Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:43, реферат
В Японии еще в 60-х годах в государственном масштабе сформировалась система ориентации и поддержки перспективных наукоемких и технологически интенсивных отраслей.
В Японии существуют три основных организации, ответственные за проведение национальной научно-технической политики:
Министерство образования;
Агентство науки и технологии, отвечающие за фундаментальные исследования, а также Министерство внешней торговли и промышленности
(МИТИ), поддерживающее промышленные НИОКР.
Форсирование НТП в Японии было связано, в основном, с решением ряда стоящих перед страной задач: в кратчайшие сроки резко развить производительные силы и достичь уровня НТР лидирующих стран; обеспечить возрастающую экспортную ориентацию экономики; смягчить воздействие структурной перестройки экономики в сторону ускоренного развития сферы услуг.
В ходе восстановительного периода технология рассматривалась в качестве важного приоритета – для реконструкции японских предприятий импортировались новейшие технологии. Для финансирования соответствующих закупок использовались ограниченные запасы иностранной валюты, а также предоставлялись скидки по налогу на импорт.
В настоящее время во всех развитых странах правительства озабочены проблемой стимулирования нововведений, причем не только их научно- исследовательских стадий, а всего процесса в целом.
Сегодня проведение НИОКР требует крупных затрат и сопровождается высокими рисками. Период коммерциализации нововведения обычно довольно длительный. Поэтому частные компании стремятся разделить риск финансирования исследований и разработок, особенно фундаментальных, с государством.
Потребность в разделении рисков и участии государства в финансировании
НИОКР была осознана в Японии после окончания второй мировой войны, когда и было образовано МИТИ. Последнее координировало технологическую и промышленную политику и внешнеэкономические связи, проводя соответствующую финансовую политику (совместно с Министерством финансов).
Введение…………………………………………………………………3
Структура финансирования НИОКР……………………………….4
Роль государства в сфере НИОКР………………………………….6
Подход «стартовые деньги»………………………………………...8
Финансирование приоритетных областей развития……………..13
Современные тенденции финансирования инновационной деятельности……………………………………...21
Заключение……………………………………………………………..22
Список литературы…………………………………………………….24
5. Современные
тенденции финансирования
В октябре 1995 года японским парламентом был принят Научно-технический билль, получивший название «Основополагающий закон по науке и технологиям».
В законе
были сформулированы
В июне 1996 года на базе этого закона был составлен и принят
«Основополагающий
план по науке и технологиям».
Он должен был
Основополагающего
плана. Таким образом, по
Необходимо отметить, что в Японии на НИОКР тратиться 2,8% ВВП. Однако доля госбюджета в этих ассигнованиях крайне мала (0,6%). Составители
Основополагающего плана как раз и хотят поднять степень участия государства в расходах на науку.
К недостаткам
плана можно отнести то, что
в результате лоббирования
В 2001 году должен быть принят второй Основополагающий план по науке и технологиям на следующие пять лет.
В 1997-1999 годах
произошел мощный всплеск
ВТО, которые
предусматривают дальнейшую
Борьба за
его передел требует
Слияния с
компаниями другого профиля
Поскольку слияния происходят преимущественно между компаниями промышленно развитых стран, это ведет к интенсификации перетока инвестиционных капиталов прежде всего между ними. Приток прямых иностранных инвестиций в
Японию в
1999 году возрос почти впятеро
и достиг 14 млрд. долларов. Однако, в
том же году японские ТНК, в свою очередь,
инвестировали за рубежом 23 млрд. долларов.
Заключение
В заключение
можно сделать следующие
В принципе, в Японии не обеспечивается оптимального, с точки зрения всего общества, финансирования исследований и разработок со стороны частного сектора. Во-первых, фундаментальные исследования по самой своей природе весьма рискованное предприятие. И рискуют, прежде всего, корпорации, так как им приходится инвестировать средства под эти исследования. Во-вторых, результаты фундаментальных исследований нередко непредсказуемы, область их коммерческого применения может выходить за сферу коммерческих интересов фирмы. В этом случае фирмы, по существу, финансируют исследования, результатами которых пользуются другие фирмы. Внешние потери не позволяют фирме-инноватору получать все выгоды от своих изобретений. Поэтому неопределенность результатов НИОКР удерживает многие фирмы от затрат ресурсов. Однако если их идеи можно осуществить в ходе проекта, поддерживаемого государством, компании также готовы вложить в него часть средств.
Японская
промышленная политика
Государство
играет все более активную
роль в стимулировании
В последнее
время наблюдается тенденция
к усилению регламентации
Сейчас можно
с уверенностью сказать, что
сосредоточение усилий на
Список литературы
1. Бакош Г. «Технологическая политика в Японии: уроки для стран Восточной
Европы». – Журнал «Вопросы экономики» №9, 1997 г.
2. Барон Л. «Бюджет развития по-японски». – Журнал «Япония сегодня» №4,
1997 г.
3. Загашвили В., Шишков Ю. «Мировая торговля и международные инвестиции».
– Журнал
«Мировая экономика и
4. Мильнер, Олейник,
Рогиненко «Японский парадокс (реальность
и противоречия
5. Хосака Н. «Финансирование науки – это тоже наука». – Журнал «Япония сегодня» №3, 1997 г.
6. «Япония. Экономика, общество и научно-технических прогресс» под ред.
Зайцева В.К., Певзнера Я.А., Рамзеса В.Б. – М.: Изд-во «Наука», 1988г.
7. «Японский опыт для российских реформ», Выпуск 1: Кравцевич А.И.
«Система
приоритетного финансирования
«Диалог», МГУ, 1998 г.
Япония
В Японии наиболее
сильно проявились тенденции централизации
в области научно-технического прогресса
(НТП). Государство в лице Министерства
экономики, торговли и промышленности
(МЭТП) берет на себя такие функции
централизованного управления, аналога
которым нет в США и даже во многих западноевропейских
странах. Это выработка стратегических
долгосрочных направлений развития и
финансирования государственных программ
научных исследований, обеспечивающих
реализацию этих направлений, координация
государственной и частной предпринимательской
стратегии и тактики развития, тесное
взаимодействие частных компаний и государства.
Процесс централизации
и регулирования сферы научно-
финансирования
науки через государственные
министерства и создание гигантских
постоянно действующих
развитие централизованных
научных комплексов крупных корпораций,
получающих крупные государственные
заказы;
формирование
международных институтов, программ,
проектов.
В Японии государственная
экономическая политика тесно увязана
с инновационной политикой, что
представляется чрезвычайно важным
применительно к НИОКР.
Общие подходы
к роли государства в регулировании
экономики распространяются также и на
национальную инновационную политику.
Принципы, на которых строится политика
Японии по созданию благоприятных условий
для стимулирования инновационной деятельности,
следующие.
Финансовая поддержка
приоритетных отраслей промышленности
посредством субсидий и дешевых кредитов,
выдаваемых государственными финансовыми
организациями через Японский банк развития
и Японский экспортно-импортный банк.
Преференциальное
распределение иностранной
Стимулирование
импорта новейших иностранных технологий
и технической кооперации японских
фирм с иностранными компаниями.
Защита возникающих
отраслей посредством установления высоких
импортных пошлин и нетарифных барьеров.
Специальная система
ускоренной амортизации для импортируемого
оборудования, что уменьшает налогообложение
японских фирм и делает возможным
увеличение их капиталовложений в новые
промышленные предприятия и проекты.
Уникальная система
административного
Характерной особенностью
японской системы управления инновационной
политикой является наличие развитых
горизонтальных связей, что обеспечивает
широкое участие всех государственных
и частных организаций, заинтересованных
в формировании государственной экономической
политики путем ее всестороннего обсуждения.
Другой важной
особенностью и отличием японской системы
управления является то, что она
позволяет формировать
В системе государственного
управления инновационной деятельностью
в Японии существенную роль играют исследовательские
организации — мозговые центры по мониторингу
инновационных процессов и их прогнозированию.
Около 300 таких
государственных и частных
Государственное
регулирование отношений
В Японии государство
воздействует на развитие инновационных
процессов также и посредством
интенсивной конкуренции. В лице
МЭТП оно так управляет
Государство оказывает
прямое воздействие на инновационную
деятельность посредством распределения
финансовых ресурсов из государственного
бюджета через соответствующие министерства
и ведомства. За счет этих ресурсов проводятся
исследования в государственных лабораториях,
частных фирмах и академических научно-исследовательских
организациях. Структура финансирования
отражается определяющим образом на направлениях
и качестве проводимых исследований.
До последнего
времени в основе развития японских
НИОКР лежал принцип широкого
заимствования технологии из-за рубежа
с последующим ее быстрым усовершенствованием
и оперативным внедрением в производство.
Однако возросшие трудности в приобретении
новых зарубежных патентов и лицензий
побудили Японию встать на путь развития
собственных исследований не только в
прикладной, но и в фундаментальной области.