Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 10:59, курсовая работа
Менеджмент НИОКР – это принятие решений в постоянно меняющихся условиях, непрерывное рассмотрение программы НИОКР и переоценка ее в целом и составных ее частей. Для руководителя сферы НИОКР естественно, что любое его действие окружено неопределенностями как внутреннего, так и внешнего порядка. В любой момент может возникнуть непредвиденная техническая проблема, необходимость перераспределения ресурсов, новые оценки рыночных возможностей. Поэтому любая система планирования и управления НИОКР должна быть достаточно гибкой, а динамичность ситуации требует большего управленческого внимания, чем в любой другой сфере деятельности.
Введение. 3
Техническо-экономический анализ при проектировании новой техники, инновации, НИОКР. 4
Заключение. 17
Список литературы. 18
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
по дисциплине
«Менеджмент»
«Техническо-экономический анализ новой техники, технологий, НИОКР»
САРАТОВ 2012
СОДЕРЖАНИЕ
1) ВВЕДЕНИЕ.
Менеджмент НИОКР – это принятие решений в постоянно меняющихся условиях, непрерывное рассмотрение программы НИОКР и переоценка ее в целом и составных ее частей. Для руководителя сферы НИОКР естественно, что любое его действие окружено неопределенностями как внутреннего, так и внешнего порядка. В любой момент может возникнуть непредвиденная техническая проблема, необходимость перераспределения ресурсов, новые оценки рыночных возможностей. Поэтому любая система планирования и управления НИОКР должна быть достаточно гибкой, а динамичность ситуации требует большего управленческого внимания, чем в любой другой сфере деятельности.
Особое внимание должно быть уделено тому, какого технического уровня продукта потребует данный рыночный сегмент с наибольшей вероятностью. Избыточность параметров наверняка увеличит затраты на НИОКР и производство, а также время разработки и, следовательно, снизит прибыльность.
На стадии первоначального
определения проекта
Только после исчерпывающих поисков и отбора наиболее привлекательной концепции проекта следует переключить внимание на технические детали и спецификацию программы работ. Определение проекта должно содержать четко сформулированные цели, ориентиры по техническим, стоимостным параметрам и длительности разработки.
1. Цель, задачи и содержание ТЭА при проектировании изделий
Проектирование изделий (машин) – сложный многогранный процесс, сочетающий творческий поиск, теоретический анализ, эксперимент, организацию и управление.
ТЭА проводится на всех стадиях жизненного цикла изделия.
Новая конструкция (идея) должна быть экономически целесообразной, т. е. все затраты на разработку, подготовку производства и т. п. должны быть оправданы дополнительной прибылью.
Главная цель анализа сводится к выбору наиболее эффективных идей и обоснованию возможных направлений развития создаваемой техники, повышению ее технического уровня, эффективности производства и эксплуатации.
Для правильного ответа на вопрос, какая идея более эффективна, разработчик должен знать требования производственной и эксплуатационной технологичности проектируемого изделия, а также лучшие достижения науки и техники в этой области.
С точки зрения экономики, изделие считается технологичным настолько, насколько оно экономично в производстве.
Критерием оценки инженерных решений выступают такие показатели, как максимальный результат или минимум затрат времени и средств на разработку, производство и эксплуатацию новой техники:
1) 2) 3) 4) 5)
Первый вариант возможен в случае разработки новых способов производства, когда результаты значительно возрастают, а затраты снижаются (это очень хорошо, но встречается достаточно редко).
Второй вариант (рост результатов при неизменных затратах) возможен при модернизации оборудования, оснащении производственных процессов средствами механизации и автоматизации.
Третий вариант (рост результатов превышает рост соответствующих затрат) самый реальный и наиболее часто встречается при создании новой техники и внедрении новых технологий.
Четвертый вариант (снижение затрат при неизменном результате) возможен при внедрении новых материалов, использовании более дешевых энергоресурсов – в процессе модернизации производства.
Пятый вариант (опережающий темп снижения затрат по сравнению с темпом снижения результатов) приемлем в кризисных ситуациях (например, снижение затрат при сокращении штата работников) и дает возможность поддержать, сохранить производство за счет снижения объема выпуска.
Содержание этапов и основные задачи ТЭА при разработке изделий состоят в следующем:
1) исследования (включая маркетинговые)
2) разработка технического задания – предусматривает:
3) техническое предложение – предусматривает:
4) эскизный проект – предусматривает:
5) технический проект (пояснительная записка к техническому проекту) –
6) разработка рабочей документации –
В основе решения приведенных
аналитических задач лежит
Рассмотренные выше задачи свидетельствуют о том, что технико-экономический и инженерный анализ тесно взаимосвязаны. Данные инженерного анализа используются в ТЭА и наоборот, экономические выгоды могут повлиять на ход инженерного анализа, поэтому инженерный и экономический анализ должны проводиться параллельно и взаимно дополнять друг друга.
Вместе с тем, эти
виды анализа имеют отличительные
особенности. При инженерном анализе
разработчик стремится
При экономическом анализе
внимание концентрируется на внешних
сторонах машины, на производстве и
функционировании машины. Исследуются
вопросы эффективности
При ТЭА нет постоянных и точных величин. ТЭА базируется на нормативах, которые являются условно-постоянными и сохраняют свое значение не более 5-7 лет.
Экономисты лишены возможности проводить крупномасштабные эксперименты, в отличие от инженеров, которые имеют возможность проводить испытания опытного образца изделия.
2. Качество изделия. Анализ показателей качества.
В условиях НТП качество
средств труда является основным
фактором роста эффективности
Качество зависит от развития науки и техники, с другой стороны – от развития производственно-технической базы.
Повышение качества конструкции – это увеличение мощности, производительности, улучшение эксплуатационных характеристик. Более совершенные машины позволяют эффективно перерабатывать сырье, уменьшить отходы, повысить производительность, сократить непроизводственные расходы, уменьшить расходы на ремонт и т. д.
Исходя из этого, под оптимальным уровнем качества следует понимать совокупность потребительских свойств изделия, обеспечивающих его пригодность удовлетворять потребности потребителей по определенному назначению при минимальных затратах на разработку, производство и эксплуатацию изделия.
Потребительские свойства
изделия формируются на стадии проектирования,
материализуются в производстве
и проявляются в сфере
В результате, качество машины зависит от совместного влияния следующих основных факторов:
Инженерные факторы – конструкторские и технологические разработки, определяемые стандартами, они включают комплекс работ по технической подготовке производства, проведению экспериментальных работ, изготовление опытного образца.
Производственные факторы – технический уровень и состояние оборудования, технического оснащения, контрольно-измерительных средств.
Квалификационные факторы – базируются на производственном опыте рабочих, использовании творческого потенциала ИТР и служащих.
Организационные факторы – охватывают состояние технологической дисциплины, соблюдение принципов и методов научной организации производства и труда, организацию ремонтообслуживания и развитие инфраструктуры производства в целом.
Экономические факторы – уровень цен на новую и усовершенствованную продукцию, порядок финансирования мероприятий по повышению качества продукции, система экономического стимулирования за повышение технического уровня изделия и производства.
При анализе качества
машин исходят из их общественной
полезности. При этом сопоставляют
затраты ресурсов, труда, как в
сфере производства,
так и в области потребления. Для этого используют систему показателей качества, которая приведена в таблице:
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ (технического уровня) |
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИ (показатели технологичности) | |||||||||||||||||||
технические |
показатели |
показатели надежности |
Экономические показатели |
Экологические показатели |
Эстетические показатели |
Патентно-правовые |
ТРУДОЕМКОСТЬ (общая, структурная, удельная, относительная) |
МАТЕРИАЛОЕМКОСТЬ (общая, структурная, удельная, относительная) |
ЭНЕРГОЕМКОСТЬ |
БЛОЧНОСТЬ (сборность) |
показатели конструктивной стандартизации и унификации |
прочие показатели технологичности | ||||||||
длительность рабочего времени |
потребляемая мощность |
производительность |
степень автоматизации |
КПД |
прочие показатели назначения |
безотказность |
долговечность |
ремонтопригодность |
сохраняемость | |||||||||||
экономические |
капиталовложения эксплуатационников в машину |
капитальные вложения в производство | ||||||||||||||||||
себестоимость единицы
продукции или работы, |
себестоимость машины (общая, структурная, удельная и относительная) | |||||||||||||||||||
прочие экономические
показатели |
лимитная цена машины | |||||||||||||||||||
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ |
Информация о работе Техническо-экономический анализ новой техники, технологий, НИОКР