные правительством обязательства и займы.

 Государственная  инвестиционная программа Японии  несколько раз меняла свои  приоритеты в соответствии с  изменениями экономической ситуации в стране.

 Сразу после  войны она стремилась содействовать  быстрому восстановлению выпуска  промышленной продукции, а с  50-х годов и далее обеспечивала  поступательный рост промышленности. 

3. Подход «стартовые  деньги»

 Доля государственных расходов на НИОКР в Японии составляет 20%всех расходов на науку и около 1,5% расходов на НИОКР в промышленности, что является самым низким показателем среди развитых стран. В то же время в Японии роль государства в данной области более значительна. Это стало возможным благодаря так называемому подходу «стартовые деньги».

Информация о работе НИОКР